Рабочая программа элективного курса
рабочая программа по алгебре (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса "Практикум по математике" для 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_1011_2015-16_uch.god_.docx | 47.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ММО _____________/_Муравьёва Г.А._/ ФИО Протокол № ___ | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ _____________/__Штучкина Н.И._/ ФИО «__»____________2015__г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ МБОУ _____________/Амелина В.А._/ ФИО Приказ № _____ |
Рабочая программа элективного курса
«Практикум по математике»
для 10-11 классов
»
І квалификационная категория
2015 – 2016
учебный год
«Учиться и, когда придёт время,
прикладывать усвоенное к делу –
разве это не прекрасно!»
Конфуций
Пояснительная записка
В преподавании любой дисциплины нельзя учить всех одному и тому же, в одинаковом объёме и содержании, в первую очередь, в силу разных интересов, а затем и в силу способностей, особенностей восприятия, мировоззрения. Необходимо предоставлять обучаемым возможность выбора дисциплины для более глубокого изучения.
Школьная программа по математике содержит лишь самые необходимые, максимально упрощённые знания. Практика показывает громадный разрыв между содержанием школьной программы по математике и теми требованиями, которые предъявляются абитуриентам, поступающим в средние и высшие учебные заведения.
Программа курса «Практикум по математике» предназначена для обучающихся 10-11 классов, рассчитана на 34 часа в 10 классе и 68 учебных часов в год в 10 классе. Данный курс направлен на расширение знаний обучающихся, обобщение и повторение разделов программы по математике, повышение уровня готовности обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ через решение большого класса типовых и нестандартных задач разного уровня сложности, самостоятельную работу.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ. При проверке результатов может быть использован компьютер.
Цели курса:
- расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики;
- создание условий для развития творческого потенциала при решении задач повышенной сложности;
- формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе.
Задачи курса:
- сформировать у обучающихся представление об особенностях типов заданий, использующихся на ЕГЭ;
- помочь обучающимся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
- помочь обучающимся овладеть рядом интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования.
- развить навыки самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
обучающиеся должны знать/уметь:
- знать, что такое проценты и сложные проценты, основное свойство пропорции;
- знать схему решения линейных, квадратных, дробно-рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств;
- знать различные способы решения систем уравнений;
- знать, как используются математические формулы, примеры их применения для решения математических и практических задач;
- знать методы исследования элементарных функций;
- знать, как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- знать определение параметра; примеры уравнений с параметром; основные типы задач с параметрами; основные способы решения задач с параметрами;
- уметь решать линейные, квадратные, дробно-рациональные, иррациональные, тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;
- уметь составлять алгоритмы решения типичных задач;
- уметь решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ;
- уметь использовать математические знания в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;
- уметь самостоятельно работать с таблицами и справочной литературой;
Планируемый результат:
Изучение данного курса дает обучающимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приёмы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- овладеть техникой сдачи теста и пользоваться ею на практике;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Формы работы на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере, проверочные и обучающие самостоятельные работы, обязательные, дополнительные и творческие домашние задания.
Формы контроля:
- Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
- Тематический контроль: тест.
- Итоговый контроль: итоговый тест.
Особенности курса:
- Краткость изучения материала;
- Практическая значимость;
- Нетрадиционные формы изучения материала.
Методические рекомендации по организации элективного курса:
Общая продолжительность работы по программе элективного курса «Практикум по математике» - 2 года: 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе (по 2 часа в неделю). Продолжительность одного занятия - 40 минут. Изучение элективного курса складывается из трёх частей: теоретической, практической, контроля знаний и умений обучающихся. Теоретическая часть заключается в изложении материала преподавателем по каждой изучаемой теме с приведением примеров. Практическая часть - в применении обучающимися полученных знаний при решении задач и упражнений. После каждой темы проводится дифференцированная самостоятельная работа в форме теста, в результате которой оцениваются знания и умения, учащихся по пятибалльной системе оценок. В конце каждого года обучения проводится итоговая контрольная работа. Самостоятельные и контрольные работы составляются на основе материалов разнообразных сборников, различных вариантов ЕГЭ, открытого банка заданий в Интернете. Для эффективной реализации курса необходимо использовать разнообразные формы, методы и приёмы обучения, делая особый упор на развитие самостоятельности, познавательного интереса и творческой активности учащихся.
Содержание курса:
- Выражения и их преобразования: рациональные, иррациональные, тригонометрические, логарифмические, степенные выражения
Основная цель: расширить и углубить знания и умения, связанные с тождественными преобразованиями рациональных, иррациональных, логарифмических, степенных выражений.
- Уравнения и системы уравнений
Основная цель: научить применять равносильные преобразования при решении уравнений и систем уравнений; научить применять преобразования, приводящие к уравнению-следствию с обязательной проверкой корней уравнения-следствия; научить применять переход от уравнения к равносильной системе, научить применять метод промежутков при решении уравнений с модулем, научить применять различные методы решения показательных, логарифмических, тригонометрических уравнений.
- Неравенства и системы неравенств
Основная цель: научить применять равносильные преобразования при решении неравенств и систем неравенств, научить применять метод промежутков при решении неравенств с модулем.
- Функции и их свойства
Основная цель: овладение учащимися различными методами исследования функций и построения их графиков.
- Текстовые задачи
Основная цель: овладение учащимися методами решения задач на проценты, концентрацию, смеси и сплавы, движение, работу.
- Геометрические фигуры и их свойства
Основная цель: предусматривается решение задач повышенной сложности, решение задач на комбинацию стереометрических тел, задач вступительных экзаменов.
- Производная
Основная цель: сформировать умение решать простейшие практические задачи методом дифференциального исчисления, показать практическое применение производной к исследованию функций и построению их графиков.
- Первообразная и интеграл
Основная цель: сформировать умение находить площадь криволинейной трапеции с помощью формулы Ньютона-Лейбница.
- Задания с параметром
Основная цель: расширить математические представления обучающихся о приёмах и методах решения задач с параметрами.
Календарно - тематическое планирование
10 класс Практикум по математике
№ п\п | Дата | Наименование тем курса | Примечание | |
План. | Факт. | Выражения и преобразования (10 часов) | ||
1. | Числовые выражения | |||
2. | Преобразование числовых выражений | |||
3 | Проценты. Основные задачи на проценты | |||
4. | Вычисление сложных процентов | |||
5. | Пропорции. Основное свойство пропорции | |||
6. | Решение задач на прямо и обратно пропорциональные величины | |||
7. | Решение текстовых задач на «движение» и «работу» | |||
8. | Решение олимпиадных задач | |||
9. | Преобразование иррациональных и степенных выражений | |||
10. | Преобразование иррациональных и степенных выражений | |||
Уравнения (11 часов) | ||||
11 | Общие сведения об уравнениях | |||
12 | Целые рациональные алгебраические уравнения с одной неизвестной первой степени | |||
13 | Целые рациональные алгебраические уравнения с одной неизвестной второй степени | |||
14 | Иррациональные уравнения | |||
15 | Решение иррациональных уравнений | |||
16 | Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля | |||
17 | Решение комбинированных уравнений | |||
18 | Показательные уравнения | |||
19 | Различные способы решения показательных уравнений | |||
20 | Использование нескольких приёмов при решении уравнений | |||
21 | Использование свойств и графиков функций при решении уравнений | |||
Системы уравнений (4 часов) | ||||
22 | Системы линейных уравнений с двумя и тремя переменными | |||
23 | Различные методы решения систем уравнений | |||
24 | Использование графиков при решении систем уравнений | |||
25 | Задачи на составление систем уравнений | |||
Неравенства (6 часов) | ||||
26 | Неравенства с одной переменной | |||
27 | Методы решения неравенств | |||
28 | Рациональные неравенства | |||
29 | Использование свойств и графиков функций при решении неравенств | |||
30 | Системы линейных неравенств | |||
31 | Различные способы решения систем неравенств | |||
Геометрические фигуры и их свойства. Планиметрия (2 часов) | ||||
32 | Задачи на нахождение площадей треугольников и четырёхугольников | |||
33 | Задачи на нахождение линейных величин треугольников и четырёхугольников | |||
34 | Обобщающее занятие |
Календарно - тематическое планирование
11 класс «Практикум по математике «
№ п\п | Дата | Наименование тем курса | Примечание | |
План | Факт. | Функции и их свойства(13 часов) | ||
1 | Область определения и множество значений функции | |||
2 | Свойства функции: монотонность, чётность, нечётность, периодичность | |||
3 | Свойства функций, связанные с их графиками | |||
4 | Исследование функции элементарными методами | |||
5 | Производная. Формулы и правила дифференцирования | |||
6 | Геометрический и механический смысл производной | |||
7 | Уравнение касательной к графику функции | |||
8 | Уравнение касательной к графику функции | |||
9 | Исследование функций с помощью производной | |||
10 | Нахождение точек экстремума (локального максимума и минимума) функции | |||
11 | Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции | |||
12 | Применение производной к построению графиков функций | |||
13 | Применение производной к построению графиков функций | |||
. | Выражения и преобразования (11 часов) | |||
14 | Корень степени n | |||
15 | Степень с целым показателем | |||
16 | Степень с рациональным показателем | |||
17 | Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений | |||
18 | Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений | |||
19 | Логарифмы | |||
20 | Тождественные преобразования логарифмических выражений | |||
21 | Тождественные преобразования логарифмических выражений | |||
22 | Тригонометрические формулы | |||
23 | Тождественные преобразования тригонометрических выражений | |||
24 | Тождественные преобразования тригонометрических выражений | |||
Уравнения и системы уравнений (17 часов) | ||||
25 | Иррациональные уравнения | |||
26 | Решение простейших иррациональных уравнений | |||
27 | Решение иррациональных уравнений методом введения новой переменной | |||
28 | Показательные уравнения | |||
29 | Решение показательных уравнений | |||
30 | Различные методы решения показательных уравнений | |||
31 | Логарифмические уравнения | |||
32 | Решение логарифмических уравнений | |||
33 | Различные методы решения логарифмических уравнений | |||
34 | Тригонометрические уравнения | |||
35 | Решение простейших тригонометрических уравнений | |||
36 | Различные методы решения тригонометрических уравнений | |||
37 | Комбинированные уравнения | |||
38 | Решение комбинированных уравнений | |||
39 | Системы уравнений | |||
40 | Различные способы решения систем уравнений | |||
41 | Различные способы решения систем уравнений | |||
Первообразная и интеграл (4 часа) | ||||
42 | Первообразная | |||
43 | Площадь криволинейной трапеции и интеграл | |||
44 | Вычисление площадей с помощью интеграла | |||
45 | Применение интеграла к решению практических задач | |||
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей (6 часов) | ||||
46 | Поочередный и одновременный выбор | |||
47 | Формулы числа сочетаний и перестановок. Бином Ньютона | |||
48 | Табличное и графическое представление данных | |||
49 | Числовые характеристики рядов данных | |||
50 | Вероятности событий | |||
51 | Примеры использования теории вероятностей и статистики при решении прикладных задач | |||
Геометрические фигуры и их свойства. Стереометрия (9 часов) | ||||
52 | Прямые и плоскости | |||
53 | Многогранники | |||
54 | Тела вращения | |||
55 | Задачи на нахождение линейных величин в пространстве | |||
56 | Задачи на нахождение угловых величин в пространстве | |||
57 | Задачи на нахождение площадей многогранников | |||
58 | Задачи на нахождение объёмов многогранников | |||
59 | Задачи на нахождение площадей тел вращения | |||
60 | Задачи на нахождение объёмов тел вращения | |||
Задания с параметром (7 часов) | ||||
61 | Линейные уравнения и неравенства | |||
62 | Уравнения с модулем | |||
63 | Рациональные неравенства | |||
64 | Иррациональные уравнения | |||
65 | Тригонометрические уравнения | |||
66 | Показательные уравнения и неравенства | |||
67 | Логарифмические уравнения и неравенства | |||
68 | Обобщающее занятие |
УМК
1. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами.- М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2005 г.,-328 с.
2. Ершова А.Л., Голобородько В.В.« Самостоятельные, и контрольные
работы по алгебре и началам анализа в 10-11 классах», ИЛЕКСА Москва 2008
3. ЕГЭ. Математика: Раздаточный материал тренировочных тестов/ К.С.Гусева, С.Л.Никушкина, О.И.Судавная.-СПб.: Тригон, 2009 г.
4. ЕГЭ: 2010. Математика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт.-сост:Л.О.Денищева,А.Р.Рязановский,П.В.Семенов, И.Н.Сергеев.-М.:Эксмо, 2010.
5. Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. «Тригонометрические уравнения и неравенства и методика их решения», СТАВРОПОЛЬ 2004г.
6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. Математика/авт.-сост. В.И.Ишина, В.В.Кочагин, Л.О.Денищева и др.-М.,:АСТ:Астрель, 2009.
7. Кочагин В.В., Кочагина М.Н.,«ЕГЭ 2010 МАТЕМАТИКА Репетитор» - М.: ЭКСМО 2009
8. Олехник С.Н., ПотаповМ.К., Пасиченко П.И. «Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения», ДРОФА 2003 г.
9. Шамшин М. «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по математике», ФЕНИКС 2003г.
10. Шестаков С.А. и др. Сборник задач для подготовки к проведению
итоговой аттестации за курс средней школы», АСТ «Астрель» 2004
11. Яремчук Ф.П., Руденко П.А. Алгебра и элементарные функции. - К.: Наукова думка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».
Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»
Экзамен по алгебре ГИА 9 все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена, а число...
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»
Предлагаемая программа по элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...