конспект урока Деление с остатком (урок № 1)
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
конспект урока математики а 5 классе на тему "Деление с остатком" (урок №1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект "деление с остатком" (урок №1) | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ"
Предмет: математика Класс: 5 Тема: «Деление с остатком»
Цель урока: каждый учащийся должен понять, что любое натуральное число делится на натуральное число с остатком, в том числе равным нулю, усвоить новые понятия «неполное частное» и «остаток»; освоить алгоритм деления натурального многозначного числа на натуральное число с остатком в столбик, записывать число в виде суммы произведения делителя и неполного частного и остатка и по представлению числа в таком виде называть данные компоненты.
Формы работы учащихся: коллективная, в парах, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компоненты УМК «Сферы. Математика. 5», проектор, компьютер, интерактивная доска.
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный
| Определить цель занятия, мотивировать учащихся к открытию нового знания | На доске дата и название темы: «Деление с остатком».
| - Ребята, мы уже с вами изучили арифметические действия с натуральными числами. Что же мы с вами на уроках математики делаем с числами? | Учащиеся отвечают - Сложение, вычитание, умножение, деление. | Целеполагание. прогнозированиепредметная рефлексия (повторение ранее изученного) |
На доске появляются записи приводимых учеником примеров
| - Всегда ли можно выполнить сложение и умножение двух натуральных чисел? Приведите примеры. | Учащиеся отвечают - Да. Вызвавшийся к доске учащийся записывает примеры на сложение и умножение натуральных чисел. | |||
На доске появляются записи приводимых учеником примеров
| - А всегда ли можно вычесть из одного натурального числа другое? Приведите примеры. | Учащиеся отвечают - Нет. Если вычитаемое больше уменьшаемого, то вычесть нельзя. Вызвавшийся к доске учащийся записывает примеры, демонстрирующие невозможность вычитания натуральных чисел.
| |||
На доске появляются записи приводимых учеником примеров
| - Всегда ли можно разделить одно натуральное число на другое? Приведите примеры. | Учащиеся отвечают -Нет. Если делимое не кратно делителю, то разделить нельзя. Вызвавшийся к доске учащийся записывает примеры, демонстрирующие невозможность деления натуральных чисел нацело. Учащиеся читают рубрику про себя, потом вызванный ученик вслух.
| |||
На доске появляется рубрика «Вы узнаете» |
- Но вы знаете, что в этом случае можно выполнить деление с остатком. На доске обозначена цель сегодняшнего урока. Прочитайте её. -Да, сегодня, ребята, мы подробно поговорим о том, какими могут быть остатки при делении. | ||||
Актуализации знаний и умений, постановка проблемы
| Продемонстрировать на примерах алгоритм деления натуральных чисел с нулевым остатком, вывести
| На доске появляется запись 33 : 3 = 11
Появляется запись 33=11*3
Появляется запись 33= 11*3 + 0
_____________________________ На доске появляется текст задачи «Дедушка Мороз решил разделить 48 орешков поровну между белочками по 4 штуки каждой, остальные орешки забрать себе. Определите наибольшее число белочек, которым достанутся в этом случае орешки? Сколько орешков останется Деду Морозу?» Появляется запись 48=12*4 + 0
Вызвавшийся ученик делает запись 49=12*4+1
50=12*4+2
51=12*4+3 | - Ребята, разделите 33 на 3
- Назовите компоненты выполненного действия
- Кратно ли число 33 числу 3?
-Предлагаю вам проверить правильность выполненного действия. - Изменится ли равенство, если мы перепишем его так
_____________________________ - А теперь ребята, предлагаю вам решить такую задачу…
- Ребята, давайте запишем все, что вы сказали так, как мы сделали в последнем примере. В этой записи число 12- частное от деления 48 на 4 -Жалко, что Дедушке ничего не досталось. Ребята, а сколько же орешков надо было взять, чтобы ему достался хотя бы один орешек при том же числе белок? - А кто может записать аналогично предыдущей записи, чтобы было понятно, скольким белочкам по сколько орешков досталось и сколько осталось Деду Морозу? - Ребята, а сколько же орешков надо было взять, чтобы ему достался хотя бы два орешка при том же числе белок? Давайте сделаем запись - А если мы хотим при тех же условиях оставить Дедушке Морозу 3 орешка, сколько их придется взять?
- Дети, чтобы научиться решать аналогичные задачи, мы должны научиться делать записи - результат деления одного числа на другое с остатком. А для того, чтобы каждый раз не повторяться и было понятно, скольким по скольку можно дать и сколько осталось, давайте все это называть как это уже принято.
| Вызванный ученик выполняет задание
Учащиеся называют компоненты: 33 -делимое, 3- делитель, 11 - частное Учащиеся отвечают:Кратно, так как разделилось без остатка
Ученик на доске выполняет проверку деления умножением Ученики замечают, что не изменится
____________________ Ученики читают текст, задачи , решают ее и говорят - Дедушке Морозу ничего не останется, так как по 4 орешка получат 12 белок, а большему числу белок раздать по 4 орешка нельзя.
Ребята предлагают изменить число 48 на 49
Учащиеся выдвигают гипотезы по форме записи
Ребята называют число 50
Учащиеся называют число 51 | Рефлексия, анализ уровня собственных знаний на вопрос достаточности для решения возникшей проблемы, выдвижение гипотезы, преодоление собственного незнания Осознание целесообразности, связь с ранее изученным материалом |
Целеполагания | Объяснить материал. Работа с электронным пособием. Сформулировать алгоритм действия. | Просматривается демонтрация материала рубрики «Примеры деления чисел с остатком»
На доске появляется запись «Делимое = неполное частное * делитель+остаток»
| - Для этого в паузе нашей беседы еще раз посмотрим и послушаем, как происходит деление одного числа на другое с остатком, как нужно оформлять записи и отметим свойство остатка при делении.
-Ребята, как называются компоненты при делении с остатком
-Ребята, можно ли записать делимое, зная делитель, неполное частное и остаток? А какие шаги надо сделать, чтобы записать делимое при делении с остатком?
| Учащиеся знакомятся с демонстрацией материала
Учащиеся отвечают: - Делимое, делитель, неполное частное, остаток Учащиеся отвечают - Да Учащиеся выдвигают гипотезы построения алгоритма Чтобы записать делимое, надо: 1) Умножить неполное частное на делитель и 2) Записать сумму полученного произведения и остатка. Учащиеся делают в тетради запись: «Делимое = неполное частное * делитель+остаток» | Умение воспринимать видео- и аудио-информацию, её анализ и запоминание. Формирование грамотной математической речи. Развитие умения выдвигать гипотезы, создавать и записывать алгоритмы |
Первичная проверка усвоения знаний | Совершить пробное учебное действие. Зафиксировать свойство остатка при делении одного натурального числа на другое |
Демонстрируется работа электронной лаборатории рубрики «Примеры деления чисел с остатком» со страницы 110 электронного пособия
На доске появляется запись: «Остаток всегда меньше делителя» | - Ребята, выполните и запишите в строчку согласно схеме на стр.110 следующие деления с остатком: 37:6, 141:4, 69:15, 153:22
| Учащиеся выполняют задания. Два учащихся выполняют задание на доске Вызванные учащиеся в каждом примере называют делимое, делитель, неполное частное и остаток Учащиеся на местах сверяют свои решения с решениями на доске и исправляют ошибки, если таковые есть.
| Формирование умений самостоятельно применять новые знания, замечать и характеризовать появившиеся зависимости, находить и исправлять ошибки в решении
|
- А теперь, ребята, ответьте на вопрос: Любое ли число можно разделить на меньшее число? - Предлагаю вам посмотреть, как работает электронная лаборатория рубрики «Примеры деления чисел с остатком».
| Учащиеся отвечают - Да.
Учащиеся ознакамливаются с работой лаборатории, замечают зависимости, делают еще раз вывод - Остаток всегда меньше делителя.
| ||||
Первичное закрепление знаний и умений | Приобрести и отработать на примерах навык выполнения заданий | Рубрика «Вопросы и задания»
Изображение рубрики на экране | - Ребята, давайте выполним устно задания №2 и №3 из рубрики «Вопросы и задания»
- Ребята, давайте рассмотрим рубрику «Неверно!» - А сколько остатков может быть в этом случае? То есть мы с вами можем составить семь аналогичных задач для того, чтобы Коля был прав, в остальных случаях - точно будет не прав.
| Один учащийся читает задание вслух, остальные следят за ним по тексту. Отвечают на вопрос задания №2: 0, 1, 2,3; Задания №3: 10
Один учащийся читает задание. Учащиеся выдвигают гипотезы: 0,1,2,3,4,5,6,7 | Формирование умения находить нужную информацию в тексте, анализировать ситуацию, выдвигать гипотезу и находить верный ответ. Формирование способа решения перебором возможных вариантов. |
Контроль и самопроверка | Закрепить и провести контроль на первой стадии усвоения материала | На доске появляется запись заданий для классной работы. | - Ребята, выполним упражнения №1(а, б), №2(а). Соседи по партам после выполнения задания проверяют работу друг друга, сравнивают решения, находят и исправляют ошибки | Учащиеся выполняют задание.
| Саморегулирование и самоконтроль, навыки индивидуальной работы, работы в паре. |
- Ребята, выполним устно упражнения № 3, №4, №5 на доске - №6 (При чтении условия задачи попадается слово «дюжина», учитель объясняет его смысл), № 7 обязательным обсуждением.
| Учащиеся выполняют задание | ||||
Подготовка итогов урока. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | На доске появляется запись номеров домашней работы. | - Ребята, наш урок заканчивается. Подведем итоги ( похвалить активных учащихся, оценить ответы у доски и на местах, мотивировать на будущую познавательную активность учащихся, не проявивших активность во время урока). Дома вы будете выполнять задания, аналогичные тем, что мы сделали в классе для того, чтобы закрепить умение применять алгоритм деления одного натурального числа на другое с остатком. Это №387, №388, №389 Давайте вместе просмотрим тексты заданий, чтобы выяснить, понимаете ли вы, как их надо решать. |
Учащиеся читают условия заданий в учебнике, задают вопросы по решению. | Прогнозирование и самоопределение по выполнению домашнего задания. Предметная рефлексия. Формирование регуляторного опыта. Развитие умений формулирования вопросов. |
Рефлексии | Инициировать предметную рефлексию | на экране - рубрика «Вопросы и задания» | - Получили ли вы ответ на вопрос рубрики «Вы узнаете»? Можете ли вы ответить на вопросы «Вопросы и задания» вы можете теперь ответить? - Получили ли вы сегодня абсолютно новые для себя знания? -Все ли у вас сегодня получилось? -Смогли ли вы преодолеть возникшие перед вами трудности? -Какие моменты сегодняшнего занятия понравились больше всего? | Указывают, читают и отвечают на вопросы рубрик
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Деление с остатком" 5 класс
Тема: «Деление с остатком» Класс: 5 Учебник «Математика» Веленкин и др. Тип урока: урок открытия новых знанийЦель ур...
деление с остатком (урок №2)
конспект урока деление с остатком (урок №2)...
Технологическая карта уроков "Деление с остатком"
Конспект уроков по математике в 5 классе (И.И.Зубарева, А. Г.Мордкович, математика 5) в соответствии с требованиями к формированию УУДПредмет: математикаКласс: 5Тип 1урока: изу...
"Деление с остатком" урок математики в 5 классе (2016 г.)
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.Цели урока:· углубить знания по теме «Деление с остатком»;·...
Презентация к уроку "Деление с остатком"
Запомните все, что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа....
Конспект урока "Деление с остатком"
Технологическая карта...
План конспект урока "Деление с остатком" по математике 5 класс
План конспект урока "Деление с остатком" по математике 5 класс Зубарева И.И., Мордкович А.Г....