Методические разработки к уроку 6 класс "Сложение чисел с одинаковыми и разными знаками"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
В методической разработке содержится конспект урока, буклет и технологическая карта.
Урок построен на технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон.
Буклет отображается некорректно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с. Объячево Согласовано: Утверждаю: Руководитель методического Директор МБОУ «СОШ» с. Объячево объединения учителей математики _________________ В.М. Масальцев _____________________ И.В. Отт 04.02.2016 г. 04.02.2016 г. |
Методические разработка учебного занятия для 6 класса: «Сложение чисел с одинаковыми и разными знаками» |
Разработала учитель математики Боброва Г.Ю. |
С. Объячево 2015 |
Урок, основанный на технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон
Предмет: математика.
Класс:6.
Учебник: Н.Я. Виленкин, и др.
Тема урока: Сложение чисел с одинаковыми и разными знаками.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока:
На столах лежит раздаточный материал к уроку в виде буклета (Приложение №1).
- Добрый день, ребята!
- Посмотрите, пожалуйста, на доску (Слайд 1).
ХОЛОД | СВЕТ | РАСХОД | ||
ДОЛГ | ПРОИГРЫШ |
- Какое слово может быть лишним? Почему? (Свет – это слово вызывает положительные ассоциации, а все остальные слова – отрицательные).
- С какими числами мы знакомились на прошлых уроках? (С положительными и отрицательными).
Чему вы уже научились? (Отмечать числа на координатной прямой, находить модули чисел, сравнивать рациональные числа).
- Как вы думаете, какой следующий шаг в изучении положительных и отрицательных чисел вы должны сделать? (Научиться выполнять арифметические действия с ними).
- Сегодня мы и начнем делать шаги в этом направлении.
1) Заполните таблицу:
a | -5,4 | 3,75 | 1,5 |
b | 1,2 | -1,25 | -0,3 |
|a| + |b| |
(6,6; 5; 1,8)
Учащиеся выполняют задание в буклетах к уроку, результаты сверяют со слайдом 2, при необходимости проводится коррекция ошибок.
- Какую закономерность заметили? (Числа расположены в порядке убывания)
- Назовите противоположные числа каждому из полученных результатов. (-6,6; -5; -1,8)
- В каком порядке они расположены (В порядке возрастания)
- Верно ли утверждение, что модули противоположных чисел равны? (Да, верно).
2) Сравните. Что интересного заметили?
-6,6 * -5 -1,8 * -3,4
|-6,6| * |-5| |-1,8| * |-3,4|
Учащиеся выполняют задание в буклетах к уроку, результаты сверяют со слайдом 3, при необходимости проводится коррекция ошибок.
(-6,6 < -5; |-6,6| > |-5|; -1,8 > -3,4; |-1,8| < |-3,4|)
3) Придумайте ситуацию, математической моделью которой могут служить данные выражения:
(-5) + (-2) (-9) + (+4) |
4) постройте математическую модель, описывающие данные изменения, и результат запишите с помощью положительных и отрицательных чисел:
- Доход 5 рублей и расход 8 руб.
- Долг 30 руб. и долг 40 руб.
- Выигрыш 7 очков и проигрыш 2 очка
- Уменьшение температуры на 3°С и уменьшение на 9°С
Как будем считать? (С помощью координатной прямой).
(+5) + (-8) = -3
(-30) + (-40) = -70
(+7) + (-2) = +5
(-3) + (-9) = -12
Что мы сейчас повторили? (Все, что знали про положительные и отрицательные числа и как их складывать с помощью координатной прямой).
- Найти сумму чисел и доказать свое решение.
(-1,327) + (-3)
(+4,7) + (-9,253)
(+2345,15) + (-325,87)
-Кто не справился с заданием, сформулируйте свое затруднение (Я не смог найти сумму чисел с одинаковыми знаками и с разными знаками, так как не могу их изобразить на координатной прямой)
- Сформулируйте свое затруднение. (Я вычислил, но не знаю, правильно или нет)
- Какое задание нужно было выполнить? (Найти сумму чисел с одинаковыми и с разными знаками)
- Почему это задание вызвало у вас затруднения? (Мы не знаем правила сложения таких чисел, а на координатной прямой их сложно изобразить).
Какую цель вы поставите перед собой? (Построить алгоритм сложения чисел с одинаковыми и разными знаками).
Сформулируйте тему урока. Цель.
Что нам поможет достичь поставленной цели?
Следующее задание в буклете.
Вычислить задания в 1,2 и 3 столбиках по следующему плану:
- Найти результат действия, ориентируясь на некоторую практическую ситуацию.
- Подумать, что общего в примерах каждого столбика.
- Подумать, что интересного получилось в результате?
- Сделать вывод.
- Сформулировать правило.
Учащиеся работают в группах (1 колонка, 2 колонка и 3 колонка)
1 колонка – 1 столбик
2 колонка – 2 столбик
3 колонка – 3 столбик
Один ученик из группы объясняет свое решение. Другие ученики дополняют, уточняют.
Задание для 1 колонки:
(+2) + (+3) = +5
(-5) + (-1) = -6
(-3) + (-4) = -7
(-2) + (-7) = -9
- Что общего во всех примерах первого столбика? (Примеры на сложение чисел с одинаковыми знаками).
- Что интересного получили в результате? (При сложении положительных чисел получилось положительное число, при сложении отрицательных чисел получилось отрицательное число).
- Вы умеете находить сумму положительных чисел? (Да, умеем).
- Каким образом можно получить результат при сложении отрицательных чисел? (Нужно сложить модули и поставить знак минус).
- Итак, какой вывод можно сделать? Как сложить два отрицательных числа? (чтобы сложить два отрицательных числа, нужно сложить их модули и поставить знак минус).
На доске (пока не записывать в тетрадь):
Алгоритм сложения отрицательных чисел
|
Можно этот алгоритм использовать для сложения положительных чисел? (Да, если вместо знака «-» поставить знак «+».)
- Для того чтобы не записывать два алгоритма, сформулируйте алгоритм для сложения чисел с одинаковыми знаками.
Учащиеся формулируют.
Алгоритм сложения чисел с одинаковыми знаками
|
Задание для 2 колонки:
(-3) + (+4) = +1
(-1) + (+5) = +4
(+4) + (-2) = +2
(+6) + (-3) = +3
- Что общего во всех примерах второго столбика? (Примеры на сложение чисел с разными знаками).
- Что интересного получили в результате? (В результате во всех примерах получилось положительное число).
- Почему? (Модуль положительного числа больше).
- Каким образом можно получить результат? (Нужно вычесть модули и поставить знак числа с большим модулем).
- Следовательно, чтобы сложить два числа с разными знаками, нужно… (Вычесть их модули и поставить знак большего модуля).
Задание для 3 колонки:
(+2) + (-5) = -3
(-1) + (-3) = -2
(-4) + (+3) = -1
(-6) + (+1) = -5
- Какой вывод можно сделать при решении примеров 3 столбика? (Складываются числа с разными знаками, в результате получается отрицательное число, так как модуль отрицательного числа больше).
На доске:
Алгоритм сложения чисел с разными знаками
|
Какой вывод можно сделать при решении примеров 4 столбика: Какие числа там складываются? (Противоположные. Сумма противоположных чисел равна нулю).
- Итак, вы построили правила и алгоритмы для сложения чисел с одинаковыми и разными знаками. Пользуясь этими правилами, мы сможем найти сумму любых и дробных чисел тоже.
- Вернемся к примерам, которые вызвали у нас затруднение в начале урока. Можем теперь их вычислить, применяя полученные правила? (Да).
Учащиеся объясняют решение примеров у доски.
Задание в парах, объясняя друг другу:
(-5) + (+4,3) =
(+0,04) + (-0,2) =
Задание, выполняемое в парах, проверяется по подробному образцу:
(-5) + (+4,3) = -(5-4,3) = -0,7
(+0,04) + (-0,2) = -(0,2 – 0,04) = -0,16
№ 1045 д)е) комментируют с места
№ 1066 д)е) у доски с объяснением
- Какой следующий этап нашего урока? Что надо сделать, чтобы убедиться, как вы поныли, как пользоваться новым алгоритмом и правилом? (выполнить самостоятельную работу).
Самостоятельная работа.
- вычислить, записать ответы примеров. Расположить их в порядке убывания. Если вычисления выполнены верно, то получится слово – название самого высокого в мире вулкана.
Самопроверка по образцу. (Слайд № 4)
8 | 4,8 | 0,4 | 0 | -0,12 | -0,5 | -1 | -1,3 | -2 | -2,08 | -12 | -15 |
Л | Ь | Ю | Л | Ь | Я | Й | Л | Ь | Я | К | А |
Текст СР.
(-5) + (5) = 0
(-3) + (-9) = -12
(+10) + (-25) = -15
(+7) + (+1) = +8
(+1) + (-1,12) = -0,12
(-2) + (-0,08) = -2,08
(-37,5) + (+35,5) = -2
(+5) + (-0,2) = 4,8
(+3) + (-4) = -1
(+1) + (-0,6) = 0,4
- У кого примеры на нахождение суммы двух отрицательных чисел вызвали затруднение?
- Почему возникли затруднения?
- У кого вызвали затруднение примеры на нахождение суммы чисел с разными знаками?
- Почему возникли затруднения? В чем были ошибки?
- У кого расставить числа в порядке убывания вызвало затруднение? Где были допущены ошибки?
- У кого прочитать название вулкана вызвало затруднения?
Подбери неизвестные слагаемые в сумме:
а) (+7)+ … = +4; в) (-1) + … = -5; д) (-8) + … = -6
б) (+3)+… = -2; г) (-4) + … = +2 е) (+9) + … = 0
Перечислить все целые решения неравенства:
- -5≤х<6; 2) -14<х<23; 3) -47<х≤-2; 4)-50≤х≤100
- Какие «открытия» вы совершили сегодня на уроке?
- Что использовали для «открытия» нового знания?
- Вы достигли поставлено цели?
- Проанализируйте свою работу на уроке.
В буклете:
Рефлексия деятельности | Да, Нет |
Я понял, как складывать числа с одинаковыми знаками | |
Я понял, как складывать числа с разными знаками | |
Я научился применять правила сложения при решении примеров | |
Я знаю, как применять правила, но при решении примеров допускал ошибки | |
Данная тема не вызвала у меня затруднений |
Домашнее задание:
Придумать 2 примера на сложение дробных чисел (с одинаковыми и разными знаками), № 1056 2 столбик) №1081 2 столбик, № 1079 2).
Технологическая карта к уроку см. Приложение № 2.
Предварительный просмотр:
Сложение чисел с помощью координатной прямой
1) Заполните таблицу:
a | -5,4 | 3,75 | 1,5 |
b | 1,2 | -1,25 | -0,3 |
|a| + |b| |
2) Сравните:
-6,6 -5 -1,8 -3,4
|-6,6| |-5| |-1,8| |-3,4|
3) Придумайте жизненную ситуацию, математической моделью которой могут служить данные выражения:
(-5) + (-2) (-9) + (+4) |
4) постройте математическую модель, описывающие данные изменения, и результат запишите с помощью положительных и отрицательных чисел:
- Доход 5 рублей и расход 8 руб.
- Долг 30 руб. и долг 40 руб.
- Выигрыш 7 очков и проигрыш 2 очка
- Уменьшение температуры на 3°С и уменьшение на 9°С
5) Найти сумму чисел и доказать свое решение.
(-1,327) + (-3) =
(+4,7) + (-9,253) =
(+2345,15) + (-325,87) =
6) Вычислить:
(+2) + (+3) = (-5) + (-1) = (-3) + (-4) = (-2) + (-7) = | (-3) + (+4) = (-1) + (+5) = (+4) + (-2) = (+6) + (-3) = | (+2) + (-5) = (-1) + (-3) = (-4) + (+3) = (-6) + (+1) = |
7) Заполните пропуски и запишите полученные алгоритмы:
Алгоритм сложения отрицательных чисел
|
Алгоритм сложения чисел с одинаковыми знаками
|
Алгоритм сложения чисел с разными знаками
|
8) Задание в парах, объясняя друг другу:
(-5) + (+4,3) =
(+0,04) + (-0,2) =
В тетради выполнить следующие номера:
№ 1045 д)е)
№ 1066 д)е)
9) Самостоятельная работа:
вычислить, записать ответы примеров. Расположить их в порядке убывания. Если вычисления выполнены верно, то получится слово – название самого высокого в мире вулкана.
(-5) + (5) = ____ (Л)
(-3) + (-9) = ____ (К)
(+10) + (-25) = ____ (А)
(+7) + (+1) = ____ (Л)
(+1) + (-1,12) = ____ (Ь)
(-2) + (-0,08) = _____ (Я)
(-37,5) + (+35,5) = ____ (Ь)
(+5) + (-0,2) = ____ (Ь)
(+3) + (-4) = _____ (Й)
(+1) + (-0,6) = ____ (Ю)
В верхнюю строчку таблицы запишите числа, а во вторую соответствующие им буквы:
Название вулкана _______________________________
10) Подбери неизвестные слагаемые:
а) (+7)+ … = +4; в) (-1) + … = -5; д) (-8) + … = -6
б) (+3)+… = -2; г) (-4) + … = +2 е) (+9) + … = 0
Перечислить все целые решения неравенства:
- -5≤х<6; 2) -14<х<23; 3) -47<х≤-2; 4)-50≤х≤100
11) Заполните таблицу:
Рефлексия деятельности | Да, Нет |
Я понял, как складывать числа с одинаковыми знаками | |
Я понял, как складывать числа с разными знаками | |
Я научился применять правила сложения при решении примеров | |
Я знаю, как применять правила, но при решении примеров допускал ошибки | |
Данная тема не вызвала у меня затруднений |
Домашнее задание:
Придумать 2 примера на сложение дробных чисел (с одинаковыми и разными знаками), № 1056 2 столбик) №1081 2 столбик, № 1079 2).
Общий алгоритм-схема сложения чисел с одинаковыми и разными знаками
«Сложение чисел с одинаковыми и разными знаками»
Ф. И _________________________
_______________________________
6 «в» класс
Предварительный просмотр:
ФИО учителя: Боброва Г.Ю.
Предмет, класс – математика, 6 класс
УМК – Н.Я. Виленкин
Тема: Сложение чисел с одинаковыми и разными знаками.
Тип урока – «открытие» нового знания
Цель обучения – организовать деятельность учащихся по формированию умений складывать рациональные числа
Задачи:
- Образовательная: обеспечить в ходе урока усвоение правил сложения чисел с одинаковыми и разными знаками
Создать условия для актуализации знаний о понятии положительных и отрицательных чисел, сложения чисел с помощью координатной прямой
- Развивающие: создать условия для развития коммуникативных навыков, внимания, анализа – все этапы
Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности
- Воспитательные: умение отстаивать свою точку зрения
Повышение уровня мотивации и интереса к математике
Технология: ТДМ Л.Г. Петерсон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка обобщающего урока-исследования для 7 класса "Правописание приставки не- и частицы не с разными частями речи"
Данная разработка поможет учителю совместно с учениками обобщить орфограммы, касающиеся слитного и раздельного написания не с разными частями речи....
Методическая разработка открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса
Цель открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса - формирование у учащихся навыков оперирования алгоритмом сложения чисел с разными знаками.Учебник: Математик...
Методическая разработка открытого урока по математике в 6-м классе «Сложение чисел с разными знаками»
Конспект занятия...
Комбинированный урок-путешествие "Деление чисел с одинаковыми и разными знаками"
Комбинированный урок-путешествие "Деление чисел с одинаковыми и разными знаками" по учебнику Зубаревой И. И., Мордкович А. Г. Математика 6 класс. ФГОС...
Методическая разработка проектного урока по ОБЖ "Военная форма одежды и знаки различия"
Урок ОБЖ в 11 классе "Военная форма одежды и знаки различия" посттроен на основе использования проектной технологии. Класс делится на три группы: Команда ВВС, ВМФ, СВ. Цель: Сформировать пре...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. "Деление чисел с одинаковыми и разными знаками"
quot;Деление чисел с одинаковыми и разными знаками"...
Методическая разработка к уроку "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний, представлен технологической картой урока с УУД....