УЧЕБНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
статья по алгебре на тему
Статья об учебных условиях для развития критического мышления обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_kritich._myshlenie_zyryanova.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНЫЕ УСЛОВИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объема информации, обязательной для восприятия и усвоения учащимися при изучении различных предметов.
Для того, чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приемы мыслительной деятельности.
Современное состояние науки и общества, динамичный социальный прогресс, увеличение объема новой информации резко сокращают долю знаний, получаемых человеком в период школьного образования по отношению к информации, необходимой ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе. Кроме того, ученые считают, что более 25% тех видов деятельности, которые будут востребованы в 21-ом столетии, сегодня еще не существуют, а те, которые сейчас есть, существенно изменяются. Поэтому людям будут нужны абсолютно новые знания и навыки. Критическое мышление должно стать стратегической основой для постоянного образования людей, а учитель становится важным звеном в этом процессе.
Перед учителем математики стоит задача не просто ознакомить учащихся с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в безбрежном море информации, отличать верную версию от ложной, находить причины ошибок, т.е. развивать критическое мышление. Эта задача, и раньше стоящая перед учителем, в последние годы приобрела особую актуальность.
«Пусковым механизмом критического мышления (по мнению одного из ученых В. Ружжеро) является склонность быть пытливым, испытывать удивление, искать ответы на вопросы.
НАВЫКИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КРИТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ.
- Наблюдательность
- Описывать
- Сравнивать
- Определять (доказывать существование чего-либо)
- Ассоциировать (устанавливать связи)
- Заключать (делать выводы)
- Прогнозировать (предполагать)
- Применять (извлекать практическую пользу)
Всем этим навыкам мы учим учащихся на своих уроках.
Многим учащимся присуще стремление мыслить творчески и критически. На уроках необходимо создать и укреплять познавательную мотивацию учащихся. Большое значение при этом имеет умение правильно ставить вопрос так, чтобы это концентрировало внимание, ограничивало перебор гипотез. Критическое мышление несовместимо с тем, чтобы пассивно усваивать предложения и аргументы. К сожалению, это у нас нередко бывает на уроках. Чтобы избежать этого необходимо использовать на своих уроках всевозможные виды разноуровневой, парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся (проектная деятельность).
УЧЕБНЫЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ.
- Задайте вопрос и только потом назовите учащегося, который на него будет отвечать.
- Необходимо давать адекватное время для обдумывания вопроса, который вы ему задали.
- Необходимо давать возможность всем учащимся отвечать на вопросы (не надо выделять уч-ся, которым вы предпочитаете их задавать).
- Если у учащихся возникли трудности с ответом, то необходимо перефразировать вопрос.
- Избегать вопросов с ответами «Да» и «Нет».
- Задавать вопросы, требующие разнообразных мыслительных умений: на сравнение, сопоставление, выявление общего/различного.
- Необходимо задавать интересные вопросы, которые по возможности, апеллируют к личному опыту учащихся.
- Если позволяет содержание урока, градировать вопросы от простого к сложному.
- Надо задавать вопросы, которые помогают учащимся прояснить или расширить их ответы.
- Задавайте вопросы, которые заставляют учащихся задуматься над ответом, данным другим учащимся, чтобы они могли расширить, дополнить ответ одноклассника.
- Задавать вопросы, которые будут давать учащимся возможность пережить успех.
- Давать возможность учащимся размышлять.
- Принимать различные идеи и мнения.
- Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
- Верить в то, что каждый учащийся способен на критическое мышление.
- Ценить проявление критического мышления.
- С уважением выслушивать различные мнения.
Хорошим помощником в развитии критического мышления является специальный курс «Учимся учиться, размышлять, исследовать» под ред. Криволаповой Н.А. – проректором ИПК и ПРО Курганской области. Цель данной программы – формирование компетентности в сфере познавательной деятельности учащихся.
В нашей школе данный курс ведем мы – классные руководители.
Основные задачи курса:
- Развитие психических познавательных процессов: критического мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения.
- Формирование собственного стиля мышления.
- Формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с различными источниками информации.
- Формирование основ исследовательской культуры и т.д.
Данный курс начался с развития логического мышления. На занятиях учащиеся учатся обобщать понятия, определять более общее и более частное понятия, составлять логические цепочки, выделять существенные признаки понятий, учатся устанавливать причинно-следственные связи, сравнивают понятия, выявляют сходство и различия, проводят аналогии.
В конце каждого занятия есть практическое приложение.
Методические особенности организации занятий:
- Организация деятельности учащихся ориентирована на усиление самостоятельной, практической и умственной деятельности.
- Занятия носят обучающий и развивающий характер.
- Один вид деятельности сменяет другим.
- С каждый занятием задания усложняются, увеличивается объем материала и темп выполнения заданий.
Большую роль в развитии критического мышления играет решение нестандартных задач на факультативных, элективных курсах.
Задачи – основное средство развития мышления, а решение нестандартной задачи тем более. Порой у учащихся проявляется страх перед трудностями, неумение преодолеть их самостоятельно.
В таком случае нужна задача, которая кажется на первый взгляд простой, а на деле требует нестандартного подхода. Задача лишь тогда вызывает интерес и активность учащихся, когда в ней есть элемент неожиданности.
При проведении декад математики, мы знакомим учащихся с миром софизмов, погружая их в проблемы философии, математики древности. Знакомство учащихся с миром софизмов обучает глубине мышления, развивает интуицию и т.д.
Учитель математики Зырянова Н.А. учитель 1 категории
МКОУ «СОШ № 10»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интеллект - карт для развития критического мышления обучающихся
Всех нас объединяет то, что мы имеем дело с человеческим интеллектом, всем нам хочется найти ту волшебную палочку, которая гарантирует качество нашей работы. У каждого ребёнка есть потребность в...
Практики использования социально-гуманитарных технологий развития критического мышления обучающихся на уроках права
Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Повышение внимани...
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...
Мастер - класс "Развитие критического мышления обучающихся"
Цель мастер-класса: познакомить учителей – предметников и студентов педагогических ВУЗов и колледжей с приемами, способствующими развитию критического мышления обучающихся....
"Технология развития критического мышления обучающихся на уроках математики"
В данной работе представлен опыт применения на уроках технологии развития критического мышления...
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...