Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся
материал по английскому языку

Пестова Людмила Валерьевна

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

 « Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся

         МБОУСОШ п. Пионерский»        

Основные стадии (фазы) учебного занятия

Функции

Образовательные задачи учебного занятия

Возможные приёмы и методы реализации  образовательных задач

Вызов

- Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией);

-информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме);

-коммуникационная (бесконфликтный обмен мнений)

  • Актуализировать имеющиеся знания обучающихся;
  • пробудить интерес обучающихся  к получению информации;
  • организовать постановку обучающимся собственных целей обучения;
  • ликвидировать чистый  лист

(что я знаю по данной теме, проблеме?)

- Составление списка известной информации;

-рассказ-предположение по ключевым словам;

-графическая систематизация материала: кластеры, таблицы, схемы;

-верные и неверные утверждения;

-перепутанные логические цепочки и т.д.

Итог

Постановка целей учебной деятельности

 Осмысление содержания

-Информационная (получение новой информации по теме);

- систематизационная (классификация полученной информации  по категориям знания);

- мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

  • Организовать получение новой информации и  её осмысление;

обучающимися;

  • сравнить новую информацию с имеющимися знаниями;
  • провести корректировку обучающимся поставленных целей обучения

(что хочу и надо знать?)

Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков: «v», «+», «-«, «?» (по мере чтения ставят значки на полях справа);

-ведение различных записей (двойной дневник, бортовой журнал…);

- поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы и т.д.

Итог

Рождение нового знания, становление опыта обучающихся

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

- информационная (приобретение нового знания);

- мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);

- оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

  • Организовать целостное осмысление, обобщение обучающимися полученной информации;
  • организовать размышление о рождении нового знания;
  • формировать  у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу

(что узнал?)

- Заполнение кластеров, таблиц, схем;

- установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных круглых столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ;

- исследование по отдельным вопросам темы и т.д.

Итог

Систематизация новой информации, постановка новых целей учебной деятельности, осознание своего «Я», своего опыта

Возможные приёмы и стратегии

- Кластер: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди».

- Инсерт: маркировка текста значками: «v» - уже знал, «+» -новое, «-« -думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы.

- Бортовой журнал: составление и сопоставление двух частей бортового журнала: предположение, новая информация.

Плюс – минус – интересно (вопрос)»: фиксирование в соответствующих графах таблицы положительные и отрицательные стороны явления и информации, которая интересует обучающихся (возможно в форме вопроса).

- Таблица «тонких» и «толстых» вопросов: «тонкие» вопросы формулируются со слов: кто? что? когда? согласны ли вы? и т.д.; «толстые» вопросы включают обороты: объясните, почему; почему вы думаете; в чём различие и т.д.

- Концептуальная таблица: включает объект сравнения, линии сравнения.

- Таблица «З»-«Х»-«У»: знаю - хочу узнать - узнал.

- «Зигзаг»: изучение  и систематизация большого по объёму материала осуществляется порционно в группах; организуются группы сменного состава; каждый участник, «путешествуя» по группам складывает общее впечатление по изучаемой теме.

- Перекрёстная дискуссия: форма таблицы для дискуссии: аргументы за, вопросы для дискуссии (согласны ли вы что…), аргументы против.

«Идеал»: стратегия решения проблем: И - идентифицируйте проблему; Д – доберитесь до её сути; Е – есть варианты решения; А – а теперь за работу; Л – логические выводы.

«Фишбоун» - схема в переводе означает «рыбий скелет»; «голова» - проблема; «верхние косточки» - причины возникновения проблемы; «нижние косточки» - факты из текста, подтверждающие наличие сформулированных ими причин.

- Аналогия - Прямая аналогия - рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления.  Фантастическая аналогия -  представление фантастических средств или персонажа, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче.

-Мозговой штурм - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Этапы: постановка проблемы – генерация идей - группировка, отбор и оценка идей.

-Синектика - методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа.

-Синквейн – приём концентрации знаний, ассоциаций, чувств. Правила написания:1-я строка. Кто? Что? 1 существительное. 2-я строка. Какой? 2 прилагательных. 3-я строка. Что делает? 3 глагола. 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов. 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

 - Диаманта – приём понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению. Это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме: строчка 1: тема (существительное)-строчка 2: определение (2 прилагательных)-строчка 3: действие (3 причастия)-строчка 4: ассоциации (4 существительных)-строчка 5: действие (3 причастия)-строчка 6: определение (2 прилагательных)-строчка 7: тема (существительное).

- Даймонд – состоит из 7 строк. Алгоритм написания даймонда: Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.

Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.

Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.

Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

- Хайку: Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то - Строчка 2: Какого? - Строчка 3: Как? Пример: Снегирь: Я видел птицу, - Прилетевшую зимой, -

Красиво…

- Штрихи – штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.

Клише подведения итогов учебного занятия:

  • Мне больше всего удалось ...
  • Я  могу себя похвалить за…
  • Я  могу похвалить одноклассников за...
  • Меня удивило…
  • Для меня было открытием то, что ...
  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…
  • На будущее я учту…

*Типы уроков и их сокращения, принятые в планировании, использованные в конструкторе:

  • УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний
  • УЗЗВУ – урок закрепления  знаний и выработки умений
  • УКИЗ – урок комплексного использования знаний
  • УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
  • УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний 
  • КУ – комбинированный урок

*  Типы уроков в соответствии с деятельностной технологией:

  • УОНЗ – урок «открытия» нового знания (организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия (УУД)
  • УР – урок рефлексии (обучающиеся закрепляют полученные знания и умения, учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их)
  • УОМН – урок общеметодологической направленности    (уроки посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала)
  • УРК – урок развивающего контроля (организуется контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов)

**  Возможные этапы урока в соответствии с деятельностной

       технологией:

  • Мотивация к учебной деятельности.
  • Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
  • Выявление места и причины затруднения.
  • Построение проекта выхода из затруднения.
  • Реализация построенного проекта
  • Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  • Включение в систему знаний и повторение.
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках физики

В работе "Реализация технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках физики" приведена теоретическая основа данной технологии: цели, задачи , методы , а также конкретны...

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...

Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления.

Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Развитие критического мышления....

Педагогическая Технология развития критического мышления обучающихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требует того, что главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся максимальной самостоятельност...

Викторина как способ реализации технологии развития критического мышления

Презентация к выступлению "Викторина как способ реализации технологии развития критического мышления"...