конспект урока "Степенная функция" в 11 классе
презентация к уроку по алгебре (11 класс) на тему

Оюн Салбакай Монгушевна

конспект урока "Степенная функция" в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stepennaya_funktsiya.docx24.7 КБ
Office presentation icon stepennaya_funktsiya.ppt1.19 МБ

Предварительный просмотр:

                     

Урок алгебры и начала анализа

                              10 класс

 Тема: «Степенная функция, ее свойства и график».

                                     

 

Учитель  математики МБОУ СОШ

 с.Успенка Оюн Салбакай Монгушевна

 

                         

                       

 

                                     

Тема: «Степенная функция и её график»

 

 

Тип урока – комбинированный.

Цель урока: 

  1. Обеспечить самостоятельное получение учащимися знаний свойств и графиков степенной функции и умение применять их в нестандартной ситуации.

  2. Развивать познавательный интерес, математическое мышление.

  3. Формировать  коммуникативные компетентности, способность взаимодействовать с членами команды.

Задачи:

  1. На основе имеющихся знаний об элементарных функциях выявить свойства и построить графики различных видов степенной функции.

  2. Дать характеристику степенной функции в общем виде.

  3. Использовать полученные знания в нестандартной ситуации.

  4. Определить степень усвоения материала.

Оборудование:  Персональные компьютеры, раздаточный материал, проектор, выход в Интернет

                           Ход урока

 УУД

Организационный этап. Проверяется готовность учащихся  к уроку.

I этап – индукция.

  Учитель: Вам знакомы свойства и графики элементарных функций, написанных на доске

( У = Х2 , У= Х3, У =Х1/2). Ваша задача: каждая группа выбирает себе функцию, вспоминает (определяет) ее свойства и график.

Один человек от группы представляет наработки.

Учащиеся выполняют задания и выбирают одного представителя, который на доске перечисляет свойства и схематично рисует график функции. 

Учитель демонстрирует графики с помощью ЦОР http://fcior.edu.ru/card/7398/stepennaya-funkciya-s-naturalnym-pokazatelem-ee-svoystva-i-grafik-i1.html

 

участвовать в коллективном обсуждение проблем

строить продуктивное взаимодействие в группе  сверстников

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  умение слушать и вступать в диалог

   

2 этап – исследовательский.

  Учитель: Какой формулой можно объединить эти функции? Как их назвать? Сформулируйте определение степенной функции

Ученики с поправкой учителя:

 

-  У = Хn   , где n– действительное число. Эта функция называется степенной.

 

Можно ли назвать степенными функции вида У=Х8,  У=Х-1/3 ≥ 0),  У=Х-7,  У=Х10,  У=Х1/4,  У=Х-4,  У=Х11,  У=Х-9,  У=Х.-1/6

 Учитель: Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Сформулируйте цель нашего урока.

Учитель дублирует сказанное учениками:   Тема сегодняшнего урока «Степенная функция, ее свойства и график».

Цель: Самостоятельно получить знания свойств и графиков степенной функции на основе имеющихся знаний об элементарных функциях.

Использовать эти знания в нестандартных ситуациях.

Определить степень усвоения материала.

Задание2: На доске записаны формулы еще трех степенных функций, которые вам еще не известны. Вам предстоит поработать исследователями, т.е самостоятельно выявить свойства и построить графики следующих функций: У = X-2 , У = X –3  ,У= X –1/2.

Учащиеся по группам выполняют задание. Направляют представителя для построения графика и перечисления свойств функций на доске. Члены группы исправляют, дополняют выступающего.

Учитель спрашивает о сходствах и различиях в свойствах функций. Группы отвечают.

Остальные учащиеся задают вопросы.

Задание3:  На доске записаны формулы различных видов степенной функции:

У=Х8,  У=Х-1/3 (Х≥ 0),  У=Х-7,  У=Х10,  У=Х1/4,  У=Х-4,  У=Х11,  У=Х-9,  У=Х.-1/6

Группам предстоит выбрать функции «своего» вида. Представитель от группы выполняет задание на доске.

Вопрос: Вы выбрали функции такого вида, которые исследовала ваша группа.

 

 

подведение под понятия,

Анализ

 

Целеполагание

участвовать в коллективном обсуждение проблем,

строить продуктивное взаимодействие в группе  сверстников

выдвижение гипотез

построение логической цепи рассуждений,  

анализ

элементы волевой саморегуляции

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

рефлексия деятельности

3 этап – разрыв.

Учитель подводит учащихся к вопросу: Почему название одно, а функций много, и все разные?

Вопрос: Какую же характеристику мы должны дать степенной функции, чтобы она охватывала все случаи? На какие классы разбить?

Ответ:

       У= Хn ,где  n- полож. четное, отриц. четное.

        У= Xn ,где  n- полож. нечетное, отриц. нечетное.

        У= Xр , где  р-полож., нецелое действ.,

отриц. нецелое действит.

Еще раз учащимся предлагается сформулировать план исследования функций:

  1. Область определения.

  2. Множество значений.

  3. Четность.

  4. Промежутки возрастания, убывания.
  5.  Промежутки знакопостоянства.
  6.  Наибольшее и наименьшее значения.

     

Группам предлагается для своих классов функций выявить общие и различные свойства.

Представитель от группы с помощью  компьютера записывает и воспроизводит на экран  общие свойства классов степенной функции.

 (См. приложение 2)

Затем учитель задает вопрос: Как выглядят графики одного класса степенной функции?

Ответ: Отличаются только сжатием-растяжением.

И учитель демонстрирует графики различных классов изучаемой функции с помощью компьютера.

(См. приложение 1)  

 

выдвижение гипотез

анализ

синтез

умение слушать и вступать в диалог

анализ

синтез

установление причинно-следственных связей,  

 

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  

   

4 этап – рефлексия (определение степени усвоения).

1.Примеры на доске:

1)  S= π/4 d2 , где S – площадь поперечного сечения провода диаметром  d .

2)  F = γ m1 m2 r-2   , где F - сила притяжения двух тел массами m1, m2 , γ -   постоянная, r - расстояние между телами.

3)  d=3,8 h1/2  . Это функция высоты, над которой поднят наблюдатель над уровнем моря. d – дальность расстояния горизонта от наблюдателя.

Вопрос: Что представляют эти формулы с математической точки зрения?

Учащиеся находят в них степенные функции, но с ограничением на область определения.

2. Проверка степени усвоения знаний.

    Учащиеся получают раздаточный материал с графиками степенной функции. (См. приложение 3)

Им предстоит подписать для каждого графика свою формулу и самостоятельно проверить  по готовым на доске ответам правильность выполнения работы. После проверки анализируются ошибки и исправляются.

Итоговый этап. Учащиеся самостоятельно подводят итог урока.

Учитель объявляет домашнее задание и сообщает тему следующего урока.

рефлексия

 Контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном

 

 Контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме  

Выводы:  Планы реализованы полностью. Цели урока достигнуты.

Уровень качества проявленных знаний, умений и навыков высокий.

Применение компьютерных технологий, исследовательского метода и  групповой формы работы способствовало достижению цели урока,  формированию таких ключевых компетентностей как: готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, коммуникативная, готовность к социальному взаимодействию, а также предметных компетентностей: самостоятельная познавательная деятельность, математический язык, умения применять математические знания в нестандартной ситуации.

                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Степенные функции

Слайд 2

Степенные функции, их свойства и графики

Слайд 3

Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Степенные функции, их свойства и графики»

Слайд 4

Задачи: видеть график степенной функции по формуле определять по графику функцию уметь анализировать график уметь решать уравнения, неравенства, системы уравнений с помощью графиков и свойств степенной функции развивать навыки мыслительной деятельности, математической зоркости умение работать в сообществе

Слайд 5

Степенными функциями называются функции вида у = х r , где r – заданное рациональное число

Слайд 6

y x - 1 0 1 2 у = х 2 у = х 6 у = х 4 Показатель r = 2n – чётное натуральное число

Слайд 7

Показатель r = 2n – чётное натуральное число 0 х у у = х 2 , у = х 4 , у = х 6 , у = х 8 , … у = х 2 n Функция у=х 2 n чётная, т.к. ( – х) 2 n = х 2 n Функция убывает на промежутке Функция возрастает на промежутке График чётной функции симметричен относительно оси Оу.

Слайд 8

y x - 1 0 1 2 у = х 3 у = х 7 у = х 5 Показатель r = 2n -1 нечётное натуральное число

Слайд 9

Показатель r = 2n -1 – нечётное натуральное число х у у = х 3 , у = х 5 , у = х 7 , у = х 9 , … у = х 2n-1 Функция у=х 2 n -1 нечётная, т.к. ( – х) 2 n -1 = – х 2 n -1 0 Функция возрастает на промежутке График нечётной функции симметричен относительно начала координат – точки О.

Слайд 10

y x - 1 0 1 2 у = х -1 у = х -3 у = х -5 Показатель r - целое отрицательное нечётное число

Слайд 11

Функция убывает на промежутке Показатель r = – ( 2n -1), где n – натуральное число 1 0 х у у = х -3 , у = х -5 , у = х -7 , у = х -9 , … Функция у=х -(2 n -1) нечётная, т.к. ( – х) –(2 n -1) = – х –(2 n -1) Функция убывает на промежутке

Слайд 12

y x - 1 0 1 2 у = х -4 у = х -2 у = х -6 Показатель r –целое отрицательное чётное число

Слайд 13

Показатель r = – 2n , где n – натуральное число 1 0 х у у = х -2 , у = х -4 , у = х -6 , у = х -8 , … Функция у=х 2 n чётная, т.к. ( – х) -2 n = х -2 n Функция возрастает на промежутке Функция убывает на промежутке

Слайд 14

y x - 1 0 1 2 у = х 0,5 у = х 0,84 у = х 0,7 Показатель r – положительное дробное число, 0 < r < 1

Слайд 15

0 Показатель r – положительное дробное число, 0 < r < 1 1 х у у = х 0,3 , у = х 0,7 , у = х 0,12 , … Функция возрастает на промежутке

Слайд 16

y x - 1 0 1 2 у = х 1,5 у = х 2,5 у = х 3,1 Показатель r – положительное дробное число, r >1 Функция возрастает на промежутке

Слайд 17

y x - 1 0 1 2 у = х -1,3 у = х -0,3 у = х -2,3 у = х -3,8 Показатель r – отрицательное дробное число , r < 0

Слайд 18

0 Показатель r – отрицательное дробное число 1 х у у = х -1,3 , у = х -0,7 , у = х -2,12 , … Функция убывает на промежутке

Слайд 19

х у 0 1 -1 1 х у 0 -1 1 1 2 х у 0 1 1 3 х у 0 1 1 4 х у 0 1 1 5 х у 0 1 1 6 х у 0 1 1 х у 0 1 1 Графическое лото. 8 7 9 1) у = х -0,7 2) у = х -7 3) у = х 4) у = х 7 5) у = х 0,6 6) у = х 3,14 7) у = х 8 8) у = 1 9) у = х -6

Слайд 20

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 796 514 283

Слайд 21

Пользуясь рисунком, найти промежутки, на которых график функции лежит выше (ниже) графика функции у = х. у 0 1 х у=х 0 1 х у у=х

Слайд 22

Пользуясь рисунком, найти промежутки, на которых график функции лежит выше (ниже) графика функции у = х. у 0 1 х у=х 0 1 х у у=х

Слайд 23

Пользуясь рисунком, найти промежутки, на которых график функции лежит выше (ниже) графика функции у = х. 0 1 х у у=х

Слайд 24

Преобразования графиков степенных функций

Слайд 25

Как построить график функции y = f(x + l ), если известен график функции y = f(x )

Слайд 26

y x - 1 0 1 2 у = х -4 у = (х – 2) -4

Слайд 27

Как построить график функции y = f(x) + m , если известен график функции y = f(x )

Слайд 28

y x - 1 0 1 2 у = х -4 у = х – 4 – 3

Слайд 29

Как построить график функции y = f(x + l ) + m , если известен график функции y = f(x )

Слайд 30

y x - 1 0 1 2 у = х -4 у = (х+1) – 4 – 3

Слайд 31

y x - 1 0 1 2 у = х -3 у = (х-2) – 3 – 1

Слайд 32

y x - 1 0 1 2 у = (х+2) –1,3 +1 у = х -1,3

Слайд 33

Проверим свои знания: Пройдем тестирование, воспользовавшись ссылкой: http://anketer.ru/vote/oBDZLxsxTh/

Слайд 34

домашнее задание п.9, № 9.16(б), 9.19 (а), 9.20 (б), 9.22(в). п.9, № 9.16(г), 9.19 (б), 9.20 (г), 9.22(г).

Слайд 35

видеть график степенной функции по формуле определять по графику функцию уметь анализировать график уметь решать уравнения, неравенства, системы уравнений с помощью графиков и свойств степенной функции развивать навыки мыслительной деятельности, математической зоркости умение работать в сообществе

Слайд 36

Дружить наукам можно вечно, Вселенная ведь бесконечна. Спасибо всем вам за урок, А главное, чтоб он был впрок!

Слайд 37

Оцените свою работу на уроке «5» «4» «3» затрудняюсь Напишите свою фамилию в тот столбик, на какую оценку, по Вашему мнению, Вы работали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. ФУНКЦИИ, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ.

Интегрированный урок алгебры и ИКТ. 9 класс...

конспект урока "Функция тангенс, ее график и свойства."

Конспект урока "Функция тангенс. ее график и ее свойства". 10 класс. Это конспект открытого урока на  муниципальном уровне.  Конспект составлен в соответствии с требованиями к уроку в рамках...

Конспект урока "Функция y=kx^2, её свойства и график" в 8 классе

Цель урока: закрепление и систематизация теоретического материала.Задачи: образовательная: отработать умения и навыки, применяя теоретические знания при построении графика функции y=kx2   и ...

Конспект урока 9 класс по теме: "Квадратичная функция и ее график"

Урок - семинар по теме «Квадратичная функция и ее график». Повторение, обобщение  изученного материала по данной теме....

Конспект урока 9 класс По теме: « Функции , их свойства и графики»

Тема:  Функции  , их свойства и графикиЦель урока: осознание и закрепление ранее изученного материала.Систематизировать и обобщить знания о функции   и ее свойствах; расширить...

Конспекты уроков 11 класс "Степени и корни. Степенные функции"

Конспекты уроков по алгебре и началам анализа в 11 классе "Степени и корни. Степенные функции" к УМК А.Г. Мордковича (база)...

План-конспект урока “Функция y=kx^2, её свойства и график” (алгебра 8 класс, УМК под ред. А.Г.Мордковича)

Данный урок разработан с использованием различных форм, методов и приёмов обучения, в том числе с применением элементов ИКТ-технологии....