Интегрированный урок по теме: «Зооматематический калейдоскоп заповедник Ямская степь»
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему

Есипова Ольга Анатольевна

Образовательные задачи:

1.     Систематизировать и обобщить знания учащихся о многообразии животного мира; выявить качество усвоения учебного материала.

2.     Осмыслить и закрепить учебный материал, применяя его в новых ситуациях.

Воспитательные задачи:

1.     Способствовать формированию научного мировоззрения.

2.     Вырабатывать внимание и аккуратность при нахождении ответов на поставленные задачи.

3. Формировать культуру учебного труда и этических норм межличностного общения.

4. Прививать любовь к природе.

Развивающие задачи:

1.     Развитие познавательных интересов.

2.     Продолжение развития у учащихся приемов логического обоснования.

Применяя групповые, фронтальные, проблемно – поисковые методы, способствовать развитию у обучаемых умения познавать мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизни, потребности в творческой самореализации.

Форма организации учебной деятельности: урок – систематизации и обобщения изученного материала, выявления прочности знаний учащихся по изученной теме.

Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, репродуктивный.

Оборудование:

1       презентация к уроку;

2.     карточки – задания для каждой команды;

3.     песочные часы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме: «Зооматематический калейдоскоп заповедник Ямская степь»

Образовательные задачи:

  1. Систематизировать и обобщить знания учащихся о многообразии животного мира; выявить качество усвоения учебного материала.
  2. Осмыслить и закрепить учебный материал, применяя его в новых ситуациях.

Воспитательные задачи:

  1. Способствовать формированию научного мировоззрения.
  2. Вырабатывать внимание и аккуратность при нахождении ответов на поставленные задачи.

3. Формировать культуру учебного труда и этических норм межличностного общения.

4. Прививать любовь к природе.

Развивающие задачи:

  1. Развитие познавательных интересов.
  2. Продолжение развития у учащихся приемов логического обоснования.

Применяя групповые, фронтальные, проблемно – поисковые методы, способствовать развитию у обучаемых умения познавать мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизни, потребности в творческой самореализации.

Форма организации учебной деятельности: урок – систематизации и обобщения изученного материала, выявления прочности знаний учащихся по изученной теме.

Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, репродуктивный.

Оборудование:

  1. презентация к уроку;
  1. карточки – задания для каждой команды;
  2. песочные часы

Структурно - логическая схема урока:

Весь класс делится на три команды:

1-я команда;                2-я команда;                3-я команда.

Ход урока:

1-й конкурс – разминка «Путешествие по заповеднику» (1балла).

2-й конкурс – «Загадочные цифры» (1балл).

3-й конкурс – «Отгадай» (1 балл)

4–й конкурс – «Посчитай» (6 баллов)

5–й конкурс – «Темная лошадка»

Подведение итогов:

а) подсчет баллов;

б) выставление оценок.

Вводное слово учителя, объявление темы урока, постановка цели и задач, организационно – психологический момент:

Учитель биологии: Тема нашего интегрированного урока «Зооматематический калейдоскоп заповедник Ямская степь».

Давайте подумаем, какие задачи будут стоять перед нами на уроке?

История Ямской степи связана с историей одной из природных слобод Старого Оскола. В XVIII-XIX вв. в этой слободе жили ямщики, находившиеся в ведении Ямского приказа и обеспечивавшие передвижение государственных чиновников и почты.

Степь получила название Ямской, так как была подарена ямщикам сл. Ямской города Старый Оскол Императрицей Екатериной II “За то, что они вывезли ее из трясины». Характерно, что в дарственной грамоте Екатерины II было условие, подаренную степь не распахивать.

Ямская степь – живой биологический музей площадью 560 гектаров, расположен в Губкинском районе.

На небольшой площади сохранился участок девственной степи почти в неприкосновенном состоянии.

Ямская Степь включена в состав заповедника “Белогорье”, находящегося на территории Белгородской области.

История организации и становления заповедника тесно связана с именем профессора Василия Васильевича Алехина. Уроженец г. Курска, известный геоботаник и флорист В.В. Алехин (1882-1946) еще, будучи студентом Московского университета, открыл для науки целину Стрелецкого, Казацкого и Ямского участков Центрального Черноземья.

В 1921 и 1924 гг. В.В.Алехин по личной инициативе обследовал растительность Курской области. Результатом его поездок явилось открытие целины Ямской Степи, а в 1935 году она вошла в состав заповедника.

На территории Ямского участка сохраняются 14 видов редких и исчезающих растений, включенных в Красную книгу СССР, реликтовых и более 100 видов других растений, от представителей далекого севера до крайнего юга.

Небольшая площадь Ямской Степи, преобладание травянистой растительности над древесной, широкое развитие зарослей степных кустарников накладывают отпечаток на животный мир этого района. С некоторыми видами животного мира мы познакомимся на уроке.

Вокруг заповедного участка создана охранная зона шириной 1 км, в которой утвержден режим ограниченной хозяйственной деятельности и ограниченного природопользования.

Учитель математики: Мы будем использовать наши математические знания и умения и одновременно знакомиться с многообразием животного мира.

Учитель биологии: Работать вы будете по группам. Капитаны команд поднимите руку! Вы наши основные помощники! Та, команда участников, которая соберет больше всего баллов, получит «5» в журнал.

Учитель математики:

1-й конкурс – разминка « Путешествие по заповеднику»

Определить каких животных можно встретить в заповеднике Ямская степь вам помогут выражения.

Самостоятельно найдите значение выражений на карточках и по ответу определите название животных. (10 животных , 8 выражений)

129 + 9,72= 138,72                                4,142 - обыкновенная лисица

0,02 – 0,0156 = 0,0044                                24,107 - заяц – русак

0,387 + (0,613 + 3,142) = 4,142                138,72 - ящерица прыткая

73,12 – (5,34 + 13,12) = 54,66                        0,0044 - слепыш

206,48 – 90,507= 115,978                        2,002 - форель

23,84 + 0,267= 24,107                                115,908 - сельдь

16,52 – ( 4,52 + 10,95) = 1,05                        54,66- сурок – байбака

4,25 – ( 0,98 + 1,25) = 2,02                        1,05 – хорь

                                                        115,978 – европейская косуля

                                                        2,02 – куница

Учитель биологии:

2-й конкурс « Загадочные цифры»

Что означают эти цифры?

(Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает, за быстрый и правильный ответ команда получает 1 балл)

  1. 1 позвонок (шейный отдел земноводных);
  1. 1 круг (кровообращение рыб);
  2. 42 градуса (температура птиц);
  1. 3 камерное (сердце земноводных и пресмыкающихся);
  1. 730 раз в минуту (сокращение сердца снегиря)
  1.  4 камерное (сердце птиц и млекопитающих)

Учитель математики: 3-й конкурс « Отгадай!»

Решение примеров на применение формул сокращенного умножения (горностай)

Горностай – небольшой зверёк типичного куньего облика с длинным телом на коротких ногах, длинной шеей и треугольной головой с небольшими округлыми ушами. Длина тела самца – 17 – 38 см (самки примерно вдвое меньше), длина хвоста составляет около 35 % от длины тела – 6 – 12 см; масса тела – от 70 до 260 г. Этот зверёк является самым настоящим хищником. Основную его добычу составляют грызуны: полёвки, пищухи, хомяки, бурундуки. Поедает птиц и их яйца, есть ящериц и насекомых.

Окрас меха зимой и летом различается. В зимние месяцы он белый, а летом верх тела светло – бурый, а низ бледно – жёлтый. Кончик хвоста у зверька в течение всего года имеет чёрный цвет. Зимний мех густой и шелковистый, а летом грубый и редкий.

Средняя продолжительность жизни горностая – 1 – 2 года, максимальная 7 лет.

Физкультминутка

Бредут Бобры

Через боры.

Ходьба на месте.)

Бобры храбры,

Бобры к бобрятам добры.

(Руки к плечам, руки вверх, потом снова к плечам, затем в стороны и вниз.)

4 – й конкурс «Посчитай»

Учитель биологии: Бобр – самый крупный грызун в России, длиной до 1 метра, а весом до 30 кг, ведет полуводный образ жизни и обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, делает плотины длиной 5 6 м. Мало кому доводилось видеть как бобр орудует резцами, их производительность фантастична: 2 – 3 минуты и осинка толщиной с руку падает. Вдоль плотин с удивительной равномерностью расположены бобровые хатки. В 18 – 19 веке в России бобров почти перевели, истребляя их ради ценного меха и бобровой струи – целебной пахучей жидкости, которая содержится в особых мешочках возле хвоста. Но благодаря природоохранным мерам поголовье бобров удалось восстановить.

Учитель математики: Каждая команда получает карточку – задание. За каждое правильно решенное задание команда получает по 2 балла.

Карточка – задание

№п/п

Задание

Решение

Ответ

1

Бобр отличный пловец и ныряльщик. Сколько минут он может находиться под водой? Найдите абсциссу точки пересечения графиков линейных функций у =  2х + 14 и у = х  1 и узнаете ответ на этот вопрос.

5 минут

2

Найдите массу бобра и его длину, решив линейные уравнения

40,2 – (12,4 + m) = 0,8

(h – 1,04) + 0,15 = 0,3

m = 27 кг

l = 1,19 м

3

Сколько ест бобр?

Бобр в сутки съедает 2,5 кг растительной пищи. Основное лакомство – осина, лютик и ветреница. При этом, осины он съедает на 1,52 кг больше, чем ветреницы.

Сколько кг лютика потребляет бобр, если  ветреницы ему необходимо 320 г.

0,34 кг

Учитель биологии:

5-й конкурс «Темная лошадка»

Загадки:

1. Христиане раньше считали ее подобной дьяволу. А все потому, что она ловит своих жертв ночью, очень коварная, хитрая, но и умная.

2. На лапах зверя имеются чувствительные волоски, которые позволяют легко ориентироваться в пространстве и находить нужное направление.

3. Самой маленьким представителем в мире является Фенька. Животное, очень крошечное, по сравнению со своими родственниками и весит всего полтора килограмма.

4. Может произносить много различных звуков. Некоторые из них напоминают собачий лай, что иногда способствует его конспирации.

Учитель математики: А скажите мне ребята, этого достаточно, чтобы узнать о ком сегодня пойдет речь? Нет. Тогда мы попробуем нарисовать и узнаем, кто это.

Чтобы узнать, о каком животном идёт речь, изобразим его на координатной плоскости. (У доски на переносной доске работает 1 ученик.) «Нарисуем» только часть животного. Отмечаем координаты точек.

1) (- 3; 0), (- 2; 1), (3; 1), (3; 2), (5; 5), (5; 3), (6; 2), (7; 2), (7; 1,5), (5; 0), (4; 0),

(4; - 1,5), (3; - 1), (3; - 1,5), (4; - 2,5), (4,5; - 2,5), (- 4,5; - 3), (3,5; - 3), (2; - 1,5),

(2; - 1), (- 2; - 2), (- 2; - 2,5), (- 1; - 2,5), (- 1; - 3), (- 3; - 3), (- 3; - 2), (- 2; - 1),

(- 3; - 1), (- 4; - 2), (- 7; - 2), (- 8; - 1), (- 7; 0), (- 3; 0).

2) Глаз: (5; 2).

Учитель математики: Молодцы, вы догадались, речь идет о лисе. На рисунке, который вы закончите дома, изображёна «лиса».

Задача:

Взрослая лисица весит 9 кг 500 г., а ее детеныш 900 г. Кто тяжелее три таких лисенка или одна взрослая лисица? На сколько?

«Составление «Синквейна»

Для его написания существуют правила:

Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.

  • Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта.
  • Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом.
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объект.
  • В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта

Подведение итогов урока

  1. Подсчет баллов.
  2. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Интегрированный урок по теме "Растительное сообщество степи"

На уроке рассматривается  растительное сообщество с разных сторон. Географ - помогает разобраться какие абиотические факторы его сформировали, биолог - знакомит со структурными компонентами сообщ...

Технологическая карта к интегрированному уроку по теме: «Лексическое значение понятий на уроках математики и истории»

Урок разработан учителем истории высшей категории Никитиной Е.Г. и учителем математики высшей категории Сменцовской Е.А. Сетевой урок обобщения и систематизации знаний и способов действий по тема...

Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе

Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...

Разработка интегрированного урока по теме "Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина".

Исторические моменты описанные в произведениях А.С. Пушкина...

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»Цель: вспомнить и привести в систему изученное о тексте,  повторить основные сведения об изобр...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....