урок по математике в 5 классе "Задачи на проценты"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Гогокина Ирина Николаевна

Урок систематизации и обобщения материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_gogokina_4.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  в  5   классе

Составила: учитель  ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево  Гогокина Ирина Николаевна

Предмет: математика

Тема урока: Задачи на проценты.

Цели:

- предметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты, использовать данное понятие в процессе реальной ситуации и  решать основные типы задач на проценты;

- метапредметные:  уметь обрабатывать информацию; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности;

- личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Форма проведения занятия: урок-игра  с использованием учебно-лабораторного оборудования (мобильного класса)

Технология: ИКТ, игровая,  уровневая дифференциация

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

Межпредметные связи: экономика

Оборудование: доска, экран, проектор, ноутбуки, карточки самооценивания.

Структура и ход урока

Этап урока

Продолжите

льность этапа

(в мин)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые образовательные результаты

1.Организационный этап(мотивация урока)

5

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Включаются в деловой ритм урока.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности;целеполагание.

Личностные: мотивация учения;самоопределение.

2.Актуализация знаний

5

Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

15

Организация и контроль за процессом решения задач.

Работают индивидуально над поставленными задачами.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

2

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

10

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся в парах работают на ноутбуках, анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

2

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании

1

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

1.1Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте ребята!

1.2Мотивация учебной деятельности. Постановка  темы и цели урока.

-Ребята, я  подводила итоги успеваемости за 3 четверть. В 5-а 9 учеников учатся на «отлично» и «хорошо», а в 5-б -11, но в 5-а- 20 учеников, а в 5-б -23 ученика. Как выяснить,  какой класс лучше учится?

- Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.

- Ребята, а  в  жизни мы  часто встречаемся с этим понятием?

  Прием «Фантазер» .

-Назовите  3 способа применения знаний по этой теме в жизни .

- Вот видите, как важно знать ,что такое проценты и уметь решать задачи на проценты. Значит, полученные на уроках математики знания помогут вам в дальнейшем не только  при решении задач по химии  (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока),  при сдаче экзаменов, но и в жизни. Недаром великий Ломоносов утверждал: «Математику затем учить уже следует, что она ум в порядок приводит».

-Итак,   тема нашего урока- Решение задач на проценты.

-Чему вы можете научиться на уроке?

я научусь...

я получу возможность …

- Откройте тетради и запишите тему урока.

-Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя ; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.

У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"3" - справился с задачей без затруднений,

"2" - справился с задачей, но возникали сложности,

"1" - не справился с задачей.

Откройте тетради и запишите тему

Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся предлагают свои решения поставленной проблемы.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока. Оформляют листы оценивания.

  1. Актуализация знаний.

1)Игра «Найди ошибку»

1)0,18=18%;  2)35%=0,035;  3)0,0002=0,02%;  4)8%=0,008;  5)3000=30%.

Выпишите в тетрадь номера ошибочных примеров.

-В листы оценивания фиксируем свои результаты.

2)Устный счет: 

Замените десятичные дроби процентами:        0,15   1,07     0,3     0,48     0,004   12,5

Проценты замените десятичными дробями:    42%      16%     5,2%     72%     115%    3%

-В листы оценивания фиксируем свои результаты.

3)Давайте вспомним основные задачи на проценты.

а) как найти процент от числа;

Найдите:  4% от 25

Решение: 4% = 0,04

                25  0,04 =1

б) как найти по проценту целую величину;

Найдите: число, 8% которого равны 16.

Решение: 16:8=2

                2 * 100 =200.

в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.

Сколько процентов составляет 12 от 60?

Решение: 12 : 60  100% = 20%.

-В листы оценивания фиксируем свои результаты.

Учащиеся устно выполняют предложенные задания и работают с сигнальными карточками. Заполняют листы оценивания.

3.Применение знаний и умений в новой ситуации

-Следующий этап урока-«Учимся играя».

Приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

Вы, работая индивидуально, должны выбрать задачи определенного уровня:

на «1»-задача №1;

на «2»-задачи № 1и №2

на «3»-задача №3.

 Пожалуйста, определитесь с уровнем и покажите мне при помощи сигнальной карточки. Время работы:  10 мин.

1 уровень

1. Классный руководитель – завуч школы.

1) В классе 27 учеников, 13 из них учатся на “4” и “5”.

Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? (Ответ округлить до десятых процента).

2) 11 учеников посещают спортивные секции,

15 учеников посещают различные кружки.

Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?

2 уровень

2. Продавец магазина

Ученики  вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.

Товар:                                       скидка на данный товар:

Шуба - 30 500 рублей                                 12 %

Сапоги – 5 800 рублей                                      10%

Шапка - 2 300 рублей                                      5 %

Кроссовки – 1 800 рублей.                              6 %

3 уровень

3. Бухгалтер фирмы.

Ставка сотрудника – 15 000 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

Доплата на транспорт 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?

-В листы оценивания фиксируем свои результаты.

Учащиеся  выполняют решение предложенных задач согласно выбранному уровню сложности. По окончании работы над  задачами, оценивают результат своей деятельности в листах оценивания.

Самопроверка 

Ответ к задаче:

  48,1% учащихся закончили четверть на“4” и “5”

  42,3% учеников посещают спортивные секции,

  57,7% учеников посещают различные кружки.

Ответ к задаче:

Шуба: скидка- 3660                                               сумма к оплате-26840

Сапоги: скидка- 580                                               сумма - 5220

Шапка:  скидка- 115                                              

сумма - 2185

Кроссовки:         скидка -108                          сумма - 1692

 

Ответ к задаче: 

Заработная плата сотрудника -25500 рублей,

Премия -11475 рублей,

Общая сумма- 36975 рублей,

Налог- 4806,75 рублей,

Сумма, которую получит сотрудник 32168,25 рубля.

Учащиеся заполняют листы оценивания

4. Физкультминутка

Давайте немного передохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Ребята выполните тест http://testedu.ru/test/matematika/5-klass/  на ноутбуках и проверьте себя .В листы оценивания фиксируем свои результаты.

90-100% «3»,  60-80%- «2»,  менее 60% - «1»

Подсчитайте баллы и выставите себе оценку за урок.

13-15 баллов - «5»,    10-12 баллов - «4»,    7-9 баллов - «3» ,  менее 7  - «2»

Учащиеся в парах выполняют тест на ноутбуках http://testedu.ru/test/matematika/5-klass/ ,анализируют свою работу, заполняют карточки самооценивания. оценивают свою работу.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

-Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? Выскажите свои мысли одним предложением, выбирая начало фразы.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

-Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Ребята  высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. Выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

8. Информация о домашнем задании

Решите следующую задачу:

В семье Ивановых, состоящей из мамы, папы и пятилетнего Миши,  семейный бюджет на месяц делится следующим образом:

Статья расхода

Процент от заработанной суммы

Оплата расходов на содержание квартиры

8

Плата за детский сад за 1 ребенка

6

Покупка продуктов

23

Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.)

23

В копилку

40

Задания: 

1 уровень. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Мишина мама зарабатывает 18 000 рублей, а Мишин папа 22 000 рублей в месяц.

2-3 уровни. Смогут ли Ивановы съездить через 6 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу)  - 60 000 рублей.

Учащиеся получают карточки с домашним заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике в 9 классе. "Проценты. Симметрия".

План урока в 9 классе. предварительная подготовка: учащиеся "открывают" банки, рисуют эмблемы, готовят рекламу....

Бинарный урок - путешествие (Математика-биология) Прогулка в лес. Тема урока: Проценты

Бинарный урок-путешествие  "Прогулка в лес"(математика-биология)Тема урока математики: ПроцентыКласс: 5Урок обобщения пройденного материалаВремя: 45 минутЦели урока:отработка знаний, умений и нав...

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»

         Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты»  Цель : 1.Решение задач на проценты.            2....

Открытый урок по математике 11 класс. Сложные проценты

Для подготовки к ЕГЭ данный материал актуален, так как проценты часто встречаются в задачах на ЕГЭ.На уроке вводится новая формула, помогающая быстро находить сложные проценты....

Урок по математике в 5 классе "Проценты" с УУД и слайдами.

Конспект разработан на 2 часа. Есть пояснительная записка, цели,задачи, структура урока с УУД, слайды....

Технологическая карта урока по математике "Решение задач на проценты", 5 класс

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и уменийОборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы....