Практики использования социально-гуманитарных технологий развития критического мышления обучающихся на уроках права
статья по праву на тему
Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В статье рассматривается модель адаптационного образовательного пространства, конституирующая социально-личностное развитие учащихся старшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kondrateva_statya_n.s._ispravleno.docx-2.docx | 33.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Кондратьева Надежда Сергеевна, учитель обществознания и права ГБОУ СОШ № 8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области, 8909371594, e-mail: nadya.kondrateva.58@bk.ru, 446441 Самарская область, г.о. Кинель, п.г.т. Алексеевка, ул. Невская, 2-24
Практики использования социально-гуманитарных технологий развития критического мышления обучающихся на уроках права
Анализ практик использования социально-гуманитарных технологий развития критического мышления обучающихся на уроках права показывает, что возможно активизировать мыслительную деятельность, что проявляется в умении:
- самостоятельно формулировать и задавать вопросы;
- выделять главное;
- делать сравнение;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать умозаключения;
- видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
- осуществлять поиск, анализ, творческую переработку информации;
- иметь собственное отношение к изучаемому материалу.
В середине 90-х годов прошлого века предпринята попытка разработать технологии развития критического мышления обучаемых. В частности, заслуга в этом принадлежит М.О. Чошанову, разработчику технологии проблемно-модульного обучения. Автор пришёл к выводу, что этот тип технологии эффективен при условии развития у школьников критического мышления [3]. Критическое мышление (англ. critical thinking) определяется как система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам [2]. В научных работах выделяются признаки критического и обыденного мышления человека (см. таблицу).
Таблица
Признаки критического и обыденного мышления
Критическое мышление | Обыденное мышление |
Оценивающие суждения | Гадательные предположения |
Взвешенное суждение | Личное предпочтение |
Классификация | Группирование |
Допущение | Верование |
Формулирование выводов на основе логических умозаключений | Формулирование выводов с опорой на «очевидность» и «здравый смысл» |
Понимание принципов | Случайные ассоциации |
Построение гипотезы | Предположение (без достаточных оснований) |
Предложение мнений с аргументами | Предложение мнений без аргументов |
Формирование суждений на основе критериев | Формирование суждений на основе опыта и примеров |
В научных исследованиях доказано, что право как учебная дисциплина, обладает уникальными возможностями развития обучающихся, так как в основе ее содержания лежит комплексный подход изучения жизнедеятельности человека и общества. В этом контексте изучение права обеспечивает развитие у обучающихся целостных представлений о человеке и окружающем его мире, способствует социальному самоопределению школьников.
Методы преподавания данного курса способствуют формированию критического мышления обучающихся. Критическое мышление вырабатывается в социальной практике путём действий в реальной обстановке или в моделируемых ситуациях.
Обращаясь к психологическим основам развития критического мышления обучающихся (11-14 лет), отметим, что исследователи констатируют – в этом возрасте возрастает значимость причинных связей в мышлении ребенка, причем (как было установлено в исследовании К. Гросса), сначала сильно преобладает интерес к причинам явлений; в своих суждениях ребенок по преимуществу стремится ответить или получить ответ на вопрос «почему». Умение рассуждать гипотетически и рассматривать свое суждение как гипотезу, нуждающуюся еще в проверке, составляет самую показательную особенность зрелой мысли подростка и способствует развитию его критического мышления [см. подробнее 2].
Практики использования социально-гуманитарных технологий развития критического мышления обучающихся, в частности, при изучении темы «Правовое государство и гражданское общество» включают использование текста «Демократия сегодня и завтра» Э. Бенеша и выполнение задания: определить взаимосвязь положений текста и реальных фактов современной демократии. Обучающимся предлагается сформулировать и высказать свое мнение о том, согласны или не согласны они с изложенными фактами в тексте, а также аргументировать свои выводы, опираясь на обществоведческие знания и социальный опыт.
При изучении темы «Правонарушения и юридическая ответственность» обучающиеся анализируют проблемные ситуации; готовят комплекс вопросов к воображаемому правонарушителю; анализируют газетный материал со сводками полиции, смотрят телепередачу «Дежурная часть», сравнивают содержание материалов с реальной действительностью.
На практике закрепление раздела «Права человека» осуществлялось с использованием социально-гуманитарной технологии организационно-деятельностной игры «Лабиринт мнений», в ходе которой обучающиеся выбирали свой вариант действий и объясняли свой выбор. Использовалась рефлексия итогов игры, приёмы социально-гуманитарного развития, активизации мышления: дибрифинг, дороулинг, проекция будущего и др. При изучении темы «Судебная система в современной России» акцент был сделан на предоставлении группами разных точек зрения по поводу достоинств и недостатков суда присяжных.
Описанные практики использования социально-гуманитарных технологий развития критического мышления обучающихся на уроках права позволяют научить: умению отстаивать аргументировано свою позицию, делать выводы; организовывать поиск ошибок и упущений в логике рассуждений; проявлять готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий при наличии убедительных аргументов [3].
Элементы новизны содержатся в социально-гуманитарных технологиях, которые ориентируют на создание условий свободного развития каждой личности, активно и самостоятельно познающей, позитивно и креативно взаимодействующей и успешно действующей (Е.И. Тихомирова).
Таким образом, развитие критического мышления обучающихся успешно осуществляется на уроках права в том случае, если учитель применяет социально-гуманитарные технологии развития критического мышления, в частности, работу с вопросами: самостоятельно сформулируй, понятно выскажи, аргументировано докажи. Как известно традиционное преподавание права зачастую строится на ответах обучающихся, использующих больше свою память, чем своё мышление. В то время как практики использования социально-гуманитарных технологий ориентируют на формулирование вопросов, как основную движущую силу развития критического мышления обучающихся. Мысль развивается при условии, если ответы стимулируют возникновение новых вопросов как показателя развивающегося критического мышления обучающихся.
Литература:
1. Иоффе, А. Развитие критического мышления и навыков дискуссии: Гражданское образование. Содержание и активные методы обучения: Пособие. - Москва: Изд-во Сивитас , 2009. – 64с.
2. Истомин, А.В. Сущность технологии развития критического мышления //Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 6. – 77с.
3. Гордеев, В.В. Техника проведения рефлексивного обсуждения игры: Учебно- методическое пособие.- Волгоград: Изд-во Учитель, 2007. – 119 с.
4. Шевченко, Н.И. Технология развития критического мышления учащихся: Учебно-методическое пособие. - Москва: Изд-во Русское слово, 2008. – 121 с.
5. Лемешкова, Е.В. Развитие критического мышления: приёмы и методы / Фестиваль педагогических идей // http://festival.1september.ru/articles/625679/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышл...
Выступление на ГМО учителей истории г. Губкина "Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания"
Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания...
"Технология развития критического мышления обучающихся на уроках математики"
В данной работе представлен опыт применения на уроках технологии развития критического мышления...
Обобщение педагогического опыта учителя по теме "Развитие критического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Современный образовательный процесс немыслим без применения новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческ...
Использование приёмов технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке математики
В данной статье рассмотрены приёмы технологии развития критического мышления на уроке математики, направленные на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информа...
Педагогическая Технология развития критического мышления обучающихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требует того, что главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся максимальной самостоятельност...
Формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся на уроках русского языка
Статья посвящена проблеме возможностей использования кроссенса при изучении русского языка. В ней объясняется сущность приема «кроссенс», предложены алгоритм создания и способы чтени...