Интегрированный урок по теме "Растительное сообщество степи"
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Мехова Ольга Александровна

На уроке рассматривается  растительное сообщество с разных сторон. Географ - помогает разобраться какие абиотические факторы его сформировали, биолог - знакомит со структурными компонентами сообщества, а литератор, с помощью художественных произведений, обратит внимание на красоту окружающей нас природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Растительное сообщество степи»

Цель: изучить сообщества, как один из уровней организации живой материи,  на примере  степного растительного сообщества.

Задачи:

  1. Познакомить с  многообразием видового  состава степного сообщества и особенностями строения растений этой экологической группы .
  2. Продолжить развитие логического мышления, умения находить взаимосвязи отдельных компонентов природы между собой.
  3. Формировать умение самостоятельной работы с картой
  4. Показать эстетическое значение природы, ее роль как источника  вдохновения  для различных видов творчества.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, атласы Ростовской области, атласы России для 8 класса, репродукции картин, фотографии, фонограмма песни.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

Урок начинается с первых строк песни «Степь да степь кругом»

Вступительное слово учителя биологии:

 Тема урока «Степное растительное сообщество»

Вопросы ученикам по теме урока:

Как вы думаете, какое слово является главным в названии темы? (сообщество) Встречалось ли оно вам раньше? Объясните, как вы его понимаете?  ( подвести учеников к определению сообщества можно через разбор значения составляющих сложного слова  со - общество)

Сообщество – совокупность живых организмов, обитающих на определенной территории, тесно взаимосвязанных между собой и условиями окружающей среды. (Определение записать в тетрадь).

Почему мы сегодня изучать будем именно степное сообщество?

Теперь давайте подумаем и скажем: что же сегодня мы должны узнать?

Какие растения растут или должны расти у нас, и с чем это связано?

Поможет нам в этом учитель географии, а учитель литературы покажет нашу степь глазами известных писателей и поэтов, насколько она гармонична и прекрасна.

Прежде чем приступать к работе наш большой вопрос надо разделить на  отдельные вопросы (постараться, что бы это сделали сами дети)

Какие растения у нас  растут?

Какие растения могут расти в нашей местности?

Какие условия в нашей местности для роста растений?

Какие факторы будут влиять на рост и развитие растений?

Как вы думаете, в  какой последовательности мы будем отвечать на вопросы

Начинаем нашу работу

  1. Какие факторы будут влиять на рост и развитие растений?
  2. Какие условия в нашей местности для роста растений?
  3. Какие растения могут расти в нашей местности?
  4. Какие растения у нас  растут?

  1. Какие факторы среды будут влиять на рост и развитие растений?

Фронтальная беседа с учениками учителя биологии. В ходе беседы условия необходимые для роста растений записываются на доске и  в тетрадь в столбик.

Свет

Влага

Тепло

Почва

2.Какие условия в нашей местности для роста растений?

Учащиеся работают с учителем географии по атласу Ростовской области или России (климатической, испаряемости, почвенной и др.) и выясняют, какими показателями характеризуются  условия роста растений в нашей местности.  Полученные данные записывают в тетрадь.

 Свет – количество солнечных дней в году

Влага – количество осадков по сезонам года, испарение, коэффициент увлажнения.

Тепло  -  средние температуры  лета и зимы

Почва – вид почвы

Делается вывод о том, что условия для роста растений хорошие, только влаги много в основном осенью, зимой и ранней весной, а летом ее недостаточно. Этот фактор и влияет на формирование у нас растительного сообщества степей.  

3. Какие растения могли бы у нас расти?

Учитель литературы читает отрывок из романа М. Шолохова «Тихий Дон»:

«Травы от корня зеленели густо и темно, вершинки просвечивали на солнце, отливали медянкой. Лохматился невызревший  султанистый ковыль, круговинами шла по нему вихрастая имурка, пырей жадно стремился к солнцу, вытягивая обзерненную головку. Местами слепо и цепко прижимался к земле низкорослый железняк, изредко промереженный шалфеем, и вновь половодьем расстилался взявший засилие ковыль, сменяясь разноцветьем: овсюгом, желтой сурепкой, молочаем, чингиской – травой суровой, однолюбой, вытеснявшей с занятой площади все остальные травы».

Слово учителя биологии: мы посмотрели на степь глазами непревзойденного мастера прозы, нашего земляка  Михаила Шолохова, а теперь будем смотреть глазами биолога. Хочу представить вам небольшой электронный атлас степных растений, который сделал ваш одноклассник.

Просмотр презентации «Видовой состав растительности степей»

При работе с презентацией учащиеся знакомятся не только типичными степными растениями, но и с особенностями их строения, связанными с условиями среды.

  1. Какие растения растут у нас сейчас?

Теперь давайте оглянемся вокруг. Какие из перечисленных только что растений мы можем увидеть сейчас? Как вы думаете почему многие растения теперь можно встретить очень редко, да и то в определенных местах?  (земли распахиваются и исчезают местообитания этих растений. Сохранившиеся степи занимают 16,6 % – 17,3 % от общей площади области. До распашки они покрывали около 90 % всей территории.) Остались только самые стойкие, которые смогли приспособиться изменившимся условиям.

«…дождя не было, и пашни густо зарастали сильными живучими и неприхотливыми сорняками. … кинет человек семена и ждет какая выйдет. А оно и выходит рядом с пашеничкой и пырей, и осот, и молочай, и всякая другая сволочная трава.» (М. Шолохов «Поднятая целина»)

У нас появилась еще и древесная растительность. Деревья высаживали специально, что бы защитить почву от ветровой эрозии начиная с 19 века.

Как вы думаете, а почему деревья  не росли здесь сами?

Для прорастания семян многих древесных пород влага необходима летом. А  у нас, в Приазовье и нижнем Дону, именно летом осадков меньше всего.

В настоящее время мы с вами живем среди культурных  ландшафтов, которые созданы искусственно, руками человека. И только некоторые детали напоминают о том, что здесь когда-то была степь.

Если вам когда-нибудь доведется побывать там, где земля сохранилась нетронутой, вы увидите то, что всегда вдохновляло художников, поэтов и писателей. Вы увидите настоящую степь! Она многолика, ее облик меняется не только от сезона к сезону, но и несколько раз за сезон. Иногда достаточно маленького дождика, что бы   серо – коричневый пейзаж стал изумрудно – зеленым. А тот безграничный простор, который вас окружает в степи, а степные ароматы ….. о ней можно говорить бесконечно. Недаром Антон Павлович Чехов писал:  « И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудится торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому ненужные, и сквозь радостный гул слышится ее тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!

Посмотрите на те картины, которые у нас представлены на выставке в них чувствуется то же трепетное отношение к степи, то же чувство любви к своему родному краю.

Будет очень обидно, если эта красота исчезнет с лица Земли. Для того, чтобы этого не случилось  в нашей области создан биосферный заповедник международного значения «Ростовский» в окрестностях  оз. Маныч-Гудило и множество заказников. Давайте посмотрим на карту в атласе Ростовской области «Особо охраняемые территории» стр.12.

Закончить хочется стихотворением

Рассветная степная сторона.

Любой росток – певучая струна.

Звенят пушица, мятлик, столбунцы

Соцветия у хмеля – бубенцы.

И слышу я, как над землей звенит

Вселенской цветомузыкой зенит.

Струной натянут солнца яркий луч.

Я радуюсь тому, как мир певуч. ( Анатолий Лукьянов)

Домашнее задание: пар. 56, творческий проект  «Степь» (стихи, минисочинения, рисунки, газеты, фотографии и т.д.)

Если останется время для закрепления можно использовать игру «Угадай растение» названия растений  можно написать на доске: ковыль, полынь, сурепка, пырей, вьюнок. Ученики распределяют растения между загадками.

Седой старинный житель степей, а не старец.

Пышный, на ветру лохматится, а не парик.

Кто догадался, ведь это   _____________

Не перец, а горчит.

Не лекарство, а лечит.

Не виноград, а в изготовлении вина используют.

Не богатырь, а большой силой обладает.

Много не съешь, а аппетит добавляет.

В знойной степи запах других растений забивает.

____________________________

Не пшеница, а хлеб пекут

Не хмель, а пиво варят.

Не ветеринар, а кошек и собак лечит.

Не огонь, а поля «поджигает».

За что люди этот злак «огнем ползучим» называют.

_______________

Не репка, а дергают.

Не корешок, а едят.

Не выводить, все поле зажелтит.

А разводить, с маслом быть.

_________________

Заросли березки, а не роща.


Материалы, используемые для подготовки урока:

  1. В. В. Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.», М. «Дрофа» 2006г. 272 стр.
  2. Л. Г. Степаненко «Ростовская область. Растительное убранство»,  Ростов-на-Дону, ООО «Багир»  2002 г. 248 стр.
  3. А. Лукьянов «Береста», Ростов-на-Дону,  Ростовское книжное издательство, 1980 г.,64 стр.
  4. Атлас Ростовской области,  М. , ООО  «ДИ ЭМ БИ»,  2004 г., 32 стр.
  5. Т. М. Буркина «Растительный мир Донского края», Ростов-на-Дону,  ООО « Терра Принт», 2008 г. 160 стр.
  6. Красная книга Ростовской области
  7. http://nature.donrise.ru/steppes/tabid/269/Default.aspx
  8. http://profaza.ru/?p=1157
  9. http://salato.narod.ru/images/wildflowers/035.htm
  10.   http://sotnikov.MoiFoto.ru/macro/f654751
  11. http://rostravy.ru/1/step.php


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представляем растения с тепей.

Слайд 2

Для степной зоны характерно безлесье. Господствующий тип растительности этой зоны — многолетние травянистые злаки и разнотравье

Слайд 3

Растения степей обладают различными приспособлениями, позволяющими им хорошо переносить недостаток влаги.

Слайд 4

Многие растения развиваются весной, когда почва достаточно увлажнена, а к началу засухи уже успевают отцвести и отплодоносить , и до следующей весны покоятся под землей в виде луковиц, корневищ, клубней и т. д.

Слайд 5

Горицвет ( Желтоцвет) весенний Занесен в красную книгу Ростовской области

Слайд 6

Пион узколистный, или воронец Занесен в красную книгу Ростовской области. Изредка встречается на всей территории

Слайд 7

Тюльпан Биберштейна Занесен в красную книгу Ростовской области

Слайд 8

Однолетники в степях немногочисленны и распространены преимущественно в южной части зоны. Большинство из них, подобно растениям предыдущей группы, вегетирует и цветет лишь весной, причем только в особо благоприятные, влажные годы; в сухие годы семена их не прорастают вовсе.

Слайд 9

Мак самосейка

Слайд 10

Листья ковылей и других степных злаков очень узкие, обычно не шире 1,5-2мм, и к тому же в сухую погоду складываются вдоль, благодаря чему их испаряющая поверхность становится еще меньше.

Слайд 11

Ковыли В красную книгу Ростовской области занесены : к овыль днепровский ковыль Залесского, ковыль красивейший, ковыль опушеннолистный , к овыль перистый , ковыль узколистный, ковыль украинский

Слайд 12

У некоторых степных растений на поверхности отлагается слой воска или другого водонепроницаемого вещества, выделяемого кожицей. В этом случае поверхность растения становится гладкой, блестящей и приобретает сизый оттенок

Слайд 13

Синеголовник приморский Занесен в красную книгу Ростовской области. Ареал распространения побережье Таганрогского залива

Слайд 14

Кермек Г мелина

Слайд 15

У другой группы степных растений листья опушены или покрыты мертвыми клетками, что придает им сизый оттенок. Такое приспособление защищает от излишней освещенности и перегрева.

Слайд 16

Татарник колючий

Слайд 17

Занесена в красную книгу Ростовской области Гвоздика растопыренная

Слайд 18

Шалфей сухостепной (Васильки)

Слайд 19

Уменьшение листовой поверхности (по сравнению с растениями более влажных местообитаний) в той или иной мере свойственно большинству степных растений.

Слайд 20

Полынь беловойлочная Занесена в красную книгу Ростовской области

Слайд 21

Чабрец известколюбивый Занесен в красную книгу Ростовской области

Слайд 22

Некоторые степные растения избегают перегрева, размещая свои листья вертикально, ребром к солнцу,

Слайд 23

Касатик ненастоящий Занесен в красную книгу Ростовской области

Слайд 24

Занесен в красную книгу Ростовской области Касатик карликовый, или кочеток

Слайд 25

Однако есть среди них и такие, стебли и листья которых не обнаруживают признаков засухоустойчивости. Это растения с особо мощными, глубокими корневыми системами, не нуждающиеся поэтому в специальных приспособлениях, ограничивающих испарение.

Слайд 26

Бобовник, или степной миндаль

Слайд 27

Цикорий обыкновенный

Слайд 28

Подорожник большой конец

Слайд 29

Ковыль опушеннолистный Ковыль перистый Ковыль украинский

Слайд 30

Ковыль Залесского Ковыль красивейший Ковыль днепровский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"

Интегрированный урок по литературе и географии в 7 классе....

Презентация к уроку "Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"

Презентация к интегрированному уроку по литературе и географии в 7 классе...

Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».

Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.           2. Показать образную роль однородных членов в расска...

Интегрированный урок по биологии и изобразительному искусству Тема: « Растительные сообщества средней полосы России»

Интегрированный урок по биологии и изобразительному искусству, который формирует у учащихся представления о жизни растений, знакомит с творчеством художников, учит сравнивать растения и изображат...

Разработка интегрированного урока биологии и географии по теме "История формирования сообществ живых организмов. Биогеография. Основные биомы суши" для 11 класса

Вид урока – комбинированный, с применением ИКТ.Программа: Захаров В.Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Профильный уровень. В сборнике программ для образова...

Интегрированный урок по теме: «Зооматематический калейдоскоп заповедник Ямская степь»

Образовательные задачи:1.     Систематизировать и обобщить знания учащихся о многообразии животного мира; выявить качество усвоения учебного материала.2.     Ос...

«Два градуса любви и красоты…» Интегрированный урок литературы и географии по очерку И.С. Тургенева «Лес и степь»

Тематическая и проблемная связь существует между географией родного края и литературой, т.е. с теми дисциплинами, которые отражают наиболее специфические стороны духовной культуры народа. Чтобы изучит...