Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложений
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложений
Учебник Дорофеева и Петерсон "Математика,5"
Программа "Школа 2000"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Тема: Равносильность предложений
Предмет: математика
Класс 5
Учитель: Батилова Е. Н.
Тема : | Равносильность предложений |
Основная цель: | 1) Сформировать представление о равносильных высказываниях, способность в простейших случаях к установлению отношения равносильности и его записи с помощью знака 2) Повторить и закрепить виды высказываний, понятие темы и ремы, признаки делимости, разностное и кратное сравнение, решение уравнений, теоретико-множественные представления и символику. |
План урока.
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Постановка проблемы
- «Открытие» детьми нового знания
- Первичное закрепление
- Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
- Повторение
- Итог занятия
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня нам предстоит заниматься одним из интереснейших разделов математики – логикой. Это не первая наша встреча с логикой. Когда мы с вами изучали тему «Высказывания», мы уже занимались логическими заданиями, определяя вид высказываний, доказывая истинность или ложность каких-либо утверждений. Сегодня нам предстоит продолжить знакомство с Логикой, ее языком, законами и интересными логическими задачами. Но сначала, как всегда, разминка.
- Актуализация знаний
Устная работа:
1) Цифра сотен трехзначного числа – 4, цифра единиц – 3. Зная, что это число кратно 9, определите его цифру десятков. (423)
СОТНИ | ДЕСЯТКИ | ЕДИНИЦЫ | ||
4 | 3 | | На 9 |
2) Дан ряд чисел 423, 408, 393, 378, …
-Установите закономерность и продолжите ряд на три числа (363, 348, 333;)
-Что интересного вы заметили? (каждое следующее число меньше предыдущего на 15; все числа делятся на 3)
-По каким признакам можно классифицировать это множество чисел? (На какие два множества можно их разделить?)
(Числа, оканчивающиеся на 3 и на 8; числа, не имеющие совпадающих цифр и имеющие таковые; числа, в разряде сотен которых стоит 3 или 4 и т.д.)
- Какое число, по вашему мнению, «лишнее»? (число 333 записано одинаковыми цифрами, остальные – нет; число 408 имеет цифру 0 в записи, остальные – нет, и т.д.)
- Представьте число 408 в виде суммы разрядных слагаемых (400+8).
-Попробуйте записать это число, используя свои знания о степени
408 = 22102+23
-Дайте характеристику числу 408 ( натуральное, трехзначное, составное, четное, состоит из четырех сотен и восьми единиц, предыдущее – 407, последующее – 409)
-Чему равна сумма цифр числа 12?
-Запишите все делители числа 12 (1, 2, 3, 4, 6, 12)
-Хорошо. А теперь получите индивидуальное задание:
разделите высказывания на две группы, в каждую группу должны попасть высказывания, имеющие одинаковый смысл, или, как говорят математики – равносильные:
ЧИСЛО 12 ИМЕЕТ БОЛЬШЕ ДВУХ ДЕЛИТЕЛЕЙ
ЧИСЛО 12 ДЕЛИТСЯ НА 3
ЧИСЛО 12 КРАТНО 3
ЧИСЛО 3 ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЛИТЕЛЕМ 12
ЧИСЛО 12 СОСТАВНОЕ
1 группа: ЧИСЛО 12 ИМЕЕТ БОЛЬШЕ ДВУХ ДЕЛИТЕЛЕЙ
ЧИСЛО 12 СОСТАВНОЕ
2 группа: ЧИСЛО 12 ДЕЛИТСЯ НА 3
ЧИСЛО 12 КРАТНО 3
ЧИСЛО 3 ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЛИТЕЛЕМ 12)
- Какое высказывание «лишнее»?
ЧИСЛО 3 ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЛИТЕЛЕМ 12,
т.к. его тема не совпадает с темой всех остальных высказываний
- Постановка проблемы
Если все ответили правильно, то поднять вопрос о том, как короче можно сказать фразу «значат одно и то же», и как короче эту фразу записать
Если кто-то ошибся, выяснить, связана ошибка с непониманием сути высказывания, или произошла путаница понятий вид высказывания (все высказывания истинные) и смысл высказывания, затем поднять вопрос о том, как короче можно сказать фразу «значат одно и то же», и как короче эту фразу записать.
- «Открытие» детьми нового знания.
Вспомнить, как короче записывается тот факт, что одно числовое выражение равно другому.
14 + 5 = 10 + 9 = 6 + 13
7∙8 – 20 = 56 – 20 =36
Ввести термин равносильность и знак
Пояснить, что так же как бывают цепочки равенств, бывают и цепочки равносильных предложений.
Например
(2х – 3):5+3=6 (2х – 3):5=3 2х – 3=15 2х=18 х=9
- Первичное закрепление.
На доске закреплены высказывания, ученикам требуется составить из них цепочку, которую можно соединить знаком равносильности
Х –2 =У
У = Х –2
Х + 2 =У
У + 2 = Х
У - 2 = Х
Х = У - 2
Я могу предположить, что, если в высказывании поменять тему и рему, то получится равносильное высказывание. Всегда ли будет именно так?
Привести контрпримеры.
Все кошки четвероногие Все четвероногие – кошки
Когда наступает ночь, я засыпаю Когда я засыпаю, наступает ночь
Давайте попробуем с помощью знака равносильности записать признаки делимости на 2, на 3 и на 5
число кратно 2
число четное
число кратно 3
число кратно 5
последняя цифра 5
последняя цифра 5 или 0
последняя цифра 3
сумма цифр делится на 3
сумма цифр делится на 5
последняя цифра 2
Иногда возникает ситуация следования, но не равносильности.
Какими же словами можно в речи заменить знак равносильности? ()
в том и только в том случае
тогда и только тогда
если и только если
6.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
№ 815 (стр. 163), только признак деления на 9
№820(а, б, д)
7. Повторение
№816(а, в, д) (стр 163)
№818 (у доски)
- Итог занятия
Что нового узнали? (Понятие и знак равносильности)
Домашнее задание №822 (на 10), № 823(1), 824
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-повторения по теме "Сложное предложение" в 6 классе
Конспект урока в 6 классе, повторение материала в начале года....
Конспект урока + презентация по теме: «Назывные предложения»
На данном примере показан "рабочий урок" в системе работы над предложением, главная цель которого- дать понятие о назывном предложении и сформировать умение правильно применять его в речи....
Конспект урока математики по теме: "Проценты". Учебник. Математика 5 класс.Автор Н. Я.Виленкин
Обобщающий урок по теме: Проценты. Подготовка к контрольной рвботе....
Конспект урока письма по теме «Составление предложений»
Цель урока: Обобщение и закрепление знания учащихся по теме «Предложения»...
Конспект урока ФГОС по теме "Виды предложений по цели высказывания"
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Виды предложений по теме высказывания"...
Конспект урока.Обобщение по теме «Односоставное предложение» (с использованием здоровьесберегающих технологий).
Цели урока:1.Обобщить изученное по теме «Односоставное предложение».2.Совершенствовать умение определять вид односоставного предложения; совершенс...
Конспект урока, презентация по теме "Назывные предложения", 8 класс
Тип урока: усвоение новых знанийПедагогические задачи: создать условия для обучения и распознаванию назывных предложений, нахождению их главного члена, определению способов его выражения, разграничени...