Конспект урока математики в 6 классе. Тема "Координатная плоскость".
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Конспект урока математики на тему "Координатная плоскость" в 6 классе. Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_sisteme_koordinat.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс конспектов уроков математики
ФИО участника | Название ОУ | Электронный адрес, телефон |
Синельникова Екатерина Геннадьевна | МОУ Гимназия №4 г.Волгограда | sinelnikova20101966@mail.ru |
Класс | Тема | УМК |
6 | Прямоугольная система координат | «Математика: 6 класс» Бунимович |
Основные дидактические цели урока:
- сформировать потребность у учащихся в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями;
- организовать деятельность учащихся по необходимости введения прямоугольной системы координат;
- сформировать у учащихся навык нахождения координат точки и построения точки по ее координатам.
Структура урока:
- актуализация знаний учащихся
- мотивация
- введение прямоугольной системы координат
- построение алгоритма нахождения координат точки на плоскости
- отработка навыка нахождения координат точек на плоскости
- вывод алгоритма построения точки по заданным координатам
- итог урока ( определи свои координаты)
- домашнее задание
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Над Землёю ночью поздней, -Да, при астрономических наблюдениях небесный свод с землей в накрывается координатной сеткой -Давайте рассмотрим звездную карту неба. -Как построена карта звездного неба? -По этой карте мы может определять местоположение звезд. - А как? - Есть одна планета-сад - А как можно описать положение нашей планеты? -Но на расстоянии ….световых лет от солнца может находиться несколько объектов, наверное надо знать еще какую то характеристику, например угол наклона -На крутом берегу величаво стоит А над городом белые чайки летят. - А как можно определить положение нашего города Волгограда на карте планеты Земля? -Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести хорошо теперь известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами -Кто может назвать местоположение Волгограда на карте? Географические координаты? - А вот и ваша школа. Что может определить ее положение на карте нашего города? -А что определяет положение нашего кабинета в школе? -Когда мы определяли положение того или иного объекта какими характеристиками мы пользовались? - Как назвать их одним словом? -Что же надо знать, чтобы определить положение того или иного объекта на прямой, на плоскости, в пространстве? -А что такое координаты? - Те величины, которые вы называли, определяя положение звезды, земли, Волгограда, школы, кабинета это и были координаты. - А если я попрошу, Вася, оставь, мне свои координаты. Что Вася мне оставит? -А теперь давайте рассмотрим наш кабинет. И постараемся определить месторасположение каждого из вас. -Давайте построим план нашего кабинета. Каждый из вас отмечен точкой. -Определите координаты каждого из вас на этом плане. -Можно это сделать? -Почему? -Давайте представим, что у нас в классе один ряд. И все точки находятся на одной прямой. Нам надо найти координаты Пети на этой прямой. -А если я точку отсчета поставлю в другом месте? -А считаю, что его координата равна -5. -От чего же будут зависеть ваши координаты? -Точка отсчета, начало отсчета обозначается 0, направление на прямой показывается стрелочкой. -Вы знакомы с такой прямой? Как она называется? -Чем еще характеризуется координатная прямая? -Итак, на координатной прямой выбрано начало отсчета, указано направление, выбран единичный отрезок. Назовите теперь координаты точек лежащих на координатной прямой. -Как найти координаты точки Д? (точка не лежит на прямой) -Достаточно ли одной прямой? -Как она должна быть расположена? -Что на ней должно быть указано? -Мы с вами построили систему координат. Что мы будем называть системой координат? -Такая система координат называется прямоугольной системой координат -Определите координаты некоторых точек. -Давайте изменим положение системы координат на нашем плане… -Можете ли вы найти координаты точек? -Вы испытываете затруднение? -Каких вам знаний не хватает? -Какая же тема сегодняшнего урока?
| -третья планета от солнца или ….световых лет от солнца -По географическим координатам Широта и долгота (широта – параллели, долгота – меридианы) -48°43’9"с.ш. 44°30’6"в.д. -Улица, дом -Этаж, номер кабинета -Широта, долгота, улица, дом, этаж -Координаты -Координаты -Характеристики, показывающие нахождение кого либо или чего –либо. -Адрес, номер телефона. Это тоже координаты. Характеристики, которые помогут определить место положения Василия. 1 ряд, вторая парта, 1 вариант. -Нет -Не знаем где начало, откуда вести отсчет -Его координата равна 3 -Тогда его координата равна 5 -Где выбрана точка отсчета. И как указано направление -Координатная прямая -Единичным отрезком -Дети читают и выписывают координаты точек, лежащих на координатной прямой -Одной прямой не достаточно. - Нужна еще одна прямая – вертикальная. Провести, совместив начало отсчета обеих прямых -Единичный отрезок и направление. -Две взаимно перпендикулярные прямые с заданными направлениями и заданными единичными отрезками. -Учащиеся определяют координаты указанных точек -Нет -Да -Не умею находить координаты точек в прямоугольной системе координат. Нахождение координаты точек в прямоугольной системе координат. |
Обсуждение на доске: -Что изображено на доске? -Как называются прямые? -Сколько четвертей образуется при пересечении двух координатных прямых? -Как они нумеруются? -Сколько чисел можно поставить в соответствие каждой точке в системе координат? -Сколько точек соответствует любой паре чисел? -Как они называются? -Какая координата пишется на первом месте? -Какая координата пишется на втором месте? -Расскажите, как определить координаты точки в системе координат? -Определите координаты указанных точек. - А если я при записи перепутаю местами координаты? -Это упорядоченная пара чисел, т.е при записи важен порядок. -Есть желание потренироваться находить координаты точек в прямоугольной системе координат? -Постройте в тетради прямоугольную систему координат -Работаем в парах. -Поменяйтесь тетрадями и отметьте по три точки в построенной системе координат. -Верните тетрадь. Определите координаты отмеченных точек. -Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. -Кто сделал ошибки? Кто не допустил ошибок? -В чем ты допустил ошибку? Какие затруднения вызвало у вас это задание? | -Прямоугольная система координат Горизонтальная Ось х –ось абсцисс Вертикальная Осьу-ось ординат -4 -Против часовой стрелки -Одну пару -Одна -Координаты -Абсцисса -Ордината -Учащиеся смотрят на слайд и формулируют алгоритм нахождения координат точки:
-Учащиеся находят координаты точек. -Нельзя -Да -Строят в тетради -Учащиеся работают в парах -Учащиеся формулируют затруднения, анализируют допущенные ошибки. |
-Итак, чему мы научились? А можем ли мы сформулировать обратную задачу? -Как построить в прямоугольной системе координат точку с координатами (-1;4)? -Расскажите, сформулируйте алгоритм построения точки по указанным координатам в прямоугольной системе -Работа в тетрадях. Постройте в прямоугольной системе координат точки с заданными координатами. -У кого это задание вызвало затруднение? Определите, в чем было вызвано затруднение? -Какую задачу вы сейчас решали? | -Находить координаты точек в системе координат -Да, строить точку по заданным координатам. -По оси х влево отсчитать 1 ед отрезок, затем 4 ед отрезка вверх по оси у. -Дети смотрят на слайд и формулируют алгоритм построения точки по указанным координатам: 1.Найти на оси абсцисс число, соответствующее первой координате. Провести через него перпендикуляр к оси х 2. Найти на оси ординат число, соответствующее второй координате. Провести через него перпендикуляр к оси у 3. Точку пересечения обозначить большой латинской буквой. -Учащиеся работают в парах. -Построение точки по ее координатам |
-Давайте вернемся к нашему плану. -Итак, на нашем плане мы точками обозначили ваши места. Ввели прямоугольную систему координат. Каждой точке мы поставили в соответствие пару чисел абсциссу и ординату. -Кто в нашем кабинете сидит на месте с координатами (-2;3)? (1;-2)? -Поднимите руку, кто сидит на месте с абсциссой, равной 2? -Поднимите руку, кто сидит на месте с ординатой, равной 3? -Поднимите руку, кто сидит на месте, где абсцисса равна ординате? | -Учащиеся определяют свое местоположение в классе по координатам в соответствии с планом класса и заданной системой координат. |
-Ваши руки свидетельствуют о том, что вы научились что делать? | -Находить точку, зная ее координаты. |
Вам знакома эта песенка? Вот как она выглядит, если ее записать, используя нотную грамоту. А так она выглядит, если ее записать в прямоугольной системе координат. Поэтому ваше домашнее задание: Запишите свою песню в прямоугольной системе координат. |
Резюме
В ходе данного урока был реализован системно-деятельностный подход: наличие мотивации на каждом этапе урока; система вопросов учителя, из которых большинство вопросы анализа и синтеза, вывод учащимися алгоритмов определения координат точек и построения точек.
Методическими особенностями урока являются:
- оригинальная фабула урока (путешествие от далеких звезд к нашей Планете, к парте, к каждому ученику);
- система проблемных ситуаций, проблемных задач;
- вывод учащимися алгоритмов построения точки по заданным координатам и нахождения координат данных точек;
- работа в парах;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложений
Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложенийУчебник Дорофеева и Петерсон "Математика,5"Программа "Школа 2000"...
Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.
Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Конспект урока математики 6 класс
Тема урока "Понятие координатной плоскости"...
Конспект урока математики 1 класс
Тема: Числа 6, 7. Написание цифры 6....
Конспект урока математики по теме: "Координатная плоскость"
Конспект урока по теме: Координатная плоскость,для 6 класса...
Тема урока: «Порядок выполнения действий». Конспект урока математики 5 класс
Нам урок пора начать.Пришло время вычислять.И на трудные вопросыВы ответ сумейте дать.Будь внимателен, дружокНачинаем мы урок. Посмотрите, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка. Вс...