Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Решение задач на пропорции"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Разработка урока по теме "Решение задач на пропорции". 5 класс, по учебнику Л.Г. Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_teme_reshenie_zadach_s_pomoshchyu_proportsiy_.docx | 68.38 КБ |
reshenie_zadach_na_proportsii.ppt | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Решение задач с помощью пропорций
Цели урока:
Образовательная:
- Научить решать задачи с помощью пропорции. Обеспечить в ходе урока закрепление следующих основных понятий: пропорция, основное свойство пропорции, прямо пропорциональные величины, обратно пропорциональные величины.
- Продолжить формирование обще-учебных умений и навыков:
- планирование ответа;
- навыки самоконтроля, взаимоконтроля;
- устный счет. - Контроль степени усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.
Развивающая:
- Развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации.
- Развитие логического мышления, умения выделять главное, проводить обобщение, делать верные логические выводы.
- Развитие умений сравнивать, правильно формулировать задачи и излагать мысли.
- Развитие самостоятельной деятельности учащихся.
Воспитательная:
- Формирование научного мировоззрения, интереса к предмету через содержание учебного материала.
- Воспитание умения работать в коллективе, культуры общения, взаимопомощи.
- Воспитание таких качеств характера как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Приветствие:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Меня зовут Айгуль Мухаметовна. А с вами я познакомлюсь в ходе урока. Хорошего вам настроения и успехов! Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Я вижу, что вы все готовы к уроку. Давайте начнем!
II. Актуализация опорных знаний:
1. Учитель: Поиграем с вами в “Лото” (необходимо собрать математическую мозаику), будем работать парами. На столах у вас по пять карточек с примерами и пять карточек с ответами, на обратной стороне которых записаны слова. Надо решить пример, выбрать карточку с нужным ответом и положить её обратной стороной на карточку с заданием. У вас должно получится предложение.
7:21 = 1:a | b:2 = 300:15 |
Слайд№2 с ответом: Математику нельзя учить наблюдая, как это делает сосед! ( А. Нивен) – сказал канадский математик прошлого столетия Айвен Нивен
Но взаимопомощь, взаимовыручка одобряется.
2. Учитель: Как называются такие примеры? Что в них находили? Какое правило применяли при нахождении неизвестного члена пропорции? Сформулируйте основное свойство пропорции.
(Ответ: Это пропорция. По трём известным членам пропорции находили неизвестный четвёртый член, применяя основное свойство пропорции.)
3. Учитель предлагает классу вопросы:
- Какие две величины называются прямо пропорциональными?
- Какие две величины называются обратно пропорциональными?
Слайд №3
-Определите, является ли прямо пропорциональной или обратно пропорциональной зависимость между величинами:
* Стоимость товара, купленного по одной цене и его количество. (Прямая пропорциональность. Чем больше покупка, тем больше мы за неё платим денег).
* Число рабочих, выполняющих с одинаковой производительностью труда некоторую работу, и время выполнения этой работы. (Обратная пропорциональность. Чем больше рабочих, тем быстрее они выполнят работу).
* Расстояние, пройденное автомашиной, и объём затраченного горючего. (Прямая пропорциональность. Чем больше машина проедет расстояние, тем больше она сожжёт топлива).
* Грузоподъёмность машины и количество рейсов, необходимых для перевозки одного и того же груза. (Обратная пропорциональность. Чем больше грузоподъёмность, тем меньше рейсов потребуется).
(Задание выполняется устно, ответы подробно обсуждаются).
Физминутка. Гимнастика для глаз.
Не поворачивая головы нарисуем знак «-», «+». Повторите 5-6 раз.
Не забывайте делать эти упражнения во время работы за компьютером.
III. Изучение нового материала.
А теперь решим задачу.
1.Учитель: Из 2 кг медной руды получают 26 г. меди. Сколько меди можно получить из 1 т руды?
Учитель показывает кусок руды: Ребята, вы знаете где ее добывают? Благодаря этой руде здесь вырос наш город Сибай, юбилей которого отметили в этом году. Сколько лет исполнилось городу (Ответ: 60 лет)
Учитель: Как можно решить эту задачу?
Ответ учащихся: Задачу можно решить по действиям.
Решение задачи по действиям на доске записывает один из учащихся.
- 1000 : 2 = 500 (раз) – во столько раз увеличилась масса руды
- 500 : 26 = 13000 (г) –содержится меди в 3 т. руды.
Ответ: 13 кг.
Учитель: Какие величины встретились в задаче? Учащиеся – масса руды и масса меди. Какая между ними существует зависимость?
Учитель: А нельзя ли решить эту задачу иначе? Учащиеся – Так как величины, встретившиеся в задаче, прямо пропорциональные, то эту задачу можно решить с помощью пропорции.
Учитель: Какова тема нашего урока?
Учащиеся записывают в тетради тему урока: “Решение задач с помощью пропорций”
Учитель: Какова цель нашего сегодняшнего урока? (Учащиеся ставят цель урока: научиться решать задачи составлением пропорций)
Для нового способа решения потребуется краткая запись условия задачи.
Учащиеся вместе с учителем записывают решение рассмотренной задачи с помощью пропорции по заданному алгоритму.
Решение:
Пусть х г- масса меди в 1 т руды
Масса руды Масса меди
2 кг - 26 г
1000 кг - х г
Учитель: Условимся обозначать прямо пропорциональную зависимость одинаково направленными стрелками. Это нам поможет правильно составить пропорцию. Итак, какая пропорция получится в нашей задаче? Учащиеся составляют пропорцию
⬄ х=
Х=13000 г=13 кг
Ответ: 13 кг.
Физминутка: А сейчас давайте отдохнем.
(Спасибо садитесь. Что вы заметили в этой физминутке?)
2.Рассмотрим следующую задачу:
Расстояние в 350 км от Сибая до резиденции Кыш Бабая, которая находится в деревне Урман-Бишказак Ишимбайского района, можно проехать за 5 часов. С какой скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы проехать это расстояние за 4 часа? Главная резиденция Российского Деда Мороза находится в г.Великом Устюге на расстоянии 1750 км от города Сибай
Учитель показывает по карте данные населенные пункты.
Учитель: вот вам еще один туристический маршрут, на каникулах можете побывать в гостях у Кыш Бабая
Решение:
Пусть х км/ч- новая скорость автомобиля
Скорость Время
70 км/ч - 5 ч
х км/ч - 4 ч
Зависимость между скоростью и временем обратно пропорциональна, поэтому стрелочки направляем в противоположные стороны (это нам поможет правильно составить пропорцию), составляем пропорцию:
70 : х = 4 : 5, находим неизвестный средний член пропорции
IV. Закрепление. Решить с комментированием задачи №197 (1) и № 198 (2).
К доске вызывается один из учащихся, который рассуждает вслух, а остальные работают в тетрадях.
1)№197(1)
Решение:
Пусть х мин- время, затраченное на оформление 30 билетов
Количество билетов Время
4 шт - 30 мин
30 шт - х мин
, ⬄ х=
Х=225 мин=3,75 ч=3ч45мин
Ответ: 3ч 45мин.
2)№ 198 (2)
Пусть х г- время
Скорость печати Время
180 (з/мин) - 8 ч
200 (з/мин) - х ч
⬄ х=
Ответ: 7,2 часа.
2)Задача с треугольниками ?
14 33
6
А теперь посмотрите на доску: что вы видите? На рисунке показан треугольник и ее увеличенная копия. Что требуется найти? Такие задания называются задачи по готовым чертежам. Найдите сторону.
Пусть х – неизвестная сторона треугольника
Маленький треуг. Большой треуг.
6 - 33
14 - х
⬄ х=
Ответ: 77
Практическая работа на медианы треугольника.
У вас на столах лежат треугольники. Возьмите линейку и разделите одну из сторон пополам. Соедините середину стороны с противоположной вершиной. Такой отрезок будет называться медианой. Сколько таких медиан можно провести в треугольнике? Я выдвигаю гипотезу: все медианы треугольника пересекаются в одной точке. Предлагаю проверить эту гипотезу дома
V. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по готовым решениям, записанными на экране.
Учитель: А сейчас проверим как вы усвоили новую тему
Самопроверка по готовому решению, записанному на экране.
VI. Рефлексия. Подведение итог урока.
- Итак ребята, подходит к концу наш урок. Давайте подведем итог. Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Смогли ли мы ее достичь?
VII. Домашнее задание:
-А теперь давайте откроем дневники и запишем домашнее задание.
На «3»: №225 (1 задачу на выбор)
На «4»: №225 (полностью)
На «5»: №225 (полностью), придумать и решить 2 задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимость
Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Мне понравилось вести у вас урок, я увидела какие вы активные, трудолюбивые. Я желаю вам дальнейших успехов в учебе. На этом наш урок закончен. Спасибо, до свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф: Математику 7 :2 1 =1: a b :2=300:15 нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед! А.Нивен
Стоимость товара, купленного по одной цене и его количество. Число рабочих, выполняющих с одинаковой производительностью труда некоторую работу, и время выполнения этой работы. Расстояние, пройденное автомашиной, и объём затраченного горючего . Грузоподъёмность машины и количество рейсов, необходимых для перевозки одного и того же груза . Скорость движения автомобиля и время, для прохождения определенного расстояния Определить вид зависимости между величинами
Задача: Из 2 кг медной руды получают 26 г меди. Сколько меди можно получить из 1 т руды?
17.12 Решение задач с помощью пропорций Цель урока: научиться решать задачи с помощью пропорций
Задача Из 2 кг медной руды получают 26 г меди. Сколько меди можно получить из 1 т руды? Решение: Ответ: 13 кг . Масса руды Масса меди 2 кг - 26 г 1000 кг - x г Х=13000 г = 13 кг
Задача Расстояние в 350 км от Сибая до резиденции Кыш Бабая, которая находится в деревне Урман-Бишкадак Ишимбайского района, можно проехать за 5 часов. А до главной резиденции Российского Деда Мороза, которая находится в г.Великом Устюге на расстоянии 1750 км можно проехать за 25 часов
Резиденция Кыш Бабая расположится в Ишимбайском районе, в селе Урман-Бишкадак. Юрта башкирского Деда Мороза
Вели́кий У́стюг — один из древних русских городов Вологодской области, располагается в 450 км к северо-востоку от Вологды С 1999 года объявлен родиной всероссийского Деда Мороза. Является популярным центром семейного туризма . Резиденция Деда мороза. Город Великий Устюг. Вологодская область.
Задача Расстояние от Сибая до резиденции Кыш Бабая – 350 км, которое можно проехать за 5 часов. С какой скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы проехать это расстояние за 4 часа? Скорость Время 70 км/ч - 5 ч Х км/ч - 4 ч
Ответы: I вариант II вариант 1. 150 мин 1. 128 г 2. 2000 р. 2. 150 г 3. 3 дня 3. 42 машины
Шкала отметок: «5» – все правильно «4» – допущена одна ошибка «3» - допущены две ошибки
Домашняя работа - №225 (1 задачу на выбор) - №225 (полностью) - №225 (полностью), придумать и решить 2 задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимость «3» «4» «5»
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики 5 класса
отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей, углубление полученных знаний и навыков при решении примеров и задач;развитие логического мышления, математической речи, умения обобщать и срав...
Разработка урока математики 6 класс "Две основные задачи на дроби"
Использованный тип урока позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся....
Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС
Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС...
Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...
Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изуч...
Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...
Методическая разработка урока математики 6 класс по теме: «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая»
Тема: «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая» ...