Конспект урока "Деление с остатком" 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Тема: «Деление с остатком»
Класс: 5
Учебник «Математика» Веленкин и др.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: каждый учащийся должен понять, что любое натуральное число делится на натуральное число с остатком, в том числе равным нулю, усвоить новые понятия «неполное частное» и «остаток»; каждый учащийся должен освоить алгоритм деления натурального многозначного числа на натуральное число с остатком в столбик, записывать число в виде суммы произведения делителя и неполного частного и остатка и по представлению числа в таком виде называть данные компоненты.
Формы работы учащихся: коллективная, в парах, индивидуальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_delenie_s_ostatkom.docx | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
- Предмет: математика
- Класс: 5
- Тема: «Деление с остатком»,
- Учебник «Математика» Веленкин и др.
- Тип урока: урок открытия новых знаний
- Цель урока: каждый учащийся должен понять, что любое натуральное число делится на натуральное число с остатком, в том числе равным нулю, усвоить новые понятия «неполное частное» и «остаток»; каждый учащийся должен освоить алгоритм деления натурального многозначного числа на натуральное число с остатком в столбик, записывать число в виде суммы произведения делителя и неполного частного и остатка и по представлению числа в таком виде называть данные компоненты.
9. Формы работы учащихся: коллективная, в парах, индивидуальная.
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | Определить цель занятия, мотивировать учащихся к открытию нового знания | На доске дата и название темы: «Деление с остатком». | - Ребята, мы уже с вами изучили арифметические действия с натуральными числами. Что же мы с вами на уроках математики делаем с числами? | Учащиеся отвечают - Сложение, вычитание, умножение, деление. | Целеполагание. прогнозированиепредметная рефлексия (повторение ранее изученного) |
На откидной доске появляются записи приводимых учеником примеров | - Всегда ли можно выполнить сложение и умножение двух натуральных чисел? Приведите примеры. | Учащиеся отвечают - Да. Вызвавшийся к доске учащийся записывает примеры на сложение и умножение натуральных чисел. | |||
На откидной доске появляются записи приводимых учеником примеров | - А всегда ли можно вычесть из одного натурального числа другое? Приведите примеры. | Учащиеся отвечают - Нет. Если вычитаемое больше уменьшаемого, то вычесть нельзя. Вызвавшийся к доске учащийся записывает примеры, демонстрирующие невозможность вычитания натуральных чисел. | |||
На откидной доске появляются записи приводимых учеником примеров | - Всегда ли можно разделить одно натуральное число на другое? Приведите примеры. | Учащиеся отвечают -Нет. Если делимое не кратно делителю, то разделить нельзя. Вызвавшийся к доске учащийся записывает примеры, демонстрирующие невозможность деления натуральных чисел нацело. Учащиеся читают рубрику про себя, потом вызванный ученик вслух. | |||
На доске появляется рубрика «Вы узнаете» со страницы 110 электронного учебника | - Но вы знаете, что в этом случае можно выполнить деление с остатком. Слева на странице учебника 110 обозначена цель сегодняшнего урока. Прочитайте её. -Да, сегодня, ребята, мы подробно поговорим о том, какими могут быть остатки при делении. | ||||
Актуализации знаний и умений, постановка проблемы | Продемонстрировать на примерах алгоритм деления натуральных чисел с нулевым остатком, вывести | На откидной доске появляется запись 44 : 4 = 11 Появляется запись 44=11*4 Появляется запись 44= 11*4 + 0 _____________________________ На доске появляется текст задачи «Дедушка Мороз решил разделить 48 орешков поровну между белочками по 4 штуки каждой, остальные орешки забрать себе. Определите наибольшее число белочек, которым достанутся в этом случае орешки? Сколько орешков останется Деду Морозу?» Появляется запись 48=12*4 + 0 Вызвавшийся ученик делает запись 49=12*4+1 50=12*4+2 51=12*4+3 | - Ребята, разделите 44 на 4 - Назовите компоненты выполненного действия - Кратно ли число 44 числу 4? -Предлагаю вам проверить правильность выполненного действия. - Изменится ли равенство, если мы перепишем его так _____________________________ - А теперь ребята, предлагаю вам решить такую задачу… - Ребята, давайте запишем все, что вы сказали так, как мы сделали в последнем примере. В этой записи число 12- частное от деления 48 на 4 -Жалко, что Дедушке ничего не досталось. Ребята, а сколько же орешков надо было взять, чтобы ему достался хотя бы один орешек при том же числе белок? - А кто может записать аналогично предыдущей записи, чтобы было понятно, скольким белочкам по сколько орешков досталось и сколько осталось Деду Морозу? - Ребята, а сколько же орешков надо было взять, чтобы ему достался хотя бы два орешка при том же числе белок? Давайте сделаем запись - А если мы хотим при тех же условиях оставить Дедушке Морозу 3 орешка, сколько их придется взять? - Дети, чтобы научиться решать аналогичные задачи, мы должны научиться делать записи - результат деления одного числа на другое с остатком. А для того, чтобы каждый раз не повторяться и было понятно, скольким по скольку можно дать и сколько осталось, давайте все это называть как это уже принято. | Вызванный ученик выполняет задание Учащиеся называют компоненты: 44 - делимое, 4 - делитель, 11 - частное Учащиеся отвечают: Кратно, так как разделилось без остатка Ученик на доске выполняет проверку деления умножением Ученики замечают, что не изменится ____________________ Ученики читают текст, задачи , решают ее и говорят - Дедушке Морозу ничего не останется, так как по 4 орешка получат 12 белок, а большему числу белок раздать по 4 орешка нельзя. Ребята предлагают изменить число 48 на 49 Учащиеся выдвигают гипотезы по форме записи Ребята называют число 50 Учащиеся называют число 51 | Рефлексия, анализ уровня собственных знаний на вопрос достаточности для решения возникшей проблемы, выдвижение гипотезы, преодоление собственного незнания Осознание целесообразности, связь с ранее изученным материалом |
Целеполагания | Объяснить материал. Работа с электронным пособием. Сформулировать алгоритм действия. | Просматривается флэш-демонтрация материала рубрики «Примеры деления чисел с остатком» электронного пособия со страницы 110 На доске появляется запись «Делимое = неполное частное * делитель+остаток» | - Для этого в паузе нашей беседы еще раз посмотрим и послушаем, как происходит деление одного числа на другое с остатком, как нужно оформлять записи и отметим свойство остатка при делении. -Ребята, как называются компоненты при делении с остатком -Ребята, можно ли записать делимое, зная делитель, неполное частное и остаток? А какие шаги надо сделать, чтобы записать делимое при делении с остатком? | Учащиеся знакомятся с флэш-демонстрацией материала электронного пособия Учащиеся отвечают: - Делимое, делитель, неполное частное, остаток Учащиеся отвечают - Да Учащиеся выдвигают гипотезы построения алгоритма Чтобы записать делимое, надо:
Учащиеся делают в тетради запись: «Делимое = неполное частное * делитель+остаток» | Умение воспринимать видео- и аудио-информацию, её анализ и запоминание. Формирование грамотной математической речи. Развитие умения выдвигать гипотезы, создавать и записывать алгоритмы |
Первичная проверка усвоения знаний | Совершить пробное учебное действие. Зафиксировать свойство остатка при делении одного натурального числа на другое | Демонстрируется работа электронной лаборатории рубрики «Примеры деления чисел с остатком» со страницы 110 электронного пособия На доске появляется запись: «Остаток всегда меньше делителя» | - Ребята, выполните и запишите в строчку согласно схеме на стр.110 следующие деления с остатком: 37:6, 141:4, 69:15, 153:22 | Учащиеся выполняют задания. Два учащихся выполняют задание на доске Вызванные учащиеся в каждом примере называют делимое, делитель, неполное частное и остаток Учащиеся на местах сверяют свои решения с решениями на доске и исправляют ошибки, если таковые есть. | Формирование умений самостоятельно применять новые знания, замечать и характеризовать появившиеся зависимости, находить и исправлять ошибки в решении |
- А теперь, ребята, ответьте на вопрос: Любое ли число можно разделить на меньшее число? - Предлагаю вам посмотреть, как работает электронная лаборатория рубрики «Примеры деления чисел с остатком». | Учащиеся отвечают - Да. Учащиеся ознакамливаются с работой лаборатории, замечают зависимости, делают еще раз вывод - Остаток всегда меньше делителя. | ||||
Первичное закрепление знаний и умений | Приобрести и отработать на примерах навык выполнения заданий | Рубрика «Вопросы и задания» на стр. 111 учебника Изображение рубрики на экране | - Ребята, давайте выполним устно задания №2 и №3 из рубрики «Вопросы и задания» на странице 111 учебника - Ребята, давайте рассмотрим рубрику «Неверно!» на стр. 112 учебника - А сколько остатков может быть в этом случае? То есть мы с вами можем составить семь аналогичных задач для того, чтобы Коля был прав, в остальных случаях - точно будет не прав. | Один учащийся читает задание вслух, остальные следят за ним по тексту. Отвечают на вопрос задания №2: 0, 1, 2,3; Задания №3: 10 Один учащийся читает задание. Учащиеся выдвигают гипотезы: 0,1,2,3,4,5,6,7 | Формирование умения находить нужную информацию в тексте, анализировать ситуацию, выдвигать гипотезу и находить верный ответ. Формирование способа решения перебором возможных вариантов. |
Контроль и самопроверка | Закрепить и провести контроль на первой стадии усвоения материала | На доске появляется запись номеров заданий для классной работы. | - Ребята, выполним упражнения №387(а, б), №388(а). Соседи по партам после выполнения задания проверяют работу друг друга, сравнивают решения, находят и исправляют ошибки | Учащиеся выполняют задание. | Саморегулирование и самоконтроль, навыки индивидуальной работы, работы в паре. |
- Ребята, выполним устно упражнения № 399, №400, №401 на странице 112 учебника. - №389 (а) (При чтении условия задачи попадается слово «дюжина», учитель объясняет его смысл), № 396 – с обязательным обсуждением. | Учащиеся выполняют задание | ||||
Подготовка итогов урока. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | На доске появляется запись номеров домашней работы. | - Ребята, наш урок заканчивается. Подведем итоги ( похвалить активных учащихся, оценить ответы у доски и на местах, мотивировать на будущую познавательную активность учащихся, не проявивших активность во время урока). Дома вы будете выполнять задания, аналогичные тем, что мы сделали в классе для того, чтобы закрепить умение применять алгоритм деления одного натурального числа на другое с остатком. Это №387(в,г), №388(б), №389(б), №391. Давайте вместе просмотрим тексты заданий, чтобы выяснить, понимаете ли вы, как их надо решать. | Учащиеся читают условия заданий в учебнике, задают вопросы по решению. | Прогнозирование и самоопределение по выполнению домашнего задания. Предметная рефлексия.Формирование регуляторного опыта. Развитие умений формулирования вопросов. |
Рефлексии | Инициировать предметную рефлексию | На партах открыты стр. 112 учебника, на экране тоже - рубрика «Вопросы и задания» | - Получили ли вы ответ на вопрос рубрики «Вы узнаете»? Можете ли вы ответить на вопросы «Вопросы и задания» вы можете теперь ответить? - Получили ли вы сегодня абсолютно новые для себя знания? -Все ли у вас сегодня получилось? -Смогли ли вы преодолеть возникшие перед вами трудности? -Какие моменты сегодняшнего занятия понравились больше всего? | Указывают, читают и отвечают на вопросы рубрик | Развитие умения давать оценку проделанной работе, объяснять причины успехов и неудач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс
Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...
Конспект урока "Дружба. Дружный класс". 6 класс
Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц
Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers» Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...
План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова).
Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет:...
Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"
Урок обобщения и закрепления. Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....