Мастер - класс "Развитие критического мышления обучающихся"
план-конспект занятия по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Цель мастер-класса: познакомить учителей – предметников и студентов педагогических ВУЗов и колледжей с приемами, способствующими развитию критического мышления обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
musich_a.a_master-klass.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Мусич Анастасия Андреевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ №892,
Развитие критического мышления обучающихся
Аудитория: учителя - предметники, студенты педагогических ВУЗов и колледжей.
Цель: познакомить учителей – предметников и студентов педагогических ВУЗов и колледжей с приемами, способствующими развитию критического мышления обучающихся.
Задачи:
1. Создать условия для взаимодействия обучающихся друг с другом, развитие рефлексии и критического мышления.
2. Познакомить педагогов с приемами развития критического мышления.
3. Повысить профессиональное мастерство учителя-предметника.
Раздаточный материал: пазлы, карточки с заданиями.
Ход мастер-класса
1. Актуализация проблемы развития критического мышления обучающихся.
Опираясь на модель образования XXI века, где целью является не накапливание багажа знаний, а их практическое применение, технология развития критического мышления становится неотъемлемой частью урока иностранного языка. Педагог уже не носитель информации, а помощник учащегося в самостоятельном приобретении знаний, ведь знания, добытые самостоятельно и основанные на личном опыте, становятся бесценными в дальнейшей работе и практическом применении. По словам Д.Дьюи, главное, на что должна быть направлена деятельность образовательного учреждения любого типа – это научить обучающегося думать.
2. Работа с аудиторией.
1. Определение понятия «критическое мышление».
Ведущий задает вопрос аудитории: «Что такое критическое мышление?». Выслушивает мнения участников мастер-класса, затем дает точное определение.
Критическое мышление (англ. critical thinking) – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпритации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
2. Актуализация понятия «прием».
Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
3. Деление участников мастер-класса на группы по принципу, в какое время года у кого день рождения.
4. Работа в группах.
Каждая группа работает по карточке, в которой описан прием по развитию критического мышления и дано задание.
Карточка 1.
Прием – это кластер “гроздь”.
Тема урока – это центр и от этого центра отходят лучи – крупные смысловые единицы, т.е. термины, понятия.
Мысли возникающие при обсуждении темы располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие “гроздь”. В кластере с помощью стрелок обнаружатся связи между рассматриваемыми понятиями.
Задание:
Представьте наглядно описанный прием применительно к теме вашего урока.
Ответьте на вопросы:
1. На каком этапе урока возможно использование описанного приема?
2. Происходит ли систематизация материала?
3. Какой прием взаимодействия в группе вы использовали?
Карточка 2.
Приём “Верные и неверные утверждения”.
У каждого на парте таблица.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Учитель читает вопросы, а дети ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. После прочтения текста расстановка плюсов и минусов может измениться в случае, если ответ на поставленный вопрос изменился.
Задание:
Задайте вопросы по теме вашего урока, напишите небольшой текст, представьте наглядно заполненную таблицу.
Ответьте на вопрос:
На каком этапе урока возможно использование описанного приема?
Карточка 3.
Приём “Лови ошибку”.
Учащимся выдается заранее подготовленный текст, содержащий ошибочную информацию. Учитель предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Задание:
Подготовить небольшой текст для анализа по теме вашего предмета.
Ответьте на вопрос:
Какой навык развивает данный прием?
Карточка 4.
Упражнение “Синквейн” – это пятистрочная стихотворная форма. Строится так: первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение; вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы; третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы; четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме; пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме. В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
Задание:
Придумайте синквейн по теме вашего урока.
Ответьте на вопрос:
На каком этапе урока возможно использование описанного приема?
5. Представление ответов и корректировка в случаи необходимости.
6. Подведение итогов.
Обратная связь: раздаются листочки для краткого опроса с пунктами ФИО и отзыв о занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интеллект - карт для развития критического мышления обучающихся
Всех нас объединяет то, что мы имеем дело с человеческим интеллектом, всем нам хочется найти ту волшебную палочку, которая гарантирует качество нашей работы. У каждого ребёнка есть потребность в...
Практики использования социально-гуманитарных технологий развития критического мышления обучающихся на уроках права
Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Повышение внимани...
Исследовательская работа по теме "Формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения математике"
Перемены в культурной и материально-производственной сферах, социально-экономические проблемы, вставшие перед обществом, повлекли изменение мышления людей, миропонимания, в отношении к пре...
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...
мастер класс Критическое мышление
В работе представлены способы формирования ключевых компетенций на уроках физике с помощью технологии Критического мышления...
мастер-класс "«Методические приемы формирования критического мышления обучающихся, в области проектной и исследовательской деятельности»
Данный мастер-класс позволяет представить мой опыт использования методических приёмов формирования критического мышления обучающихся на уроках, в области разработки и развитии идей и инициатив обучающ...