Сценарий внеурочного занятия по математике (в рамках предметной лаборатории) 7 класс «Инвариант»
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Сценарий внеурочного занятия по математике
(в рамках предметной лаборатории)
7 класс
«Инвариант»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий внеурочного занятия по математике (в рамках предметной лаборатории) 7 класс «Инвариант» | 950.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей «Надежда» г.Холмска муниципального образования
«Холмский городской округ» Сахалинской области
Сценарий внеурочного занятия по математике
(в рамках предметной лаборатории)
7 класс
«Инвариант»
Автор: учитель математики
Бабич Ольга Александровна
г.Холмск, 2015г.
Тема занятия: «Инвариант»
Тип занятия: открытие новых знаний
Цель : Познакомить учащихся с понятием "инвариант"; рассмотреть идею четности при решении олимпиадных и нестандартных задач.
Задачи урока:
-Найти общие подходы при решении некоторых логических, нестандартных задач.
-Научиться ориентироваться в различных ситуациях при решении задач, используя метод инвариантов (задачи на четность).
-Стимулировать интерес к предмету.
-Развивать внимание, логическое мышление, математическую речь.
-Воспитывать культуру речи, поведения при разных формах работы; усидчивость.
-Продолжить работу по формированию универсальных учебных действий.
Необходимое техническое оборудование:
-компьютер.
-проектор.
-раздаточный материал.
Структура урока:
1. Организационный момент (1-2 минуты)
2. Актуализация знаний(4-5 минут)
3. Постановка учебной задачи (1-2 минут)
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)
5. Первичное закрепление(5-7 минут)
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.(6-8 минут)
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8 минут)
8. Рефлексия деятельности. (1-2 минуты)
9. Итог урока. (1-2 минуты)
Планируемые образовательные результаты
Предметные: понимать, что такое "инвариант", " четность" , “разная четность”; научиться ориентироваться в различных ситуациях при решении задач на четность, используя метод инвариантов.
Личностные: формирование целевых установок учебной деятельности: учиться формулировать ближайшие цели саморазвития, давать позитивную самооценку результата учебной деятельности, понимать причины успеха учебной деятельности, проявлять познавательный интерес к изучению предмета; ответственное отношение к учению; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; совершенствовать имеющиеся знания и умения.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию; строить логические цепочки рассуждений; поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать собеседника.
Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; осуществлять самоконтроль; определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Основные понятия: инвариант, четность.
Ход занятия
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организационный этап. (1-2 мин.) Цель: подготовить обучающихся к работе. | -Приветствие обучающихся; проверка их готовности к занятию. (Включение в деловой ритм.) | - Приветствуют учителя. (Подготовка класса к работе). | Личностные: -самоопределение; определять общие для всех правила поведения Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2.Актуализация знаний(4-5 минут) | -Какая задача в математике называется нестандартной? -«Нестандартные задачи» - это такие задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения». Однако, следует заметить, что понятие «нестандартная задача» является относительным. Одна и та же задача может быть стандартной или нестандартной, в зависимости от того, знакомы ли мы со способами решения задач такого типа. Таким образом, нестандартная задача - это задача, алгоритм которой неизвестен, т.е. неизвестен ни способ её решения, ни то, на какой учебный материал опирается решение. А многие задачи требуют и специальных знаний, подготовки. К таким задачам относятся задачи на применения инвариантов, задачи на раскраски, четность и нечетность. Конечно, для успешного решения любой задачи нужно уметь думать, догадываться, но этого мало. Нужны знания и опыт в решении задач. Полезно владеть и определенными общими подходами к решению таких задач. Решение каждой задачи должно быть шагом вперед в развитии математических знаний, умений и навыков, должно обогащать знания и опыт, учить ориентироваться в различных ситуациях. -Что такое инвариант? - Например, разрезание и перестановка частей фигур не меняет суммарной площади. - Приведите свои примеры. | -Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. -Приводят свои примеры (угол между прямыми, число, набор чисел...) | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) Коммуникативные: -инициативное сотрудничество -умение слушать собеседника Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка учебной задачи (1- 2 минуты) | - Какую же цель мы поставим перед собой на сегодняшнее занятие? -Познакомиться с понятием "инвариант"; рассмотреть олимпиадные и нестандартные задачи, которые можно решить методом инвариантов. - Значит сегодня перед нами стоит задача: -Найти общие подходы при решении некоторых, нестандартных задач. -Научиться ориентироваться в различных ситуациях при решении задач, используя метод инвариантов. | -Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение (формулируют цель, с помощью учителя ). | Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; Коммуникативные: -правильно выражать свои мысли -умение слушать собеседника. - умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Личностные -устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом -самоопределение |
4. «Открытие нового знания» (7-8 минут) | - Задачи на инварианты делятся на несколько типов по способу решения: Задачи на чётность Задачи на делимость. Задачи с полуинвариантами. Задачи с неклассифицированными инвариантами. - Придумать инвариант должен ученик самостоятельно; обычно это вызывает затруднения. В качестве инварианта могут выступать самые разные величины: четность, сумма, произведение, остаток от деления и т.д. Причем применение четности – одна из наиболее встречающихся идей при решении олимпиадных и нестандартных задач. - Вспомним определения четного и нечетного числа. (Особое внимание надо уделить абстрактному понятию четности, объяснить, что такое “разная четность”. Например, число х =2 имеет ту же четность, что и число х (или оба четные, или оба нечетные), а при прибавлении единицы четность меняется.) - Рассмотрим примеры: Пример1. Определите четность суммы чисел:1 +2 + 3 + … + 10 Пример 2. Определите четность суммы чисел: 5 + 7 + 9 + 11 +13 + 15 - Применение идеи четности и нечетности основано на двух важных утверждениях (леммах): Лемма 1. Четность суммы нескольких целых чисел совпадает с четностью количества нечетных слагаемых. Лемма 2. Знак произведения нескольких (отличных от 0) чисел определяется четностью количества отрицательных сомножителей. -А теперь рассмотрим пример решения задачи на четность. Задача 1. На листе бумаги написано число 11. Шестнадцать учеников передают листок друг другу, и каждый прибавляет к числу или отнимает от него единицу – как хочет. Может ли в результате получиться число 0? - Предлагаю выполнить эту операцию (результат каждого хода записывается на доске). -Какую закономерность вы заметили? (после каждого хода характер четности меняется: после первого ученика число становится четным, после второго нечетным; после третьего - четным; после четвертого – нечетным. Тогда после шестнадцатого число будет нечетным. Поэтому нуль в конце получиться не может.) | - Слушают учителя. - Дают определения. - Отвечают на вопрос (сумма нечетна, так как в сумме 5 нечетных слагаемых.) - Отвечают на вопрос (четное, так как в сумме 6 нечетных слагаемых.) - Слушают учителя. - Выполняют задание. - Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. (после каждого хода характер четности меняется: после первого ученика число становится четным, после второго нечетным; после третьего - четным; после четвертого – нечетным. Тогда после шестнадцатого число будет нечетным. Поэтому нуль в конце получиться не может.) -Оформляют решение в тетради. | Регулятивные : - планировать свою деятельность для решения поставленной задачи и контролировать полученный результат. Познавательные: - уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя; - уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя и информацию, полученную на уроке). Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные -совершенствовать имеющиеся знания и умения. |
5. Первичное закрепление (5-7 минут) | Задача 2. На столе 6 стаканов, Из них 5 стоят правильно, а один перевернут вверх дном. Разрешается переворачивать одновременно 4 любых стакана. Можно ли все стаканы поставить правильно? -Смоделируем ситуацию с помощью рисунка. Задача 3. Существует ли замкнутая 7-звенная ломаная, которая пересекает каждое своё звено ровно 1 раз? Задача4. Можно ли разменять 25 советских рублей на 8 купюр в 1, 3 и 5 советских рублей? | -Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. (Нет, так как в любом случае перевернутых вверх дном стаканов будет числом нечетным.) Оформляют решение в тетради. Наиболее подготовленный ученик работает у доски. -Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.( Нет, так как пересекающиеся звенья образовывали бы пары. А значит, количество звеньев должно быть чётным. Противоречие.) -Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.( Нет, нельзя. Достоинства всех купюр - нечетные числа, а сумма 8 нечетных чисел - четная. Поэтому она не может равняться 25.) | Регулятивные : -работать по плану, инструкции; Познавательные: - структурировать знания, Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.(6-8 минут) | 1. На вешалке висят 20 платков. 17 девочек по очереди подходят к вешалке и либо снимают, либо вешают платок. Может ли после ухода девочек остаться ровно 10 платков? 2. В столовой стоят 50 стаканов, из них 25 — вверх дном. Сможет ли дежурный, переворачивая по 4 стакана, получить все стаканы стоящими правильно, то есть на донышке? 3. В ряд выписаны числа 1, 2, 3,..., 100. Можно менять местами любые два числа, между которыми стоит ровно одно. Можно ли получить ряд 100, 99, 98,..., 2, 1 ? - Сравним свой результат с эталоном. - Кто решил все задачи правильно?....2?...1? - Какие трудности были при решении задач? (Разбор задач, при решении которых учащиеся испытывали затруднения) | - Решают задачи. - Сравнивают. -Отвечают на вопросы. | Личностные -самооценка своих действий; -самоопределение Регулятивные - адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Познавательные -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут) | - Решение задач у доски. 1. У марсиан бывает произвольное число рук. Однажды все марсиане взялись за руки так, что свободных рук не осталось. Докажите, что число марсиан, у которых нечётное число рук, чётно. 2. В ряд выписаны числа от 1 до 10. Можно ли расставить между ними знаки + и -, чтобы получилось выражение, равное нулю? 3. На плоскости расположено 11 шестеренок, соединенных по цепочке (первая со второй, вторая с третьей ... 11-я с первой). Могут ли они вращаться одновременно? (В случае затруднения, ход решения обсуждается фронтально) | - Наиболее подготовленные учащиеся работают у доски, остальные оформляют решение в тетради. | Регулятивные : -уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: -структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: -совершенствовать имеющиеся знания и умения |
8. Рефлексия деятельности. (1-2 мин.) | Закройте глаза. Подумайте и ответьте себе мысленно на вопросы: - Запомнил ли я что такое инвариант? -Активно ли я работал на уроке? -Всё ли у меня получалось? Если вы уверенно ответили на все вопросы «да»,то поднимите две руки . Если вы ответили себе мысленно «да, часто» поднимите одну руку. Если вы ответили на вопросы «нет», не поднимайте руку. (Учитель комментирует) | - Выполняют задание. | Регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; Коммуникативные: -правильно выражать свои мысли; умение слушать собеседника. Личностные: -самооценка своих действий (давать позитивную самооценку результата учебной деятельности, понимать причины успеха учебной деятельности) |
9. (Итог урока 1-2 минуты) Цель: дать оценку успешности достижения цели урока. Цель: сообщить учащимся домашнее задание. | - Какую цель мы ставили в начале урока? - Получилось ли у нас реализовать ее? - Какие этапы урока понравились? - На каком из них испытывали трудности? - Что надо знать для ликвидации затруднений? - Спасибо за работу! | - Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. |
Список литературы
Интернет ресурсы:
1. http://potential.org.ru/
2. http://festival.1september.ru/
3. http://school-collection.edu.ru/
4. http://nsportal.ru/
Приложение
Раздаточный материал
Самостоятельная работа 1. На вешалке висят 20 платков. 17 девочек по очереди подходят к вешалке и либо снимают, либо вешают платок. Может ли после ухода девочек остаться ровно 10 платков? 2. В столовой стоят 50 стаканов, из них 25 — вверх дном. Сможет ли дежурный, переворачивая по 4 стакана, получить все стаканы стоящими правильно, то есть на донышке? 3. В ряд выписаны числа 1, 2, 3,..., 100. Можно менять местами любые два числа, между которыми стоит ровно одно. Можно ли получить ряд 100, 99, 98,..., 2, 1 ? |
Решение задач у доски. 1. У марсиан бывает произвольное число рук. Однажды все марсиане взялись за руки так, что свободных рук не осталось. Докажите, что число марсиан, у которых нечётное число рук, чётно. 2. В ряд выписаны числа от 1 до 10. Можно ли расставить между ними знаки + и -, чтобы получилось выражение, равное нулю? 3. На плоскости расположено 11 шестеренок, соединенных по цепочке (первая со второй, вторая с третьей ... 11-я с первой). Могут ли они вращаться одновременно? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по математике (в рамках Недели математики) "Ее зовут Королевой"
Сценарий математического вечера – «Ее зовут Королевой» - это сценарий праздника Математики в школе. Это конкурсы, соревнования, дружеские шаржи, сценки, фокусы, которые соединяют «Веселые минутки» (пе...
Презентация к сценарию внеурочного занятия по математике (в рамках предметной лаборатории) 7 класс «Инвариант»
Презентация к сценарию внеурочного занятия по математике (в рамках предметной лаборатории) 7 класс «Инвариант»...
Разработка внеурочного мероприятия "Вкусная математика"(в рамках Недели математики)
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Вкусная математика» разработана для проведения мероприятия в рамках недели математики для студентов 1...
Внеклассное занятие по математике в рамках предметной недели «Многогранники и круглые тела»
Внеклассное занятие по математике в рамках предметной недели «Многогранники и круглые тела»...
Внеурочное занятие по математике «Царство геометрических фигур» (сценарий)
Сценарий внеурочного занятия по математике "Царство геометрических фигур"....
Школьная лаборатория творчества "Вдохновение" представляет сценарий внеурочного занятия "День рождения песни".
Автор - Макеева Ирина Николаевна руководитель школьной лаборатории творчества "Вдохновение", учитель музыки при МБОУ СШ № 66 г.Ульяновск....
Сценарий внеурочного занятия по математике 5 класс
Сценарий внеурочного занятия по математике 5 класс «Старинные русские меры веса и денежные единицы» ...