Элективный курс по математике "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
рабочая программа (9 класс) по теме
Элективный курс разработан для подготовки учащихся 9 классов к сдаче экзамета по математике в форме ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Электив по математике для подготовки к экзамену в 9 классе | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 92
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
РАССМОТРЕНА | СОГЛАСОВАНА | УТВЕРЖДЕНА |
На заседании ШМО | Зам. директора по УВР | Директор МБОУ СОШ № 92 |
Руководитель_____________ | _____________________ | С.И. Литвинов_____________ |
Протокол № _____________ | Приказ по школе № «___» | |
«___» ____________20__ г. | «___» ____________20__ г. | «___» ________20__ г. |
РАССМОТРЕНА
На заседании ШМС
Протокол № ___
«___» ____________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по математике для 9 «а» и «б» классов «Технология работы с контрольно-измерительными материалами»
Учитель: Данилова И.А.
г. Воронеж 2013
Пояснительная записка
Государственную итоговую аттестацию по математике за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов. Поэтому подготовка учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА является актуальной проблемой в 9 классе.
Экзаменационная работа состоит из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входят две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» - одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.
Учитывая форму сдачи государственных экзаменов в форме ГИА, предлагается элективный курс по математике: «Технология работы с контрольно-измерительными материалами».
Первоочередной задачей занятий являются углубление и расширение знаний по основному курсу математики, подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме.
Цели курса: подготовить учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
- Повторить и обобщить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;
- Расширить знания по отдельным темам курса математики 5-8 классы;
- Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Универсальные учебные действия, формируемые у учеников при изучении данного элективного курса:
- Сравнивать разные приемы действий;
- выбирать удобные способы решения;
- моделировать алгоритм решения в процессе совместного обсуждения и использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы и приёмы вычислений;
- анализировать полученные результаты;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.
На занятиях могут использоваться разнообразные формы проведения занятий: небольшие лекции (изложение узловых теоретических вопросов учителем), дискуссии, решение задач, доклады учащихся и т. д. При этом самостоятельная работа учащихся должна занять ведущее положение.
Лекция предназначена для подачи теоретического материала, необходимого для самостоятельного решения практических заданий. Слушая лекцию, учащиеся будут размышлять над поставленными задачами в свете этой лекции, будет развиваться механизм подсознательного мышления. Во время лекции непременно должна быть обратная связь: необходимо всячески поощрять учащихся, задающих вопросы, участвующих в размышлении над обсуждаемым вопросом.
На практических занятиях проводится целенаправленная работа по выработке у учащихся умений и навыков решения основных типов задач, формированию опыта творческой деятельности. На этих занятиях следует как можно чаще создавать проблемную ситуацию и предоставлять возможность самостоятельно её разрешить.
В ходе изучения материала проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания.
На занятиях применяется безоценочный способ контроля знаний. Обучение осуществляется не ради отметки, у учеников высокая учебно-познавательная мотивация, обусловленная личным выбором, практической значимостью курса и индивидуальной потребностью.
Отметка отсутствует, но содержательная оценка работы каждого ученика обязательно озвучивается в конце каждого урока и строится на анализе мысленной и письменной деятельности, последовательности и эффективности выполненных действий.
Программа элективного курса рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа в течение года.
Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов:
Алгебра:
Выражения и их преобразования (3 часа).
Уравнения и системы уравнений (4 часа).
Неравенства и системы неравенств (3 часа).
Функции и графики (2 часа).
Арифметическая и геометрическая прогрессии (2 часа).
Текстовые задачи (3 часа).
Геометрия:
Начальные понятия геометрии (2 часа).
Треугольник (3 часа).
Многоугольники (3 часа).
Окружность и круг (2 часа).
Векторы на плоскости (1 час).
Реальная математика:
Статистика (1 час).
Вероятность (2 часа).
Решение комбинаторных задач (2 часа).
Содержание изучаемого курса.
Раздел «Алгебра»:
- Выражения и их преобразования.
Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители.
- Уравнения и системы уравнений.
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Решение уравнений с параметром. Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения).
- Неравенства и системы неравенств.
Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.
- Функции и графики.
Функции, их свойства и графики (линейная, обратнопропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
- Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Формула n-ого члена. Сумма n первых членов. Геометрическая прогрессия. Формула n-ого члена. Сумма n первых членов. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
- Текстовые задачи.
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.
Раздел «Геометрия»:
- Начальные понятия геометрии.
Точка, прямая, отрезок, луч угол. Перпендикулярные и параллельные прямые. Равенство отрезков, углов.
- Треугольник.
Виды треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольников. Признаки равенства треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора.
- Многоугольники.
Виды многоугольников. Площади многоугольников.
- Окружность и круг.
Касательная и окружность. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. Длина окружности и площадь круга.
- Векторы на плоскости.
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами. Применение векторов к решению задач
Раздел «Реальная математика»:
- Статистика.
Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации.
- Вероятность.
Относительная частота случайного события. Вероятность равновозможных событий. Сложение и умножение вероятностей.
- Решение комбинаторных задач.
Перестановки, размещения и сочетания. Решение комбинаторных задач.
Учебный план элективного курса
№ п/п | Название разделов. | Кол-во часов |
1 | «Выражение и их преобразования». | 3 |
2 | «Уравнения и системы уравнений». | 4 |
3 | «Неравенства и системы неравенств». | 3 |
4 | «Функции и их графики». | 2 |
5 | «Арифметическая и геометрическая прогрессии» | 2 |
6 | «Текстовые задачи». | 3 |
7 | «Начальные понятия геометрии». | 2 |
8 | «Треугольник». | 3 |
9 | «Многоугольник». | 3 |
10 | «Окружность и круг». | 2 |
11 | «Векторы на плоскости». | 1 |
12 | «Статистика». | 1 |
13 | «Вероятность». | 2 |
14 | «Решение комбинаторных задач». | 2 |
15 | Итоговое тестирование | 1 |
Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п.п. | Название разделов и темы занятий. | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
" Выражение и их преобразования ". | 3 | |||
1 | Выражение и их преобразования | 1 | 05.09 | |
2 | Выражение и их преобразования | 1 | 12.09 | |
3 | Выражение и их преобразования | 19.09 | ||
«Уравнения и системы уравнений». | 4 | |||
4 | Уравнения | 1 | 26.09 | |
5 | Уравнения | 1 | 03.10 | |
6 | Системы уравнений | 1 | 10.10 | |
7 | Системы уравнений | 1 | 17.10 | |
«Неравенства и системы неравенств». | 3 | |||
8 | Неравенства. | 1 | 24.10 | |
9 | Системы неравенств | 1 | 31.10 | |
10 | Неравенства и системы неравенств. | 1 | 14.11 | |
«Функции и их графики». | 2 | |||
11 | Функции и их графики | 1 | 21.11 | |
12 | Функции и их графики | 1 | 28.11 | |
«Последовательности и прогрессии». | 1 | |||
13 | Арифметическая прогрессия | 1 | 05.12 | |
14 | Геометрическая прогрессия | 1 | 12.12 | |
«Текстовые задачи» | 3 | |||
15 | Текстовые задачи | 1 | 19.12 | |
16 | Текстовые задачи | 1 | 26.12 | |
17 | Текстовые задачи | 1 | 16.01 | |
«Начальные понятия геометрии» | 2 | |||
18 | Начальные понятия геометрии | 1 | 23.01 | |
19 | Начальные понятия геометрии | 1 | 30.01 | |
«Треугольник» | 3 | |||
20 | Треугольник | 1 | 06.02 | |
21 | Треугольник | 1 | 13.02 | |
22 | Треугольник | 1 | 20.02 | |
«Многоугольник» | 3 | |||
23 | Многоугольник | 1 | 27.02 | |
24 | Многоугольник | 1 | 06.03 | |
25 | Многоугольник | 1 | 13.03 | |
«Окружность и круг» | 2 | |||
26 | Окружность и круг | 1 | 20.03 | |
27 | Окружность и круг | 1 | 03.04 | |
«Векторы на плоскости» | 1 | |||
28 | Векторы на плоскости | 1 | 10.04 | |
«Статистика». | 1 | |||
29 | Статистика | 1 | 17.04 | |
«Вероятность». | 2 | |||
30 | Вероятность | 1 | 24.04 | |
31 | Вероятность | 1 | 01.05 | |
«Решение комбинаторных задач». | 2 | |||
32 | Решение комбинаторных задач | 1 | 08.05 | |
33 | Решение комбинаторных задач | 1 | 15.05 | |
Итоговое тестирование | 2 | |||
34 | Итоговое тестирование | 1 | 22.05 | |
Всего | 34 |
Ожидаемые результаты:
В результате проведения занятий учащиеся должны:
- иметь элементарные умения решать задачи обязательного и повышенного уровня сложности;
- точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
- правильно пользоваться математической символикой и терминологией, применять рациональные приемы тождественных преобразований;
- владеть навыками организации своей работы;
- развить умения точно выражать свои мысли.
Список литературы
- А. Н. Рурукин «Контрольно-измерительные материалы. Геометрия. 9 класс» 2-ое изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013 г.
- А. Н. Рурукин, М. Я. Гаиашвили «Математика. Типовые тестовые задания. 9 класс.» 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013 г.
- Л. В. Кузнецова, Суворова С.Б. и др. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010 г.
- Л. И. Мартышова «Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 9 класс» 2-ое изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013 г.
Информационные интернет-ресурсы
- Сайт дистанционного обучения и контроля знаний - http://uztest.ru
- Сайт учителя математики и информатики http://kuleschowa.76204s029.edusite.ru
- Портал единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
Данный курс позволяет повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы, выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами....
программа элективного курса по математике для 9 класса "Технология работы с контрольно - измерительными материалами
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. В школах подготовка к экзаменам о...
Программа элективного курса по математике "Технология работы с контрольно-измерительными материалами ГИА"
Подготовка учащихся к сдаче экзамена в новой форме в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....
Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
Рабочая программаэлективного курса по математикедля учащихся 9 –го класса «Технология работыс контрольно-измерительными материалами» учителя математики1 квалификационной категори...
Элективный курс по математике «Технология работы с контрольно-измерительными материалами» Класс 9
Целевая аудитория: 9 класс Цель: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....
Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 9-го класса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
Пояснительная запискаИтоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Осо...
Элективный курс "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание и тематическое планирование....