урок по математике в 5 классе "Задачи на проценты"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Урок систематизации и обобщения материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_gogokina_4.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 5 классе
Составила: учитель ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево Гогокина Ирина Николаевна
Предмет: математика
Тема урока: Задачи на проценты.
Цели:
- предметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты, использовать данное понятие в процессе реальной ситуации и решать основные типы задач на проценты;
- метапредметные: уметь обрабатывать информацию; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности;
- личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Форма проведения занятия: урок-игра с использованием учебно-лабораторного оборудования (мобильного класса)
Технология: ИКТ, игровая, уровневая дифференциация
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная
Межпредметные связи: экономика
Оборудование: доска, экран, проектор, ноутбуки, карточки самооценивания.
Структура и ход урока
Этап урока | Продолжите льность этапа (в мин) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые образовательные результаты |
1.Организационный этап(мотивация урока) | 5 | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Включаются в деловой ритм урока. Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: организация своей учебной деятельности;целеполагание. Личностные: мотивация учения;самоопределение. |
2.Актуализация знаний | 5 | Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | 15 | Организация и контроль за процессом решения задач. | Работают индивидуально над поставленными задачами. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | 2 | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | 10 | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся в парах работают на ноутбуках, анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | 2 | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании | 1 | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||||||
1. Организационный этап 1.1Проверка готовности к уроку. -Здравствуйте ребята! 1.2Мотивация учебной деятельности. Постановка темы и цели урока. -Ребята, я подводила итоги успеваемости за 3 четверть. В 5-а 9 учеников учатся на «отлично» и «хорошо», а в 5-б -11, но в 5-а- 20 учеников, а в 5-б -23 ученика. Как выяснить, какой класс лучше учится? - Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен. - Ребята, а в жизни мы часто встречаемся с этим понятием? Прием «Фантазер» . -Назовите 3 способа применения знаний по этой теме в жизни . - Вот видите, как важно знать ,что такое проценты и уметь решать задачи на проценты. Значит, полученные на уроках математики знания помогут вам в дальнейшем не только при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока), при сдаче экзаменов, но и в жизни. Недаром великий Ломоносов утверждал: «Математику затем учить уже следует, что она ум в порядок приводит». -Итак, тема нашего урока- Решение задач на проценты. -Чему вы можете научиться на уроке? я научусь... я получу возможность … - Откройте тетради и запишите тему урока. -Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя ; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику. У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "3" - справился с задачей без затруднений, "2" - справился с задачей, но возникали сложности, "1" - не справился с задачей. Откройте тетради и запишите тему | Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся предлагают свои решения поставленной проблемы. Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока. Оформляют листы оценивания. | ||||||||||||
1)Игра «Найди ошибку» 1)0,18=18%; 2)35%=0,035; 3)0,0002=0,02%; 4)8%=0,008; 5)3000=30%. Выпишите в тетрадь номера ошибочных примеров. -В листы оценивания фиксируем свои результаты. 2)Устный счет: Замените десятичные дроби процентами: 0,15 1,07 0,3 0,48 0,004 12,5 Проценты замените десятичными дробями: 42% 16% 5,2% 72% 115% 3% -В листы оценивания фиксируем свои результаты. 3)Давайте вспомним основные задачи на проценты. а) как найти процент от числа; Найдите: 4% от 25 Решение: 4% = 0,04 25 ⋅ 0,04 =1 б) как найти по проценту целую величину; Найдите: число, 8% которого равны 16. Решение: 16:8=2 2 * 100 =200. в) как найти процентное соотношение одного числа от другого. Сколько процентов составляет 12 от 60? Решение: 12 : 60 ⋅ 100% = 20%. -В листы оценивания фиксируем свои результаты. | Учащиеся устно выполняют предложенные задания и работают с сигнальными карточками. Заполняют листы оценивания. | ||||||||||||
3.Применение знаний и умений в новой ситуации -Следующий этап урока-«Учимся играя». Приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. Вы, работая индивидуально, должны выбрать задачи определенного уровня: на «1»-задача №1; на «2»-задачи № 1и №2 на «3»-задача №3. Пожалуйста, определитесь с уровнем и покажите мне при помощи сигнальной карточки. Время работы: 10 мин. 1 уровень 1. Классный руководитель – завуч школы. 1) В классе 27 учеников, 13 из них учатся на “4” и “5”. Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? (Ответ округлить до десятых процента). 2) 11 учеников посещают спортивные секции, 15 учеников посещают различные кружки. Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки? 2 уровень 2. Продавец магазина Ученики вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки. Товар: скидка на данный товар: Шуба - 30 500 рублей 12 % Сапоги – 5 800 рублей 10% Шапка - 2 300 рублей 5 % Кроссовки – 1 800 рублей. 6 % 3 уровень 3. Бухгалтер фирмы. Ставка сотрудника – 15 000 рублей. Доплата за совмещение обязанностей – 60 % Доплата на транспорт 10% Какова заработная плата сотрудника? Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник? -В листы оценивания фиксируем свои результаты. | Учащиеся выполняют решение предложенных задач согласно выбранному уровню сложности. По окончании работы над задачами, оценивают результат своей деятельности в листах оценивания. Самопроверка Ответ к задаче: 48,1% учащихся закончили четверть на“4” и “5” 42,3% учеников посещают спортивные секции, 57,7% учеников посещают различные кружки. Ответ к задаче: Шуба: скидка- 3660 сумма к оплате-26840 Сапоги: скидка- 580 сумма - 5220 Шапка: скидка- 115 сумма - 2185 Кроссовки: скидка -108 сумма - 1692
Ответ к задаче: Заработная плата сотрудника -25500 рублей, Премия -11475 рублей, Общая сумма- 36975 рублей, Налог- 4806,75 рублей, Сумма, которую получит сотрудник 32168,25 рубля. Учащиеся заполняют листы оценивания | ||||||||||||
4. Физкультминутка Давайте немного передохнем. Поднимает руки класс – это «раз». | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. | ||||||||||||
5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Ребята выполните тест http://testedu.ru/test/matematika/5-klass/ на ноутбуках и проверьте себя .В листы оценивания фиксируем свои результаты. 90-100% «3», 60-80%- «2», менее 60% - «1» Подсчитайте баллы и выставите себе оценку за урок. 13-15 баллов - «5», 10-12 баллов - «4», 7-9 баллов - «3» , менее 7 - «2» | Учащиеся в парах выполняют тест на ноутбуках http://testedu.ru/test/matematika/5-klass/ ,анализируют свою работу, заполняют карточки самооценивания. оценивают свою работу. | ||||||||||||
7. Рефлексия (подведение итогов урока) -Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? Выскажите свои мысли одним предложением, выбирая начало фразы. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я научился… у меня получилось … я смог… урок дал мне для жизни… мне захотелось… -Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. | Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. Выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | ||||||||||||
8. Информация о домашнем задании Решите следующую задачу: В семье Ивановых, состоящей из мамы, папы и пятилетнего Миши, семейный бюджет на месяц делится следующим образом:
Задания: 1 уровень. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Мишина мама зарабатывает 18 000 рублей, а Мишин папа 22 000 рублей в месяц. 2-3 уровни. Смогут ли Ивановы съездить через 6 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу) - 60 000 рублей. | Учащиеся получают карточки с домашним заданием. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике в 9 классе. "Проценты. Симметрия".
План урока в 9 классе. предварительная подготовка: учащиеся "открывают" банки, рисуют эмблемы, готовят рекламу....
Бинарный урок - путешествие (Математика-биология) Прогулка в лес. Тема урока: Проценты
Бинарный урок-путешествие "Прогулка в лес"(математика-биология)Тема урока математики: ПроцентыКласс: 5Урок обобщения пройденного материалаВремя: 45 минутЦели урока:отработка знаний, умений и нав...
План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»
Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты» Цель : 1.Решение задач на проценты. 2....
Открытый урок по математике 11 класс. Сложные проценты
Для подготовки к ЕГЭ данный материал актуален, так как проценты часто встречаются в задачах на ЕГЭ.На уроке вводится новая формула, помогающая быстро находить сложные проценты....
Урок по математике в 5 классе "Проценты" с УУД и слайдами.
Конспект разработан на 2 часа. Есть пояснительная записка, цели,задачи, структура урока с УУД, слайды....
Технологическая карта урока по математике "Решение задач на проценты", 5 класс
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и уменийОборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы....
Конспект урока по математике "Решение задач на проценты"
Конспект урока по математике...