Интегрированный урок по теме "Растительное сообщество степи"
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме
На уроке рассматривается растительное сообщество с разных сторон. Географ - помогает разобраться какие абиотические факторы его сформировали, биолог - знакомит со структурными компонентами сообщества, а литератор, с помощью художественных произведений, обратит внимание на красоту окружающей нас природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_rastitelnoe_soobshchestvo_step_1.doc | 52 КБ |
predstavlyaem_rasteniya_stepi.ppsx | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Растительное сообщество степи»
Цель: изучить сообщества, как один из уровней организации живой материи, на примере степного растительного сообщества.
Задачи:
- Познакомить с многообразием видового состава степного сообщества и особенностями строения растений этой экологической группы .
- Продолжить развитие логического мышления, умения находить взаимосвязи отдельных компонентов природы между собой.
- Формировать умение самостоятельной работы с картой
- Показать эстетическое значение природы, ее роль как источника вдохновения для различных видов творчества.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, атласы Ростовской области, атласы России для 8 класса, репродукции картин, фотографии, фонограмма песни.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
Урок начинается с первых строк песни «Степь да степь кругом»
Вступительное слово учителя биологии:
Тема урока «Степное растительное сообщество»
Вопросы ученикам по теме урока:
Как вы думаете, какое слово является главным в названии темы? (сообщество) Встречалось ли оно вам раньше? Объясните, как вы его понимаете? ( подвести учеников к определению сообщества можно через разбор значения составляющих сложного слова со - общество)
Сообщество – совокупность живых организмов, обитающих на определенной территории, тесно взаимосвязанных между собой и условиями окружающей среды. (Определение записать в тетрадь).
Почему мы сегодня изучать будем именно степное сообщество?
Теперь давайте подумаем и скажем: что же сегодня мы должны узнать?
Какие растения растут или должны расти у нас, и с чем это связано?
Поможет нам в этом учитель географии, а учитель литературы покажет нашу степь глазами известных писателей и поэтов, насколько она гармонична и прекрасна.
Прежде чем приступать к работе наш большой вопрос надо разделить на отдельные вопросы (постараться, что бы это сделали сами дети)
Какие растения у нас растут?
Какие растения могут расти в нашей местности?
Какие условия в нашей местности для роста растений?
Какие факторы будут влиять на рост и развитие растений?
Как вы думаете, в какой последовательности мы будем отвечать на вопросы
Начинаем нашу работу
- Какие факторы будут влиять на рост и развитие растений?
- Какие условия в нашей местности для роста растений?
- Какие растения могут расти в нашей местности?
- Какие растения у нас растут?
- Какие факторы среды будут влиять на рост и развитие растений?
Фронтальная беседа с учениками учителя биологии. В ходе беседы условия необходимые для роста растений записываются на доске и в тетрадь в столбик.
Свет
Влага
Тепло
Почва
2.Какие условия в нашей местности для роста растений?
Учащиеся работают с учителем географии по атласу Ростовской области или России (климатической, испаряемости, почвенной и др.) и выясняют, какими показателями характеризуются условия роста растений в нашей местности. Полученные данные записывают в тетрадь.
Свет – количество солнечных дней в году
Влага – количество осадков по сезонам года, испарение, коэффициент увлажнения.
Тепло - средние температуры лета и зимы
Почва – вид почвы
Делается вывод о том, что условия для роста растений хорошие, только влаги много в основном осенью, зимой и ранней весной, а летом ее недостаточно. Этот фактор и влияет на формирование у нас растительного сообщества степей.
3. Какие растения могли бы у нас расти?
Учитель литературы читает отрывок из романа М. Шолохова «Тихий Дон»:
«Травы от корня зеленели густо и темно, вершинки просвечивали на солнце, отливали медянкой. Лохматился невызревший султанистый ковыль, круговинами шла по нему вихрастая имурка, пырей жадно стремился к солнцу, вытягивая обзерненную головку. Местами слепо и цепко прижимался к земле низкорослый железняк, изредко промереженный шалфеем, и вновь половодьем расстилался взявший засилие ковыль, сменяясь разноцветьем: овсюгом, желтой сурепкой, молочаем, чингиской – травой суровой, однолюбой, вытеснявшей с занятой площади все остальные травы».
Слово учителя биологии: мы посмотрели на степь глазами непревзойденного мастера прозы, нашего земляка Михаила Шолохова, а теперь будем смотреть глазами биолога. Хочу представить вам небольшой электронный атлас степных растений, который сделал ваш одноклассник.
Просмотр презентации «Видовой состав растительности степей»
При работе с презентацией учащиеся знакомятся не только типичными степными растениями, но и с особенностями их строения, связанными с условиями среды.
- Какие растения растут у нас сейчас?
Теперь давайте оглянемся вокруг. Какие из перечисленных только что растений мы можем увидеть сейчас? Как вы думаете почему многие растения теперь можно встретить очень редко, да и то в определенных местах? (земли распахиваются и исчезают местообитания этих растений. Сохранившиеся степи занимают 16,6 % – 17,3 % от общей площади области. До распашки они покрывали около 90 % всей территории.) Остались только самые стойкие, которые смогли приспособиться изменившимся условиям.
«…дождя не было, и пашни густо зарастали сильными живучими и неприхотливыми сорняками. … кинет человек семена и ждет какая выйдет. А оно и выходит рядом с пашеничкой и пырей, и осот, и молочай, и всякая другая сволочная трава.» (М. Шолохов «Поднятая целина»)
У нас появилась еще и древесная растительность. Деревья высаживали специально, что бы защитить почву от ветровой эрозии начиная с 19 века.
Как вы думаете, а почему деревья не росли здесь сами?
Для прорастания семян многих древесных пород влага необходима летом. А у нас, в Приазовье и нижнем Дону, именно летом осадков меньше всего.
В настоящее время мы с вами живем среди культурных ландшафтов, которые созданы искусственно, руками человека. И только некоторые детали напоминают о том, что здесь когда-то была степь.
Если вам когда-нибудь доведется побывать там, где земля сохранилась нетронутой, вы увидите то, что всегда вдохновляло художников, поэтов и писателей. Вы увидите настоящую степь! Она многолика, ее облик меняется не только от сезона к сезону, но и несколько раз за сезон. Иногда достаточно маленького дождика, что бы серо – коричневый пейзаж стал изумрудно – зеленым. А тот безграничный простор, который вас окружает в степи, а степные ароматы ….. о ней можно говорить бесконечно. Недаром Антон Павлович Чехов писал: « И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудится торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому ненужные, и сквозь радостный гул слышится ее тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!
Посмотрите на те картины, которые у нас представлены на выставке в них чувствуется то же трепетное отношение к степи, то же чувство любви к своему родному краю.
Будет очень обидно, если эта красота исчезнет с лица Земли. Для того, чтобы этого не случилось в нашей области создан биосферный заповедник международного значения «Ростовский» в окрестностях оз. Маныч-Гудило и множество заказников. Давайте посмотрим на карту в атласе Ростовской области «Особо охраняемые территории» стр.12.
Закончить хочется стихотворением
Рассветная степная сторона.
Любой росток – певучая струна.
Звенят пушица, мятлик, столбунцы
Соцветия у хмеля – бубенцы.
И слышу я, как над землей звенит
Вселенской цветомузыкой зенит.
Струной натянут солнца яркий луч.
Я радуюсь тому, как мир певуч. ( Анатолий Лукьянов)
Домашнее задание: пар. 56, творческий проект «Степь» (стихи, минисочинения, рисунки, газеты, фотографии и т.д.)
Если останется время для закрепления можно использовать игру «Угадай растение» названия растений можно написать на доске: ковыль, полынь, сурепка, пырей, вьюнок. Ученики распределяют растения между загадками.
Седой старинный житель степей, а не старец.
Пышный, на ветру лохматится, а не парик.
Кто догадался, ведь это _____________
Не перец, а горчит.
Не лекарство, а лечит.
Не виноград, а в изготовлении вина используют.
Не богатырь, а большой силой обладает.
Много не съешь, а аппетит добавляет.
В знойной степи запах других растений забивает.
____________________________
Не пшеница, а хлеб пекут
Не хмель, а пиво варят.
Не ветеринар, а кошек и собак лечит.
Не огонь, а поля «поджигает».
За что люди этот злак «огнем ползучим» называют.
_______________
Не репка, а дергают.
Не корешок, а едят.
Не выводить, все поле зажелтит.
А разводить, с маслом быть.
_________________
Заросли березки, а не роща.
Материалы, используемые для подготовки урока:
- В. В. Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.», М. «Дрофа» 2006г. 272 стр.
- Л. Г. Степаненко «Ростовская область. Растительное убранство», Ростов-на-Дону, ООО «Багир» 2002 г. 248 стр.
- А. Лукьянов «Береста», Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство, 1980 г.,64 стр.
- Атлас Ростовской области, М. , ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004 г., 32 стр.
- Т. М. Буркина «Растительный мир Донского края», Ростов-на-Дону, ООО « Терра Принт», 2008 г. 160 стр.
- Красная книга Ростовской области
- http://nature.donrise.ru/steppes/tabid/269/Default.aspx
- http://profaza.ru/?p=1157
- http://salato.narod.ru/images/wildflowers/035.htm
- http://sotnikov.MoiFoto.ru/macro/f654751
- http://rostravy.ru/1/step.php
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для степной зоны характерно безлесье. Господствующий тип растительности этой зоны — многолетние травянистые злаки и разнотравье
Растения степей обладают различными приспособлениями, позволяющими им хорошо переносить недостаток влаги.
Многие растения развиваются весной, когда почва достаточно увлажнена, а к началу засухи уже успевают отцвести и отплодоносить , и до следующей весны покоятся под землей в виде луковиц, корневищ, клубней и т. д.
Горицвет ( Желтоцвет) весенний Занесен в красную книгу Ростовской области
Пион узколистный, или воронец Занесен в красную книгу Ростовской области. Изредка встречается на всей территории
Тюльпан Биберштейна Занесен в красную книгу Ростовской области
Однолетники в степях немногочисленны и распространены преимущественно в южной части зоны. Большинство из них, подобно растениям предыдущей группы, вегетирует и цветет лишь весной, причем только в особо благоприятные, влажные годы; в сухие годы семена их не прорастают вовсе.
Мак самосейка
Листья ковылей и других степных злаков очень узкие, обычно не шире 1,5-2мм, и к тому же в сухую погоду складываются вдоль, благодаря чему их испаряющая поверхность становится еще меньше.
Ковыли В красную книгу Ростовской области занесены : к овыль днепровский ковыль Залесского, ковыль красивейший, ковыль опушеннолистный , к овыль перистый , ковыль узколистный, ковыль украинский
У некоторых степных растений на поверхности отлагается слой воска или другого водонепроницаемого вещества, выделяемого кожицей. В этом случае поверхность растения становится гладкой, блестящей и приобретает сизый оттенок
Синеголовник приморский Занесен в красную книгу Ростовской области. Ареал распространения побережье Таганрогского залива
Кермек Г мелина
У другой группы степных растений листья опушены или покрыты мертвыми клетками, что придает им сизый оттенок. Такое приспособление защищает от излишней освещенности и перегрева.
Татарник колючий
Занесена в красную книгу Ростовской области Гвоздика растопыренная
Шалфей сухостепной (Васильки)
Уменьшение листовой поверхности (по сравнению с растениями более влажных местообитаний) в той или иной мере свойственно большинству степных растений.
Полынь беловойлочная Занесена в красную книгу Ростовской области
Чабрец известколюбивый Занесен в красную книгу Ростовской области
Некоторые степные растения избегают перегрева, размещая свои листья вертикально, ребром к солнцу,
Касатик ненастоящий Занесен в красную книгу Ростовской области
Занесен в красную книгу Ростовской области Касатик карликовый, или кочеток
Однако есть среди них и такие, стебли и листья которых не обнаруживают признаков засухоустойчивости. Это растения с особо мощными, глубокими корневыми системами, не нуждающиеся поэтому в специальных приспособлениях, ограничивающих испарение.
Бобовник, или степной миндаль
Цикорий обыкновенный
Подорожник большой конец
Ковыль опушеннолистный Ковыль перистый Ковыль украинский
Ковыль Залесского Ковыль красивейший Ковыль днепровский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"
Интегрированный урок по литературе и географии в 7 классе....
Презентация к уроку "Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"
Презентация к интегрированному уроку по литературе и географии в 7 классе...
Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».
Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения. 2. Показать образную роль однородных членов в расска...
Интегрированный урок по биологии и изобразительному искусству Тема: « Растительные сообщества средней полосы России»
Интегрированный урок по биологии и изобразительному искусству, который формирует у учащихся представления о жизни растений, знакомит с творчеством художников, учит сравнивать растения и изображат...
Разработка интегрированного урока биологии и географии по теме "История формирования сообществ живых организмов. Биогеография. Основные биомы суши" для 11 класса
Вид урока – комбинированный, с применением ИКТ.Программа: Захаров В.Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Профильный уровень. В сборнике программ для образова...
Интегрированный урок по теме: «Зооматематический калейдоскоп заповедник Ямская степь»
Образовательные задачи:1. Систематизировать и обобщить знания учащихся о многообразии животного мира; выявить качество усвоения учебного материала.2. Ос...
«Два градуса любви и красоты…» Интегрированный урок литературы и географии по очерку И.С. Тургенева «Лес и степь»
Тематическая и проблемная связь существует между географией родного края и литературой, т.е. с теми дисциплинами, которые отражают наиболее специфические стороны духовной культуры народа. Чтобы изучит...