"Дифференцированное обучение при подготовке к ЕГЭ с учётом психологических особенностей учащихся".
статья по алгебре (11 класс) по теме

Куликова Елена Дмитриевна

Дифференцированное обучение при подготовке к ЕГЭ с учётом психологических особенностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированное обучение при подготовке к ЕГЭ с учётом психологических особенностей учащихся.

   Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки детей, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Основная подготовка выпускников к ЕГЭ по математике, осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и гораздо раньше, начиная с 7-9 классов. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ЕГЭ. Безусловно, на одиннадцатый год обучения в школе приходится максимальная нагрузка на учащихся. При этом возрастает роль и ответственность в подготовительной работе и учителя и самого ученика.

У учителя, ведущего подготовку к итоговой аттестации в новой форме, встаёт необходимость совершенствования теоретической и методической подготовки к работе с учащимися в условиях обязательного ЕГЭ по математике.

Только учитель, владеющий в совершенстве определённым багажом знаний, умений,  новейших методик и технологий, может предоставить детям достойное и грамотное изложение материала.

Подготовка к экзамену не должна быть «натаскиванием» заданий прошлых лет или решением демоверсий. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий, в формах, используемых в итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы: отсутствие культуры вычислений и несформированность приёмов самопроверки.

Не секрет, что при приближении ЕГЭ даже дети, которые в системе вели подготовку, испытывают большие психологические проблемы: страх, что не сдам или не наберу достаточно баллов, боязнь не соответствовать тем требованиям, которые предъявляют родители или учителя. Учитель зачастую не обращает на эти страхи особого внимания, или вообще игнорирует их. Однако это может быть самая важная наша ошибка.

Особенности учебной деятельности каждого ребенка связаны с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.

Детей можно условно разделить на группы, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Для работы с каждой группой можно предложить некоторые возможные пути оказания поддержки. Такая классификация имеет только прикладной характер.

  1. Доминирование правого полушария.

 У них богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Мышление правополушарных детей повышенно конкретно. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.

Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-научного и физико-математического циклов. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты, то есть деятельность прохождения тестирования левополушарна по своей сути.

 Поддержать таких детей можно на этапе подготовки.

Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал необходимо проиллюстрировать примерами или картинками.

Правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях, сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, им стоит начинать именно с заданий  С, а уже потом переходить к тестам множественного выбора. До начала экзамена важно донести до детей мысль о том, с каких заданий им разумнее будет начать, а во время экзамена напомнить им об этом.

  1. Левополушарные дети.

Синтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризуется рядом типичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.

Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа была написана. Синтетики редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При сдаче ЕГЭ синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

Личностные особенности,

 затрудняющие успешное прохождение экзамена (ЕГЭ)

     А) Тревожные дети

 Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).

Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Тревожные дети задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания они обычно просят учителя "посмотреть, правильно ли они сделали". Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта с взрослым.

Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации деятельности. Задача взрослого - создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: "Я уверен, что ты справишься", "Ты так хорошо справился с контрольной по физике".

Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: "Я здесь, я с тобой, ты не один". Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?", лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Нет сомнения, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится".

     Б) Неуверенные дети

Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного подхода к материалу. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и должно получить соответствующую (естественно, высокую!) оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.

ЕГЭ для данной категории детей — это тот самый случай, когда верной оказывается пословица "Лучшее - враг хорошего". Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между "достаточным" и "превосходным". Им нужно понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.

Перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: "Какие задания ты решил сделать?" - и по необходимости тактично скорректировать его планы. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: "Сколько тебе осталось?" - и помогать скорректировать собственные ожидания.

     В) Гипертимные дети

Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и, порой, несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.

Процедура ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями.

Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа "Не торопись". Такой выпускник все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у него детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: "Сделал - проверь". Кроме того, необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.  

 Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминаю о необходимости самоконтроля: "Ты проверяешь то, что ты делаешь?". Кроме того, их лучше                      

                                                   

посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.

     Г) Застревающие дети

Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Застревающие дети основательны и зачастую медлительны. Еще одна их особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких учеников начинают торопить, темп их Деятельности еще больше снижается.

Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для застревающих детей.

Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: "Тебе нужно решить пять задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более двенадцати минут". Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене.

Моя задача - по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: "Ты уже можешь переходить к следующему заданию". Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

Изучив психолого – педагогические особенности и особенности мышления детей, а также учитывая цель, которую перед собой поставили дети, выявляю группы для организации подготовки школьников к экзамену.

1 группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – преодоление нижнего рубежа (5–6 заданий);

2 группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель получить не очень высокие баллы (на уровне 50–60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки;

3 группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель получить высокие баллы (больше 60 баллов по 100-балльной шкале), необходимые для поступления в вуз, предъявляющий высокие требования к уровню математической подготовки абитуриентов.

Для каждой такой группы можно сформулирую несколько принципов организации подготовки к ЕГЭ.

1 группа.

Для этой группы необходимо преодолеть рубеж 5–6 заданий части 1.

В начале десятого класса  провожу диагностическую работу, выявляю сильные и слабые позиции математической подготовки каждого и начинаю  работать с сильными позициями (закреплять то, что уже получается). Число выбранных заданий должно быть, как правило, не менее 8. Работа должна быть построена так, чтобы за месяц до итоговой аттестации закончить рассмотрение всех выбранных позиций заданий с кратким ответом, совмещая работу с регулярным тематическим повторением и отработкой базовых математических навыков.

Раз в месяц провожу тренировочную зачетную работу (в классе или домашнюю, индивидуальную или групповую) по выбранным заданиям  части 1 .

Цель такой работы – закрепить навык решения выбранных заданий и вселить уверенность в учащихся, что нижний рубеж им по силам.

2 группа

Для этой целевой группы необходимо уверенно выполнять 11–12 заданий части 1, желательно С1 или С2.

При поведении первой диагностической работы, выявляю сильные и слабые задачи  математической подготовки каждого и начинаю работать со слабыми позициями, постоянно держа под контролем сильные, выполняя соответствующие задачи (добиваюсь выполнения того, что не получается).

Работа должна быть построена так, чтобы за два месяца до итоговой аттестации закончить рассмотрение всех заданий части 1, а к моменту итоговой аттестации закончить систематическое повторение тем, соответствующих выбранным заданиям части С.

Раз в месяц можно провожу зачетную работу по задачам разных части 1 и выбранных заданий части 2, в частности, формируемых на базе работ, публикуемых на сайте открытого банка математических задач.

Цель такой работы – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата (на уровне ожидаемого) по работе с задачами первой части (на уровне – 9–12 заданий), повторить темы, дающие возможность решения определенных позиций части 2

3 группа

Для этой группы необходимо отработать умение уверенно выполнять 11–12 заданий части 1, задания С1, С2, определить, исходя из целей учащегося, его возможностей, баланса времени, ряд позиций С3–С6, на которые обращать внимание при организации систематического повторения.

Провожу тренировочную работу (10 класс), выявляю сильные и слабые стороны математической подготовки каждого и работаю со слабыми сторонами, постоянно держа под контролем сильные, выполняя соответствующие задачи.

Работа должна быть построена так, чтобы за два-три месяца до итоговой аттестации отработать устойчивое выполнение всех заданий части 1, скорректировать траекторию подготовки, исходя из времени, требующегося на решение заданий части 1, успехов в подготовке к решению заданий части 2.

Раз в месяц, помимо выполнения тренировочных работ, провожу зачетную работу (домашнюю) по задачам всех позиций части 1.

Цель - регулярно решать задания, развивающие творческие способности учащихся к решению задач повышенного уровня сложности.

Форму занятий с каждой группой (их может быть две или три) выбирает каждый учитель сам. Для первой  группы – это индивидуальные или групповые консультации, для второй или третьей  группы могут быть организованы и факультативные занятия. Обычно хорошо мотивированные выпускники посещают элективные курсы, программы которых должны быть составлены с учетом запросов учащихся выпускных классов. Готовимся к решению задач части С по учебникам для профильных классов.

Подготовка к экзамену будет проходить более успешно, если разнообразными методами и средствами пробуждать интерес к самостоятельной работе. На первом этапе подготовки в каждой группе избегаю изнурительных вычислений, предлагаю решать задачи с красивыми решениями (это те задачи, которые требуют наименьшего усилия в решении). С детьми можно для таких задач составить алгоритм: наглядность + простота + неожиданность. При этом задачи перестают быть отвлечёнными и абстрактными, а найденные решения являются частью опыта самого ученика. Итогом проводимой работы должны стать готовность к экзамену, что включает в себя:

  1. Умение выполнять задания.
  2. Выбирать задания, которые решить под силу.
  3. Способность к самоконтролю.
  4. Умение правильно рассчитывать отведённое время.
  5. Психологический настрой и концентрация.

Работая в группах (обычно их две, т.е. вторая и третья группы объединяются) наблюдаю следующее:

  1. Выпускники стараются более реально оценивать свои возможности, не стремятся списать, подсмотреть, а выполняют объём работы необходимый и достаточный для них, причём у них есть реальная возможность довести это до автоматизма.
  2. Повышается интерес к занятиям, возрастает уверенность в своих силах, так как материал для занятий подбирается разноуровневый, доступный именно для этой группы.
  3. Удаётся избежать перегрузки учащихся, снимается лишнее напряжение, свойственное каждому человеку перед серьёзным испытанием.
  4. Возрастает самостоятельность при решении, т. к. на каждом занятии предлагаются задания для самостоятельного выполнения.

        Проводя  в системе работу такого рода, можно прогнозировать некоторые результаты своей работы и работы выпускников: повышается качество подготовки к итоговой аттестации и результативность сдачи ЕГЭ.

Литература:

  1. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ. Математика/ А.Г.Клово. – М.: Федеральный центр тестирования, 2011, 2012.
  2. Математика. Подготовка к ЕГЭ – 2011. Вступительные испытания. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:" Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе со слабоуспевающими учениками на уроках английского языка ".

В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы...

«Учёт психологических особенностей умственно отсталых школьников в учебной деятельности»

В статье описываются психологические  особенности умственно отсталых  школьников   и  пути  активизации познавательной на уроках....

Учёт психологических особенностей умственно отсталых школьников в учебной деятельности

Особенности восприятия детей с умственной отсталостью.Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже перва...

Единство требований к учащимся 5 классов, учёт индивидуальных особенностей учащихся, адаптация детей к обучению в школе 2-й ступени, сформированности ЗУН. (педсовет 1 четверть)

Возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростку (отрочеству). Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства зрелости, главного...