Формирование творческой личности путем использования технологий развивающего обучения на уроках математики.
статья по математике

Белорусова Оксана Николаевна

        Как заинтересовать  детей нашим предметом? Как помочь увидеть изящество и красоту ее стройных формул? Как создать более комфортную атмосферу на уроке, облегчить процесс приобретения и сохранения знаний? Как  сгладить эту грань между математическими и гуманитарными науками? Ведь математика тоже, в сущности, гуманитарная наука, поскольку представляет собой некоторый язык, имеющий свою лексику и свою грамматику.

         Основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи.

           Технологии развивающего обучения  помогают создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения; развивают системное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческой личности путем использования технологий развивающего обучения на уроках математики.

                                                                                        Бывает, что во время урока                              математики,  

                                                                                   когда даже воздух стынет

                                                                                  от скуки, в класс со двора влетает    бабочка….                                                                                                                                                  А.П. Чехов

Существует известная история о том, что когда царь обратился к математику с желанием изучить геометрию, ученый на возмущение царя о необходимости особого способа обучения  знатной особы ответил: «Нет царского пути в геометрии»

Трудно не согласиться с древним педагогом. Ни в какой науке, пожалуй, нет царского пути. Однако есть такие разные дети, с разными способностями, склонностями и предпочтениями…

К  великому сожалению, у гуманитарно  ориентированных людей математика нередко вызывает отторжение, а то и отвращение, многие относятся к математике как к ненужному для их будущей профессиональной деятельности и потому второстепенному предмету.

В исследовании Е.Е. Хвостенко [2, с.17] дается сравнительная характеристика психолого-педагогических особенностей учащихся гуманитарных и математических классов. Автор указывает на то, что:

  • У учащихся гуманитарных классов преобладает наглядно-образное мышление, а математических классов – абстрактно – логическое;
  • Восприятие красоты в математике направлено у учащихся гуманитарных классов на ее проявление в живой природе, произведениях искусства, конкретных математических объектах. Учащиеся математических классов красоту математики видят в необычных, неожиданных решениях задач;
  • На уроке в гуманитарных классах внимание может быть устойчивым не более 12 минут. В математических классах этот показатель колеблется от 20 до 25 минут;
  • У гуманитариев наибольшим интересом пользуются вопросы по истории математики, прикладные аспекты, занимательный материал. Математики предпочитают решение нестандартных задач, исследовательские проблемы;
  • Из форм работы на уроке гуманитарии предпочитают следующие: объяснение учителем нового материала, лабораторные работы, деловые игры, выполнение индивидуальных заданий с привлечением научно – популярной литературы. Математики – решение нестандартных, проблемных, исследовательских задач;
  • Из методов самостоятельной работы гуманитарии выбирают коллективные. Например, при разборе задач в классе прибегают к дискуссиям, в ходе которых ищут способ решения. Математики предпочитают действовать совершенно индивидуально;
  • У гуманитариев богаче воображение, чем у математиков, сильнее проявляются эмоции.

        Как заинтересовать  детей нашим предметом? Как помочь увидеть изящество и красоту ее стройных формул? Как создать более комфортную атмосферу на уроке, облегчить процесс приобретения и сохранения знаний? Как  сгладить эту грань между математическими и гуманитарными науками? Ведь математика тоже, в сущности, гуманитарная наука, поскольку представляет собой некоторый язык, имеющий свою лексику и свою грамматику.

         Основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи.

           Технологии развивающего обучения  помогают создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения; развивают системное мышление[8].

Преимущества технологий

1. В центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей.

2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к обучению.

3. Индивидуальный темп работы  обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития.

4. Комплексный подход в разработке проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций учащихся.

5. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

6. Дает возможность интеграции отдельных дисциплин.

7. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения.

8. Базируется на деятельностном принципе: учебное содержание осознанно усваивается тогда, когда становится предметом активных действий учащегося.

9. Строится на идеях развивающего обучения: то, что сегодня ученик сделал с помощью других, завтра сможет сделать сам.

10. Программированное обучение.

11. Оптимизация процесса обучения: достижение наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

         Математические идеи и методы постепенно проникают в самые традиционные гуманитарные науки, прививая им строгий стиль мышления. Широкое применение находят математические методы в психологии, социологии, некоторых исторических исследованиях.

         Конечно,  математика не должна быть падчерицей среди других дисциплин в гуманитарной школе. Но преподавать ее надобно именно в гуманитарном плане, ставя во главу угла ее общечеловеческий характер. Этим должны определяться и содержание курса, и способы преподавания. Говоря о содержании любого курса математики, независимо от особенностей школы, можно выделить три основных аспекта: логический, «образный» и технический. Для гуманитарной школы наиболее важен первый из них. Формирование понятия, строить классификации, отделяя существенные признаки от несущественных, проводить строгие рассуждения. Универсальный элемент мышления – логика. Искусство определять и умение работать с определениями; умение отличать известное от неизвестного, доказанное от недоказанного, искусство анализировать, классифицировать, ставить гипотезы, пользоваться аналогиями – все это и многое другое  человек осваивает в значительной мере,  именно благодаря изучению математики.

 Но математика не только школа логического мышления; это еще и источник образов. Ее "образный" аспект, безусловно, очень важен для людей с гуманитарными интересами. Уметь видеть разнообразные формы в их пространственном и плоскостном   изображении,   распознавать   конфигурации,   представлять   себе   вид графика функции, зная ее свойства - все это способствует развитию воображения и эстетического чувства.

        Технический (вычислительный) аспект математики в гуманитарной школе не играет первостепенной роли, но ее выпускнику, как всякому современному человеку, придется время от времени производить разнообразные вычислительные операции.

          И, разумеется, гуманитарное "преподавание" математики немыслимо без изучения ее истории. Математика – это же не талмуд, это – живая, развертывающаяся во времени деятельность, а раз так – это драма идей и людей, их триумфы и заблуждения. Расцветить историей можно почти каждый раздел курса.

         Большую роль здесь играют различные типы уроков: уроки-диалоги, уроки-поиски, урок-суд, урок-аукцион, урок-сказка, урок-лекция, урок-семинар, урок- конференция и другие.

        Для работы в гуманитарных классах необходимо пересмотреть планирование по предмету, а может быть и программы.

Цель ее: обеспечить усвоение системы математических знаний и умений, которые являются элементами общей культуры; развить логическое и системное мышление и пространственное воображение, дать знания необходимые для принятия в выбранной специальности.

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются диалектическим условием и средством изучения цельности мира. Они способствуют повышению научного уровня учащихся, развитию логического и системного мышления, творческих способностей, воспитанности учеников.

В практике можно использовать всевозможные алгоритмы, структурно – логические схемы (Слс), которые  даются учащимся при изучении  нового материала, перед зачетами и экзаменами, с целью формирования системных  знаний.

Ниже приведены примеры заданий и приемов, применение которых обеспечивает развитие когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств учащихся.

 Креативные методы:

1) интуитивные методы: метод придумывания, метод «Если бы…», метод образной картины, метод гиперболизации, метод агглютинации (соединение несоединимостей), 

2) алгоритмические методы: метод синектики, «мозговой штурм», метод инверсии (метод обращений);

3) эвристики;

4) Шесть шляп мышления.

Метод «Если бы…» - ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что будет, если в мире что-то изменится. Например, что будет если все объемные геометрические фигуры станут плоскими и наоборот.

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных умственных действий. Например, одну сторону в параллелограмме заменить на полуось и описать свойства новой фигуры.

Метод агглютинации: ученикам предлагается соединить несовместимые в реальности качества, свойства объектов. Например, изобразить объем пустоты, высоту линии.

Метод вживания: посредством чувственно – образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Например, можно предложить ученику представить себя геометрической фигурой, например, приведем пример описания учащегося 11 класса о  его «вживании» в понятие «Я - сфера»: «Я нахожусь в пространстве, я круглая, как апельсин. Если меня разрезать, получится 2 похожие «половинки». С какой бы стороны и под каким бы углом это не сделали, все равно мое сечение будет окружность…» Такие упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с многообразных точек зрения.

«Умей творить из самых малых крох, иначе для чего же ты кудесник?» (К.Бальмонт) Хочется  надеется, что опыт педагогов, собранный по крупицам, поможет учителям математики по-иному взглянуть на свой предмет и почувствовать  себя на уроке (хотя бы немного) волшебником.Успехов вам и вдохновения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развивающего обучения на уроках истории в 5-6 классах

Переход учащихся из начальной  в основную школу часто сопровожда­ется трудностями адаптации к новым условиям обучения. Большой интерес и внимание вызывают школьники, обучавшиеся по системе развив...

Статья "Развитие творческих способностей путем использования технологий проблемного обучения на занятиях по экономике", Олисовой Ю.Е.

Данные методические рекомендации предназначены для студентов Техникума, обучающихся по специальности "Технология молока и молочных продуктов". Здесь они могут найти весь необходимый материала для выпо...

использование технологий развивающего обучения на уроках технологии.

В данной статье рассматриваются технологии развивающего обучения, применяемые мною на уроках технологии для повышения мотивации к учению....

Использование технологии проблемного обучения на уроках математики для развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся

Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы», март 2014 ...

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках математики при формировании у школьников среднего звена умений решать текстовые задачи

Научить всех детей с разным уровнем обучаемости решать текстовые задачи в одинаковые сроки невозможно. Значит нужен дифференцированный подход....

Актуальность использования технологии развивающего обучения на уроках физической культуры

В настоящее время система образования в целом и конкретно в области физической культуры и спорта притерпивает ряд видоизменений обусловленных новыми социально-экономическими условиями. Так в области ф...

Доклад "Из опыта работы по использованию технологии развивающего обучения на уроках химии"

В докладе содержатся задания, соответствующие технологии развивающего обучения...