Программа элективного курса для обучающихся 7-8 класса «Вероятность и статистика»
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
Программа элективного курса для обучающихся 7-8 класса "Вероятность и статистика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Йошкар-Олы»
Программа элективного курса
для обучающихся 7-8 класса
«Вероятность и статистика»
Автор: Чендемерова Людмила Анатольевна
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс “Вероятность и статистика” предназначен для учащихся 7-8 класса, который компенсирует недостатки обучения по математике, дополняет и углубляет базовое предметное образование. Кроме этого, одно из направлений курса – подготовка школьников к успешной сдаче экзаменов в форме ГИА-9. Уже в 2011 году в задания ГИА-9 по математике были включены задачи по теории вероятности и комбинаторике. Это было учтено в элективном курсе «Вероятность и статистика».
Курс ориентирован на развитие у школьника умений решать задачи практического характера: представление данных в таблицах и диаграммах; описательная статистика; случайные события и вероятность; математическое описание случайных событий; вероятности случайных событий; сложение и умножение вероятностей; элементы комбинаторики. Он развивает умение работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить интерпретацию результатов, полученных при исследованиях и опросах общественного мнения.
Планирование рассчитано на 1 час, всего 68 часов. (34 часа в 7 классе, 34 часа в 8 классе). В программе курса указана тематика задач, перечислены основные изучаемые методы их решения. Соответствующие теоретические вопросы входят в программу основной программы; на занятиях курса при необходимости они повторяются в ходе решения задач. Основная методическая установка курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя.
ЦЕЛИ КУРСА:
- Формирование у учащихся первоначальных вероятностно-статистических представлений;
- дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, законченное элементарное представление о теории вероятностей и статистике и их тесной взаимосвязи;
- подчеркивать тесную связь этих разделов математики с окружающим миром, как на стадии введения математических понятий, так и на стадии использования полученных результатов; иллюстрировать материал яркими, доступными и запоминающимися примерами;
- развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
- расположение к самостоятельному поиску решений.
ЗАДАЧИ:
- Ознакомить с процессом построения модели вероятностных событий, учить анализировать их;
- сформировать у школьников представление о статистическом исследовании;
- развивать у школьников коммуникативных умений и навыков, навыков самостоятельной работы, самооценки и взаимооценки;
- формировать навыки и интерес к научной и исследовательской деятельности и воспитывать устойчивый интерес к математике;
- подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате успешного изучения курса обучающиеся должны :
Знать основные понятия теории вероятностей и математической статистики.
Видеть в конкретных научных, технических, житейских проблемах вопросы, задачи, допускающие решения методами теории вероятностей, уметь формулировать и решать такие задачи.
Уметь вычислять вероятности событий, пользуясь различными определениями вероятности и формулами; представить событие в виде комбинации нескольких элементарных событий; использовать приближенные формулы для вычисления вероятностей; решать простейшие задачи математической статистики; интерпретировать полученные результаты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Кол-во часов | Форма подведения итогов | Дата |
Таблицы | ||||
7 класс | ||||
1. | Введение. Что изучает теория вероятностей. | 1 | ||
2. | Статистические данные в таблицах | 2 | ||
3. | Поиск информации в таблицах | 1 | ||
4. | Вычисления в таблицах | 1 | ||
Диаграммы | ||||
1. | Столбиковая диаграмма | 2 | ||
2. | Круговая диаграмма | 2 | ||
3. | Диаграмма рассеивания | 2 | практ. раб. | |
Описательная статистика | ||||
1. | Среднее значение | 3 | ||
2. | Медиана | 3 | ||
3. | Наибольшее и наименьшее значение. Размах | 3 | ||
4. | Отклонения. Дисперсия | 2 | практ. раб. | |
Случайные события и вероятность | ||||
1. | Случайные события | 3 | ||
2. | Вероятности и частоты | 2 | ||
3. | Монета и игральная кость в теории вероятности | 4 | практ. раб. | |
Математическое описание случайных событий | ||||
1. | Случайные опыты | 1 | ||
2. | Элементарные события | 2 | зачёт | |
8 класс | ||||
3. | Вероятности элементарных событий | 3 | ||
4. | Благоприятствующие элементарные события | 3 | ||
5. | Вероятности событий | 3 | практ. раб. | |
Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей | ||||
1. | Противоположное событие. Диаграммы Эйлера | 3 | ||
2. | Объединение событий | 3 | ||
3. | Пересечение событий | 3 | практ. раб. | |
4. | Правило сложения вероятностей | 2 | ||
5. | Формула сложения вероятностей | 2 | ||
6. | Случайный выбор | 2 | ||
7. | Умножение вероятностей | 2 | зачёт | |
Элементы комбинаторики | ||||
1. | Правило умножения | 2 | ||
2. | Перестановки. Факториал | 2 | ||
3. | Сочетание | 2 | ||
Урок – зачёт “Счастливый случай” | 1 | зачёт | ||
Итоговое занятие. Защита проектов. | 1 | Защита проектов. | ||
Всего | 68 |
Использованная литература:
Булычев В.А. Вероятность вокруг нас и в школьном учебнике математике. – М. Мир,1996.
Бунимович Е.А. Вероятность и статистика. М., «Дрофа», 2009.
Бунимович Е.А., Суворова С.Б. Методические указания к теме «Статистические исследования».// Математика в школе, № 3 – 2003
Лютикас В.С. Факультативный курс по математике. Теория вероятности. –М.Просвещение, 1990.
Плоцки А. Вероятность в задачах для школьников. М. Просвещение, 1996.
Семеновых А. Комбинаторика. // Математика. Приложение газеты «Первое сентября», № 15, 16, 17 – 2004
Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко. Теория вероятностей и статистика – 2-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. – 256 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. изд. М.:Просвещение,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов "Информационная культура"
Цель элективного курса формирование знаний, умений и навыков информационной учебной деятельности...
программа элективного курса для обучающихся 9 класса
Календарно-тематическое планирование элективного курса для обучающихся 9 класса " Трудные вопросы орфографии и пунктуации...
Программа элективного курса для обучающихся 10 класса:" Жизнь по заказу".
Программа элективного курса по биологии: " Жизнь по заказу: размножение и развитие в органическом мире" для обучающихся 10-ых классов рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).Программа содержит п...
Авторская программа элективного курса для обучающихся 10-11 классов "Способы решения тригонометрических уравнений"
Курс содержит теоретическое обоснование к каждому разделу тригонометрии, являющееся небольшим справочником по практическому материалу, позволяющий систематизировать бзовый уровень, теоретические знани...
Программа элективного курса для обучающихся 9 класса "Избранные вопросы математики"
Программа элективного курса разработана для повторения и подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме (ГИА)....
Программа элективного курса для обучающихся 9 класса
Авторская программа элективного курса по технологии для обучающихся 9 класса (девушки) "Свой дом украшу я сама"...
Программа элективного курса для обучающихся 9 классов «Изучаем русский с интересом!»
Занимательный элективный курс по русскому языку...