Урок математики по теме: «Доли. Обыкновенные дроби». 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Тема: Доли. Обыкновенные дроби
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Цели:
1. Деятельностная цель – формирование у учащихся способностей к рефлексии, выявление затруднений в нахождении доли от целого и целого из различных долей.
2. Содержательная цель – закрепление способа нахождения доли и дроби от целого, использование изученных алгоритмов в решении метапредметных задач.
Оборудование: проектор и интерактивная доска, карточки для задания с нотами, сигнальные карточки, листы достижений, презентация с интерактивными объектами (Приложение 1), технологическая карта урока (Приложение 3)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_moego_uroka.doc | 712.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Доли. Обыкновенные дроби
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Цели:
- Деятельностная цель – формирование у учащихся способностей к рефлексии, выявление затруднений в нахождении доли от целого и целого из различных долей.
- Содержательная цель – закрепление способа нахождения доли и дроби от целого, использование изученных алгоритмов в решении метапредметных задач.
Оборудование: проектор и интерактивная доска, карточки для задания с нотами, сигнальные карточки, листы достижений, презентация с интерактивными объектами (Приложение 1), технологическая карта урока (Приложение 3)
Ход урока:
- Этап мотивации (3 мин)
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сейчас мы посмотрим отрывок из м-ф, а вы подумайте – какая задача стоит перед героями. И какой выход вы можете предложить?
Какое знакомое вам математическое понятие поможет разделить так, чтобы никому не было обидно? (доли)
Какие у апельсина доли? (равные)
Что вы уже знаете о долях и дробях? Какие действия умеете выполнять? (часть целого)
Где нам может пригодиться умение делить целое на доли? (в математике, биологии, экологии, медицине.)
Действительно, человек встречается долями и дробями во всех сферах своей жизни, а вот какие способы и модели применяет он при решении повседневных и профессиональных задач при этом, мы попробуем сегодня узнать.
Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока? (Доли и дроби вокруг нас) слайд 1
Запишите в рабочие листы тему урока
Посмотрите, как разделили апельсин герои м\ф… слайд 2
Что вы можете сказать о них? (разделили поровну, по-дружески) Умение дружить – важное качество для человека.
Я предлагаю девиз урока: «Чтобы дружно с другом жить, надо дроби повторить» слайд 3
А чему будем учиться, какие учебные задачи поставим?
- Этап актуализации и пробного действия слайд 4 (3 мин)
- На сколько равных частей разделили апельсин? После того, как одну пятую получил еж, какая часть апельсина осталась?
- Что показывает число 5?
- Как называется число 5?
- Что показывает число 4?
- Как называется число 4?
- Задача с лентой.
Как разделить ленту 4-м девочкам на банты. Как называется эта часть?
( половина, четверть)
Какие общепринятые названия долей знаете? Где вы встречаетесь с понятием половина, четверть?
Какие доли вы еще знаете? (восьмая, сотая) слайд 5
- Справочный материал есть в ваших рабочих листах. Слайд 6
- Этап локализации индивидуальных затруднений. (3 мин) слайд 7
Любите праздновать День Рождения?
Какое угощение обычно готовят на этот праздник? (торт, пирог)
Кого приглашают на День Рождения? (друзей)
Как нужно делить пирог для друзей? (На равные части).
Я предлагаю вам модели праздничных тортов.
Какую часть пирога съели гости?
Установите соответствие между рисунком и дробью с помощью стрелочек. (1 ученик у доски, а ребята на раб листах)
Какая дробь лишняя? На сколько долей разделили бы вы пирог в этом случае? А сколько съели?
Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.
Вывод: скажите, вам пригодилось умение делить целое на доли в повседневной жизни? (доли необходимы человеку в быту)
- Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности
Ну а какой день рождения без музыки. (5 мин) слайд 8
Предлагаю стать композиторами и оценить применение долей в музыке.
Перед вами нотный стан, длительность каждого такта 4/4 = 1. Половинная доля составляет половину длительности такта, на языке математики это доля ½, четвертная – четверть, а восьмая – восьмую. У каждого на парте имеется набор таких долей, а также целое – 1 такт, представленный в виде квадрата. Работая в паре предложите свой способ сложения целого такта из половинных долей, четвертных и восьмых долей. Покажите результаты своей работы на интерактивной доске. А теперь давайте проиграем мелодию, которая получилась.(играем с помощью интерактивного фортепиано на интерактивной доске)
- Этап реализации проекта (3 мин)
Оцените свою работу.
Вывод: скажите, а для чего мы сейчас использовали доли? (для написания музыки)
Как из долей получить целое? (способом сложения)
Динамическая пауза. (под музыку) слайд 9
В начале урока мы предположили, что туристы также используют дроби. (5 мин) слайд 10
Рассмотрим задачу, которую приходится им решать.
Туристы отправились в поход. У каждого на карте отмечен маршрут, который мы изобразили координатным лучом, где точка В - конечный пункт, и ей будет соответствовать координата один – весь путь. Каждый из туристов делает привал в пункте А, проходя при этом свою часть пути. Запишите на чертеже координату точки А, она и подскажет какую часть пути преодолел каждый.
Сравните полученные координаты, что вы заметили?
Где окажутся туристы? (в одной точке)? Анимация на слияние
Чему равно значение координаты в каждом случае?
Вывод: 1/2 = 2/4=4/8.
А туристам пригодилось умение находить часть от целого?
Вывод: да
Оцените свою работу.
- Этап обобщения затруднений во внешней речи (7 мин) слайд 11
"Историки" изучают историческое происхождение дроби, слова "дробь" и дробной черты
"Экологи" отыскивают дроби в биологии, окружающей среде
"Валеологи" проверяют наличие дробей в режиме дня и рационе питания пятиклассника Какова же будет модель решения задач? Какой алгоритм следует соблюдать в решении, чтобы прийти к верному решению?
Валеолог – врач, занимающийся укреплением здоровья населения, профилактикой заболеваний, формированием здорового образа жизни.
- Прочитайте задачу.
- Вопрос задачи.
Чего не хватает? Какой вопрос к задаче вы можете предложить? (Сколько всего часов тратит пятиклассник на домашнее задание, прогулку, сон )
Анализ условия задачи.
Заполните схему решения задачи, которую могут использовать и валеологи, и математики.
Что нужно сделать, чтобы найти часть целого? (Разделить целое на знаменатель и умножить на числитель)
Вывод: для чего используют доли валеологи?
Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.
- Этап самостоятельной работы слайд 12 (6 мин)
Золото проверяют огнем, а человека – трудом.
Тест (см. Приложение 2)
Поменяйтесь листами и проверьте товарища по парте.
Посчитайте баллы и поставьте отметку за урок в ячейку ваша оценка
На доске и в листах
- Рефлексия
Помогла ли вам дружба в повторении понятия доли?
Чему вы учились на уроке вместе?
Может ли человек обойтись без умения работать с долями?
А какие вы знания о долях вы сегодня с собой унесете?
Соберите портфель знаний по теме.
- Домашнее задание (творческое задание в рабочих листах Приложение 2) 5 мин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» для 6 класса специальной (коррекционной) школы.
Данный материал может быть использован на уроках математики в 6 классе специальной (коррекционной) школы....
Самоанализ урока математики по теме "Умножение обыкновенных дробей" (6 класс)
Самоанализ "рабочего" обобщающего урока математики в 6 классе по теме "Умножение обыкновенных дробей" с применением ИКТ....
урок математики по теме : "Доли. Обыкновенные дроби"
Урок "Открытия" нового знания с презентацией....
материалы к уроку по теме "Доли и обыкновенные дроби"
Урок математики по теме "Доли и обыкновенные дроби". Материал содержит план-конспект урока с подробной детализацией каждого момента урока, презентацию к уроку, а так же самоанализ, п...
Презентация к уроку математики "Арифметические действия с обыкновенными дробями", 6 класс
Презентация к уроку математики "Арифметические действия с обыкновенными дробями", 6 класс...
урок математики: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями", 5 класс
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями по ФГОС...
УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «УМНОЖЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ» 5 КЛАСС
Тема: Умножение обыкновенных дробей. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Цели урока: Образовательная:обобщение и систематизация знаний учащихся, закрепление и совершенст...