Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся
методическая разработка по русскому языку на тему

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnaya_situatsiya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                              (опыт организации учебной ситуации)

Составитель:

Казанцева Клавдия Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Формирование понятия «язык»

Занятий № 1

  1. Прочитайте разговор пятиклассников.

  • Ух, сколько у нас в этом году новых предметов! И история, и литература, и английский язык…
  • Здорово! А русский зачем?
  • Как зачем? Это же наш родной язык.
  • Ну и что? Говорить по-русски мы давно умеем. Читать и писать научились. Зачем же опять учиться Томы, что мы и так знаем?

Как бы вы ответили пятиклассникам?

Зачем людям нужен язык?

1. Раздать карточки в группы.

  1. Совещаются в группах, выдвигают свои версии.

2.  На доске записываем версии.

  • Чтобы читать книги.
  • Чтобы не делать ошибки при письме.
  • Уметь общаться друг с другом.
  • Чтобы передавать свои мысли.

3. Защита версий.

  1. Какой из приведенных ответов кажется вам наиболее убедительным? Почему?

4. Сравнение ответов, вывод.

  1. Подумайте, какое слово нужно добавить к выражению

«Язык – это …»,

чтобы получилось законченное выражение.

5. Работа в группах.

  1. Конструирование вывода.

Язык – важнейшее орудие (средство, инструмент) общения людей для передачи мысли.

  • Изменяется ли смысл этого высказывания, если слово орудие заменить словами средство? инструмент?
  • Какое определение можно употребить со словом орудие?

      (важнейшее, главное, одно из главных)

6. Ответ на вопрос.

    Ответ на вопрос.

7. У ребят должно сформиро-ваться понятие, что такое язык

Различие понятий «язык» и «речь».

  1. Мы говорим: родной язык.

А можем сказать родная речь.

Одинаково ли значение слов «язык» и «речь» в этих выражениях?

Слова – синонимы.

  1. На доске:

устная речь

устный язык

государственный язык

государственная речь

       

Можно ли так сказать?

Работа в группах.

3. Ответы с обоснованием

   Слова имеют разное значение.

4. Что такое речь?

Работа в группах.

5.   Выдвижение версий.

  • То, что произносим.
  • Реплики в диалогах.
  • Письмо.
  • Разговор.
  • Монолог.
  • Выступление перед аудиторией.

  1. Вы дали четкое определение языка, попытались дать свое толкование, что такое речь?

У вас есть представление, чем отличается язык от речи?

Совещаются, отвечают.

7.   Задание. (на карточках)

В самые суровые Отечественной войны в осажденном Ленинграде великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова написала стихотворение, в котором есть такие строки:

А мы защитим тебя, русская речь.

Великое русское слово.

А вот строки из хорошо известной вам сказки А.С. Пушкина:

… А сама-то величава,

Выступает будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

В одинаковом ли значении употреблено слово речь в обоих отрывках?

В каком из них его можно было бы заменить словом язык, а в каком нельзя?

Пословица.

Слово живет тогда, когда мы открываем его тайну.

8.   Дайте определение

«Речь – это…».

Пословица.

Слово живет тогда, когда мы открываем его тайну.

Построение модели.

А. Вознесенский рассказывает эпизод, который с ним произошел в дни фестиваля: «Ко мне подошла девушка и на весьма ломаном русском языке начала произносить отдельные слова. Смысл слов мне был ясен, но что хотела узнать девушка я никак не мог понять. Пришлось прибегнуть к помощи разговорника. Девушка ткнула пальцем и  я прочитал, что она хотела узнать».

  • Почему не получился разговор с иностранкой?

Не знала законов русского языка.

  • В каком взаимоотношении находятся язык и речь.

Пословица.

Слово живет тогда, когда мы открываем его тайну.

Работа в группах.

Моделирование.

Занятие № 2.

1.  Восстановление понятий «язык» и «речь».

Язык = Речь

Язык = Речь

Язык – важнейшее орудие (средство, инструмент) общения людей для передачи мысли.

 Речь – 1) само общение;

            2) процесс применения языка.

  1. Диагностика понимания понятий: определить по толкованию понятие: зык – речь.

() – хранилище в котором находится бесценный клад: все звуки речи, все «кубики» – морфемы, из которых строятся слова, все интонации, с которыми мы произносим слова и правила, по которым слова соединяются друг с другом.

() – производство конкретных высказываний.

() – инструмент, едва ли не труднее самой скрипки.

 

Заботясь о повышении культуры св , каждому из нас необходимо понять сложность  явлений.

  1. Что помогло вам различить эти понятия ?

Благодаря чему вы различили эти понятия?

Разная работа.

Разные функции.

  1. Ситуация.

А. Вознесенский рассказывает эпизод, который с ним произошел в дни фестиваля: «Ко мне подошла девушка и на весьма ломаном русском языке начала произносить отдельные слова. Смысл слов мне был ясен, но что хотела узнать девушка я никак не мог понять. Пришлось прибегнуть к помощи разговорника. Девушка ткнула пальцем и  я прочитал, что она хотела узнать».

Почему А. Вознесенский не понял иностранку?

  • Не смогла оформить речь?
  • Почему?
  • Не знала знаков русского языка.

  1. Задание: построить модель.

Отразить в модели, что делала иностранка, почему ее не понял писатель.

Как в этой ситуации работали два понятия: «язык» и «речь».

  1. Диагностика правильности построения модели.

Задается ситуация.

Представьте себе конвейер, с него все время сходят новые часы, только что собранные. Для этого нужны во-первых, какие-то части, заранее заготовленные (они делаются не на этом конвейере), и, во-вторых, умелая сборка готовых частей по известным правилам.

Правила могут быть где-то записаны, но важнее что они есть в головах сборщиков, и правила для всех одинаковы, все сборщики собирают часы одного типа. Некоторые часы (большинство) отвечают стандарту, идут точно, другие будут работать с капризами; встретится, наверное, и брак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках физики

В работе "Реализация технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках физики" приведена теоретическая основа данной технологии: цели, задачи , методы , а также конкретны...

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...

Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления.

Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Развитие критического мышления....

Педагогическая Технология развития критического мышления обучающихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требует того, что главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся максимальной самостоятельност...

Викторина как способ реализации технологии развития критического мышления

Презентация к выступлению "Викторина как способ реализации технологии развития критического мышления"...

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...