урок математики по теме : "Доли. Обыкновенные дроби"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Ялунина Светлана Станиславовна

Урок "Открытия" нового знания с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_81.docx50.3 КБ
Файл urok_81.rar959.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики №  81  

Тема урока: Доли. Обыкновенные дроби.

Класс: 5

Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Цели по содержанию:

- обучающие: создать условия для осознания понятия «Обыкновенные дроби», элементов дроби, взаимосвязи с компонентами действия деления;

- развивающие: развитие аналитического мышления, основных мыслительных процессов, систематизации, обобщения,

- воспитательные: воспитывать культуру оформления записей в тетради, культуру математического мышления.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания 

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: полоски бумаги, апельсин, раздаточный материал

Учебник: «Математика» (5 класс) в 2-х частях, авторов:  С.А. Козлова, А.Г. Рубин М.: Баласс, 2011 г. (Образовательная система «Школа 2100»)

Этапы урока

Деятельность, учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Включаются в деловой ритм урока

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

Актуализация знаний и умений

        Ответы на вопросы

Вопросы учителя:

- Как  5 арбузов разделить  на 5 человек?

- Сколько арбузов  получит каждый?

- Можно ли 10 конфет поделить между 2 ребятами?

Вопросы учителя:

- Чем занят Гном?  

-На сколько частей гном распилил бревно?

После ответа учащихся щелкнуть мышью по слайду и увидим подтверждение ответа (слайд 2)

-Что вы можете сказать об этих частях?

-Гном взялся за второе такое же бревно. Какой вывод сделаем теперь? Что произошло?  

После ответа учащихся щелкнуть мышью по слайду и увидим подтверждение ответа (слайд 3)

- Итак, и гном и вы распилили два одинаковых бревна. Давайте посмотрим на его и на вашу работу. Что вы можете сказать 

После ответа учащихся щелкнуть мышью по слайду  и увидим подтверждение ответа                                                     

(слайды 4 – 5)

А как разделить один апельсин на 8 человек? (причем каждая часть должна быть равной)

Учитель достает апельсин и проговаривает

Мы делили апельсин

Много нас, а он один…

Учитель начинает резать его на равные части.

- Как называется такая часть?

- Кто из вас знает, что такое доля?

Пишется число и тема урока

   

Так как апельсин разделили на 8 равных  частей и взяли из них одну часть, то

каждый получил    

Пишут:  апельсина.        

Учителем приводится пример на понятия «дробь», «числитель» и «знаменатель» выполненный в виде презентации MS Power Point:

         

  • Кусок сыра разбит на 2 части.

  Из них каждую часть забрала мышка.

Говорят, что каждая часть составляет  (слайд 6)

  • Круг разбит на 3 части.

Говорят, что каждая часть составляет  (слайд 7)

  • Кусок сыра разбит на 4 части.

  Из них каждую часть забрала мышка.

Говорят, что каждая часть составляет  (слайд 8)

  • Апельсин разбит на 5 части.

  Говорят, что каждая часть составляет   (слайд 9)

  • Торт разбит на 9 частей.

  Говорят, что каждая часть составляет    (слайд 10)

Черту «-» называют дробной чертой. Под ней записывают число, показывающее на сколько равных долей разбито целое. Это число называют знаменателем. Над ней — число, показывающее, сколько этих долей взято. Это число называют числителем  

 Одна или несколько долей целого называется дробью.   

Читают: «эм энных» или «эм, деленное на эн»

Целеполагание и мотивация

Пилит дрова

4 части или 4 полена

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические – формулирование проблемы.

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Эти части одинаковые

Тоже распилил бревно на 4 части, но они не одинаковые, неравные )

Оба бревна распилены на 4 части. Но первое бревно распилено на 4 равные (одинаковые) части, а второе – на неравные части

Эти  части называют долями.

Равные части целого называются долями.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные

Первичная проверка понимания изученного

Записывают дроби

Один ученик выходит к доске, а другие с места диктуют придуманные самими дроби

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные :планирование учебной деятельности

Организация первичного закрепления

2 ученика у доски, остальные выполняют в тетради

Перейдите от деления к дроби:

а) 3 : 5

б) 6 : 31

в) 198 : 331

Перейдите от дроби к делению:

а)

б)

в)

Задание выполнено в виде презентации MS Power Point:

По рисунку необходимо ответить на вопрос

1) Какую часть поля вспахал трактор? (слайд 11)

2) Какую часть фонарей составляет красный фонарь? (слайд 12)

3) Какую часть шаров составляют красный и желтый шары? (слайд 13)

4) Какую часть из общего числа яиц составляет синее яйцо? (слайд 14)

5) Какую часть из общего числа конфет составляют зеленая и желтая конфеты? (слайд 15)

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Организация первичного контроля

, так как отрезок разделён на 7 равных частей и закрашена одна часть

Стр.53 №2,    №3

- Определите, какая часть фигуры закрашена?

- Какая часть фигуры не закрашена?

- Сколько седьмых долей в целом?

Задание выполнено в виде презентации MS Power Point:

Выбрать правильный ответ

- Какая часть фигуры закрашена? (слайды 16-18)

- Какую часть всех яблок положили в корзину? (слайд 19)

- Отметьте на координатном луче мигающую точку. (слайд 20)

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познават-е: Логические

Подведение итогов урока

Ответы учащихся

Учащиеся оцениваются по результатам полученных ответов и по уровню участия в решении задач.

Примерные вопросы учащихся:

  1. Какие новые понятия узнали на уроке?
  2. Что называется долей?
  3. Как иначе называют дроби?
  4. Объясните друг другу, что такое дробь

Регулятивные контроль, оценка

 Познават-е:формулирование проблемы

Информация о домашнем задании

Записи в дневнике

Учащимся дается задание нарисовать в тетради  произвольные геометрические  фигуры  и отметить на них одну вторую, одну четвертую, одну восьмую части, одну шестнадцатую части

№ 5, 6 стр 54

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Рефлексия

Если вам понятна тема, тогда  составьте и выпишите на доску любую дробь

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.



Подписи к слайдам:

Числитель
5
1
6
4
Знаменатель
5
2
7
6
Какую часть поля вспахал тракторист?
Какую часть фонарей составляет красный фонарь?
Какую часть шаров составляют красный и желтый шары?
Какую часть из общего числа яиц составляет синее яйцо?
Какую часть из общего числа конфет составляют зеленая и желтая конфеты?
Какая часть фигуры закрашена?
Какая часть фигуры закрашена?
Какая часть фигуры закрашена?
Какую часть всех яблок положили в тарелку?
0
1
Отметьте на координатном луче мигающую точку.
7
3
Подведем итоги
Я вспомнил(а)…Я научился(ась)…Особенно мне понравилось…Меня заинтересовало…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: "Деление обыкновенных дробей"

Урок математики на тему: "Деление обыкновенных дробей", для учащихся 6 классов. Поможет учащимся легко справиться с темой....

Открытый урок математики в классе "Доли. Обыкновенные дроби"

Данный урок - изучение нового материала. к уроку прилагается презентация, приложения с тестами....

Самоанализ урока математики по теме "Умножение обыкновенных дробей" (6 класс)

Самоанализ "рабочего" обобщающего урока математики в 6 классе по теме "Умножение обыкновенных дробей" с применением ИКТ....

Урок математики по теме: «Доли. Обыкновенные дроби». 5 класс

Тема: Доли. Обыкновенные дробиТип урока: урок отработки умений и рефлексии.Цели:1.           Деятельностная цель – формирование у учащихся способносте...

Конспект урока по математике по теме "Доли.Обыкновенные дроби" 5класс.

Конспект первого урока в изучении темы "Доли.Обыкновенные дроби".Цель урока: познакомить учащихся с понятием доля, дробь,научить читать дроби,применять знания на практике.Презентация поможет  пов...

Конспект урока по математике по теме "Доли.Обыкновенные дроби" 5класс.

Конспект первого урока в изучении темы "Доли.Обыкновенные дроби".Цель урока: познакомить учащихся с понятием доля, дробь,научить читать дроби,применять знания на практике.Презентация поможет  пов...

Технологическая карта урока математики по теме "Сравнение обыкновенных дробей"

технологическая карта поможет составить план урока и провести его по данной теме...