Открытый урок по математике 11 класс. Сложные проценты
план-конспект занятия на тему
Для подготовки к ЕГЭ данный материал актуален, так как проценты часто встречаются в задачах на ЕГЭ.
На уроке вводится новая формула, помогающая быстро находить сложные проценты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока 11 класс.Математика. Сложные проценты | 62.5 КБ |
Приложения к уроку | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 11 классе учителя Васильевой Л.В.
Тема урока: Формулы сложных процентов.
Образовательные цели: - организовать деятельность учащихся по учению и первичному закреплению формул сложных процентов;
- сформировать умения учащихся применять знания формул сложных процентов в разнообразных ситуациях;
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и по самопроверке полученных знаний.
Развивающие цели: - развивать логическое мышление, творческие способности;
- развивать познавательный интерес учащихся.
Воспитательные цели: - воспитывать уважительные отношения друг к другу;
- воспитывать творческую, свободную и ответственную личность;
Тип урока: - Комбинированный урок;
Форма проведения: - “Урок творчества» с применением технологии КСО.
Задачи учителя:
- вывести совместно с ребятами ( в диалоге) формулы сложных процентов;
- сформировать понимание принципов моделирования задач по
предложенным схемам и формулам;
- обучить применять при решении задач новый алгоритм согласно
новым формулам сложных процентов.
Задачи ученика:
-понимать формулы сложных процентов;
-знать способы решения задач путем моделирования с помощью схем и
формул;
-уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности
и повседневной жизни.
Средства обучения Структура урока
- вопросы;
- задания;
- инструкции;
- карточки с тестом;
- наглядные пособия;
- компьютер, мультимедийный
проектор;
- раздаточный материал;
- учебная магнитная доска.
Ход урока:
- Организационный этап. (2 мин.)
Приветствие. Создание эмоционального фона. Общение с ребятами через задачи, которые будут являться мотивацией к обучению на уроке.
Задачи.
Хочу Вам рассказать о том, что пришлось мне услышать и увидеть.
- Однажды, в банке, женщина попросила меня объяснить, чем отличаются вклады, если процент начисления годовых - одинаковый.
- Соседка бабушка, наблюдая за рекламой о цене товара, не поняла, почему цена товара не стала равной, если цену снижали, а потом поднимали на один и тот же процент.
- Мой знакомый владелец фирмы спрашивает на сколько процентов я должен повысить з/п работникам за год сразу, если я должен был ее повышать в полгода раз.
- А мне бросаются в глаза порой непонятные и немыслимые рекламы.
Как вы видите, все эти вопросы касаются одной темы. Какой? (%) А где нужны проценты? И математика поможет с ними разобраться.
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе. (4мин.)
В ходе фронтального опроса учащиеся приходят к выводу.
1% = 1/100
1/100=0,01
все количество - 100%
х%=0,01х
Если А0 - первоначальное данное,
А - конечный результат, то х% от А0
А00,01х
+ А
Если А0 следует формула простых процентов.
- А
А=А0(1+0,01х).
Все выводы вывешиваются на плакатах на магнитную доску.
- Этап самостоятельного поиска к изучению нового материала. (3мин.)
- Ребята, попробуйте справиться с задачей.
На компьютере появляется текст:
Единый государственный экзамен МАТЕМАТИКА, 11 класс
Демонстрационный вариант.
По пенсионному вкладу банк выплачивает 10% годовых. По истечению каждого года эти % капитализируются, т.е. начисленная сумма присоединяется к вкладу. На данный вид вклада был открыт счёт в 50000 рублей, который не пополнялся и с которого не снимали деньги в течение 3 лет. Какой доход был получен по истечении этого срока?
- Я думаю, что с помощью формулы простых процентов нам придется долго решать эту задачу. Предлагаю совместно поработать:
- выделим смысловые этапы задачи;
- составим схему этой задачи;
- напишем формулы для каждого этапа.
- Этап усвоения новых знаний и способов действий. (12 мин.)
- Представим себе следующую схему задачи и попробуем по аналогии простых процентов вывести формулу сложных процентов.
Так как А1=А0(1+0,01х1)
А2=А1(1+0,01х2)
А=А2(1+0,01х3), то А=А0(1+0,01х1)(1+0,01х2)(1+0,01х3)...
Получили формулу сложных процентов,
если
то А=А0(1-0,01х1)(1-0,01х2)(1-0,01х3)... и т. д.
Выведем общую формулу сложных процентов.
А=А0(1+0,01х1)(1+0,01х2)...(1+0,01хn)
Если х1=х2=.....хn, то
А=А0(1+0,01х)n
На магнитной доске вывешиваются формулы сложных процентов. Сопровождение слайдов на компьютере.
- Значит, зная формулы сложных процентов, решим эту задачу более быстро:
А0=50 000;
х1=х2=х3=10;
n =3;
А=50 000(1+0,01*10)3
А=50 000*1,13
А=50 000*1,3331
А=66 550 (руб.)
- Этап обобщения и систематизации знаний. (5 мин.)
Ребята разбиваются на 3 группы: «Экономисты», «Банкиры», «Химики». Каждой группе предлагается своя задача с опорным алгоритмом ее решения. Нужно выбрать правильный путь к решению, прийти к ответу. Защитить у доски свой выбранный алгоритм решения.
Проверка итогов каждой команды по компьютеру.
- Этап применения знаний и способов действий. (5 мин.)
Работа идет в парах. Обсуждают логические вопросы (рассуждение - вывод) по карточкам.
Демонстрация всех логических вопросов, связанных с процентами, на слайдах компьютера.
- Внимание на экран! Посмотрите на рекламу, сфотографированную в нашем городе: «Цены снижены на 150%!» Обсудите, возможно, ли это?
- Этап информации о домашнем задании. (1 мин.)
Задания творческого характера. Придумать задачи по готовым схемам и формулам.
Задания раздаются ребятам индивидуально на заготовленных листочках.
- Этап подведения итогов урока. (8 мин.)
Индивидуальный тест с последующей самопроверкой.
Проверка осуществляется по компьютеру, на котором высвечиваются по вариантам правильные ответы.
Ребята оценивают себя баллами (все действия ребят записаны в инструкциях ).
По моему указанию поднимают карточки красного цвета те, у которых -“5”; желтого цвета -“4”; зеленого - остальные.
Дополнение к сценарию урока.
Дистанционный курс «Проценты»..
На данную тему «Проценты» также мною разработан дистанционный курс, который вложен в систему MOODLE.
Новые информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Этот факт не может не найти отражения и в образовании.
По результатам Интернет-исследования выяснилось, что основную группу пользователей Интернета составляют подростки в возрасте 16-20 лет. Таким образом, ученики старшей школы являются самыми активными пользователями Интернета и наиболее готовы к использованию новых электронных образовательных технологий.
Из этого я делаю вывод, что существует возможность дистанционного обучения школьников.
“Талантливый педагог интересен не только тем ученикам, которые его окружают; его миссия более обширна и ответственна - помочь людям, которые хотят у него учиться, используя для этого дистанционные технологии ”- Андрей Хуторской, доктор педагогических наук, директор Центра дистанционного образования.
Современная модель дистанционного обучения предполагает построение системы, включающей методическое онлайновое сопровождение учебного процесса, текущий контроль знаний с последующим анализом выполнения контрольных работ, электронный журнал, планировщик занятий, позволяющий учащемуся самостоятельно строить индивидуальную программу изучения курсов.
Разработанный мною курс по математике «Проценты» я вложила в оболочку «MOODLE». При этом использовала такие ресурсы как текст, ссылка на файл и на веб-страницу, пояснение, добавила следующие элементы: тесты, задания, опрос, анкета. Тесты как этапы проверки знаний в данный курс разработала по разным структурам: с выбором ответов, с числовыми и логическими ответами. Для всех тестов существует возможность немедленной проверки с указанием количества и содержания ошибок и правильных ответов, предоставляется возможность повторного выполнения работы. Ведется статистика. Результаты выполнения тестов сохраняются и могут быть выведены на экран или печать.
В курсе предлагаются кроме разъяснительных текстов как этап получения информации, решенные задачи - этап практических занятий и пояснение к ним. Такой элемент как самостоятельные задания - этап закрепления знаний содержит возможность отправлять учителю полностью решенный текст задачи.
Творческая ступень представлена интерактивными упражнениями, предполагающими моделирование учащимися различных ситуаций. Предлагается работа с моделями.
Важный элемент моего курса – форум. Форум создан для общения педагога с учащимся по заданному курсу, где ученик может получить дополнительную информацию от учителя и комментарии к решенным задачам. Нельзя не отметить и тот факт, что в курсе есть ссылка на решение предлагаемых задач.
При выполнении тестов слушателю курса выставляются оценки или баллы, которые он может посмотреть. На выполнение тестов время ограничено и высвечивается на табло для ученика. В данном курсе есть возможность создания и
новостного форума для обсуждения некоторых тем. В курсе «Проценты» в качестве закрепления предлагается деловая игра.
Этот курс по математике рассчитан как элективный дистанционный курс. Цель – повторить и расширить знания о процентах в старших классах для подготовки к ЕГЭ и актуализировать знания о процентах в жизненных ситуациях.
Мои основные идеи использования телекоммуникационных средств в образовательном контексте: спецкурсы, элективные курсы для школьников, проведение олимпиад, организация конференций, форум для обсуждения проблем школьников с участием специалистов. Хорошо бы организовать дистанционный интеллектуальный досуг учащихся.
Л.В.Васильева
(Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №155
Октябрьского района г.Самары).
Адрес электронной почты:
sсhool155-24@mail.ru
Предварительный просмотр:
Задания к пункту № 5
Группе «Банкиры»
По договору фирма из-за инфляции была обязана в начале каждого квартала повышать сотруднику зарплату на 20%. Однако в связи с финансовыми затруднениями она смогла повышать ему зарплату только раз в полгода (в начале следующего полугодия). На сколько % фирма должна повышать зарплату каждые полгода, чтобы 1 января следующего года зарплата сотрудника была равна той зарплате, которую он получил бы при режиме повышения, предусмотренного договором?
ИНСТРУКЦИЯ
- Прочитай внимательно задачу (в году 4 квартала).
- Найди соответствующую схему к задаче, формулу для ее решения, которая и приведет к правильному ответу.
3.Выдели цветным маркером верный алгоритм решения.
4. Впиши ответ.
Ответ:
Группе «Экономисты»
Первоначальная цена товара была 200 руб., затем она дважды снижалась на 10%, а потом возросла на 20%. Сколько стал стоить товар?
ИНСТРУКЦИЯ
- Прочитай внимательно задачу.
- Найди соответствующую схему к задаче, формулу для ее решения, которая и приведет к правильному ответу.
3.Выдели цветным маркером верный алгоритм решения.
4.Впиши ответ.
Ответ:
Группе «Химики»
Растение имело вес 20 г. За 1сутки растение теряло при сушке 5% влаги. За 2 сутки - 10% влаги. Сколько стало весить растение после двух суток сушки?
ИНСТРУКЦИЯ
- Прочитай внимательно задачу.
- Найди соответствующую схему к задаче, формулу для ее решения, которая и приведет к правильному ответу.
3.Выдели цветным маркером верный алгоритм решения.
4. Впиши ответ.
Ответ:
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ к пункту № 6.
1. При решении задачи на % получился ответ -210%. Возможно ли это? Почему?
2. Зимняя цена товара больше летней на 65%. А можно ли сказать, что летняя цена товара ниже зимней на 65%?
3. Если цена снижалась 2 раза на 20%, можно ли сказать, что в итоге она снизилась на 40%?
4. Можно ли сказать, что цена товара повысилась на 150%? Как реально выглядит эта ситуация?
Домашнее задание к пункту № 7.
По данным схемам и формулам составить задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»
Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты» Цель : 1.Решение задач на проценты. 2....
Открытый урок по математике в 6 классе "Решение задач на проценты"
Разработка урока по математике в 6 классе. Задания для урока набраны из банка заданий ГИА...
Открытый урок по математике в 6 классе. Тема "Решение задач на нахождение дроби и процента от числа"
Урок и презентация по теме "Нахождение дроби и процента от числа" по математике в 6 классе. Урок-закрепления темы. Ход урока построен на решении проблемы: как сохранить здоровье человека, ...
Открытый урок в 5 классе "Понятие процента" к уч. Забаревой, Мордкович
Тип урока: Урок изучения нового...
Открытый урок по математике в 5 классе по теме " Проценты"
Методическая разработка открытого урока по математике по теме "Проценты" в 5 классе...
Открытый урок по математике по теме «Проценты»
Задачи на проценты присутствуют в материалах ОГЭ и ЕГЭ, обеспечивают успешность решения физических, биологических, химических задач. Не секрет, что методические «промахи» в 5 и 6 классе не...
Открытый урок по математике на тему "Проценты вокруг нас"
создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме, выявить уровень усвоения знаний и умений...