Методическая разработка урока математики для 6 класса по теме "Координатная плоскость"
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему
Урок по математике в 6 классе на тему «Координатная плоскость» представлен на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (выход в финал); представлена на региональном конкурсе учебно-методических разработок педагогических работников общеобразовательных учреждений Оренбургской области «Современный урок – 2014».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Координатная плоскость | 149.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики
6 класс
Координатная плоскость
Фадеева Елена Анатольевна,
учитель математики
МБОУ «Лицей №1» п.Тюльган
I квалификационной категории
Урок по математике в 6 классе на тему «Координатная плоскость» представлен на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (выход в финал); представлена на региональном конкурсе учебно-методических разработок педагогических работников общеобразовательных учреждений Оренбургской области «Современный урок – 2014».
Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников среднего звена основ культуры мышления и развитие общих умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, делать выводы и умозаключения, классифицировать материал, работать с текстом и графическими материалами и высказывать своё мнение.
Урок построен на основе следующих принципов: разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка; действенного подхода к обучению; креативности; сотрудничества, делового партнёрства учителя и учеников; принципа обоснованного ответа.
Занятие способствует расширению кругозора учащихся, учит строить собственные суждения, углубляет их знания, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность детей.
Цель урока: научить учащихся строить точки по заданным ее координатам и
определять координаты точки, отмеченной на координатной
плоскости.
Задачи урока:
✓ обобщить и систематизировать сведения о координатной прямой (координатной оси) и составляющих ее элементов (начало отсчета, единичный отрезок, положительное направление);
✓ ознакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости;
✓ научить свободно ориентироваться на координатной плоскости, хорошо воспринимать на слух координаты; четко и аккуратно выполнять геометрические построения;
✓ активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств;
✓ развивать творческие способности;
✓ воспитывать интерес к предмету.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование:
∙ мультимедийные средства;
∙ презентация «Координатная плоскость»;
∙ раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята, послушайте, какая наступила тишина. Значит, наступило время приниматься за работу. Запишите в тетрадях число и классная работа.
II. Актуализация знаний и определение учебных задач на урок.
Каждую ночь на небе зажигаются звезды, они прекрасны и далеки от нас. Но, как вы знаете, иногда звезды падают. Падают звезды, конечно, не на землю, но иногда очень хочется пойти и найти упавшую звезду, но такое возможно только в сказке. А давайте на мгновение представим, что мы в сказке, и попробуем найти звезды. Но чтобы их найти, нужно знать местоположение, а ведь звезда может упасть как в известное место, так и на незнакомую территорию.
Взгляните на доску. Знакома ли нам эта местность? Можем ли мы определить положение упавших звезд? Как это сделать? (указать координату звезды на координатной прямой – приложение Мозаика)
Ученики записывают координаты звезд в тетради.
А теперь посмотрим на следующий рисунок. Три звездочки угодили на незнакомую территорию. Но и их нужно отыскать, указав точное местоположение. Достаточно ли здесь указать одну координаты, как в предыдущем случае?
Возможно у вас есть предположения, какие координаты имеет звезда М?
Среди ответов детей выбрать и записать на доске М(2; 3) и провести перпендикуляры со стрелочками к осям Ох и Оу.
Ребята, сейчас мы с вами имеем дело уже не с координатной прямой, а с координатной плоскостью (записывается тема урока). Давайте все вместе поставим себе задачи на этот урок. Что мы должны узнать и чему научиться? (ответы и предположения учащихся)
III. Изучение нового материала.
Итак, перед нами координатная плоскость. Но разве мы можем сказать, что не видим здесь ничего знакомого?
Изучение нового материала в ходе беседы с помощью наводящих вопросов:
- Можно ли утверждать, что на рисунке изображены координатные прямые? Почему?
- Под каким углом расположены эти прямые друг к другу?
- Охарактеризуйте точку пересечения этих прямых?
- Что напоминает запись М(2; 3)? Чем она отличается от записи координаты точки на координатной прямой?
- Под каким углом из точки М проведены стрелки к прямым Ох и Оу?
- Какая связь между точками координатных прямых, на которые указывают стрелки, и записью М(2; 3)?
По завершении беседы учащиеся в парах изучают памятки по теме «Координатная плоскость» и читают текст учебника (стр. 270-272).
Подведение итогов изучения нового материала с помощью слайдов презентации. Дополнение памятки.
И вот теперь мы сможем безошибочно указать точное расположение упавших звезд.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Указать координаты отмеченных точек (по слайду презентации).
2. Выполнения задания №1296.
А сейчас попробуйте самостоятельно записать координаты отмеченных точек.
После выполнения сверяются ответы и обсуждаются спорные ситуации.
3. Изучение алгоритма построения точки по заданным координатам (с опорой на слайд презентации).
4. Работа в группах по построению точек на координатной плоскости.
5. Самостоятельная работа по построению точек на координатной плоскости (взаимопроверка, оценки выставляются по желанию).
Физминутка (танец)
Ребята, в начале урока мы с вами говорили о звездах. И вам всем известно, человек, глядя на ночное небо, объединяет звезды в созвездия.
Определите названия следующих созвездий.
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь, глянь – на небе он теперь,
Ясной ночью светится
Большая… (Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
рядом с мамой светится
Малая… (Медведица).
Определите по рисунку координаты звезд созвездия Малой Медведицы и постройте по заданным координатам созвездие Большой Медведицы.
Большая Медведица: (-15; -7), (-10; -5), (-3; -6), (6; -6), (5; -10), (-1; -10), (-3; -6).
(Работа двух учащихся у доски).
VI. Подведение итогов.
Для подведения итогов урока воспользуемся вопросами №1 – 7 на стр.273 учебника. (учащиеся отвечают на вопросы)
Ребята, а на каких еще уроках вы встречали или можете встретить и использовать понятия координаты, система координат, координатная плоскость? (география, биология, технология, история)
В нашей повседневной жизни нужно ли знать о координатах и уметь ими пользоваться? (учащиеся приводят свои примеры)
Выставление оценок.
VII. Рефлексия.
Итак, итоги подведены, оценки выставлены. А каково наше настроение? Всем вам хорошо известны жесты и их значения.
Выразите свое настроение одним из этих жестов.
Домашнее задание. §46;
1 уровень: №1297, 1299;
2 уровень: нарисовать в координатной плоскости рисунок, состоящий из ломаных, и зашифровать его с помощью координат точек;
3 уровень: выполнить задания 1 и 2 уровней и результат работы оформить в виде презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики 5 класса
отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей, углубление полученных знаний и навыков при решении примеров и задач;развитие логического мышления, математической речи, умения обобщать и срав...
Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС
Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС...
Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...
Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изуч...
Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...
Методическая разработка урока математики 6 класс по теме: «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая»
Тема: «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая» ...
Методическая разработка. Урок математики. 6 класс "Отрицательные дроби"
Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием отрицательных дробей; научить находить модуль положительных и отрицательных дробей.На уроке активно используется фронтальная работа, работа в парах. Уча...
Комментарии
Чернова Т.А.
Елена Анатольевна, здравствуйте. Как умело вы показываете ребятам на уроках связь математики со всеми науками. На данном уроке-это астрономия. Спасибо за разработку урока.
Большое спасибо, Татьяна
Большое спасибо, Татьяна Александровна!
Эту идею для связи координатной плоскости с реальной жизнью и другими науками я решила применить на своем уроке после посещения одного из Ваших уроков. Спасибо!