Алгебра 9 класс. Решение целых уравнений. урок открытия новых знаний с самоанализом
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Основные цели: 1) углубить знания учащихся по решению целых уравнений; 2) вывести алгоритм решения целых уравнений методом разложения на множители; 3) формировать умение применять этот алгоритм для решения целых уравнений 4) формировать умения применять полученный метод в нестандартных ситуациях, для решения практических задач, задач ОГЭ; 5) тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, речь, логическое мышление, навыки самоконтроля; познавательные умения 6) способствовать формированию навыков группового взаимодействия: планирование учебного сотрудничества, умения выражать свои мысли
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_reshenie_tselyh_uravneniy_s_samoanalizom.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгебра 9 класс. Решение целых уравнений
Основные цели:
1) углубить знания учащихся по решению целых уравнений;
2) вывести алгоритм решения целых уравнений методом разложения на множители;
3) формировать умение применять этот алгоритм для решения целых уравнений
4) формировать умения применять полученный метод в нестандартных ситуациях, для решения практических задач, задач ОГЭ;
5) тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, речь, логическое мышление, навыки самоконтроля; познавательные умения
6) способствовать формированию навыков группового взаимодействия: планирование учебного сотрудничества, умения выражать свои мысли
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: продолжаем работать с целыми уравнениями, способами их решения, применение на практике
– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении. И начать сегодняшнюю работу позвольте с высказывания Д.Пойа, венгерского, швейцарского, американского математика: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их». Как вы его понимает? Пусть он будет девизом нашего сегодняшнего урока.
– Какой темой мы занимались на предыдущих уроках? (целыми уравнениями)
- Напомните, пожалуйста, какие уравнения мы назвали целыми уравнениями.
- Что такое стандартный вид уравнения?
- Что значит решить уравнение?
- Какие уравнения называются равносильными уравнениями?
- Назовите известные вам на сегодня виды целых уравнений (линейные, квадратные, кубические)
- Напомните, в каких областях находит применение эта тема? (При решении текстовых задач, работе с функциями, в практической жизни,…)
- Сегодня и в дальнейшем вам понадобятся эти знание и умения для получения новых знаний. А раз сегодня урок открытия новых знаний, то … (должны понять, что мы знаем, что мы ещё не знаем и сами найдём способ)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель этапа:
1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и получить новый способ решения целого уравнения;
2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);
4) организовать обобщение актуализированных способов действий;
5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализ, аналогия, обобщение;
6) мотивировать к выполнению пробного действия;
7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Назовите все способы разложения многочлена на множители. Какой способ вы бы применили для указанного многочлена: х3 – 6х; х3 – 2х2 - 15х; 16в2 – а4;
х3 – 8х2 – х + 8; 9х2 – 10х + 1
- Найдите корни уравнения
(устно) ах + в = 0, а≠0
х = -3
13, 89х = 0
0х = 84, 9086
│х│=9
Х2 = 12
3х2 + 7 = 0
718х2 – 717х – 1=0
(письменно) х2 – 7х + 12 = 0
х3 – 8 = 0
х4 = 16
(х – 2)(х + 5) = 0
2х2 + 3х – 3 = х2 – 3х + (-2 + х2) (ОГЭ, 1 часть)
х3 – 2х2 =15х (ОГЭ, 2 часть)
- Кто не справился с последним заданием? Почему?
- Кто справился с заданием? У кого есть результат? Можете ли вы его обосновать, доказать?
3. Выявление места и причины затруднения
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
-Какое задание вы должны были выполнить? (Решить целое уравнение третьей степени )
-В каком месте возникло затруднение? (Я не смог найти корни этого уравнения)
-А почему оно возникло? ( Я не знаю алгоритма решения такого целого уравнения)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа:
1)организовать коммуникативное групповое взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2)согласовать цель и тему урока
-Значит, какую цель вы перед собой поставите? (учиться решать целые уравнения, получить алгоритм решения)
-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока (Решение целых уравнений)
-А какими средствами мы будем достигать поставленной цели? (можно найти соответствующий материал в учебнике, поискать правило в интернете, спросить у учителя, вывести новый алгоритм самостоятельно, используя уже известные алгоритмы, правила и свойства).
Да, для уравнений 3 и 4 степени существуют специальные формулы для их решения, но они настолько сложны в использовании, что их изучением занимаются только в курсе высшей математики, а для уравнений 5 степени и выше вообще нет никаких формул.
При подготовке к экзаменам мы сталкиваемся с разными по уровню сложности уравнениями: тут и линейные, и квадратные, приёмы решения которых мы выработали в курсе изучения математики в 5-8 классах , но во второй части модуля «Алгебра» на ОГЭ, часто встречаются уравнения выше второй степени, для решения которых необходимо знание нестандартных приёмов. Уравнение - самая простая и распространённая задача математики, решение которых известно с древних времён, и у вас есть опыт решения уравнений разных типов, и нам нужно привести свои знания в порядок, разобраться в приёмах решения нестандартных уравнений.
-Работая в парах , попробуйте исследовать и решить последнее уравнение, опираясь на материал начала урока, разработайте алгоритм решения уравнений подобного вида
Напоминаю правила работы в парах:
- Работать должны оба
- Один говорит, второй слушает
- Свое несогласие выражай вежливо
- Если не понял, переспроси
5. Реализация построенного проекта
Цель этапа:
1) вывести алгоритм решения целого уравнения
2) зафиксировать новый способ в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Идёт работа в парах по решению уравнения и составления алгоритма решения.
Подводим итоги работы в парах, фиксируем результаты.
-Сформулируйте алгоритм решения целого уравнения:
1) Привести уравнение к стандартному виду
2) Разложить многочлен в левой части уравнения на множители
3) Использовать свойство произведения равного нулю
4) Решить простейшие уравнения
5) Записать ответ
-Как можно назвать рассмотренный метод решения уравнений? (метод разложения на множители)
-Любое ли целое уравнение можно решить этим методом? (нет, только такое, чью левую часть можно разложить на множители)
-Вы достигли поставленную цель? (Да, мы получили алгоритм решения целого уравнения с помощью разложения на множители)
− Какие задания вы теперь можете выполнять? (Мы теперь сможем решать целые уравнения методом разложения на множители)
− Что теперь вы должны сделать? (Мы должны научиться применять новый алгоритм.)
6.Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа: применение нового алгоритма в типовых заданиях
№ 272(б,г,д,з) письменное решение с проговариванием всех этапов решения
− Как вы выполняли задание?
− У кого выполнение задания вызвало затруднение?
− В каком месте?
− Почему у вас возникло затруднение?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа:
проверить своё умение применять новое свойство в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
(взять по два задания из сборника ОГЭ)
1 вариант: 1) 5х3 + 3х2 = 2х4
2) вариант 11, № 21
2 вариант: 1) 3х4= 8х3 – 5х2
2) вариант 12, № 21
(проверка по эталону)
− У кого задание вызвало затруднение?
− В каком месте возникло затруднение?
− Какой шаг алгоритма не выполнили?
− Кто может сказать, что правильно понял, как применять алгоритм решения целых уравнений с помощью разложения на множители?
− Кому еще надо учиться?
8. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа:
1) тренировать навыки использования нового алгоритма при решении заданий, связанных с функциями, текстовыми задачами
2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.
Умение решать уравнения с помощью разложения на множители часто применяется при решении более сложных уравнений и заданий ОГЭ.
1) № 284(а)
2) ОГЭ ( 2 часть) Найти координаты точек пересечения графика функции у= 3х3 – х2 + 18х – 6 с осями координат.
3) При каких значениях р равны значения двучленов: 3р2 – 2р и 2р3 – 3 ?
4) № 354(а)
9. Рефлексия деятельности на уроке
Цель этапа:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Что использовалось при выведении нового алгоритма?
– Какие знания нам помогли в работе?
– Оцените свою работу на уроке. Для этого определите истинность для себя одного из следующих утверждений:
1.Я понял, как применять алгоритм решения целого уравнения с помощью разложения на множители
2.Я знаю, как применить новый способ, но допускаю ошибки.
3.Я знаю, как исправить ошибку, если я выполнил задание неверно.
4.У меня есть вопросы по данной теме
д/з: № 267, 273, 354б, (2х2 + 3)2 – 12(2х2 + 3) + 11 = 0
Самоанализ урока алгебры в 9 классе
Урок алгебры в 9 классе.
Тема урока: решение целых уравнений
Тип урока: урок открытия новых знаний, построен в соответствии с технологией деятельностного метода, с соблюдением всех 9 этапов урока
Это второй урок в разделе «Целые уравнения»
Основные цели:
1) углубить знания учащихся по решению целых уравнений;
2) вывести алгоритм решения целых уравнений методом разложения на множители;
3) формировать умение применять этот алгоритм для решения целых уравнений
4) формировать умения применять полученный метод в нестандартных ситуациях, для решения практических задач, задач ОГЭ;
5) тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, речь, логическое мышление, навыки самоконтроля; познавательные умения
6) способствовать формированию навыков группового взаимодействия: планирование учебного сотрудничества, умения выражать свои мысли
Считаю, что урок достиг поставленных целей, свидетельством чему является качество выполнения самостоятельной работы с проверкой по эталону, применение метода в нестандартных задачах.
В соответствии с целями урока был осуществлён обор содержания на примере школьного учебника и сборников по подготовке к ОГЭ.
1 этап урока. Мотивация к учебной деятельности
Были определены содержательные рамки урока и включение учащихся в учебную деятельность, т.е. «хочу», «могу», «надо». Была использована работа с высказыванием, понимание обучающимися норм учебной деятельности, обращение к прошлому опыту. Результат этапа: создание положительной мотивации на уроке
2 этап урока. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии, где основная цель – подготовка мышления детей к построению нового знания, повторение только необходимых знаний для построения нового
Цель этапа:
1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и получить новый способ решения целого уравнения;
2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);
4) организовать обобщение актуализированных способов действий;
5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализ, аналогия, обобщение;
6) мотивировать к выполнению пробного действия;
7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
Актуализация знаний проведена в форме коммуникативного взаимодействия со всем классом. Предложенные задания соответствовали содержательной установке урока, выявлялись причины ошибок, в пробном действии было зафиксировано индивидуальное затруднение на последнем уравнении.
3 этап урока. Выявление места и причины затруднения.
Цель этапа: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
В ходе этапа обучающимися указана место и причина затруднения. На данном этапе происходит мотивация к конкретной учебной задаче.
4 этап урока. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа:
1)организовать коммуникативное групповое взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2)согласовать цель и тему урока
Обучающимися самостоятельно зафиксирована цель и тема урока, средства достижения поставленной цели
5 этап урока. Реализация построенного проекта
Цель этапа:
1) вывести алгоритм решения целого уравнения
2) зафиксировать новый способ в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Метод решения проблемной ситуации был выбран детьми самостоятельно, при работе в коммуникации. Алгоритм решения уравнения построен в проблемном диалоге с коррекцией.
6 этап урока. Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа: применение нового алгоритма в типовых заданиях
Подтверждение реализации данного этапа служит то, что обучающиеся успешно справлялись с предложенными заданиями.
7 этап урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа:
проверить своё умение применять новое свойство в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки, обучение навыкам самоконтроля.
Было организовано самостоятельное выполнение заданий на новый способ действия и самопроверка. По результатам выполнения с.р. рефлексия усвоения нового способа действия, коррекция ошибок.
8 этап урока. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа:
1) тренировать навыки использования нового алгоритма при решении заданий, связанных с функциями, задачами ОГЭ
2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.
Организовано выявление границ применение нового знания на примерах ОГЭ и уравнений повышенного уровня сложности
9 этап урока. Рефлексия деятельности на уроке
Цель этапа:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
4) обсудить и записать домашнее задание.
На всех этапах урока отбор дидактических и раздаточных материалов соответствовал поставленным целям. Считаю урок достиг поставленных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Самоанализ урока открытия нового знания в 5 классе "Добро пожаловать в Россию"
УМК для 5 класса «Английский язык» для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей, авт. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Издательство «Просвещение»...
Урок алгебры в 7 классе (Макарычев Ю. Н.) График функции (урок открытия новых знаний)
Данный конспект урока поможет начинающему учителю , как можно красиво, на примерах показать роль, назначение углового коэффициента в в линейной функции, заданной формулой. Данный урок поможет уч...
Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...
Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...
Решение задач с помощью уравнений. (Урок открытия нового знания).
Презентация по алгебре на тему "Решение задач с помощью уравнений". Урок открытия нового знания. К учебнику: «Алгебра» Углублённый уровень: 7 класс/ А.Г. Мерзляк, ...
САМОАНАЛИЗ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ
Для реализации современных требований общества к образованию педагогами передовых российских школ используется авторская педагогическая технология – технология деятельностного метода о...