РП элективного курса по математике. 10 класс.
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
РП элективного курса по математике. 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_elektivnogo_kursa_po_matematike._10_klass.docx | 50.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика: избранные вопросы»
Аннотация элективного курса
Предлагаемый элективный курс адресован учащимся 10 и 11 классов. Главная его идея – это профильная ориентация учащихся на выбор дальнейшего пути обучения, организация систематического и системного повторения, углубления и расширения школьного курса математики, что, несомненно, будет направлено на осмысленное изучение математики, а значит и качественную подготовку выпускников. Данный курс позволит удовлетворить образовательные потребности учащихся, осваивающих как базовый уровень математики, так и профильный уровень.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа данного элективного курса ориентирована на рассмотрение избранных вопросов математики, как углубляющих школьный курс, так и значительно расширяющих рамки школьной программы. Программа дополняет и развивает школьный курс математики, а также является информационной поддержкой дальнейшего образования и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Основная идея данного элективного курса заключена в расширении и углублении знаний учащихся по некоторым разделам математики, в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, не только необходимых при сдаче выпускного экзамена, но и для некоторых школьников - необходимых для продолжения образования.
В процессе освоения содержания данного курса ученики овладевают новыми знаниями, обогащают свой жизненный опыт, получают возможность практического применения своих интеллектуальных, организаторских способностей, развивают свои коммуникативные способности, овладевают общеучебными умениями. Освоение предметного содержания курса и сам процесс изучения его становятся средствами, которые обеспечивают переход от обучения учащихся к их самообразованию.
Изучение курса предполагает обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного материала, выделение узловых вопросов курса, предназначенных для повторения, использование схем, моделей, опорных конспектов, справочников, компьютерных тестов (в том числе интерактивных), самостоятельное составление (моделирование) тестов.
Методологической основой предлагаемого курса является деятельностный подход к обучению математике. Данный подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний, способов рассуждений, доказательств. В связи с этим в процессе изучения курса учащимся предлагаются задания, стимулирующие самостоятельное открытие ими математических фактов, новых, ранее неизвестных, приемов и способов решения задач.
Развивающий и воспитательный потенциал элективного курса полностью соответствует основным идеям, заложенным в федеральных образовательных стандартах второго поколения.
Цель курса: профориентация обучающихся в выборе дальнейшего направления обучения в старшей школе: создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности, развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
Задачи курса:
- Расширение и углубление школьного курса математики.
- Актуализация, систематизация и обобщение знаний учащихся по математике.
3. Формирование у учащихся понимания роли математических знаний как инструмента, позволяющего выбрать лучший вариант действий из многих возможных.
4. Развитие интереса учащихся к изучению математики.
5. Расширение научного кругозора учащихся.
6. Обучение старшеклассников решению учебных и жизненных проблем, способам анализа информации, получаемой в разных формах.
7. Формирование понятия о математических методах при решении сложных математических задач.
Организация на занятиях элективного курса должна существенно отличаться от урочной: учащемуся необходимо давать достаточное время на размышление, приветствовать любые попытки самостоятельных рассуждений, выдвижения гипотез, способов решения задач. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, тестирование, конструирование тестов, исследовательская деятельность, работа с текстом, диспут, обзорные лекции, мини-лекции, семинары и практикумы по решению задач, предусмотрены консультации.
Методы и формы обучения определяются требованиями ФГОС, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим определены основные приоритеты методики изучения элективного курса:
- обучение через опыт и сотрудничество;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);
- личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Формы и методы контроля: тестирование, самопроверка, взаимопроверка учащимися друг друга, собеседование, письменный и устный зачет, проверочные письменные работы, наблюдение. Количество заданий в тестах по каждой теме не одинаково, они носят комплексный характер, и большая часть их призвана выявить уровень знаний и умений тестируемого.
Организация и проведение аттестации учащихся
Предусмотрено проведение промежуточных зачетов по окончанию каждого модуля, выполнение творческих заданий и итоговой зачетной работы.
При прослушивании блоков лекционного материала и проведения семинара, закрепляющего знания учащихся, предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения. Защита решений и результатов исследований проводится на выделенном для этого занятии и оценивается по пятибалльной системе или системе «зачет-незачет», в зависимости от уровня подготовленности группы.
Методические рекомендации по реализации программы
Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, в том числе сборников олимпиад, различных вариантов итоговой аттестации, открытого банка заданий единого государственного экзамена или составлены учителем.
Для более эффективной работы учащихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать медиаресурсы, организовывать самостоятельную работу учащихся с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе осуществлять консультационные процедуры через форум, чат, электронную почту.
Программа соответствует подготовке классов по математике согласно базовому общеобразовательному уровню. Учитывая психолого-психологическую характеристику 10а класса целесообразно на каждом уроке уделять внимание индивидуальной работе, работе на доске с фронтальной проверкой. Подбирать дополнительные задания высокого уровня сложности для работы на уроке и дома, используя открытый банк заданий для прохождения итоговой аттестации, а также материалы олимпиад прошлых лет. Для учащихся со слабой математической подготовкой составлять карточки для индивидуальной работы на уроке, осуществлять проверку каждой домашней работы и организовать помощь одноклассников. Отрабатывать навыки устного счета, навыки решения элементарных задач, учить выбирать наиболее рациональный способ решения задач. Добиваться аккуратного и грамотного оформления работ и заданий.
Вариант конструирования учебного плана элективного курса
Курс построен по модульному принципу. Для наполнения учебного плана элективного курса на 34 часа выбрано три модуля по 11 часов плюс итоговое занятие 1 час.
Изменения не вносились.
Элективный курс на 34 часа
№ п\п | Название модуля | Количество часов |
1 | Модуль «Числа. Преобразования» | 11 |
2 | Модуль «Уравнения, системы уравнений» | 11 |
3 | Модуль «Неравенства, системы неравенств» | 11 |
4 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ
- Модуль «Числа. Преобразования»
Делимость целых чисел. Простые и составные числа, разложение натурального числа на простые множители. Признаки делимости. Теорема о делении с остатком. Взаимно простые числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Простые числа.
Преобразования иррациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических выражений.
Сравнение действительных чисел.
- Модуль «Уравнения»
Уравнения в целых числах.
Равносильность уравнений. Уравнения вида P(x)·Q(x)=0. Уравнения вида =0. Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Нестандартные приемы решения уравнений. Использование свойств функций для решения уравнений. Различные методы решения систем уравнений.
Определение параметра. Решение уравнений, содержащих параметры. Решение систем уравнений с параметрами.
Модуль «Неравенства»
Доказательство неравенств
Различные методы решения неравенств
Алгоритм решения неравенств с переменной под знаком модуля.
Различные методы решения систем неравенств. Системы неравенств содержащих переменную под знаком модуля.
Обобщенный метод интервалов при решении неравенств.
элективного курса
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | В том числе | Формы занятий | Формы контроля | |||
лекции | практикум | |||||||
1. | Модуль «Числа. Преобразования» | 11 | 4 | 7 | ||||
1.1. | Делимость целых чисел | 4 | 1 | 3 | Мини-лекция, практикум, игра | Делимость целых чисел | ||
1.2. | Преобразования иррациональных выражений | 2 | 1 | 1 | Практикум, занятие-обсуждение | Преобразования иррациональных выражений | ||
1.3. | Преобразования показательных и логарифмических выражений | 3 | 1 | 2 | Мини-лекция, практикум, обсуждение | Преобразования показательных и логарифмических выражений | ||
1.4. | Преобразования тригонометрических выражений | 2 | 1 | 1 | Мини-лекция, практикум, консультация, | Преобразования тригонометрических выражений | ||
2. | Модуль «Уравнения, системы уравнений» | 11 | 4 | 7 | ||||
2.1. | Уравнения в целых числах | 2 | 1 | 1 | Мини-лекция, практикум | Уравнения в целых числах | ||
2.2. | Иррациональные, показательные, логарифмические уравнения | 4 | 1 | 3 | Практикум | Иррациональные, показательные, логарифмические уравнения | ||
2.3. | Системы уравнений | 2 | 1 | 1 | Практикум | Системы уравнений | ||
2.4 | Решение уравнений и систем уравнений с параметрами | 3 | 1 | 2 | Занятие-обсуждение, консультация, исследовательская работа | Решение уравнений и систем уравнений с параметрами | ||
3 | Модуль «Неравенства, системы неравенств» | 11 | 4 | 7 | ||||
3.1. | Доказательство неравенств | 2 | 1 | 1 | Мини-лекция, практикум | Доказательство неравенств | ||
3.2. | Иррациональные, показательные, логарифмические неравенства | 2 | 1 | 1 | Практикум, занятие-обсуждение | Наблюдение, самопроверка | ||
3.3. | Системы неравенств | 4 | 1 | 3 | Практикум | Наблюдение, самопроверка | ||
3.4. | Метод интервалов | 3 | 1 | 2 | Обзорная лекция, практикум, консультация, работа с бланками | Наблюдение, Тестирование, самопроверка, зачет | ||
Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Круглый стол | Наблюдение |
Пособие для учащихся
1. 2014. Математика. 3000 заданий части В с ответами. Под ред. Ященко И.В., Семёнова А.Л. и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
- Виленкин Н.Л. Алгебра и начала анализа. Учебник для 11 кл. с углублённым изучением курса математики. - М.: Просвещение, 2011.
- Высоцкий И.Р., Гущин Д.Д. и др. (под редакцией А.Л. Семенова и И.В. Ященко). ЕГЭ. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся. «Интеллект-центр), 2012.
- 2012. Математика. 3000 заданий части В с ответами. Под ред. Ященко И.В., Семёнова А.Л. и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
- ЕГЭ 2012. Математика. Задача B10. Рабочая тетрадь. Гущин Д.Д., Малышев А.В. под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. М.: МЦНМО, 2011.
- ЕГЭ 2012. Математика. Задача B12. Рабочая тетрадь. Шестаков С.А., Гущин Д.Д. под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. М.: МЦНМО, 2011.
- ЕГЭ 2012. Математика. Задача B4. Планиметрия: углы и длины. Рабочая тетрадь. Смирнов В.А. (под редакцией А.Л.Семенова и И.В.Ященко). – МЦНМО, 2011.
- Зив Б.Г. Задачи по алгебре и начала анализа. - СПб.: Мир и семья, серия Магистр, 2000. ив Б.Г. С
- Зив Б.Г. Уроки повторения.- СПб: Мир и семья, серия Магистр, 2003.
- Некрасов В.Б., Гущин Д.Д., Жигулёв Л.А.. Математика. Учебно-справочное пособие. СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2009.
- Сканави М.И. Сборник конкурсных задач по математике для поступающих в ВУЗы. – М., 1999.
- Смирнов В. А. Геометрия. Планиметрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. Семёнова А.Л., Ященко И.В.— М.: МЦНМО, 2009.
- Смирнов В.А. ЕГЭ 2010. Математика. Задача В6. Рабочая тетрадь. – М.: МЦНМО, 2010.
Интернет-источники:
Высоцкий И. Р. Вопросы и ответы. Аппеляция.
http://schoolmathematics.ru/apellyaciya-ege-voprosy-i-otvety-vysockij-i-r
2. Гущин Д.Д. Малышев А.В. ЕГЭ 2010.Математика. Задача В 10.
http://www.alleng.ru/d/math/math443.htm
3. Шестаков С.А., Гущин Д.Д. ЕГЭ 2010.Математика.
http://booki.ucoz.ru/load/abiturientu/matematika/egeh_2011_matematika_zadacha_b12_rabochaja_tetrad_shestakov_s_a_gushhin_d_d/11-1-0-104
4. Корянов А.Г.. Математика. ЕГЭ 2010. Задания типа С1-С5. Методы решения.
http://www.alleng.ru/d/math/math468.htm
5. Жафяров А.Ж.. Математика. ЕГЭ. Решение задач уровня С 3.
http://www.alleng.ru/d/math/math451.htm
6. Глазков Ю.А., Корешкова Т.А. Математика. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. 11 класс. Сборник заданий.
http://www.seklib.ru/ege-matematika/posobiy-ege/161-posobie-ege-glazkov.html
7. Кочагин В.В., Кочагина М.Н.. Математика. ЕГЭ 2010. Сборник заданий11 класс. Сборник заданий.
http://www.alleng.ru/d/math/math427.htm
9. Мордкович А.Г., Глизбург В.И., Лаврентьева Н.Ю. ЕГЭ.Математика.Полный справочник.Теория и практика.
http://4ege.ru/matematika/620-polnyj-spravochnik-po-matematike-k-egye.html
10. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. ЕГЭ.Учебно-методический комплекс 2 Математика.Подготовка к ЕГЭ".Решебник.Математика.
http://www.alleng.ru/d/math/math574.htm
11. Сергеев И.Н.ЕГЭ.Математика.Задания типа С.
http://lib.mexmat.ru/books/47044
12. Лысенко Ф.Ф. Математика.Тематические тесты.Геометрия, текстовые задачи.
http://www.alleng.ru/d/math/math450.htm
13. Власова А.П., Евсеева Н.В. Математика. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ.
http://www.ast.ru/author/195966/
14. Открытый банк задач ЕГЭ: http://mathege.ru
15. Он-лайн тесты:
http://uztest.ru/exam
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Контроль ИКТ |
Модуль «Числа. Преобразования» | 11 | |||
1 | Делимость целых чисел | 4 | 1 нед. | |
2 | Делимость целых чисел | 2 нед. | С.р. | |
3 | Делимость целых чисел | 3 нед | ||
4 | Делимость целых чисел | 4 нед | С.р. | |
5 | Преобразования иррациональных выражений | 2 | 5 нед | |
6 | Преобразования иррациональных выражений | 6 нед | Тест | |
7 | Преобразования показательных и логарифмических выражений | 3 | 7 нед | ИКТ(презентация) |
8 | Преобразования показательных и логарифмических выражений | 8 нед | Тест | |
9 | Преобразования показательных и логарифмических выражений | 9 нед | ||
10 | Преобразования тригонометрических выражений | 2 | 10 нед | ИКТ(презентация) |
11 | Преобразования тригонометрических выражений | 11 нед | С.р. | |
Модуль «Уравнения, системы уравнений» | 11 | |||
12 | Уравнения в целых числах | 2 | 12 нед | Тест |
13 | Уравнения в целых числах | 13 нед | ИКТ(презентация) | |
14 | Иррациональные, показательные, логарифмические уравнения | 4 | 14 нед | |
15 | Иррациональные, показательные, логарифмические уравнения | 15 нед | С.р. | |
16 | Иррациональные, показательные, логарифмические уравнения | 16 нед | ||
17 | Иррациональные, показательные, логарифмические уравнения | 17 нед | С.р. | |
18 | Системы уравнений | 2 | 18 нед | |
19 | Системы уравнений | 19 нед | Тест | |
20 | Решение уравнений и систем уравнений с параметрами | 3 | 20 нед | ИКТ(презентация) |
21 | Решение уравнений и систем уравнений с параметрами | 21 нед | ||
22 | Решение уравнений и систем уравнений с параметрами | 22 нед | С.р. | |
Модуль «Неравенства, системы неравенств» | 11 | |||
23 | Доказательство неравенств | 2 | 23 нед | ИКТ(презентация) |
24 | Доказательство неравенств | 24 нед | Тест | |
25 | Иррациональные, показательные, логарифмические неравенства | 2 | 25 нед | |
26 | Иррациональные, показательные, логарифмические неравенства | 26 нед | С.р. | |
27 | Системы неравенств | 4 | 27 нед | ИКТ(презентация) |
28 | Системы неравенств | 28 нед | ||
29 | Системы неравенств | 29 нед | Тест | |
30 | Системы неравенств | 30 нед | С.р. | |
31 | Метод интервалов | 3 | 31 нед | ИКТ(презентация) |
32 | Метод интервалов | 32 нед | С.р. | |
33 | Метод интервалов | 33 нед | ||
34 | Итоговое занятие | 1 | 34нед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по математике "Практикум по математике" 10 класс
Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс
Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...
Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки кГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...
Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...