Урок в 5 классе Обыкновенные дроби
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Урок в 5 классе Обыкновенные дроби

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_.obyknovennye_drobi.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обыкновенные дроби.

Через математические знания,

полученные в школе лежит

 широкая дорога к огромным,

почти необозримым областям

труда и открытий.

А.Марушевич

Цели урока:

образовательные:

                                         -   ввести понятие дроби и его  

                                              содержательного смысла;                                          

                                         -   сформировать у учащихся умение

                                              читать и записывать дробь;                                            

                                        -    формировать умение осуществлять

                                              взаимоконтроль и самоконтроль,    

                                              развивать навыки реализации

                                              теоретических знаний в

                                               практической деятельности;        

развивающие:

                                         -   способствовать развитию логического

                                              мышления учащихся;

                                         -   развивать речь;

                                         -   формировать самостоятельность в

                                              мышлении;

     воспитательные:

                                         -   воспитывать чувство само- и    

                                              взаимоуважения;

                                               -   формировать познавательный интерес

                                                    к предмету и окружающему миру.

Оборудование: ноутбук, медиапроектор, экран, полоски из цветной  бумаги, жетоны (красный, синий, зеленый ),       бланки ответов.

Ход урока:

  1. Сообщение учащимся темы и девиза урока.

Нам предстоит на этом уроке сделать немало открытий.

        Представьте, что у кого-то из вас день рождения. В этот день все друзья захотят порадовать тебя своим вниманием. Кто-то, из них придет к тебе в гости. Тебе ведь хочется, чтобы им было весело? Хочется своими руками устроить для гостей настоящий праздник?

         В таком случае, тебе не обойтись без знания математики. Тебе нужно будет делить на равные части праздничный пирог, один арбуз или одну шоколадку. Умеешь ли ты это делать?

       И сегодня на уроке мы постараемся ответить на эти вопросы. Тема нашего сегодняшнего урока «Обыкновенные дроби». Ребята, вы уже немного знакомы с этой темой из начальной школы, поэтому давайте попытаемся сформулировать цели нашего урока:

  • познакомиться с понятием дроби;

  • научиться читать и записывать дроби;
  • научиться решать задачи с дробями;
  • расширить знания о дробях.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, повторим то, что изучали по теме «Доли».

  1. Устная работа.

1). У каждого из вас на столе есть полоска бумаги длиной 8 см и шириной 2 см. согните ее пополам и еще раз пополам. Разверните. На сколько долей линии сгиба разделили полоску. Закрасьте одну такую долю полоски. Как на языке математике записать какую долю полоски вы закрасили?

2). Праздник в день рождения Алисы продолжался 6 часов. Это время на рисунке изображено в виде круга. Расскажите какую часть этого времени гости танцевали, угощались и играли.  ( рисунок на слайде 3).

  1. Изучение нового материала.

Задача: Две шоколадки нужно разделить между тремя детьми поровну.    Сколько достанется каждому?

Ученик: Каждую шоколадку разделим на три равные части. Каждая часть составляет   шоколадки.  Дадим детям по две такие части. Каждый получит по две трети шоколадки.

Учитель:  Как записать ответ к задаче – две третьих?

Ученик записывает ответ к задаче в виде дроби.

Вопросы:

  1. Что показывает число внизу, под дробной чертой? Как оно называется?
  2. Дать определение знаменателя.
  3. Что показывает знаменатель дроби?

      4. Что показывает число вверху, над дробной чертой? Как оно называется? Дать определение числителя дроби.

5. Что показывает числитель дроби?

Составим опорный конспект по изученному  материалу:

а  – числитель  ( сколько взяли)

-   -  дробная черта

в -  знаменатель ( на сколько разделили)

  1. Закрепление нового материала.

1). Прочитайте дроби, назовите числитель и знаменатель, при этом помните, что числитель- количественное числительное женского рода ( одна, две, десять и т.д.), а знаменатель дроби – порядковое числительное ( седьмая, сотая ).

                         ,  ,  ,  ,  ,  ,  

2). Научившись читать дроби, а также находить их числитель и знаменатель, перейдем к выполнению заданий, предусматривающему работу с рисунком: записать закрашенную часть дробью. ( Слайд 4)

Первое задание разбираем  вместе, остальные задания ученики выполняют самостоятельно с дальнейшей проверкой.

  1. Физкультминутка

Физкультминутка выполняется под песню « Если нравится тебе, то делай так» .

3).  Как говорил венгерский математик Дьердь Пойа: « Умение решать задачи – практическое искусство, подобное плаванию или катанию на лыжах, или игре на фортепиано: научиться этому можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь». И далее на уроке мы будем заниматься практическим искусством – решать задачи,  которыми каждый  из вас сталкивается каждый день.

Задача №1

Мама купила Даше 12 метров ленты,    ленты отрезали. Сколько метров ленты осталось?

Задача № 2

При покупке в кредит покупатель заплатил 2400 рублей, что составило
  стоимости товара. Сколько стоит товар?

  1. Самостоятельная работа

1 вариант

  1. У покупателя было  30 рублей. Он истратил 17 рублей. Какую часть денег он истратил?
  1. В бензобаке машины было 16 литров бензина. За время поездки было истрачено   часть бензина. Сколько литров бензина осталось в бензобаке?
  2. Миша прочитал   книги. Сколько страниц в книге, если он прочитал 240 страниц?

                           

 

2 вариант

  1. Из 12 птиц, плавающих на озере, было 7 белых.   Какую часть всех птиц составляют белые птицы?
  2. В столовую привезли 36 литров молока. На приготовление завтрака истратили    всего молока. Сколько литров молока осталось?
  3. Лена собрала   всех орехов. Сколько всего было орехов, если она собрала 80 орехов.

Учащиеся записывают ответы в бланк ответов. Проверка с помощью слайда, после того как были сданы бланки ответов.

После самопроверки, работа с классом.

Кто правильно выполнил все задания правильно показывают   красный жетон, ошибся 1 раз – синий, 2 раза – зеленый.

Итог урока

  1. Выставление оценок за урок опираясь на итоги самостоятельной работы.

  1. Чему сегодня научились на уроке?

  1. Домашнее задание.

 Придумать и решить две задачи по теме.

  1. Дроби всякие нужны,

Дроби всякие важны

Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача

Если будешь дроби знать,

Точно смысл их понимать,

Станет легкой даже трудная задача.

На следующих уроках вы узнаете еще много нового о дробях, а мы с Вами прощаемся, всего доброго!

                                                         

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс

Обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби» 5 класс...

урок по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс

С психологической точки зрения использование компьютерных программ несет в себе огромный мотивационный потенциал. При методически правильном использовании компьютерных технологий компьютер может помоч...

урок по теме "Обыкновенные дроби", математика 5 класс

«Все мы очень разные, многообразие человеческих индивидуальностей поистине неисчерпаемо. Но все мы стремимся к успеху»,– говорил К. Ушинский. Успех рождает сильный дополнительный импульс, который соде...

Открытые уроки. 6 класс. Обыкновенные дроби

6 класс. Обыкновенные дроби....

Обобщающий урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби , смешанные числа "

Тип урока :Повторительно-обобщающий с использованием игровых технологий.Задачи урока :-закрепление изученных на прошлом уроке понятий « обыкновенная дробь, правильная и неправильная дробь, смеша...

Урок в 5 классе по теме "Повторительный урок по теме "Обыкновенные дроби"

Урок повторительно-обобщающий по теме "Обыкновенные дроби" является итоговым после изучения тем "Доли. Сравнение дробей. Правильные и направильные дроби"....