Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»
Цель: вспомнить и привести в систему изученное о тексте, повторить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики Есенина.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
осознание эстетической ценности и богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
Воспитание любви к родному краю, к природе.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Способность к самоконтролю и к самооценке.
Предметные:
Знать представление о тексте,о связи предложений в тексте, о типах текстов, об использовании выразительных средств языка в тексте, уметь выразительно читать поэтический текст.
Метапредметные:
Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Формировать умение работать с текстом, находить в тексте изобразительно-выразительные средства речи.
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Извлекать нужную информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_uroka_po_teme.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель МКОУ Владимировской ООШ Евсютина Н.И.
План-конспект урока по русскому языку согласно ФГОС.
Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»
Цель: вспомнить и привести в систему изученное о тексте, повторить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики Есенина.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
осознание эстетической ценности и богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
Воспитание любви к родному краю, к природе.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Способность к самоконтролю и к самооценке.
Предметные:
Знать представление о тексте,о связи предложений в тексте, о типах текстов, об использовании выразительных средств языка в тексте, уметь выразительно читать поэтический текст.
Метапредметные:
Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Формировать умение работать с текстом, находить в тексте изобразительно-выразительные средства речи.
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Извлекать нужную информацию.
Технологии: личностно-ориентированный подход, технологию проблемного обучения, приёмы технологии развития критического мышления, компьютерные технологии.
Методы обучения:
1.По источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
2.По уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний), частично-поисковый.
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся).
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.
По типу: обобщение и систематизация знаний.
По форме проведения: Интегрированный урок на основе электронной презентации.
Ход урока
1этап Организационный момент.
Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их. А сейчас повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
Наш урок пройдёт под девизом : «Чем больше знает человек, тем он сильнее».М.Горький.
На уроках литературы мы познакомились с жизнью и творчеством Сергея Александровича Есенина. Он родился в селе Константиново Рязанской губернии. И всю свою короткую жизнь он воспевал в своих стихах рязанские раздолья .Как написал Есенин в одном из своих стихотворений : «Всё равно остался я поэтом Золотой бревёнчатой избы»
Слайд№1 (портрет Есенина)
2 этап Актуализация знаний
Открыли тетради, записали дату.
Запишем предложение для синтаксического разбора.
Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.
Слайд№2 (предложение)
Можно ли записанное на доске назвать текстом? (нет) А почему?(учащиеся дают определение текста)
Слайд №3 (определение текста)
О чём мы будем говорить на этом уроке? (О тексте) А работать мы будем с прекрасными образцами поэтических текстов Сергея Александровича Есенина .
Слайд№4(тема урока) Запишем в тетради тему урока.
Как вы думаете, какая главная цель нашего урока? (вспомнить изученное о тексте, повторить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики Есенина)
Слайд№5 ( цель урока)
3 этап Учебное действие
Итак, записанное вами предложение ещё нельзя назвать текстом. Послушаем, как из восьми предложений поэт создаёт необыкновенно лиричный текст, пронизанный щемящей тоской о покинутой родине (стих. «Я покинул родимый дом…» прочитает нам Вика) Спасибо!
Слайд№6 (стих. «Я покинул родимый дом…»)
Семнадцатилетним юношей Есенин оставляет родительский дом и переезжает в Москву, но навсегда поэт сохранил светлые и волнующие воспоминания о днях, проведённых под отчим кровом. Живя в Москве, Петербурге, Есенин возвращался на родину:
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Возвращался в «низкий дом с голубыми ставнями», на знакомую деревенскую улицу.
Запишем в тетрадь строки из стихотворения Сергея Есенина и проанализируем их:
Слайд №7 (отрывок стихотворения)
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилёг ко плетню.
Держат липы в зелёных лапах
Птичий гомон и щебетню.
Записанное вами текст?
А какие типы текстов вы знаете?(дети отвечают)
Слайд №8 (типы текстов)
К какому типу вы бы отнесли записанный в тетради текст? (Хорошо)
Поэты и писатели чаще всего при описании используют специальные изобразительные средства языка: эпитеты, сравнения, олицетворение, метафора и другие, которые помогают делать речь выразительной, живой и образной.
Слайд №9 (изобразительные средства языка)
Под пером поэтов и писателей окружающие предметы оживают. У Есенина, например, «вызванивают ивы-кроткие монашки», «заря на крыше, как котёнок, моет лапкой рот», «шепчет синий ветер», «ягнёночек кудрявый-месяц гуляет в голубой траве», «крапива…качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» И мы верим поэту, потому что в его стихотворениях обретают дар речи и цветы, и травы, и деревья…
А какое изобразительное средство языка использует поэт, чтобы оживить предметы?
(ответ учащихся – олицетворение)
Слайд №10 ( определение олицетворения)
Вспомним определение олицетворения (читаю слайд)
Вернёмся к записанному тексту, найдите в нём олицетворения, подчеркните одной линией.
Какие слова вы подчеркнули?(«тихо август прилёг ко плетню…», «держат липы в зелёных лапах птичий гомон…»
В этом отрывке , рисуя словами картину родительского дома, Есенин использует и метафору. Давайте вспомним определение метафоры (Дети рассказывают определение метафоры)
Слайд №11 (определение метафоры)
Нередко в метафоре совмещается близость сопоставляемых предметов в цвете и форме.
Найдите метафору в нашем тексте, подчеркните. Какие слова вы подчеркнули? (проводов голубая солома)
А как могут связываться предложения в тексте? (дети отвечают)
Слайд №12(способы связи предложений в тексте)
Сейчас мы это понаблюдаем
Вика прочитает выразительно стих Есенина из цикла персидские мотивы «Шаганэ ты моя, Шагане!», и мы посмотрим какой способ связи предложений в тексте использует автор.
Слайд №13 (стих «Шагане..»)
Текст этого стихотворения есть у вас на партах. (дети отвечают – повторением слов Шаганэ ты моя, Шаганэ! и Потому что я с севера, что ли)
Повторение этих слов усиливает сердечность и эмоциональность стихотворения, грусть поэта по своей родине. Это стихотворение написано в 1924 году.
Слайд №14 (стих. «Ты запой…) А 13 сентября 1925 года поэт напишет стихотворение, посвящённое своей сестре Шуре : «Ты запой мне ту песню, что прежде…» Это лирический гимн «родимому дому», «калитке осеннего сада», «золотистым косам» берёзки под «родимым окном».
Слова этого стихотворения положены на музыку. Сейчас мы послушаем песню в исполнении Гелены Великановой. Послушайте и подумайте, как Есенину удалось достигнуть необыкновенной плавности и напевности своего стихотворения?
Слушают песню 3 мин 33сек.
Итак , посмотрите в текст и ответьте на вопрос. (дети отвечают - повтор слов) можно сделать вывод : как в песне есть припев, так и в этом стих. повторяются слова, за счёт этого и появляется плавность и напевность.
Прочитаем определение Слайд №15(определение повтора)
Итак, какие изобразительно-выразительные средства языка мы вспомнили, повторили? ( Эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, познакомились с повтором.)
4 этап Коммуникация (работа в паре)
А сейчас выполним небольшую работу в парах. (детям даётся задание) на выполнение 10 минут . Ответы детей.(всего15 мин.)
5 этап Выразительное чтение стихотворений
Вернёмся к поэзии Есенина. В устах великого поэта самый простой предмет обретает красоту и великолепие. Понаблюдаем на примере нескольких стихотворений.
«Белая берёза» -Маша.
«Топи да болота…» -Алмат
«С добрым утром!» -Люба
Все эти стихи говорят о большой любви поэта к родному краю, к своей маленькой родине.
6 этап Домашнее задание
Я верю, что каждый из вас также любит свой родной край, где вы живёте, учитесь. Он для вас самый красивый, самый родной.
А вашим домашним заданием будет творческая работа. Запишите в дневниках.
Слайд №16 (Д\ЗНаписать сочинение-миниатюру. Тема: «Мой край, задумчивый и нежный…»
А слайды, которые вы сейчас посмотрите, надеюсь , помогут вам при выполнении домашнего задания. (2 мин)
Слайды с фотографиями природы родного края(просмотр)
7 этап Рефлексия
Цель нашего урока была: повторить изученное о тексте, вспомнить основные изобразительные средства языка на примере лирики Есенина. Достигли мы этой цели?
А сейчас заполните оценочные листы и продолжите предложения :
Я узнала…
Мне понравилось…
Я открыл для себя...
Было интересно…
Кто желает озвучить свою оценку и мнение об уроке?
Оценочные листы сдать. (дежурный собирает)
На этом наш урок закончен. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Гласные в приставках пре- при-", русский язык, 6 класс
Урок знакомства с правописанием гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ- с опорой на значение этих приставок и с письменным образцом объяснения данной орфограммы, с презентацией, технологической картой....
Разработка урока по теме «Причастие как часть речи» учителя русского языка и литературы Яушевой О.В
На данном уроке учащихся знакомятся с общей характеристикой причастий, с грамматическими признаками данной части речи, формируют умения отличать причастия от прилагательных;развивают...
Презентация интегрированного урока по теме: «Цифры и числа в мире русского языка, биологии и математики».
Вычисление площади кольца....
Интегрированный урок по теме: «Цифры и числа в мире русского языка, биологии и математики».
Вычисление площади кольца....
Разработка открытого урока на тему: "Три склонения имен существительных" по русскому языку 5 класс ФГОС
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как, курс 5 класса - это повторение, то тема для них не новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соотв...
Урок по теме «Творчество Сергея Есенина»
Урок по теме «Творчество Сергея Есенина»Формы, приемы, методыФормы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре, групповая,работа с учебником, работа у доски.Методы: частично-поисковый, исс...
План-конспект урока на тему "Устаревшие слова и агнонимы в русском языке"
Обращаясь к теме изучения агнонимов в художественном тексте и указывая на их выражение в устаревшей лексике, предлагается разработанный урок по теме «Устаревшая лексика и агнонимы в русском язык...