Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Евсютина Надежда Ивановна

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»

Цель: вспомнить и привести в систему изученное о тексте,  повторить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики Есенина.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

осознание эстетической ценности и богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

Воспитание любви к родному краю, к природе.

Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Способность к самоконтролю и  к самооценке.

 Предметные:

Знать представление о тексте,о  связи предложений в тексте, о  типах текстов,  об использовании выразительных средств языка в тексте, уметь выразительно читать поэтический текст.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

Формировать умение работать с текстом, находить в тексте изобразительно-выразительные средства речи.

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

Извлекать нужную информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_uroka_po_teme.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель МКОУ Владимировской ООШ  Евсютина Н.И.

План-конспект урока по русскому языку согласно ФГОС.

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»

Цель: вспомнить и привести в систему изученное о тексте,  повторить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики Есенина.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

осознание эстетической ценности и богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

Воспитание любви к родному краю, к природе.

Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Способность к самоконтролю и  к самооценке.

 Предметные:

Знать представление о тексте,о  связи предложений в тексте, о  типах текстов,  об использовании выразительных средств языка в тексте, уметь выразительно читать поэтический текст.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

Формировать умение работать с текстом, находить в тексте изобразительно-выразительные средства речи.

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

Извлекать нужную информацию.

Технологии: личностно-ориентированный подход, технологию проблемного обучения, приёмы технологии развития критического мышления, компьютерные технологии.

Методы обучения:

1.По источнику знаний: словесный, практический, наглядный.

2.По уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний), частично-поисковый.

Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся).

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

По типу: обобщение и систематизация знаний.

По форме проведения: Интегрированный урок на основе электронной презентации.

Ход урока

1этап Организационный момент.

Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их. А сейчас повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

Наш урок пройдёт под девизом : «Чем больше знает человек, тем он сильнее».М.Горький.

       На уроках литературы мы познакомились с жизнью и творчеством Сергея Александровича Есенина. Он родился в селе Константиново Рязанской губернии. И всю свою короткую жизнь он воспевал в своих стихах рязанские раздолья .Как написал Есенин в одном из своих стихотворений : «Всё равно остался я поэтом Золотой бревёнчатой избы»

Слайд№1 (портрет Есенина)

2 этап Актуализация знаний

Открыли тетради, записали дату.

    Запишем предложение для синтаксического разбора.

Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.

Слайд№2 (предложение)

   Можно ли записанное на доске назвать текстом? (нет) А почему?(учащиеся дают определение текста)

Слайд №3 (определение текста)

  О чём мы будем говорить на этом уроке? (О тексте) А работать мы будем с прекрасными образцами поэтических текстов  Сергея Александровича Есенина .

  Слайд№4(тема урока) Запишем в тетради  тему урока.

Как вы думаете, какая главная цель нашего урока? (вспомнить изученное о тексте, повторить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики Есенина)

Слайд№5 ( цель урока)

3 этап Учебное действие

Итак, записанное вами предложение ещё нельзя назвать текстом. Послушаем, как из восьми предложений поэт создаёт необыкновенно лиричный текст, пронизанный щемящей тоской о покинутой родине (стих. «Я покинул родимый дом…» прочитает нам Вика) Спасибо!

Слайд№6 (стих. «Я покинул родимый дом…»)

Семнадцатилетним юношей Есенин оставляет родительский дом и переезжает в Москву, но навсегда поэт сохранил светлые и волнующие воспоминания о днях, проведённых под отчим кровом. Живя в Москве, Петербурге, Есенин возвращался на родину:

           Я снова здесь, в семье родной,

           Мой край, задумчивый и нежный!

Возвращался в «низкий дом с голубыми ставнями», на знакомую деревенскую улицу.

    Запишем в тетрадь строки из стихотворения Сергея Есенина и проанализируем их:

Слайд №7 (отрывок стихотворения)

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась над окном.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилёг ко плетню.

Держат липы в зелёных лапах

Птичий гомон и щебетню.

   Записанное вами текст?

А какие типы текстов вы знаете?(дети отвечают)

Слайд №8 (типы текстов)

К какому типу вы бы отнесли записанный в тетради текст? (Хорошо)

Поэты и писатели чаще всего при описании используют специальные изобразительные средства языка: эпитеты, сравнения, олицетворение, метафора и другие, которые помогают делать речь выразительной, живой и образной.

Слайд №9 (изобразительные средства языка)

Под пером поэтов и писателей окружающие предметы оживают. У Есенина, например, «вызванивают ивы-кроткие монашки», «заря на крыше, как котёнок, моет лапкой рот», «шепчет синий ветер», «ягнёночек кудрявый-месяц гуляет в голубой траве», «крапива…качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» И мы верим поэту, потому что в его стихотворениях обретают дар речи и цветы, и травы, и деревья…

А какое изобразительное средство языка использует поэт, чтобы оживить предметы?

(ответ учащихся – олицетворение)

Слайд №10 ( определение олицетворения)

Вспомним определение олицетворения (читаю слайд)

Вернёмся к записанному тексту, найдите в нём олицетворения, подчеркните одной линией.

Какие слова вы подчеркнули?(«тихо август прилёг ко плетню…», «держат липы в зелёных лапах птичий гомон…»

В этом отрывке , рисуя словами картину родительского дома, Есенин использует и метафору. Давайте вспомним определение метафоры (Дети рассказывают определение метафоры)

Слайд №11 (определение метафоры)

Нередко в метафоре совмещается близость сопоставляемых предметов в цвете и форме.

Найдите метафору в нашем тексте, подчеркните. Какие слова вы подчеркнули? (проводов голубая солома)

 А как могут связываться предложения в тексте? (дети отвечают)

Слайд №12(способы связи предложений в тексте)

Сейчас мы это понаблюдаем

Вика  прочитает выразительно стих Есенина из цикла персидские мотивы «Шаганэ ты моя, Шагане!»,  и мы посмотрим какой способ связи предложений в тексте использует автор.

Слайд №13 (стих «Шагане..»)

 Текст этого стихотворения есть  у вас на партах. (дети отвечают – повторением слов Шаганэ ты моя, Шаганэ! и Потому что я с севера, что ли)

Повторение этих слов усиливает сердечность и эмоциональность стихотворения, грусть поэта по своей родине. Это стихотворение написано в 1924 году.

Слайд №14 (стих. «Ты запой…)                                                                                                                                       А 13 сентября 1925 года поэт  напишет стихотворение, посвящённое своей сестре Шуре : «Ты запой мне ту песню, что прежде…» Это лирический гимн «родимому дому», «калитке осеннего сада», «золотистым косам» берёзки под «родимым окном».

Слова этого стихотворения положены на музыку. Сейчас мы послушаем песню в исполнении Гелены Великановой. Послушайте и подумайте, как Есенину удалось достигнуть необыкновенной плавности и напевности своего стихотворения?

Слушают песню 3 мин 33сек.

Итак , посмотрите в текст и ответьте на вопрос. (дети отвечают - повтор слов) можно сделать вывод : как в песне есть припев, так и в этом стих. повторяются слова, за счёт этого и появляется плавность и напевность.

Прочитаем определение Слайд №15(определение повтора)

Итак, какие изобразительно-выразительные средства языка мы вспомнили,  повторили?     ( Эпитет, олицетворение, метафора, сравнение,  познакомились с повтором.)

4 этап Коммуникация (работа в паре)

А сейчас выполним небольшую работу в парах. (детям даётся задание) на выполнение  10 минут . Ответы детей.(всего15 мин.)

5 этап Выразительное чтение стихотворений

Вернёмся к поэзии Есенина. В устах великого поэта самый простой предмет обретает красоту и великолепие. Понаблюдаем на примере нескольких стихотворений.

«Белая берёза» -Маша.

«Топи да болота…» -Алмат

«С добрым утром!» -Люба

Все эти стихи говорят о большой любви поэта к родному краю, к своей маленькой родине.

6 этап Домашнее задание

Я  верю, что каждый из вас также любит свой родной край, где вы  живёте, учитесь.  Он для вас самый красивый, самый родной.

А вашим домашним заданием будет творческая работа. Запишите в дневниках.

Слайд №16 (Д\ЗНаписать сочинение-миниатюру. Тема: «Мой край, задумчивый и нежный…»

А слайды, которые вы сейчас посмотрите, надеюсь , помогут вам при выполнении домашнего задания. (2 мин)

Слайды с фотографиями природы родного края(просмотр)

7 этап Рефлексия

Цель нашего урока была: повторить изученное о тексте, вспомнить основные изобразительные средства языка на примере лирики Есенина. Достигли мы этой цели?

А сейчас заполните оценочные листы и продолжите предложения :

Я узнала…

Мне понравилось…

Я открыл для себя...

Было интересно…

Кто желает озвучить свою оценку и мнение об уроке?

Оценочные листы сдать. (дежурный собирает)

На этом наш урок закончен. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Гласные в приставках пре- при-", русский язык, 6 класс

Урок знакомства с правописанием гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ- с опорой на значение этих приставок и с письменным образцом объяснения данной орфограммы, с презентацией, технологической картой....

Разработка урока по теме «Причастие как часть речи» учителя русского языка и литературы Яушевой О.В

На данном уроке учащихся знакомятся с общей характеристикой причастий, с грамматическими признаками данной части речи, формируют умения отличать причастия от  прилагательных;развивают...

Разработка открытого урока на тему: "Три склонения имен существительных" по русскому языку 5 класс ФГОС

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как, курс 5 класса - это повторение, то тема для них не новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соотв...

Урок по теме «Творчество Сергея Есенина»

Урок по теме «Творчество Сергея Есенина»Формы, приемы, методыФормы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре, групповая,работа с учебником, работа у доски.Методы: частично-поисковый, исс...

План-конспект урока на тему "Устаревшие слова и агнонимы в русском языке"

Обращаясь к теме изучения агнонимов в художественном тексте и указывая на их выражение в устаревшей лексике, предлагается разработанный урок по теме «Устаревшая лексика и агнонимы в русском язык...