Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО
статья по математике (5 класс) по теме
Выступление по теме самообразования «Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_teme_samoobrazovaniya_problemnye_tehnologii.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по теме самообразования «Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»
В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления. В этом плане традиционная система обучения имеет значительные недостатки по сравнению с проблемным обучением.
Одна из основных целей внедрения современных педагогических технологий на уроках математики является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету.
Основные задачи внедрения современных педагогических технологий на уроках заключаются в следующем:
- Повысить качество знаний учащихся
- научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания;
- повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
- повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала;
- развивать коммуникативные умения (как в непосредственном общении, так и в сети Интернет);
- развивать у учащихся такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений;
- воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи;
- развивать межпредметные связи.
Грамотно выстроенная образовательная программа, применение новых современных образовательных технологий (исследование, проектирование, проблемное обучение, ИКТ–технологии, кейс–технологии, здоровьесберегающие технологии и т.д. ) ведут учащихся к высокому результату.
Технология проблемного обучения имеет следующую структуру:
I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление студентов на восприятие ее проявления, организация появления у них вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе педагог оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.
III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с преподавателем или самостоятельно ученики выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Педагог оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
IV этап - появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учеников.
V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками.
Вопрос становится проблемным при определенных условиях:
- он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;
- вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным,
- неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями.
Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:
- изучения нового материала и первичного закрепления;
- комбинированных;
- блоковых проблемных занятиях - тренингах.
Методы проблемного обучения:
- Проблемное изложение
- Эвристическая беседа
- Исследовательский
Данная технология позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;
- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;
- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
Виды проблемных заданий
- Разрыв причинно – следственных связей.
- Подход к расположению фраз (с известного факта). «Известно, что…».
- «Как объяснить тот факт, что …».
- Проблемное задание на предположение. «Как вы полагаете …».
- Точки зрения ученых, историков.
- Конкретный пример, который нужно подтвердить или опровергнуть.
Десять способов создания проблемной ситуации по М.И. Махмутову
- Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
- Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой.
- Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.
- Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
- Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
- Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
- Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
- Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке учебной проблемы.
- Организация межпредметных связей.
- Варьирование задачи, переформулировка вопроса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС
В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....
Самостоятельная работа как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС
В статье рассматривается самостоятельная работа учащихся как одна из важнейших технологий развития УУД в рамках современного подхода, основанного на ФГОС...
Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС
Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных...
Проблемное обучение на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО
Методическая разработка на тему: "Проблемное обучение на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО". В работе раскрыта сущность технологии проблемного обучения. Приведены примеры и пр...
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
laquo;ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»...
Методическая разработка на тему: «Проблемное обучение на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО»
Методическая разработка на тему: «Проблемное обучение на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО»...
технология проблемного обучения на уроках математики в условиях реализации ФГОС
Формирование у учащихся метапредметных и личностных результатов относится сегодня к важнейшему требованию, определенному ФГОС и предполагает активное включение учащихся в процесс обучения....