Урок математики по теме: Предел функции в точке (1 курс СПО)
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Конспект урока математики по теме: Предел функции в точке.
Расчитан на 1 час 30 минут (пара). Проводился как открытый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predel_funktsii_v_tochke.docx | 65.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики на 1 курсе (11 группа) по теме «Предел функции в точке».
Цель урока: формирование у студентов наглядно – интуитивных представлений о пределе функции в точке.
Задачи урока:
- ввести понятие предела функции в точке;
- рассмотреть геометрическую иллюстрацию понятия предела функции в точке;
- рассмотреть правила о нахождении предела суммы, произведения и частного двух функций;
- рассмотреть примеры нахождения предела функции в точке.
Тип урока: урок объяснение нового материала.
План урока.
- Организационный момент.
- Мотивация изучения темы.
- Подготовительная работа.
- Изучение нового материала.
- Решение задач.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Предел функции в точке». Сегодня на уроке мы познакомимся с понятиям «предел функции в точке», а также рассмотрим правила вычисления предела функции в точке.
- Мотивация изучения темы.
- Эта тема очень важна для дальнейшего изучения алгебры: понятие предела функции имеет большое значение в изучении понятия производной и без знания предела функции рассмотрение этого понятия невозможно.
- Подготовительная работа.
- Перед тем как начать изучать новую тему, выполним следующее задание:
постройте график функции если:
а) при х = 4 значение функции не существует; (рис.1)
б) при х = 4 значение функции равно 3; (рис.2)
в) при х = 4 значение функции равно 2. (рис.3)
Рис. 1
Рис. 2.
Рис. 3.
- Изучение нового материала.
- Воспользуемся построенными графиками функций. Во всех трех случаях изображена одна и та же кривая, тем не менее, это три разные функции.
- Чем они отличаются друг от друга?
(Они отличаются друг от друга своим поведением в точке х = 4).
- Как ведет себя функция в точке х = 4 на первом графике?
(Для функции при х = 4 значение функции не существует, функция в указанной точке не определена).
- Как ведет себя функция в точке х = 4 на втором графике?
(Для функции при х = 4 значение функции существует, но оно отличается от естественного значения функции в указанной точке).
- Как ведет себя функция в точке х = 4 на третьем графике?
(Для функции при х = 4 значение функции существует, и оно равно естественному значению функции в указанной точке, то есть двум).
Очень часто при исследовании свойств функций бывает важно выяснить не только значение функции в той или иной точке, но и то значение, к которому стремится значение функции при стремлении аргумента к заданной точке.
Так вот это стремление значения функции называется пределом данной функции при стремлении аргумента к заданной точке. Давайте запишем это уже с помощью известного нам с вами значения предела:
- Как мы с вами обозначали предел?
(Lim)
- Запишем это. Стремление какой функции мы рассматриваем?
()
- К чему у нас стремится х?
(к 4)
- И какое мы при этом получаем стремление функции?
(к 2)
- Мы получили такую запись . В общем виде она выглядит так .
Как мы с вами читаем такие записи?
(предел функции y=f(x) при стремлении х к а равен b)
- Решение задач.
Рассмотрим несколько примеров на вычисление пределов функций.
№1. Вычислить:
а) .
Решение. Выражение х3 – 2х2 + 5х + 3 определено в любой точке х, в частности, в точке х = 1. Следовательно, функция у = х3 – 2х2 + 5х + 3 непрерывна в точке х = 1, а потому предел функции при стремлении х к 1 равен значению функции в точке х = 1.
Имеем: .
Ответ: 7.
б) ; в) ; г) ; д) .
№2. Вычислить:
а)
Решение. Если подставить значение х = - 3 в заданное выражение, то и в числителе, и в знаменателе получится 0. Мы уже с вами встречались с подобными вещами, только вместо 0 что у нас с вами было в прошлой теме?
(бесконечность)
- Правильно, мы встречались с неопределённостями вида «∞ на ∞» и «∞-∞». Это очень похожий на них ещё один вид неопределённости, который встречается при нахождении предела функции – неопределенность вида «0 на 0». Давайте запишем. Что мы в прошлых темах делали с такими неопределённостями?
(как-то пытались преобразовать заданную функцию)
- А что можно попробовать сделать здесь?
(заданную алгебраическую дробь можно сократить: ).
Значит, функции и тождественны при условии х ≠ - 3. Но при вычислении предела функции при х → - 3 саму точку х = - 3 можно исключить из рассмотрения. Значит, .
Ответ: - 1,5.
б) ; в) ; г) ; д) .
- Давайте составим для себя алгоритм нахождения пределов функций. Что мы делаем в первую очередь?
(подставляем число, к которому стремится х в заданную функцию)
- Правильно. Что делаем затем?
(если при подсчёте получается число, то записываем ответ. Если получается неопределённость, то пробуем преобразовать функцию)
- А что будем делать после преобразования?
(снова подставлять число, к которому стремится х. После подсчёта, запишем ответ).
- Всё правильно. И с таким алгоритмом мы с вами уже встречались в одной теме. В какой?
(предел числовой последовательности)
№3. Вычислить:
а) ; б) ; в) ; г) .
- Домашнее задание.
- Запишите домашнее задание. Эти номера подобны тем, которые мы решали в классе, образец записи у вас в тетрадях. На следующем уроке я обязательно пройду и у всех всё проверю.
- Итог урока.
- Сегодня на уроке мы познакомились с понятием предела функции, правилами вычисления предела в точке, научились вычислять предел функции в точке. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Математики на тему "Графики функций"
Урок математики на тему "Подготовка учащихся 9 класса к сдаче ГИА. Графики функций"...
Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"
Пояснительная записка Характеристика учебной группы. Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...
Урок в 11 классе по теме: Формирование познавательной рефлексии и действия смыслообразования учащихся на уроке математики по теме «Показательная функция, ее свойства и график» по учебнику А.Г. Мордковичтся первым в данной теме.
Тема «Показательная функция, ее свойства и график» изучается в разделе «Показательная и логарифмическая функции», на изучение которого запланировано 28 часов. По тематическому планированию это п...
Урок в 11 классе по теме: Формирование познавательной рефлексии и действия смыслообразования учащихся на уроке математики по теме «Показательная функция, ее свойства и график» по учебнику А.Г. Мордковичтся первым в данной теме.
Тема «Показательная функция, ее свойства и график» изучается в разделе «Показательная и логарифмическая функции», на изучение которого запланировано 28 часов. По тематическому планированию это п...
Урок алгебры в 10 классе по теме «Предел функции в точке»
Цель урока: формирование у учащихся наглядно – интуитивных представлений о пределе функции в точке....
Методическая разработка урока математики на тему "Линейная функция"
Сформировать умения и навыки обучающихся построения и чтения графика линейной функции у = kx + b....
Методическая разработка в уроку математики на тему "Графики функции в ОГЭ"
К 9 классу ученики уже прошли все основные функции и их графики и должны понимать различие между ними. В презентации отражены графики функции представленные в ОГЭ и их главные отличия....