Технологии развивающего обучения на уроках математики в условиях ФГОС
статья по алгебре на тему
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологии развивающего обучения на уроках математики в условиях ФГОС | 35.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тальжинская ООШ»
Технологии развивающего обучения на
уроках математики в условиях ФГОС
Учитель математики
МБОУ «Тальжинская ООШ»
Любченко Л.И.
2014-2015
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. С 2013-2014 учебного года школа работает в условиях ФГОС и в основной школе.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология; технология развития критического мышления; проектная технология; технология развивающего обучения; здоровьесберегающие технологии; технология проблемного обучения; игровые технологии; модульная технология; технология мастерских; кейс – технология; технология интегрированного обучения; педагогика сотрудничества; технологии уровневой дифференциации; групповые технологии.; традиционные технологии (классно-урочная система).
Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу.
Развивающее обучение:
- учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума;
- опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности;
- расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности;
- направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.
Развитие Л.B. Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.
Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств ученика, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом. В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры. Именно когнитивные структуры развиваются с возрастом в процессе обучения, т.к. это относительно стабильные, компактные, обобщенно-смысловые представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.
Для выявления и отслеживания уровня общего развития школьника Л.B. Занков предложил следующие показатели:
- наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций;
- отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;
- практические действия - умение создать материальный объект.
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Цель:
- формировать теоретическое сознание и мышление;
- передать детям не столько знания, сколько способы умственных действий - СУДы;
- воспроизвести в учебной деятельности детей логику научного познания.
Ученые исходят из того, что развивающий характер обучения связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения - это постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи.
Особенность методики составляет целенаправленная учебная деятельность (ЦУД) - особая форма активности обучаемого, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. ЦУД не тождественна активности. В данном случае активизируется поиск обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, принципов. Организовать ЦУД - основная и наиболее сложная методическая задача преподавателя. Она решается с помощью различных методов и методических приемов: проблемного изложения, метода учебных задач, коллективных и групповых методов, новых методов оценивания результатов и др.
Проблемное изложение знаний предполагает не только сообщение обучаемым выводов науки, но по возможности проведение их по пути открытия, заставляя следить за диалектическим движением мысли к истине и делая соучастниками научного поиска.
Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию, но решение ее состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается путем выполнения определенных действий:
- принятие от преподавателя или самостоятельная постановка учебной задачи;
- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
- моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
- преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
- построение системы частных задач, решаемых общим способом;
- контроль за выполнением предыдущих действий;
- оценка усвоения общего способа как результат решения данной учебной задачи.
Решить задачу теоретически - значит решить ее не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или знаковой форме способа решения задачи. В учебной модели изображается некоторое всеобщее отношение, найденное и выделенное в процессе преобразования условий задачи, фиксирующее внутренние характеристики объекта и наблюдаемые непосредственно. Таким образом, учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа, сама являясь особым средством мыслительной деятельности человека.
Технология развивающего обучения предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика. Иными словами, оценка отражает персональное развитие учащегося, совершенство его учебной деятельности. Если учащийся работает на пределе своих возможностей, он заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого учащегося это весьма посредственный результат.
Задача преподавателя - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.
Когда действия учеников мотивированы, есть возможность применить полученные на уроках математики знания в своей бытовой или трудовой деятельности, качество усвоения математического материала возрастает.
Развитию познавательных интересов, способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, поэтому в своей практике использую активные методы обучения. Это система методов, которая направлена главным образом не на изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Основными подходами к активизации познавательной деятельности я считаю следующие:
1. Для появления интереса к предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
2. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
3. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
4. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
5. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
6. Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно.
УМК А.Г. Мерзляк, по которому я работаю в 5-х, 6-х классах, в учебнике предусмотрена уровневая дифференциация, позволяющая формировать у школьников интерес к математике. В своей работе по активизации познавательной деятельности я использую следующие технологии:
- организационный момент (устный счет), помогает быстро настроить детей на работу, сосредоточить их внимание;
- игровые технологии – это одна из форм активного обучения. Игра, создает дух соревнования, дух творчества помогает на уроке вызвать интерес, желание работать;
- карточка-консультант, помогает учащимся освоить ранее непонятный материал и воспринять новые темы;
- взаимообучение и взаимоконтроль (уроки общения), каждый ученик изучает новый материал с соседом по парте. Ученики читают учебник (тему), сами отвечают на вопросы, решают задачи, примеры, проверяя друг друга;
- проблемное обучение, деятельность, которая носит исследовательский характер;
- разнообразные приемы устной работы (устный счет);
- использование различных форм ИКТ.
Игра – разновидность общественной практики. В ней моделируется жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, умения, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают, работают самостоятельно, пополняют запас представлений. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.
Для привлечения внимания учащихся к поставленному заданию применяю карточки-консультанты. Опыт показывает, что применение таких карточек в течение 3-4х недель помогает им освоить ранее непонятный материал и воспринять новые темы.
Основным элементом образовательного процесса был и остается урок. Необходимо, чтобы на уроке дети вели самостоятельный поиск решений задач и примеров. Поэтому, объяснение нового материала часто начинаю с задачи (создание проблемной ситуации), в ходе решения которой учащиеся сами приходят к необходимому выводу. На уроках применяю коллективную, групповую формы деятельности учащихся и работу в парах. Коллективная работа на уроках осуществляется, как правило, в виде дискуссии и коллективного поиска способов решения. Так, при составлении математической модели задачи учащиеся самостоятельно обнаруживают связь между элементами задачи и составляют уравнение, приводящее к решению.
Практически все уроки строю как разноуровневые, учитывая степень продвижения учащихся по теме. Класс делю на две группы, в соответствии с уровнем усвоения материала по данной теме. В группу № I входят учащиеся, которые справляются с заданиями по теме на 60-100%. В группу № II входят учащиеся, которые справляются с заданиями по теме на 30-60% . В ходе работы осуществляю мониторинг по усвоению учащимися каждой темы, что позволяет мне корректировать обратную связь с учащимися.
Учебная деятельность ученика на уроках включает в себя планирование, реализацию цели, анализ результатов, что способствует формированию у ученика общеучебных умений и навыков.
В результате использования технологии развивающего обучения развивается мышление учащихся, дети вовлекаются в общий путь учения, вызывающий у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития.
Для проведения уроков с применением технологии развивающего обучения необходимо:
- Создание ситуации успеха для каждого ребенка,
- Самостоятельный поиск учащимися решений и ответов,
- Дифференцированный подход;
- Разноуровневость заданий и требований.
Учебно-методический комплект А.Г.Мерзляк позволяет практически реализовывать принципы развивающего обучения на каждом уроке, в 5-6 классах.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, на пример решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.
В учебнике много интересного исторического материала в рубрике «Когда сделаны уроки», что позволяет развивать познавательную активность обучающихся. Среди заданий есть как простые и средней сложности, так и сложные задачи, задачи высокой сложности. Каждый параграф заканчивается особой задачей «Задачи от мудрой совы», для её решения следует проявить изобретательность и смекалку. Кроме учебника в комплект входят рабочие тетради, которые содержат различные виды заданий на усвоение и закрепление нового материала, задания развивающего характера, дополнительные задания, которые позволяют проводить дифференцированное обучение, задачи для взаимоконтроля для работы в парах и работе в группах. Пособие с дидактическими материалами позволяет использовать материал для отработки навыков решения основных типов задач, задания для контрольных работ, математические диктанты по темам курса. В приложение к учебнику сборник «Проверь себя в тестовой форме», где кроме тестов к каждой главе, есть задания с использованием компьютера, которые позволяют использовать калькулятор для вычисления, набирать и оформлять несложные тесты в текстовом редакторе, составлять таблицы, пользоваться сетью Интернет, рисовать геометрические фигуры все эти задания позволяют обепечить технологии развивающего обучения. В пятых и шестых классах проходит пропедевтический курс «Наглядная геометрия» с использованием технологий развивающего обучения. При продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета: Личностными результатами изучения предмета «Математика» в виде учебных курса 5–6 класс – «Математика»
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
– система заданий учебников;
– представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
– использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, составляют (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); в диалоге с учителем совершенствоватьсамостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:5–6-й классы
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты явления;осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания); Коммуникативные УУД:
5–6-й классы– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинутьконтраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признаватьошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Уже второй учебный год, 5-6 класс, собираю материалы внутренней оценочной деятельности по сформированности универсальных учебных действий. На каждого из обучающихся 5-х, и 6-х классов сформирован оценочный лист по метапредметным результатам: регулятивные, познавательные, коммуникативные. На каждый определена система оценки, по которой учитель, работающий в классе, оценивает учебные действия каждого обучающегося по четвертям. К концу года я, как классный руководитель провожу отслеживание по системе оценки и определяем изменения метапредметных результатов. (Папка с материалами внутренней оценочной деятельности по сформированности универсальных учебных действий показана при выступлении).
С начальной школы, хотя ФГОС у этих обучающихся начался только с пятого класса, у каждого есть портфолии достяжении, в которых отслеживается мониторинг развития ребенка.
Развивающее обучение – это обучение, ориентированное на закономерности развития личности, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ребёнка как личность, живущую сегодня, и создаёт максимум благоприятных условий для её развития. Ведущие идеи: развивать самостоятельность мышления, способность к самообразованию и саморазвитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование технологий развивающего обучения на уроках технологии.
В данной статье рассматриваются технологии развивающего обучения, применяемые мною на уроках технологии для повышения мотивации к учению....
Технология развивающего обучения на уроках математики.
Развивающее обучение –это обучение, ориентированное на закономерности развития личности, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ребёнка как личность...
Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО
Выступление по теме самообразования «Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»...
технология проблемного обучения на уроках математики в условиях реализации ФГОС
Формирование у учащихся метапредметных и личностных результатов относится сегодня к важнейшему требованию, определенному ФГОС и предполагает активное включение учащихся в процесс обучения....
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Тема урока: «Решение задач. Подготовка к ГИА из заданий КИМ».
Тема урока: «Решение задач. Подготовка к ГИА из заданий КИМ»Тип урока: комбинированныйЦель урока: Применение учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности разработки ...
Технология развивающего обучения на уроках математики
Презентация обобщения опыта...
Формирование творческой личности путем использования технологий развивающего обучения на уроках математики.
Как заинтересовать детей нашим предметом? Как помочь увидеть изящество и красоту ее стройных формул? Как создать более комфортную атмосферу на уроке, облегчить процес...