Разработка урока по теме"Умножение чисел с разными знаками".
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
1. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
2. Цель урока: сформировать умения умножения чисел с разными знаками, научить применять полученные знания при решении заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 136.62 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_1_.pptx | 799.55 КБ |
Предварительный просмотр:
- Автор урока: Иванова Татьяна Владимировна
- Место работы, должность: МБОУ Неудачинская СОШ, учитель
математики
- Предмет: математика
- Класс: 6
- Автор УМК: Н.Я. Виленкин
- Тема и номер урока в теме: Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Умножение чисел с разными знаками. - 1 урок.
- Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
- Цель урока: сформировать умения умножения чисел с разными знаками, научить применять полученные знания при решении заданий
- Образовательная цель (формирование познавательных и логических УУД): формирование первоначальных представлений об умножении чисел с разными знаками; поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятия; выведение следствий; строить логическое рассуждение и делать выводы; формирование образовательной компетентности.
- Развивающая цель: (формирование регулятивных УУД) умение определять понятия, создавать обобщения; развитие умений анализировать.
- Воспитательная цель (формирование личностных УУД) воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, доказывать свою точку зрения; формирование целостного мировоззрения.
- Задачи:
- Обеспечить осознание и усвоение понятия умножение рациональных чисел.
- Формирование УУД при решении задач и формировании новых знаний;
- Способствовать индивидуализации и дифференциации обучения.
Базовая ценность урока: солидарность, человечность.
- Оборудование: доска, интерактивная доска, бланки, памятки.
Структура урока
Перечень универсальных учебных действий:
личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (общеучебные и логические) (П), – регулятивные (Р).
Этап урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |||
Л | К | П | Р | ||||
I | Организация деятельности | Приветствие. Эмоциональный настрой. | Сообщают о готовности. | внутренняя позиция школьника; | планирование учебного сотрудничества | ||
II | Актуализация знаний | Задает вопросы, комментирует ответы, предлагает сформулировать тему урока и цель | Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель занятия. Повторяют правило сложения и вычитания чисел разных знаков | – мотивационная основа учебной деятельности | – достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации | подведение под понятие ; | |
III | «Открытие” учащимися нового знания | Объясняет новый материал, задает вопросы, предлагает найти закономерности | Записывают тему урока, воспринимают новую информацию, отвечают на вопросы, ищут закономерность, делают выводы. Формулируют правило умножения чисел с разными знаками | – самоопределение | – формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации– адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности | – использование знаково-символических средств – выбор наиболее эффективных способов решения задач | познавательная инициатива прогнозирование |
IV | Решение задач (закрепление изученного материала) | Задает вопросы, комментирует ход решения, объясняет оформление задач | Отвечают на вопросы, предлагают ход решения, решают задачи, решение записывают в тетрадь. Анализируют задачу, консультируются применяют правила для решения задачи | планирование учебного сотрудничества | – использование общих приемов решения задач – самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале | – контроль; | |
V | первичный контроль знаний | Предлагает выполнить самопроверку усвоенного материала, наблюдает за работой учащихся, комментирует ход решения | Решают поставленные задачи, решение записывают на листочек, ответы дублируют в тетрадь. Самостоятельно анализируют задачу | – развитие этических чувств и регуляторов морального поведения | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, применение методов информационного поиска | ||
VI | Рефлексия | Предлагает выполнить самопроверку проведенной работы, ответить на вопросы и выполнить самооценку своей работы на уроке | Выполняют самопроверку выполненной работы, проводят самооценку своей работы на уроке, рефлексия. | – внутренняя позиция школьника – самооценка на основе критерия успешности – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности | Проверяют результат своей работы | – контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Анализ и синтез, оценка, рефлексия способов и условий действия, коррекция |
Сценарий урока
Ι. Учебная ситуация
Цель: создать условия для выполнения учащимися действий, направленных на осознание ими своей деятельности и установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении. Напомните, пожалуйста, тему последних наших уроков.
УЧАЩИЕСЯ: Сложение и вычитание чисел с разными знаками.
УЧИТЕЛЬ: Значит, сегодня у нас урок открытия новых знаний. Но прежде, чем открывать это новое. Как вы думаете, что мы должны сделать?
УЧАЩИЕСЯ: повторить уже известное, вспомнить, что узнали на предыдущих уроках, правильно определить то, что мы не знаем, найти способ преодоления затруднения, сформулировать новый способ и учиться его применять.
УЧИТЕЛЬ: При сложении и вычитании чисел с разными знаками на что мы обращаем внимание?
УЧАЩИЕСЯ: 1) Следим за тем, чтобы сумма была записана в явном виде.
2) Определяем знаки слагаемых.
3) Определяем знак суммы.
4) Определяем модуль суммы.
УЧИТЕЛЬ: Какие основные проблемы стояли перед вами?
УЧАЩИЕСЯ: Знак суммы и модуль суммы.
УЧИТЕЛЬ: Таким образом, необходимо уметь находить модуль и уметь распознать числа с одинаковыми знаками и числа с разными знаками.
(Фронтальная работа)
Вопросы для повторения. (Слайд 1)
- Что называется модулем числа а?
- Чему равен модуль положительного числа?
- Чему равен модуль отрицательного числа?
- Чему равен (а), если а отрицательное число?
- Чему равен (а), если а положительное число?
- Как сложить два отрицательных числа?
- Как сложить два числа с разными знаками?
Устные упражнения: Выполните действия (Слайд 2 )
1. 6-8 - 7 + 10 - 4 – 2 - 8 + 2
- 12 + 4 10 + (- 6) 9 + (-8)
- 3 – 6 - 6 + 8 4- 7
- 1)-5+8; 2)-9-16; 3)5-19; 4)7-(-6);
5)5·6; 6) -5·6; 7)5·(-6); 8)-5·(-6);
ΙΙ. Учебная ситуация
Цель: поиск алгоритма умножения и формирование познавательных и коммуникативных учебных действий.
Учащиеся не могут выполнить умножение в последних трех случаях.
УЧИТЕЛЬ: Значит, что мы сегодня на уроке будем делать?
Умножать числа с разными знаками.
А какова будет цель нашего урока?
УЧАЩИЕСЯ: Научиться умножать числа с разными знаками.
УЧИТЕЛЬ: Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Слайд 3)
Считай несчастным тот день или тот час,
в который ты не усвоил ничего нового,
ничего не прибавил к своему образованию.
Ян Амос Коменский (чешский педагог 17 века)(Слайд 4)
УЧИТЕЛЬ: Ребята, а как вы понимаете слова данного эпиграфа?
УЧАЩИЕСЯ: Высказывают свое мнение.
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите внимательно на данные произведения. Чем похожи и чем отличаются эти произведения? (Слайд 5)
УЧАЩИЕСЯ: В этих произведениях множители либо одинаковы, либо противоположны, а модули множителей одинаковы.
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, что легче определить в данных произведениях: модуль или знак?
УЧАЩИЕСЯ: Модуль произведения определить легко: он равен произведению модулей множителей.
УЧИТЕЛЬ: А как определить знак произведения? Сравните произведения 5·6 и -5·6.
УЧАЩИЕСЯ: В произведениях первые множители противоположные числа, а вторые множители одинаковые.
УЧИТЕЛЬ: А каковы значения этих произведений? Как вы думаете?
УЧАЩИЕСЯ: 30 и (-30), тоже противоположные числа.
УЧИТЕЛЬ: Какой можно сделать вывод?
УЧАЩИЕСЯ: Если изменить знак одного из множителей, то знак произведения изменится на противоположный.
УЧИТЕЛЬ: Можем ли мы теперь вычислить произведение 5·(-6)? А произведение -5·(-6)?
1.Произведение 5·(-6)=-30, т.к. если в произведении 5·6 изменить знак у одного из множителей на противоположный, то и знак произведения изменится на противоположный.
2. -5·(-6) = 30, т.к. если дважды изменить знак множителей, то дважды изменится и знак произведения, а
–(-30)=30
5·6=30
-5·6=-30 или 5·(-6)= -30
-5·(-6)= -(-30)=30
(Фронтальная работа)
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите внимательно на множители и на значения произведений. Какие можно выделить случаи? (Слайд 6)
УЧАЩИЕСЯ: Можно выделить два случая:
1) умножение чисел с разными знаками (произведение отрицательно);
2) умножение отрицательных чисел (произведение положительное).
УЧИТЕЛЬ: Сформулируйте правило умножения чисел с разными знаками.
УЧАЩИЕСЯ: При умножении чисел с разными знаками:
- Перемножить модули этих чисел;
- Перед полученным числом поставить знак минус. (Слайд 7)
УЧИТЕЛЬ: Как умножить два отрицательных числа?
УЧАЩИЕСЯ: Чтобы умножить два отрицательных числа, надо перемножить их модули. (Слайд 8)
УЧИТЕЛЬ: Выполните умножение. (Слайд 9)
Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (Слайд 10)
1) 8·0,2 2) 8·(-0,2) 3) -8·0,2 4) -8·(-0,2)
5) -15·4 6) 12·(-3) 7) (-2,5) ·(-0,4) 8) а·b
УЧАЩИЕСЯ: Вычислить.
УЧИТЕЛЬ: Нет. В каких случаях произведение положительно?
УЧАЩИЕСЯ: В случаях 1,4,7, т.к. множители имеют одинаковые знаки.
УЧИТЕЛЬ: В каких случаях произведение отрицательно?
УЧАЩИЕСЯ: В случаях 2,3,5,6, т.к. множители имеют разные знаки.
УЧИТЕЛЬ: В случае 8 произведение положительно или отрицательно?
УЧАЩИЕСЯ: Значение произведение чисел а и b зависит от значений самих чисел а и b.
ΙΙΙ. Учебная ситуация
Цель: формирование метапредметных умений (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
(Фронтальная работа)
УЧИТЕЛЬ: Какие значения могут принимать числа а и b?
УЧАЩИЕСЯ: 1) а>0 2) а<0 3) а>0 4) а<0
b>0 b<0 b<0 b>0
УЧИТЕЛЬ: Каковы знаки произведения в каждом из случаев?
На каждый случай приведите свой пример.
СЛАЙД 11
УЧИТЕЛЬ: Данную схему занесите в тетрадь.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 12)
ΙV. Учебная ситуация.
Цель: усвоение критерия выбора знака произведения, контроля и оценки как компонентов регулятивных учебных действий.
Для контроля за освоением критерия выбора знака произведения дается проверочная работа.(Приложение 1) Учащиеся перед началом работы, подчёркивают нужное предложение:
- уверен, что научился определять знак произведения;
- не совсем уверен, могу ошибиться;
- не уверен, плохо еще разобрался.
После выполнения работы учащиеся сами оценивают свою работу.
Результаты проверочной работы обсуждаются коллективно. (СЛАЙД 13)
V. Учебная ситуация
Цель: развитие познавательных универсальных учебных действий.
Совместно с детьми составляется алгоритм умножения: (СЛАЙД 14)
- выяснить, какие множители (имеют одинаковые знаки; имеют разные знаки);
- определить знак произведения;
- определить модуль произведения.
Работа по учебнику. № 1118, стр. 191. (Слайд 15, 16)
№ 1121 (I, II), № 1122, № 1124. (дополнительно) (Слайд 17)
Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Как вы считаете, справились ли вы с целью урока?
УЧАЩИЕСЯ: Да, мы научились умножать числа с разными знаками.
УЧИТЕЛЬ: В чём была проблема?
VI. Учебная ситуация
Цель: Организовать анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований известных учащимся, организовать фиксацию не разрешенных затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности
Рефлексия работы на уроке как компонент личностных и регулятивных действий.
УЧИТЕЛЬ: Закончить наш урок я хочу следующей притчей:
Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому вопрос. У первого спросил: "Что ты делал целый день?" Тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: "А что ты делал целый день?", и тот ответил: "А я добросовестно выполнял свою работу". И тогда он спросил третьего, а третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: "А я принимал участие в строительстве храма!"
- Ребята! Давай вы попробуете сами оценить каждый свою работу на уроке.
- Кто работал, как первый человек? (поднимите синие кружки).
- Кто работал добросовестно? (поднимите зеленые кружки).
- Кто принимал участие в строительстве храма? (поднимите красные кружки).
VI. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
(Слайд 18)
Д. З. п. 35, стр. 192 (прочитать текст под рубрикой «Говори правильно»)
№ 1143( I столбик), № 1144 (I столбик), № 1146.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выполните действия: 6 - 8 4 – 7 - 12 + 4 - 8 +(-2) - 3 – 6 - 5 + 8 - 7 + 10 - 9 - 16 10 + (- 6) -(-5) - 19 - 6 + 8 5 * 6 - 4 – 2 - 5 * 6 9 + (- 8) 5 * (- 6) 7 – (- 6) - 5 * (- 6)
Умножение чисел с разными знаками.
Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию. Ян Амос Коменский (чешский педагог 17 века)
5 * 6 - 5 * 6 5 * (- 6) - 5 * (- 6)
- 5 * 6 = - 30 5 * (- 6) = - 30 - 5 * (- 6) = 30
При умножении чисел с разными знаками: 1. перемножить модули этих чисел; 2. перед полученным числом поставить знак минус. + = + =
Правило умножения отрицательных чисел: Чтобы умножить два отрицательных числа, надо перемножить их модули. = +
Выполните умножение. -7 * 5 = -6 * (-3) = 20 * (-4) = -5 * 15 = -35 18 -80 -75 5 * (-7) = -3 * (-6) = -4 * 20 = 15 * (-5) =
8 * 0, 2 8 * (- 0,2) - 8 * 0,2 - 8 * ( - 0,2) - 15 * 4 12 * (- 3) - 2,5 * (- 0,4) a * b
a∙b Одинаковые знаки Один из множителей равен нулю a ∙ b =0 Разные знаки a>0, b>0 a∙b >0 a∙b =|a|∙|b| a <0, b<0 a∙b >0 a∙b =|a|∙|b| a>0, b<0 a∙b <0 a∙b =−|a|∙|b| a <0, b>0 a∙b <0 a∙b =−|a|∙|b|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
1 вариант 2 вариант - 0,2·8,25 < 0 -3·(137,84) < 0 5,48·(-10) < 0 44,8·36,1 > 0 -16,1·(-3) > 0 101·(-5,4) < 0 48,3·13,18 > 0 -51,3·(-1,7) > 0 - 43, 874 ∙ 0 = 0 - 54, 03 ∙ 0 = 0 - 1 ∙ 456, 01 < 0 - (- 653, 8) ∙ 33, 21 > 0 - (- 23, 94) ∙ 0, 43 > 0 643, 98 ∙ (- 1) < 0
1. выяснить, какие множители (имеют одинаковые знаки, имеют разные знаки); 2. определить знак произведения; 3. определить модуль произведения. Алгоритм умножения чисел:
№ 1118, стр. 191. Уровень воды в реке изменяется каждые сутки на а дм . Как изменится уровень воды в реке за 3 суток, если а = 4?
Как изменится уровень воды в реке за 3 суток, если а = - 3?
№ 1121 ( I, II столбик); № 1122; № 1125. Задание в учебнике:
п. 35, стр. 192 (прочитать текст под рубрикой «Говори правильно» ); № 1143 ( I столбик); № 1144 ( I столбик); № 1146. Домашнее задание:
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по математике в 6 классе по теме: "Умножение чисел с разными знаками"
Разработка урока по математике в 6 классе по теме: "Умножение чисел с разными знаками"...
Разработка урока по теме "Сложение чисел с разными знаками"
Разработка урока по теме "Сложение чисел с разными знаками"...
Урок по теме: "Умножение чисел с разными знаками"
Урок ознакомления с новым материалом. На уроке представлены различные технологии и методы обученения:ИКТ, карточки для игры «Математический бой», тесты, карты учёта знаний....
Разработка урока на тему "Сложение чисел с разными знаками"
Урок отрытия новых знаний с применением технологии дифференцированного обучения и игровых технологий....
Разработка урока по теме"Умножение чисел с разными знаками".
1. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний2. Цель урока: сформировать умения умножения чисел с разными знаками, научить при...
урок по теме: "Умножение чисел с разными знаками"
quot;Умножение чисел с разныи знаками" урок в 6 классе по математике...
Технологическая карта урока по теме: " Умножение чисел с разными знаками"
Технологическая карта урока соответствует принципам личностно ориентированного обучения. Методы, приемы и формы работы на уроке направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся и развити...