Урок математики в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел"
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме
Цель урока. Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»
План урока (детям)
1. Историческая справка.
2. Проверка и повторение знаний.
3. Тренировочные упражнения.
4. Исполнение ГИМНА математики.
5. Самостоятельная работа.
6. Дополнительные задания (задачи).
7. Итоги урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_i_vychitanie_smeshannyh_chisel_5kl.docx | 173.01 КБ |
slozhenie_i_vychitanie_smeshannyh_chisel.ppt | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе по теме:
"Сложение и вычитание смешанных чисел".
Учитель: Алякина Е.И. МБОУ «Апраксинская СОШ»
Цель урока.
Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Задачи.
Предметные: обобщить знания и умения навыка сложения и вычитания смешанных чисел в процессе выполнения различных упражнений, применять полученные знания при решении задач.
УУД.
Познавательные: развивать основы логического и алгоритмического мышления, умение излагать свои мысли, анализировать, рассуждать.
Регулятивные: формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий, к осознанию уровня и качества усвоения результата.
Коммуникативные: умение доказывать свою точку зрения.
Личностные: формировать навыки самоанализа и самоконтроля.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Дидактические средства: презентация, раздаточный материал, наглядный материал.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, созданная в программе Power Point.
Виды деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа у доски.
Ход урока
I. Организационный момент Слайд 1
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок.
Я желаю вам работать с радостью и удовольствием, быть целеустремленными, грамотными, точными. Не зарывайте свой талант. Только вперед!
Для начала познакомимся с ПЛАНОМ нашего урока. Слайд 2
План урока (детям)
1. Историческая справка.
2. Проверка и повторение знаний.
3. Тренировочные упражнения.
4. Исполнение ГИМНА математики.
5. Самостоятельная работа.
6. Дополнительные задания (задачи).
7. Итоги урока.
II. Историческая справка. Слайд 3
– Прежде чем продолжить наш урок обратимся к истории.
Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби. В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» – разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVIII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; в начале записи дробей не использовалась дробная черта. Черта дроби появилась лишь только в 1202 году у итальянского математика Леонардо Пизанского. Он ввел слово «дробь». Название «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый, математик. Современную систему записи дробей создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу, и не писали дробной черты. А записывать дроби как сейчас стали арабы.
Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.
– И сегодня мы на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.
Слайд 4
– Это удивительное сравнение великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого, заставляет нас задуматься.
– Ребята, а как вы понимаете эти слова?
Приблизительные ответы детей
1. Я поняла, что числитель – это то, что видят окружающие люди в человеке, то есть его воспитанность. А знаменатель – это оценка человеком самого себя.
Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
2. У человека, конечно же, самооценка должна быть в меру. То есть не надо возносить себя выше других, но и не надо недооценивать себя. Человек должен быть сильным, а значит уверенным, а чтобы быть уверенным, никогда не надо думать, что о Вас думают окружающие.
3. Я считаю, что любить и уважать себя должен каждый. Но любить себя надо в меру. Если человек думает только о себе, то он эгоист.
4. Главное – не зазнаваться. Не говорить, что ты умеешь это хорошо делать и что ты лучше других или, что ты знаешь больше других.
5. А я думаю, что числитель и знаменатель должны совпадать, то есть быть равными. Получается «1»(единица) – одно целое.
– Правильно. человек становится полноценной личностью.
Таким образом, можно сказать, что Толстой вывел «формулу» для обозначения человеческого характера.
III. Сообщение темы урока. Слайд 5
– Сегодня мы с вами продолжаем работать по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.
ДЕВИЗ УРОКА: Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий.
Гюстав Гийом
IV. Актуализация знаний. Слайд 6
а) ; ; ; ; ; ; ; ; .
Данные дроби распределите так:
1) Правильные дроби: (; ; )
2) Неправильные дроби: (; ; )
3) Смешанные числа: (; ; )
– Проверяем. Читаем вслух.
– Как называется число, стоящее над дробной чертой?
– Как называется число, стоящее под чертой?
– Назовите числа, которые стоят в числителе, в знаменателе в пунктах 1 и 2.
– В пункте 2 выделите целую часть числа.
– В пункте 3 назовите целую и дробную часть смешанного числа.
– Приведите к неправильной дроби смешанные числа в пункте 3.
б) Повторим правила (алгоритмы) сложения и вычитания смешанных чисел.
Слайд 7
Чтобы сложить два смешанных числа нужно:
- сложить их целые части,
- сложить их дробные части;
- если в результате п. 2) получилось неправильная дробь, то выделяем целую часть и добавляем ее к уже имеющейся целой части.
Пример 1. .
Пример 2. .
Пример 3. .
Слайд 8
Чтобы вычесть два смешанных числа нужно:
- от целой части уменьшаемого вычесть целую часть вычитаемого,
- от дробной части уменьшаемого вычесть дробную часть вычитаемого;
- если нельзя выполнить п. 2), то у целой части занимаем единицу и представляем ее в виде неправильной дроби с данным знаменателем.
Пример 1. . (для тех, кто уже умеет сокращать дроби)
Пример 2. .
Пример 3. .
Пример 4. .
– Ребята, вы можете складывать и вычитать дроби так, как вам удобно.
V. Закрепление изученного материала. Слайд 9
1. Выполните действия:
1) ; 2) ; 3) ; 4) ;
5) ; 6) ; 7) ; 8) .
2. Задача.
Мама купила в магазине кг печенья, а конфет на кг меньше. Сколько всего килограмм конфет и печенья купила мама?
3. Решите уравнение: Слайд 10
1) , 2) .
4. Найдите значение выражения .
VI. Релаксационный момент. Слайд 11
– Давайте все вместе споем гимн.
Класс исполняет ГИМН (на мотив песни «От улыбки»)
1. Надо нам стремиться лучше жить,
И стараться быть активным человеком,
Только так мы сможем применить
Свой талант, как ключик, на пути к успеху.
Припев:
И тогда, наверняка, математика сама
Интересна будет всем без исключенья,
Все задачки мы решим, лень и скуку победим,
И успешным будет школьное ученье!
2. Мы хотим любить, дерзать, творить,
Трудолюбию и творчеству учиться,
Знаем мы – царица всех наук
В нашей жизни даже очень пригодится.
VII. Самостоятельная работа Слайд 12
Вариант I
1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) .
Вариант II
1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) .
Ответы: Слайд 13
Вариант I
1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) .
Вариант II
1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) .
Критерий оценивания
За каждое правильное задания вы ставите себе «+» (плюсик)
А теперь подсчитаем количество «+» (плюсов).
Кол-во «+» | Оценка |
5 | 5 |
4 | 4 |
3 | 3 |
– А есть такие, кто не справился с заданием?
– Где были допущены ошибки?
VIII. Дополнительные задания. Повторение. Слайд 14
Решение задач.
1. Андрей шел пешком 2 часа со скоростью 5км/ч, затем 2 часа ехал на автобусе со скоростью 60км/ч. Какой путь преодолел Андрей? (130км/ч)
2. Полная корзина с грибами весит 17кг. Корзина, заполненная наполовину, весит 9кг. Сколько весит пустая корзина? (1кг)
3. Площадь одного поля занимает 360га, площадь второго поля на 120га меньше, а площадь третьего поля в 2 раза больше площади второго поля. Какую площадь занимают все три поля? (1080га)
IX. Подведение итогов урока.
- Что нового мы сегодня с вами узнали?
- Как сложить два смешанных числа?
- Как вычесть два смешанных числа?
На дом: Слайд 15
1. Выполни действия:
а) ; б) ; в) ; г) ;
д) ; е) ; и) ; к) .
2. Реши задачу.
Маша выполняла домашнюю работу ч, потом гуляла ч, а потом рисовала ч. Сколько всего времени Маша потратила на выполнение домашней работы, прогулку и рисование?
3*. Придумай условие и вопрос задачи и реши ее. (кто желает)
Слайд 16
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока 1. Историческая справка. 2. Проверка и повторение знаний. 3. Тренировочные упражнения. 4. Исполнение ГИМНА математики. 5. Самостоятельная работа. 6. Дополнительные задания (задачи). 7. Итоги урока.
Историческая справка Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби. В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» – разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVIII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; в начале записи дробей не использовалась дробная черта. Черта дроби появилась лишь только в 1202 году у итальянского математика Леонардо Пизанского. Он ввел слово «дробь». Название «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый, математик. Современную систему записи дробей создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу, и не писали дробной черты. А записывать дроби как сейчас стали арабы. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.
Историческая справка Человек подобен дроби, числитель ее то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Лев Николаевич Толстой Толстой Л.Н. 1847—1910
“ Сложение и вычитание смешанных чисел” ДЕВИЗ УРОКА: Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий. Гюстав Гийом
Данные дроби распределите так: 1) Правильные дроби: Проверка знаний 2) Неправильные дроби: 3) Смешанные числа: В п.2 выделите целую часть числа В п.3 приведите к неправильной дроби
Чтобы сложить два смешанных числа нужно: 1) сложить их целые части; Проверка знаний 2) сложить их дробные части; 3) если в результате п.2 получилась неправильная дробь, то выделяем целую часть и добавляем ее к уже имеющейся целой части.
Чтобы вычесть два смешанных числа нужно: 1) из целой части уменьшаемого вычесть целую часть вычитаемого; Проверка знаний 2) из дробной части уменьшаемого вычесть дробную часть вычитаемого; 3) если нельзя выполнить п.2, то у целой части занимаем единицу и представляем ее в виде неправильной дроби с данным знаменателем.
Тренировочные упражнения 1. Выполните действия: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 2. Задача. Мама купила в магазине кг печенья, а конфет на кг меньше. Сколько всего килограмм конфет и печенья купила мама?
Тренировочные упражнения 4. Найдите значение выражения: 3. Решите уравнение: 1) 2)
1. Надо нам стремиться лучше жить, И стараться быть активным человеком, Только так мы сможем применить Свой талант, как ключик, на пути к успеху. Припев: И тогда, наверняка, математика сама Интересна будет всем без исключенья, Все задачки мы решим, лень и скуку победим, И успешным будет школьное ученье! 2. Мы хотим любить, дерзать, творить, Трудолюбию и творчеству учиться, Знаем мы – царица всех наук В нашей жизни даже очень пригодится. Г И М Н
Самостоятельная работа Вариант I 1) 2) 3) 4) 5) Вариант II 1) 2) 3) 4) 5)
Самостоятельная работа Вариант I Ответы: 1) 2) 3) 4) 5) Вариант II Ответы: 1) 2) 3) 4) 5)
Дополнительные задания. Повторение. Решение задач. 1. Андрей шел пешком 2 часа со скоростью 5 км/ч, затем 2 часа ехал на автобусе со скоростью 60 км/ч. Какой путь преодолел Андрей? 2. Полная корзина с грибами весит 17 кг. Корзина, заполненная наполовину, весит 9 кг. Сколько весит пустая корзина? 3. Площадь одного поля занимает 360 га, площадь второго поля на 120 га меньше. А площадь третьего поля в 2 раза больше площади второго поля. Какую площадь занимают все три поля?
Домашняя работа 1. Выполни действия: а) б) в) г) д) е) ж) з) 2. Маша выполняла домашнюю работу ч, а потом гуляла ч, а потом рисовала ч. Сколько всего времени Маша потратила на выполнение домашней работы, прогулку и рисование?
С П А С И Б О З А У Р О К
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"
Открытый урок по математике в 5 классе подготовила и провела учитель МОУ сош с. Пышлицы Рещикова Марина Васильевна....
Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"
Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"...
Урок в 5 классе по теме Сложение и вычитание смешанных чисел
разработка урока по математике...
Конспект урока и презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"
При проведении урока используются информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, наглядные методы обучения. Использование презентации позволяет ативизировать де...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ " СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ" . ВИЛЕНКИН
ДАННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОМОЖЕТ УЧИТЕЛЯМ МАТЕМАТИКИ, РАБОТАЮЩИМ В 5 КЛАССЕ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ПО ТЕМЕ " СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ"...
Урок в 6 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"
Конспект урока в 6 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" с элементами дидактической игры для внеурочной деятельности...
Урок математики 5 класс по теме "Сложение и вычитание смешанный чисел. Технологическая карта урока"
Сложение и вычитание смешанный чисел. Технологическая карта урока...