Деятельность учителя (краткое описание этапов урока) | Деятельность учащихся (перечень УУД, предметных результатов) |
Организационный момент Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на уроке. Мы продолжаем с вами работать над положительными и отрицательными числами. Сегодня нам с вами предстоит вывести новое правило, ведь «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.» (Дьёрдь Пойа). Но для этого необходим определенный багаж знаний. Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на мультимедийной доске) Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней готовности включения в деятельность
Организация учебного процесса Сейчас я вам буду говорить правила, а вы слушайте внимательно. Если я скажу правило верно, то вы поднимаете зеленую карточку, если же ошибусь – красную.
Игра «Молчанка» (использование сигнальных карточек)
№ | Вопрос | Оценка ответа | 1 | Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами | + | 2 | Для каждого числа есть два противоположных ему числа | - | 3 | Модуль числа 0 равен 0 | + | 4 | Модуль числа -2 равен 2 | + | 5 | Модуль числа может быть отрицательным | - | 6 | Противоположные числа имеют разные модули | - | 7 | Из дух отрицательных чисел больше то, модуль которого меньше | + | 8 | Нуль меньше любого отрицательного числа | - | 9 | Нуль меньше положительного числа | + | 10 | Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится | + |
|
Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
- Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы.
- А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами.
- Даны числа: -15; -2; -17; -9; 8;
-16; -26; 28; 32; 0 а) Укажите среди данных чисел - положительные. б) Укажите среди данных чисел - отрицательные. в) назовите модуль каждого числа; г) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше; - Вычислить, подтверждая действие правилом:
-15 + (-23) -41 + (-32) -26 + (-87) - 2 + (-123) -456 + 287 |
- Положительные, отрицательные., ноль;
- Сравнивать, находить модуль, складывать
- Отвечают на вопросы.
- Складывают отрицательные числа, проговаривают правило
- последний пример выполнить не могут.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану.
|
3. Выявление места и причины затруднения. |
-Почему не смогли сложить последние два числа?
Давайте попробуем сложить с помощью координатной прямой
Как же нам быть в подобных случаях?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками»
Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?
Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или вместе? |
Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать
- Найти правило, которое нам поможет.
Научиться складывать числа с разными знаками числа и получить правило сложения чисел
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. |
Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками. Выполните исследовательскую работу в группах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками. Заполните таблицу: Пример | Сравнить | Знак суммы | - 4 + 3 = | |-4| |3| |
| 6 + (-3) = | |6| |-3| |
| - 4 + 7 = | |-4| |7| |
| 8 + (-5) = | |-5| |8| |
| - 6 + 2 = | |-6| |2| |
|
Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться? С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа? Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками, получается знак числа, модуль которого_____________________ Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен __________________________________________________. Группа 1. Проводит исследование с помощью координатной прямой.
И заполняет первый столбик таблицы, далее отвечая на вопросы вводят правило сложения.
Группа 2. Проводит исследование с помощью термометра. И заполняет первый столбик таблицы, далее отвечая на вопросы вводят правило сложения.
Группа 3. Проводит исследование с помощью понятий «доходы» и «расходы» И заполняет первый столбик таблицы, далее отвечая на вопросы вводят правило сложения.
| Каждая группа получает задание, но выполняет его разными способами. Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану
- Выполняют исследовательскую работу в группах, делают выводы.
Выполняя исследование разными способами, пришли к одному правилу. Сравнивают его с правилом в учебнике. |
5. Реализация построенного проекта. |
- Вы составили алгоритм сложения чисел с разными знаками. - Проверим как он действует Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать с помощью сигнальных карточек? -12 + 5 = -7 34 + (-49) = 15 -11 + 18 = -7 47 + (-35) = 8 -53 + 19 = -72 -41 + 33 = 8 54 + (-12) = - 42 -8 + 17 = 9 Игра «Математическое лото» на коррекцию правила
|
Проверяют примеры.
|
Физкультминутка: Смена деятельности Сядьте ровно, спина прямая, руки вытяните и положите на стол. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы наконец. Зарядка окончилась. Ты молодец! | Выполняют упражнения. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Обучающая самостоятельная работа. с последующей самопроверкой (индивидуальная работа по карточкам) 1. Определите знак суммы: а) -12 + 7; в) 15 + (-8); д) (-24) + 19 ж) 37 + (-84); б) -8 + 3; г) 6 + (-11); е) 53 + (-35); з) -245 + 300. Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +; ж) –; з) +. 2. Выполните действия: Ответы: а) -19 + 40 1) 59; 2) -59; 3) -21; 4) 21. б) -34 + 57 1) 23; 2) -23; 3) 91; 4) -91. в) -56 + (-35 + 56). 1) 35; 2) 25; 3) -35; 4) -25.
| Проговаривают правило, решают примеры. Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Выполните действия: ВАРИАНТ №1 |
| ВАРИАНТ №2 | -35 + 41
| 37 + ( -45) | 16 + ( -31)
| -42 + 55 | + | + | + () | + () | + | + |
ОТВЕТЫ: ВАРИАНТ №1 | 5 «+» отметка 5 4 «+» отметка 4 3 «+» отметка 3 | ВАРИАНТ №2 | 6
| -8 | -15
| 13 |
|
|
|
| - |
|
|
Регулятивные: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
8. Включение в систему знаний и повторение. |
Найдите наиболее удобный способ решения. - 48 +34 +26 -7 ⅔ - 34 + 48 + 2⅔ - 1⅖
|
Высказывают свое мнение
Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
В конце урока подводится итог работы, уровень достижения цели: · Сегодня на уроке я научился… · Мне было интересно… · Мне было трудно: · Я понял … · Я почувствовал, что… · Больше всего мне понравилось… · Мне было интересно… · Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что… – Запишите домашнее задание.
Домашнее задание: А) выучить правило сложения чисел с разными знаками. Б) №1081(а-е), 1083(а, б), задача 1085 и по желанию найти в интернете, когда и кем были придуманы отрицательные числа.
| Отвечают на вопросы.
Слушают, записывают, уточняют способы работы и объём домашней работы.
Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |