Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся
методическая разработка по русскому языку на тему
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_situatsiya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
(опыт организации учебной ситуации)
Составитель:
Казанцева Клавдия Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Формирование понятия «язык» | |
Занятий № 1 | |
Как бы вы ответили пятиклассникам? Зачем людям нужен язык? | 1. Раздать карточки в группы. |
| |
2. На доске записываем версии.
| |
3. Защита версий. | |
| |
4. Сравнение ответов, вывод. | |
«Язык – это …», чтобы получилось законченное выражение. | |
5. Работа в группах. | |
Язык – важнейшее орудие (средство, инструмент) общения людей для передачи мысли.
(важнейшее, главное, одно из главных) | 6. Ответ на вопрос. Ответ на вопрос. |
7. У ребят должно сформиро-ваться понятие, что такое язык | |
Различие понятий «язык» и «речь». | |
А можем сказать родная речь. Одинаково ли значение слов «язык» и «речь» в этих выражениях? Слова – синонимы. | |
устная речь устный язык государственный язык государственная речь
Можно ли так сказать? | Работа в группах. |
3. Ответы с обоснованием Слова имеют разное значение. | |
4. Что такое речь? | Работа в группах. |
5. Выдвижение версий.
| |
У вас есть представление, чем отличается язык от речи? | |
Совещаются, отвечают. | |
7. Задание. (на карточках) В самые суровые Отечественной войны в осажденном Ленинграде великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова написала стихотворение, в котором есть такие строки: А мы защитим тебя, русская речь. Великое русское слово. А вот строки из хорошо известной вам сказки А.С. Пушкина: … А сама-то величава, Выступает будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. В одинаковом ли значении употреблено слово речь в обоих отрывках? В каком из них его можно было бы заменить словом язык, а в каком нельзя? | Пословица. Слово живет тогда, когда мы открываем его тайну. |
8. Дайте определение «Речь – это…». | Пословица. Слово живет тогда, когда мы открываем его тайну. |
Построение модели. | |
А. Вознесенский рассказывает эпизод, который с ним произошел в дни фестиваля: «Ко мне подошла девушка и на весьма ломаном русском языке начала произносить отдельные слова. Смысл слов мне был ясен, но что хотела узнать девушка я никак не мог понять. Пришлось прибегнуть к помощи разговорника. Девушка ткнула пальцем и я прочитал, что она хотела узнать».
Не знала законов русского языка.
| Пословица. Слово живет тогда, когда мы открываем его тайну. Работа в группах. Моделирование. |
Занятие № 2. | |
1. Восстановление понятий «язык» и «речь». Язык = Речь Язык = Речь Язык – важнейшее орудие (средство, инструмент) общения людей для передачи мысли. Речь – 1) само общение; 2) процесс применения языка. | |
(…) – хранилище в котором находится бесценный клад: все звуки речи, все «кубики» – морфемы, из которых строятся слова, все интонации, с которыми мы произносим слова и правила, по которым слова соединяются друг с другом. | |
(…) – производство конкретных высказываний. (…) – инструмент, едва ли не труднее самой скрипки.
Заботясь о повышении культуры св… …, каждому из нас необходимо понять сложность … явлений. | |
Благодаря чему вы различили эти понятия? Разная работа. Разные функции. | |
А. Вознесенский рассказывает эпизод, который с ним произошел в дни фестиваля: «Ко мне подошла девушка и на весьма ломаном русском языке начала произносить отдельные слова. Смысл слов мне был ясен, но что хотела узнать девушка я никак не мог понять. Пришлось прибегнуть к помощи разговорника. Девушка ткнула пальцем и я прочитал, что она хотела узнать». Почему А. Вознесенский не понял иностранку?
| |
Отразить в модели, что делала иностранка, почему ее не понял писатель. Как в этой ситуации работали два понятия: «язык» и «речь». | |
Задается ситуация. Представьте себе конвейер, с него все время сходят новые часы, только что собранные. Для этого нужны во-первых, какие-то части, заранее заготовленные (они делаются не на этом конвейере), и, во-вторых, умелая сборка готовых частей по известным правилам. Правила могут быть где-то записаны, но важнее что они есть в головах сборщиков, и правила для всех одинаковы, все сборщики собирают часы одного типа. Некоторые часы (большинство) отвечают стандарту, идут точно, другие будут работать с капризами; встретится, наверное, и брак. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках физики
В работе "Реализация технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках физики" приведена теоретическая основа данной технологии: цели, задачи , методы , а также конкретны...
Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"
В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...
Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления.
Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Развитие критического мышления....
Педагогическая Технология развития критического мышления обучающихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требует того, что главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся максимальной самостоятельност...
Викторина как способ реализации технологии развития критического мышления
Презентация к выступлению "Викторина как способ реализации технологии развития критического мышления"...
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...