«Аналитическое решение задач с параметрами»
план-конспект урока по алгебре на тему
На любых испытаниях и во время учебного процесса наибольшую
сложность вызывают задачи с параметрами. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, этой теме очень мало времени уделяется школьной программой. А вторая (основная) причина заключается в том, что это наиболее трудная тема как в логическом, так и техническом плане.
Трудность в работе с задачами, содержащими параметр, заключается в большом разнообразии применяемых методов, необходимости особой аккуратности при решении и записи ответа: надо исследовать все допустимые значения параметра и для каждого из значений параметра ответить на вопрос задачи. Решения задач как бы ветвятся в зависимости от значения параметра.
В задачах с параметром, кроме неизвестных величин, используются величины, численные значения которых не указаны конкретно, но считаются известными и удовлетворяющими каким-либо условиям. Например, значения параметра могут быть целыми, положительными и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskoe_reshenie_zadach_s_parametrami.doc | 308 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Алагир Алагирского района
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока
по алгебре и началам анализа 11 класс
Тема урока:
«Аналитическое решение задач с параметрами»
Разработала: учитель математики
Дзбоева Т.Б.
РСО-Алания г.Алагир
2013 г.
На любых испытаниях и во время учебного процесса наибольшую
сложность вызывают задачи с параметрами. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, этой теме очень мало времени уделяется школьной программой. А вторая (основная) причина заключается в том, что это наиболее трудная тема как в логическом, так и техническом плане.
Трудность в работе с задачами, содержащими параметр, заключается в большом разнообразии применяемых методов, необходимости особой аккуратности при решении и записи ответа: надо исследовать все допустимые значения параметра и для каждого из значений параметра ответить на вопрос задачи. Решения задач как бы ветвятся в зависимости от значения параметра.
В задачах с параметром, кроме неизвестных величин, используются величины, численные значения которых не указаны конкретно, но считаются известными и удовлетворяющими каким-либо условиям. Например, значения параметра могут быть целыми, положительными и т.д.
1
Тема урока:
Аналитические решения основных типов задач с параметрами ( 2 урока).
Цели урока
1.систематизировать знания о параметрах;
2. развивать умение действовать самостоятельно;
3. учить строить графики функций с параметрами.
План урока
1.параметр в школьной математике;
2.решение основных типов задач;
3.параметр и поиск решений уравнений и неравенств.
Ход урока
- С параметрами встречаются при введении некоторых понятий.
а) например y=kx, где х и у переменные, k - параметр, k0
б) линейная функция: y=kx+в, где х и у переменные к,в - параметры,
в) квадратное уравнение где х переменная ; а в и с параметры a0.
К задачам с параметрами можно отнести поиск решения линейных и квадратных уравнений в общем виде, исследование количества их корней в зависимости от значений параметров.
2. Решение основных типов задач.
Решить уравнение:
- (а2-1)х=а+1
Решение.
1). а=1; тогда 0·х = 2, решений нет.
2). а=-1; 0·х=0 х - любое.
3). имеем
Ответ: Если а = -1, то х- любое;
Если а =1, то нет решений;
Если а = ±1, то
2
II. |x2-1 |+|а(х-1) |=0.
Решение.
Это уравнение равносильно системе
Имеем
I. При второе уравнение системы, а значит, и сама система, имеет единственное решение х=1.
II. Если а=0 то из второго уравнения получаем х – любое.
И в этом случае система имеет два решения х1=1, х2 = -1.
Ответ: Если то ;
Если то
Решить неравенство: |x+3|> -a2
I. При правая часть неравенства отрицательная, значит х - любое;
II. если а=0 то исходному неравенству удовлетворяют все действительные числа, кроме х=-3.
Ответ: если то х- любое;
если а=0 то х< -3 и х > -3.
III. Для всех допустимых значений параметра а решить неравенство.
Решение
Найдем ОДЗ параметра а:
Данное неравенство равносильно системе неравенств.
Если то решения исходного уравнения заполняют отрезок
Ответ: и
3
Графики построены с использованием НИТ – компьютера в электронных таблицах Ехсеl.
I. Решить уравнение
(1)
Решение
Поскольку x = 0 не является корнем уравнения, то можно разрешить уравнение относительно а:
или
График функции две “ склеенных” гиперболы. Количество решений исходного уравнения определяется количеством точек пересечения построенной линии и прямой у =а.
х | У |
-2 | |
-1 | 0 |
-1 | |
3 | |
1 | 2 |
2 | 1,5 |
3 | 1 |
х | У |
-2 | |
-3 | 0 |
-4 | - |
-5 | - |
а) б)
Если а то прямая у = а пересекает график уравнения (1) в двух точках. Абсциссы этих точек можно найти из уравнений
и получаем
4
и .
Если а то прямая у = а не пересекает график уравнения (1), следовательно решений нет.
Ответ:
Если а , то
Если а то
Если а то решений нет.
II.Решить уравнение
параметр.
Решение.
1. При любом а :
2. Если то
Если , то
3. Строим график функции выделяем ту его часть, которая соответствует строим график функции и выделяем ту его часть которая соответствует
4. По графику определяем, при каких значениях а уравнение (5) имеет решение и при каких - не имеет решения.
1. 2.
5
2 | -1 | 2 | |||||||
- | 3 | -1,5 | 5 | ||||||
-1 | -2,5 | -7 | |||||||
1 | 0 | -3 | -4 | ||||||
2 | -5 | -2 | |||||||
3 | -4 | -2,5 |
6
1. 2.
Ответ:
Если то
Если то
Если то решений нет;
Если то ;
Если то
3. Решить уравнение
Решение.
Использовав равенство
заданное уравнение перепишем в виде
Это уравнение равносильно системе
7
Уравнение перепишем в виде
(*)
Последнее уравнение проще решить используя геометрические соображения. Построим графики функций и
Из графика следует, что при графики не пересекаются и, следовательно, уравнение не имеет решений.
Если и при графики функций совпадают и, следовательно, все значения являются решениями уравнения (*).
При то есть графики пересекаются в одной точке, абсцисса которой
Таким образом, при уравнение (*) имеет единственное решение
исследуем теперь, при каких значениях а найденные решения уравнения (*) будут удовлетворять условиям
пусть а =3, тогда при система примет вид
Её решением будет промежуток
Учитывая, что можно заключить, что при исходному уравнению удовлетворяют все значения х из промежутка
Рассмотрим случай когда . Система неравенств примет вид
8
Решив эту систему найдем а Но поэтому при а исходное уравнение имеет единственное решение
Ответ:
Если а то решений нет;
Если а = 3, то
Если а то
Если а то решений нет
Домашнее задание
Решить уравнение
1.
2. При каких значениях параметра а имеет решение система
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Графический подход к решению задач с параметром и модулем
Разработка факультативного занятия для подготовки к ЕГЭ....
элективный курс по алгебра для 9 класса "Решение задач с параметром"
Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, прим...
Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс
Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс. Базовый уровень....
Программа элективного курса по алгебре и началам анализа, 11 класс. "Решение задач с параметрами"
Рабочая прграмма для проведения элективного курса в 11 классе по теме "Решение задач с параметрами"...
Параметры в задачах ЕГЭ. Функционально-графический подход к решению задач с параметром.
Внеклассная работа. Подготовка к экзамену. Проведена в форме "Математических чтений" (идея кадетского корпуса). Занятие проводится в форме обмена знаниями между учащимися. Кадеты заранее получают тему...
Аналитические методы решения задач с параметрами Составитель: Е.М .Чернова МКОУ КГ№ 1
Одними из наиболее сложных задач для учащихся в курсе математики - это задачи с параметрами, так как требуют от них умения рассуждать логически и анализировать полученные решения. С одной сторон...
Аналитический способ решения задач с параметром.
Данный материал предназначен для обучающихся 10-11 классов и содержит задания для подготовки к ЕГЭ по теме "Задание №18. Решение задач с параметром". Он направлен на совершенствование умений...