Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Элективный курс «Модуль» составлен на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Данный курс рассчитан на учащихся 9 классов, заинтересованных в более полном и глубоком изучении математики, обладающих стандартными логическими умениями и навыками: сравнения, выделения главного, умения работать с письменными текстами. Он конкретизирует содержание темы «Модуль» образовательного стандарта на профильном уровне, учитывает возрастные особенности за счет наполнения его задачами определенного уровня сложности.
Курс оказывает содействие сохранению Единого образовательного пространства и учитывает возможность логического развития учащихся; готовит к ЕГЭ. Курс выстроен с учетом возрастных особенностей восприятия учебного материала учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_spetskursu_9._klassy.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 35 г. Челябинска
Утверждаю:
Директор МАОУ ….
____________ …
« ___»______________201…г.
Платные дополнительные образовательные услуги
Рабочая программа по специальному курсу на тему
«За страницами уроков математики»
для учащихся 9 …классов
Общее количество часов: 35ч
В неделю: 1ч
Учитель: Рыцарева Светлана Александровна
Пояснительная записка к рабочей программе по специальному курсу
«За страницами уроков математики»
для учащихся 9 … классов на 201..-201.. учебный год
Рабочая программа по алгебре для 9 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего и среднего (полного) образования по математике (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на … учебный год».
- Методическое письмо ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «Математика» в … учебном году» (Министерство образования и науки Челябинской области от … (№ …).
- Приказ МОиН Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от …
- Приказ по МОУ … от … – Т «Об утверждении примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ».
- Письмо МОиН РФ от … «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана (математика)».
- Учебный план МАОУ … города Челябинска на …. учебный год.
Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.
Экзаменационная работа состоит из трёх модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входят две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» - одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне. Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях. Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются специальные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу. Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме единого государственного экзамена, предлагается специальный курс по алгебре: «Технология работы с контрольно-измерительными материалами».
Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.
Цели курса: подготовить учащихся к сдаче малого ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
- Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;
- Расширить знания по отдельным темам курса алгебры 9 класса;
- Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Основные методические особенности курса:
- Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
- Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
- Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
- Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
- Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
- Активное применение развивающих технологий: «Мозговой штурм», «Триз».
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.
Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Учебно-методический комплекс
по специальному курсу «За страницами уроков математики»
для 9 классов на … учебный год
Образовательная область | Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение | |||
Учебная программа | Учебник и учебные пособия для учащихся | Инструмент по отслеживанию результатов | Компьютерные учебные программы и среды | Методические пособия для учителя | |
Математика | Примерная программа основного общего образования по математике (Сборник нормативных документов. Математика/ сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007). |
|
| В.В. Шеломовский. Электронное сопровождение курса «Алгебра-9»/ Под ред. А.Г. Мордковича. |
|
Структура курса
Курс рассчитан на 35 занятий. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:
- Выражения и их преобразования.
- Уравнения и системы уравнений.
- Неравенства.
- Координаты и графики.
- Функции.
- Арифметическая и геометрическая пргрессии.
- Текстовые задачи.
Содержание программы
Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений
Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Тема 2. Уравнения
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробнорациональных и уравнений высших степеней).
Тема 3. Системы уравнений
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.
Тема 4. Неравенства
Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.
Тема 5. Координаты и графики
Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.
Тема 6. Функции
Функции, их свойства и графики (линейная, обратнопропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Тема 7. Арифметическая и геометрическая прогрессии
Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула пого члена. Характеристическое свойство. Сумма ппервых членов. Комбинированные задачи.
Тема 8. Текстовые задачи
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.
Тема 9. Уравнения и неравенства с модулем
Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.
Тема 10. Уравнения и неравенства с параметром
Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.
Тема 11. Обобщающее повторение
Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ (первая часть).
Распределение часов по темам
№п/п | Тема | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | Числа и выражения. Преобразование выражений | 4 ч | 2 |
2 | Уравнения | 3 ч | 1 |
3 | Системы уравнений | 3 ч | 1 |
4 | Неравенства | 3 ч | 1 |
5 | Координаты и графики | 2 ч | - |
6 | Функции | 3 ч | 1 |
7 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 2 ч | - |
8 | Текстовые задачи | 4 ч | 1 |
9 | Уравнения и неравенства с модулем | 3 ч | 1 |
10 | Уравнения и неравенства с параметром | 3 ч | 1 |
11 | Обобщающее повторение | 3 ч | 1 |
12 | Тестирование | 2 ч | 1 |
Итого | 35 ч | 11 |
Календарно-тематический план по специальному курсу
«За страницами математики»
для 9 …классов на … учебный год
№ недели | № | Тема | Количество часов | Формы проведения | Образовательный продукт | ||||||
Всего | Лекции | Практикум | |||||||||
1 (1.09-6.09) | 1 | Числа и выражения. | 1 ч. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | Мини-лекция, урок-практикум. | Актуализация вычислительных навыков. | ||||
2 (8.09-13.09) | 2 | Числа и выражения. | 1 ч. | 1 ч. | Урок-практикум, тестирование. | Актуализация вычислительных навыков. | |||||
3 (15.09-20.09) | 3 | Преобразование выражений | 1 ч. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | Мини-лекция, урок-практикум. | Актуализация вычислительных навыков. | ||||
4 (22.09-27.09) | 4 | Преобразование выражений | 1 ч. | 1 ч. | Урок-практикум, тестирование. | Актуализация вычислительных навыков. | |||||
5 (29.09-4.10) | 5 | Уравнения. | 1 ч. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | Комбинированный урок, групповая работа | Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами. | ||||
6 (6.10-11.10) | 6 | Уравнения. | 1 ч. | 1 ч. | Урок-практикум | Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами. | |||||
7 (13.10-18.10) | 7 | Уравнения. | 1 ч. | 1 ч. | Тестирование. | Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами. | |||||
8 (20.10-25.10) | 8 | Системы уравнений. | 1 ч. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | Мини-лекция, работа в парах | Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений. | ||||
9 (27.10-1.11) | 9 | Системы уравнений. | 1 ч. | 1 ч. | Урок-практикум | Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений. | |||||
10 (10.11-15.11) | 10 | Системы уравнений. | 1 ч. | 1 ч. | Тестирование. | Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений. | |||||
11 (17.11-22.11) | 11 | Неравенства. | 1 ч. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование | Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами. | ||||
12 (24.11-29.11) | 12 | Неравенства. | 1 ч. | 1 ч. | Урок-практикум | Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами. | |||||
13 (1.12-6.12) | 13 | Неравенства. | 1 ч. | 1 ч. | Тестирование. | Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами. | |||||
14 (8.12-13.12) | 14 | Координаты и графики. | 1 ч. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | Мини-лекция, лабораторная работа | Обобщение знаний о различных функциях и их графиках. | ||||
15 (15.12-20.12) | 15 | Координаты и графики. | 1 ч. | 1 ч. | Лабораторная работа | ||||||
16 (22.12-27.12) | 16 | Функции | 1 ч. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | Семинар, групповая работа | |||||
17 (12.01-17.01) | 17 | Функции | 1 ч. | 1 ч. | Урок-практикум | ||||||
18 (19.01-24.01) | 18 | Функции | 1 ч. | 1 ч. | Тестирование | ||||||
19 (26.01-31.01) | 19 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 1 ч. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | Комбинированный урок, | Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов в прогрессии. | ||||
20 (2.02-7.02) | 20 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 1 ч. | 1 ч. | Урок-практикум | Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов в прогрессии. | |||||
21 (8.02-14.02) | 21 | Текстовые задачи. | 1 ч. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | Мини-лекция, групповая работа | Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. | ||||
22 (16.02-21.02) | 22 | Текстовые задачи. | 1 ч. | 1 ч. | Урок-практикум | Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. | |||||
23 (23.02-28.02) | 23 | Текстовые задачи. | 1 ч. | 1 ч. | Урок-практикум | Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. | |||||
24 (2.03-7.03) | 24 | Текстовые задачи. | 1 ч. | 1 ч. | Тестирование | Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. | |||||
25 (9.03-14.03) | 25 | Уравнения и неравенства с модулем. | 1 ч. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | Мини-лекция, работа в парах | Овладение умениями решать уравнения и неравенства с модулями. | ||||
26 (16.03-21.03) | 26 | Уравнения и неравенства с модулем. | 1 ч. | 1 ч. | Урок-практикум | Овладение умениями решать уравнения и неравенства с модулями. | |||||
27 (30.03-4.04) | 27 | Уравнения и неравенства с модулем. | 1 ч. | 1 ч. | Тестирование | Овладение умениями решать уравнения и неравенства с модулями. | |||||
28 (6.04-11.04) | 28 | Уравнения и неравенства с параметром. | 1 ч. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | Мини-лекция, урок-практикум | Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами. | ||||
29 (13.04-18.04) | 29 | Уравнения и неравенства с параметром. | 1 ч. | 1 ч. | Урок-практикум | Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами. | |||||
30 (20.04-25.04) | 30 | Уравнения и неравенства с параметром. | 1 ч. | 1 ч. | Тестирование | Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами. | |||||
31 (27.04-2.05) | 31 | Обобщающее повторение | 1 ч. | 1 ч. | Урок-практикум | Умение ориентироваться в заданиях первой части и выполнять их за минимальное время. | |||||
32 (4.05-9.05) | 32 | Обобщающее повторение | 1 ч. | 1 ч. | Урок-практикум | Умение ориентироваться в заданиях первой части и выполнять их за минимальное время. | |||||
33 (11.05-16.05) | 33 | Обобщающее повторение | 1 ч. | 1 ч. | Зачет | Умение ориентироваться в заданиях первой части и выполнять их за минимальное время. | |||||
34 (18.05-23.05) | 34 | Тестирование | 1 ч. | 1 ч. | Тестирование | Умение работать с полным объемом теста ЕГЭ. | |||||
35 (25.05-30.05) | 35 | Тестирование | 1 ч. | 1 ч. | Тестирование | Умение работать с полным объемом теста ЕГЭ. |
Планируемые результаты обучения:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
- овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста;
- усвоят основные приемы мыслительного поиска;
- выработают умения:
- самоконтроль времени выполнения заданий;
- оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
- прикидка границ результатов;
- прием «спирального движения» (по тесту).
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме малого ЕГЭ).
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
- Алгебра. 7-9 классы. Тесты для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. – 7-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012.
Цель данного пособия — оказать практическую помощь учителям математики, которые используют эти книги в своей педагогической работе:
помощь учителю в организации текущего контроля и сориентировать его на определенный уровень обязательных результатов по теме (навыки, умения). В пособии приведены 7 тематических тестов для 8-го класса. Каждый тест представлен в четырех вариантах. Кроме того, по курсу 8-го класса включены итоговые тесты — также в четырех вариантах.
В любом тестовом задании следует выбрать правильный ответ из четырех предложенных. Коды правильных ответов даны в конце книги.
Каждый тематический тест рассчитан на 15—20 минут, итоговый — на весь урок.
- Алгебра. 9 класс. Тематические проверочные работы в новой форме/ Л.А. Александрова; под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2012.
Пособие содержит проверочные работы в новой форме по каждой теме курса алгебры для 9 класса, представленного в УМК под редакцией А.Г. Мордковича.
- Алгебра. Тесты. 9 класс. К учебнику Мордковича/ Е.М. Ключникова, И.В. Комиссарова. – М.: Мнемозина, 2012.
Книга содержит тематические тесты по 8 основным темам курса алгебры в 9 классе применительно к учебнику А.Г. Мордковича "Алгебра. 9 класс".
Цель пособия - оказание помощи учителю при организации текущего контроля знаний учащихся по алгебре.
Каждый из 8 тестов приведен в 4 вариантах. Тесты выдержаны в единой структуре: 10 заданий с выбором ответа и 5 - требующих записи ответа в виде числа или выражения. Ко всем заданиям тестов приведены ответы.
Литература для учащихся:
- Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. – М.: Илекса, 2012.
- Бобровская А.В., Чикунова О.И. Тесты по алгебре. Вариант 1. Пособие для учащихся 7-9, 11 классов. Изд. 1-е. Шадринск, 2012.
- Бобровская А.В., Чикунова О.И. Тесты по алгебре. Вариант 2. Пособие для учащихся 7-9, 11 классов. Изд. 1-е. Шадринск, 2012.
Сайты для учащихся:
- http://www.bymath.net/
- http://mathc.chat.ru/
- http://www.numbernut.com/
- http://eqworld.ipmnet.ru/indexr.htm
- http://school-collection.edu.ru/.
- http://mathege.ru:8080/or/ege/Main
- http://unimath.ru/
- http://www.math.ru/teacher/db/
- http://www.school.mipt.ru/
Литература для учителя:
- Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, Н.П. Николаев. - М.: Мнемозина, 2012г. (с углубленным изучением математики)
- Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский, П.В. Семенов. - М.: Мнемозина, 2012г. (с углубленным изучением математики)
- Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. 7-9 классы. / авт.-сост. В.Н. Студенецкая. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2012. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю./ Ростов на/Д: Легион-М, 2013 - 272 с. (ГИА-9)
Сайты для учителя:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу 9 класс
Рабочая программа, элективный курс, 9 класс...
Рабочая программа по элективному курсу 11 класс
Рабочая программа, элективный курс, 11 класс...
Рабочая программа для элективного курса 11 класс
Элективный курс по математике для 11 класса...
рабочая программа по элективному курсу 11 класс
рабочая программа по элективному курсу...
Рабочая программа для элективного курса, 9 класс
Элективные курсы, 9класс....
Рабочая программа.Математика. Элективный курс. 9 класс.
Рабочая программа.Математика. Элективный курс. 9 класс....