Дифференцированный подход в обучении учащихся при подготовке к ГИА.
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему
Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников.
Как показали многочисленные психолого-педагогические исследования, если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно:
обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех учащихся, положительное отношение их к уроку,
тщательно разработать методику введения нового материала, то, несмотря на равенство этих условий, новые знания будут усвоены по-разному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 29.04 КБ |
prez_27.ppt | 616.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Дифференцированный подход в обучении учащихся при подготовке к ГИА.
Слайд 2
Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. Как показали многочисленные психолого-педагогические исследования, если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно: обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех учащихся, положительное отношение их к уроку, тщательно разработать методику введения нового материала, то, несмотря на равенство этих условий, новые знания будут усвоены по-разному.
Слайд 3
Одни школьники достаточно полно усвоят новое и могут применить его в новых, но сходных с учебной обстановкой условиях, требующих самостоятельного развития новых знаний (высокий уровень усвоения). Другие усвоят существенные стороны нового понятия или закономерности и сумеют применить их к решению задач, близких к тем, которые разбирались в процессе объяснения нового материала (средний уровень усвоения). Наконец, будут и такие, кто вынес лишь отдельные, нередко несущественные стороны нового понятия или закономерности и не может применить их к решению даже простых задач (низкий уровень усвоения). При этом потребуется различное количество упражнений и различная мера помощи со стороны учителя тем учащимся, которых предстоит довести до высшего уровня усвоения.
Слайд 4
1 октября была проведена диагностическая работа в форме гиа в 9 классах, которая показала что во вновь сформированных классах разные уровни знаний учащихся.
Слайд 5
Вывод: необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников
Слайд 6
то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающая индивидуальные особенности учеников. И подходом, который учитывает эти особенности, является дифференциация.
Слайд 7
Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Слайд 8
Дифференцированное обучение – это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход) – это:
1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
2) комплекс методических, психологических, организационно- управленческих мероприятий.
Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности, учет в процессе обучения индивидуальных особенностей, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого школьника.
Слайд 9
Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения.
1.Внешняя дифференциация.
Профильная дифференциация - это дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп учащихся по программам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала. Дифференциация этого вида, как правило, осуществляется через курсы по выбору и профильное обучение
2. Внутренняя (уровневая) дифференциация. Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями. Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала.
Слайд 10
Организация деятельности учителя по реализации дифференцированного обучения на уроках математики
Процесс организация учителем внутри классной дифференциации включает несколько этапов.
1. Проведение диагностики.
2. Распределение учащихся по группам с учетом диагностики.
3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
5. Диагностический контроль за результатами.
Рассмотрим пару этапов.
Слайд 11
Различные подходы к выделению уровней овладения содержанием обучения
В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся к
изучению учебного предмета класс условно разбивается на группы:
Первая группа (“наименее успешные”) – алгоритмики (слабые и очень слабые)
Вторая группа (“успешные”) – мыслители (хорошисты и отличники)
Слайд 12
Для 1-й группы учащихся:
- пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;
- ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
- сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Слайд 13
Для 2-й группы учащихся:
- развить устойчивый интерес к предмету;
- закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
- сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством.
Так же существует еще одно деление по способам восприятия информации. Все люди делятся на 3 группы: аудиалы, визуалы, кинестетики.
Слайд 14
Разработка разноуровневых заданий для обучения математике учащихся
9 классов.
Уровень А
- Большое количество простых тренировочных упражнений с постепенным пошаговым нарастанием трудности.
- Упражнения начинаются с простейших и располагаются по возрастающей сложности.
- Переход от одного упражнения к другому связан с небольшим варьированием данных или с незначительными усложнениями формулировки задания.
Уровень М
- Преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса и применения нестандартных приемов решения.
- Упражнения начинаются с простейших и располагаются по возрастающей сложности.
- Сложность заданий возрастает в значительно более высоком темпе. Это позволяет быстрее пройти начальный этап формирования соответствующего умения и выйти на усложненные комбинированные задания.
Слайд 15
Например в ходе подготовке к гиа и решении задач из mathgia.ru
Уровень «А»
Задание 11 ( № 197063)
В прямоугольном треугольнике один из катетов равен 5, острый угол, прилежащий к нему, равен 60, а гипотенуза равна 10. Найдите площадь треугольника.
Уровень «М»
Задание 11 (№ 197363)
В прямоугольнике диагональ равна 4,
а угол между ней и одной из сторон равен
60, длина этой стороны равна 2. Найдите площадь прямоугольника.
Слайд 16
Уровень «А»
Задание 3 (№158879)
Найдите значение выражения .
Задание 5 (№ 197665)
График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке?
Уровень «М»
Задание 3 (№ 158885)
Найти значение выражения
Задание 5 (№ 203689)
Найдите значение с по графику функции , изображенному
на рисунке.
Слайды 17-21 контрольные
Слайд 22
Разноуровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с и возможностями.
Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня.
- Жук Н. Личностно ориентированный урок: Технология проведения и оценки // Директор школы. – 2006. - №2.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе. М.: Лотос, 2011.
- Калинина Н.В. и др. Психологические аспекты индивидуального подхода к школьникам в процессе обучения: Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. Ульяновск: ИПК ПРО, 2013.
- Коротаева Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации // Директор школы. 2012. №2.
- Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. – М.: Просвещение, 2013.
- Лукьянова М.И. Личностно ориентированный урок: Конструирование и диагностика // Завуч. 2012. №2.
- Лысенкова С.Н. Метод опережающего обучения. – М.: Просвещение, 1988.
- Маанди Н.А. Школа моей мечты // Народное образование. – 1995. - №3.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Ученики с различных школ и регионов приходят с различными уровнями знаний по предмету.
План выступления: 1. Анализ диагностических работ учащихся по математике в форме ГИА 2013 года 2. Реализация разноуровневого подхода в обучении при подготовке к ГИА. 3. Методические примеры преодоления пробелов при подготовке к итоговой аттестации.
1 октября 2013 года прошла диагностическая работа №1 по математике
Вывод: необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности
Приоритетное направление: гармоничное развитие личности школьника, формирование общих способностей и повышение познавательной активности в соответствии с индивидуальными возможностями Дифференцированный подход в обучении реализация
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференциация обучения средства и формы обучения методы (приемы) обучения содержание изучаемого материала
Виды дифференциации 1. Внутренняя - различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс) Уровневая дифференциация 2. Внешняя - обучение разных групп учащихся по программам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала Профильная дифференциация
1. Проведение диагностики. 2. Распределение учащихся по группам с учетом диагностики. 3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий. 4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока. 5. Диагностический контроль за результатами. Этапы организации дифференцированного обучения:
Различные подходы к выделению уровней овладения содержанием обучения. В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся к изучению учебного предмета класс условно разбивается на группы: Первая группа (“наименее успешные”) - алгоритмики Вторая группа (“успешные”) - мыслители
Цели дифференцированного обучения: Для 1-й группы учащихся: пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями; ликвидировать пробелы в знаниях и умениях; сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Цели дифференцированного обучения: Для 2-й группы учащихся: развить устойчивый интерес к предмету; закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала; сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством.
Разработка разноуровневых заданий для обучения математике учащихся 9 классов. Уровень А Большое количество простых тренировочных упражнений с постепенным пошаговым нарастанием трудности. Упражнения начинаются с простейших и располагаются по возрастающей сложности. Переход от одного упражнения к другому связан с небольшим варьированием данных или с незначительными усложнениями формулировки задания. Уровень М Преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса и применения нестандартных приемов решения. Упражнения начинаются с простейших и располагаются по возрастающей сложности. Сложность заданий возрастает в значительно более высоком темпе. Это позволяет быстрее пройти начальный этап формирования соответствующего умения и выйти на усложненные комбинированные задания.
Например Уровень «А» Задание 11 ( № 197063) В прямоугольном треугольнике один из катетов равен 5, острый угол, прилежащий к нему, равен 60, а гипотенуза равна 10. Найдите площадь треугольника. Уровень «М» Задание 11 (№ 197363) В прямоугольнике диагональ равна 4, а угол между ней и одной из сторон равен 60, длина этой стороны равна 2. Найдите площадь прямоугольника.
Уровень «А» Задание 3 (№158879) Найдите значение выражения . Задание 5 (№ 197665) График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке? Уровень «М» Задание 3 (№ 158885) Найти значение выражения Задание 5 (№ 203689) Найдите значение с по графику функции , изображенному на рисунке.
Квадратичная функция Уровень «А» 1.Разложите на множители квадратный трехчлен: а) х 2 -14х+45; в)3у 2 +7у-6 2.Постройте график функции у=х 2 -2х-8.Найдите с помощью графика: А) значение у, при х=-1,05; Б) значения х, при которых у=3; В) нули функции; Г) промежуток, в котором функция возрастает. 3.Сократите дробь: 3р 2 +р-2 4-9р 2 Уровень «М» Вариант 1. 1.Докажите, что данные два квадратные трехчлена имеют общий корень и найдите его:14х 2 +19х-3 и -14х 2 +37х-5. 2.Постройте график функции и укажите на нем все точки, координаты которых удовлетворяют данному условию. Найдите координаты этих точек: у=х 2 -4х+4, абсцисса равна ординате. 3.Сократите дробь и вычислите её значение при
Неравенства второй степени с одной переменной Уровень «А» 1.Решить неравенство: А) 2х 2 -13х+6<0 ; б) х 2 -9>0 в) 3х 2 -6х+32>0 2.Решить неравенство используя метод интервалов: А) (х+8)(х-4)>0 Б) Уровень «М» 1.Решите неравенство : а) х 2 +2х-12 <0 ; б) х 2 ≥ 25 2.Дана функция f (х)=х 2 -2х найдите при каких значениях х, f (х)≥0, f (х)<0.
Целое уравнение и его корни Уровень «А» 1.Решите уравнение: а) х 3 -25х=0 ; б) 2. Решите биквадратное уравнение : х 4 -4х 2 -45=0 Уровень «Б» 1.решите уравнение: (8х-16)(х2-1)=(4х 2 -2х+1)(2х+1) 2.Решите уравнение указанным способом: а) замена переменной , б) х 4 +3х 2 -10=0.
Системы уравнений Уровень «А» 1.Решите систему уравнений: 2.Периметр прямоугольника равен 28 м, а его площадь равна 40 м 2 . Найдите стороны прямоугольника. Уровень «Б» 1.Решите систему уравнений: 2.Вода поступающая в первую трубу , может заполнить бассейн за 6 ч., а вода вытекающая из второй трубы, может его опорожнить за 15 ч. За сколько часов наполниться бассейн, если обе трубы будут одновременно открыты ?
Арифметическая прогрессия Уровень «А» 1.Найдите а 45 арифметической прогрессии (а n ), если а 1 =65, d =-2. 2.Найдите S 24 арифметической прогрессии: 42; 34; 26;… 3.Является ли число 6,5 членом арифметической прогрессии (а n ), в которой а 1 = 2,25 и а 11 =10,25 ? Уровень «Б» 1. Градусные меры углов α n составляют арифметическую прогрессию, у которой α 1 =30 о , α 2 =35 о . Найдите . 2. В арифметической прогрессии а n =37,7-0,3 n . Найдите наибольший отрицательный член этой прогрессии. 3. Сумма первых восьмидесяти трех членов арифметической прогрессии равна 5623.Найдите сумму первых восьмидесяти трех членов такой прогрессии , каждый член которой на 2 больше соответствующего члена данной прогрессии.
Разноуровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня. Вывод
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированное обучение при подготовке учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку
Личный опыт подготовки учащихся к экзаменам...
"Индивидуальный план обучения учащегося старшего школьного возраста, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучения"
Данный индивидуальный план обучения учащегося старшего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящего на индивидуально-дифференцированной форме обучения, проживающего в усло...
"Индивидуальный план обучения учащегося младшего школьного возраста, с выраженной степенью умтственной отсталости, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучения"
Данный индивидуальный план составлен для обучения учащегося младшего школьного возраста с выраженной степенью умственной отсталости, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучен...
"Дифференцированное обучение при подготовке к ЕГЭ с учётом психологических особенностей учащихся".
Дифференцированное обучение при подготовке к ЕГЭ с учётом психологических особенностей учащихся....
Приложение к календарно-тематическому планированию "Дифференцированные задания на самостоятельную подготовку", 8 класс география по учебнику Бариновой И.И.
Данное приложение содержит дифференцированные домашние задания (А- базовый уровень, В - повышенный уровень, С - продвинутый уровень) для 8 класса по географии И.И. Бариновой....
Дифференцированный подход в обучении при подготовке к ГИА
Государственная итоговая аттестация по математике – первое серьёзное испытание в жизни каждого девятиклассника. Существенная особенность ГИА по ма...
«Реализация дифференцированного подхода в предпрофильной подготовке школьников на основе психофизиологической диагностики»
В рамках предпрофильной подготовки становится актуальным применение дифференцированного подхода к обучающимся. В данной публикации раскрывается методика организации дифференцированного подхода на осно...