Урок по теме "Квадратные уравнения".
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Данная разработка содержит конспект и презентацию к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения". Цель урока: обобщить теоретический материал и отработать навыки решения квадратных уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvadratnye_uravneniya.rar | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по алгебре в 8 классе
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ».
Подготовила:
учитель математики
Маринкевич Наталья Владимировна
2009-2010 учебный год
Открытый урок по теме
«КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ»
Цели урока:
- закрепить определение квадратных уравнений, их виды;
- отработать навыки решения квадратных уравнений;
- развивать логическое мышление;
- развивать самостоятельность, творческий подход к поставленным задачам;
- продолжать формировать у учащихся высокие нравственные ценности;
- формировать у учащихся готовность к преодолению трудностей в учении.
Оборудование:
- индивидуальные карточки-билеты с заданиями;
- презентация;
- компьютер;
- мультимедийный проектор для демонстрации презентации.
Тип урока:
Обобщение изученного материала.
Вид урока:
Урок-путешествие.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сообщить учащимся цели урока. Раздать карточки-билеты.
2. Путешествие в страну «Квадратных уравнений».
Прежде, чем отправиться в наше путешествие мы должны «приобрести билеты». В путешествие мы возьмём только тех, кто вовремя «купит билеты» - правильно заполнит карточки с заданиями.
Сегодня на уроке вместе с Вами
Мы отправляемся за знаниями в путь,
Представьте: вот автобус, прибыл он за нами,
Мы едем, но не для того, чтоб отдохнуть.
И ждут в пути нас девять остановок,
На каждой – надо что-то нам решить,
А чтобы время пролетело с толком,
Для этого нам нужно поспешить.
Взгляните на билеты перед Вами –
Там весь указан наш маршрут,
А главный атрибут у нас – внимание,
Автобус №8 – отправляемся мы в путь!
Остановка №1 станция «Повторение».
И это – повторенье.
Гласит пословица, что это - мать учения.
Итак, давайте-ка мы вспомним, что называется квадратным уравненьем?
- Составьте алгоритм решения квадратного уравнения.
- Объясните, в чём заключается смысл ограничения в определении квадратного уравнения а ≠ 0?
- Перечислите виды квадратных уравнений.
- Какое уравнение называется неполным квадратным уравнением? Приведите пример.
- Какое уравнение называется приведённым квадратным уравнением? Приведите пример.
- Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
Остановка №2. Станция «Решение».
Ну что же повторенье
Для нас уж пройденный этап,
Методы решения уравнений пора на практике нам применять.
Решение – вторая наша станция.
Здесь главное – найти решение.
Проявите всё своё умение!
Надеюсь, не сойдёте Вы с дистанции.
Ребята, Вы в билет свой посмотрите:
Вы видите, что уравнений ровно пять!
Задача Ваша – в меру поспешите
Ответы верные ко всем искать.
Найдя, заносите Вы в клетку
Букву, что есть верное решенье,
И вот тогда прочтёте Вы, наверно,
Шифрованное слово – итог закономерный.
Кто первый сформулирует ответ –
Получит поощрительный билет!
Учащиеся решают задания на карточках-билетах.
В первом варианте получается слово «добро», во втором – «честь».
Если правильно Вы всё решили,
Слово «добро» Вы получили.
Даже по буквам оно больше зла!
А уж по сути… Доброта ведь мир спасла!
Давайте вспомним мы, ребята,
Пословицы, чем речь наша богата.
Учащиеся вспоминают пословицы и поговорки о добре.
Остановка №3. Станция «Разминка».
Остановка №4. Станция «Историческая».
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени ещё в древности была вызвана потребностью решать задачи. Связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать ещё около 2000лет до нашей эры вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются как неполные, так и полные квадратные уравнения. Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены. Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилонии, в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений. Математики Древней Греции решали квадратные уравнения геометрически; например, Евклид – при помощи деления отрезка в среднем и крайнем отношениях.
Задачи, приводящие к квадратным уравнениям, рассматриваются во многих древних математических рукописях и трактатах. Формула корней квадратного уравнения «переоткрывалась» неоднократно. Один из первых дошедших до наших дней выводов этой формулы принадлежит индийскому математику Брахмагупте(около 598г.).
Среднеазиатский учёный Аль-Хорезми (9в.) в трактате «Китаб аль-джебр-валь-мукабала» получил эту формулу методом выделения полного квадрата с помощью геометрической интерпретации.
Остановка №5. Станция «Любознательная».
Стёпа Смекалкин, не решая уравнения вида
ах2 + с = 0
сразу говорит, имеет оно корни , или нет. А Вы сможете это сделать?
Если числа а и с одного знака, то уравнение не имеет корней, если разных знаков, то имеет. Приведите примеры уравнений вида ах2 + с = 0, не имеющих корней; имеющих корнями дробные числа.
Остановка №6. Станция «Размышлялки».
После такого трудного пути
Отдыха нам лучше не найти,
Чем думать, размышлять, считать,
И корни уравнения искать!
Разделить учащихся на 3 команды. Из данных уравнений команды выписывают:
1 команда – полные неприведённые уравнения.
2 команда - полные приведённые уравнения.
3 команда – неполные квадратные уравнения.
Проверить задание и решить на доске с каждой команды по 1 уравнению.
Остановка №7. Станция «Находка».
Смотрите-ка, ребята,
Сюрпризами дорога как богата!
Находку каждый выбирает,
Читает, думает, решает!
Теперь находку смотрим эту,
Что так похожа на газету.
Индийская задачка, древняя,
И интересная, наверное…
«Обезьянок резвых стая
Всласть поевши развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?»
Составляем уравнение для решения задачи, краткая запись на доске и в тетрадях:
Пусть х - общее количество обезьянок, тогда (1/8)х – это их восьмая часть, а в квадрате - (1/64)х2, по условию остальные 12 прыгали по лианам, значит, уравнение будет иметь вид:
(1/64)х2 + 12 = х.
Какое уравнение получилось? Решив его, получим два ответа: 16 и 48.
Остановка №8. Станция «Итоговая».
- Какие виды квадратных уравнений Вы знаете?
- Каков алгоритм решения квадратного уравнения?
Домашнее задание.
Оторвите по полоске часть билета – это Ваше домашнее задание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к уроку алгебры в 8 классе по учебнику Алимов Ш.А. ТЕМА УРОКА «Решение квадратных уравнений. Теорема Виета»
Информационные технологии на уроках математики.Урок в системе деятельностного подхода обучения. Включает в себя слайдовую презентацию, с помощью которой можно активизировать познавательный интерес уч...
Урок по теме "Уравнения. Решение задач на составление уравнений"
презентация урока...
Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."
Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...
Урок закрепления в форме игры, в 7 классе. Тема урока: Выражения, тождества, уравнения. По учебнику: Алгебра 7 класс. Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.
Данный урок проводиться в конце темы: Выражения, тождества, уравнения. С целью, выявить уровень усвоения пройденного материала по теме. Закрепление пройденного материала проходит в виде игры, которая ...
Открытый урок Тема урока: "Решение квадратных уравнений по формуле"
Тип урока: Урок закрепления знаний, комбинированный с элементами игры и кейс – технологий.Цели урока.-обучающие: закрепить и систематизировать знания о квадратных уравнениях в ходе в...
Урок по теме: "Уравнение. Решение задач с помощью уравнений"
Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я.Виленкина...
Открытый урок по математике "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений" 5 класс (ФГОС)
Данный урок третий по счету в изучении данной темы. Содержит презентацию, раздаточный материал....