Элективный курс по математике «Технология работы с контрольно-измерительными материалами» Класс 9
опыты и эксперименты по алгебре (9 класс) на тему

Меркулова Инна Васильевна

Целевая аудитория: 9 класс

 

Цель: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 10

 городского округа Чапаевск Самарской области

Элективный курс по математике

 «Технология работы с контрольно-измерительными материалами»

Класс  9

Составитель: Меркулова И.В.,

учитель математики

2013-2014 учебный год

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 10

 городского округа Чапаевск Самарской области

Рассмотрено и рекомендовано,      Согласовано                                Утверждено                                

к   применению                               педагогическим советом            Приказ № ____от ______

протокол №_____от _______       ГБОУ СОШ № 10               директор школы                                       

руководитель мо учителей             протокол №_____от____           ____________________                      

естественно-научного                                      

цикла_________________                                                                                Пылева Н.В.

         Плотникова Е.М.                                    

Учебный план

Элективного курса по математике

«Технология работы с контрольно-измерительными материалами»

Целевая аудитория: 9 класс

Цель: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Срок обучения:  17  часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 0,5 часа в неделю

Рабочая программа  элективного курса по математике для учащихся 9-го класса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Пояснительная записка

В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу. Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме единого государственного экзамена, предлагается элективный курс для учащихся 9 общеобразовательного класса по математике: "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Цель: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми  образовательными стандартами.

Назначение данного элективного курса: повысить уровень общеобразовательной подготовки по математике выпускников основной школы с целью их успешной подготовки к государственной (итоговой ) аттестации. Результаты усвоения данного курса будут использованы при приеме учащихся в 10 класс.

Задачи:

  • Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;
  • Расширить знания по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы;
  • Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
  • Развивать навыки рефлексии.

Нормативно- правовая база элективного курса

 Содержание элективного курса определяется на основании кодификатора элементов содержания для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации ( в новой форме) по математике, подготовленного федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений». Кодификатор элементов содержания по математике составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования.
Рабочая программа разработана с учетом положения, что результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования должна стать математическая компетентность выпускников, т.е. они должны овладеть специфическими для математики знаниями и видами деятельности, научиться преобразованию знаний и его применению в учебных и внеучебных ситуациях, сформировать качества присущие математическому мышлению, а также овладеть математической терминологией, клюевыми понятиями, методами и приемами.

Структура рабочей программы

 Курс рассчитан на 17 занятий .Структура рабочей программы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе. Дифференциация обучения направлена на решение двух задач: формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования; одновременного создания условий, способствующих получению частью учащихся подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования математики во время дальнейшего обучения. С учетом изменений в ГИА-2013 года задания предусмотренные в ходе реализации рабочей программы подразделены на три модуля : «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Модули «Алгебра» и «Геометрия» предполагают две части, соответствующие овладению математической компетентности на базовом и повышенном уровнях, модуль «Реальная математика»- одну часть, соответствующая овладению знаниями на базовом уровне. Проверка усвоения материала предполагает работу с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.; При проверке базовой математической компетентности учащиеся должны продемонстрировать:
владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приемов решения задач), умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к простому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.
Части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Их назначение- дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов. Поэтому при прохождении модулей «Алгебра» и «Геометрия» предполагается рассматривать на занятиях задания повышенного уровня сложности из различных разделов курса математики. Задания второй части модуля направлены на проверку таких качеств математической подготовки, как:
-уверенное владение формально- оперативным алгебраическим аппаратом;
-умение решать комплексную задачу, включающую в себя знания из различных тем курса алгебра;
-умение математически грамотно и ясно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;
-владение широким спектром приемов и способов рассуждений.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий ГИА-2014.

Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

Выработают умения:

1.Контролировать время выполнения заданий;

2.Оценить трудность заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий.

Основные методические особенности занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практикумы и зачеты.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал дается в форме
мини лекции. После изучения теоретического материала проводится практикум по решению задач для закрепления изученного материала.
Занятия строятся с учётом цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе. Выполнение заданий на практикумах осуществляется в три этапа- по модулям. Каждое задание базового уровня характеризуется пятью параметрами: элемент содержания; проверяемое умение; категория познавательной области; уровень трудности и
форма ответа. Предусмотрены следующие формы ответа: с выбором ответа из четырех предложенных вариантов, с кратким ответом на соответствие. Задания второй части требуют записи решения и ответа.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Такая
форма работы обеспечивает эффективную обратную связь, позволяет учителю и ученикам корректировать свою деятельность.

Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися зачетных работ. Для оценивания результатов выполнения зачетных работ выпускниками применяется такой количественный показатель, как общий балл.
Итоговый контроль реализуется в форме внутришкольного пробного ГИА.

Содержание программы

Тема 1.  Алгебраические выражения.
Допустимые значения переменных, входящих в алгебраическое выражение. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений , тождество. Преобразование выражений
Тема 2. Свойства степени с целым показателем.
Основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями.
Тема 3. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.
Применение свойства арифметических квадратных корней для преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни
Тема 4. Уравнения.
Уравнения с одной переменной, корень уравнения. Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней. Решение уравнений методом замены переменной. Решение уравнений методом разложения на множители. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений.
Тема 5. Неравенства.
Числовые неравенства и их свойства. Неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств. Квадратные неравенства.
Тема 6.Текстовые задачи.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Тема 7. Числовые последовательности.
Арифметическая и геометрическая последовательности. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессии. Формула суммы первых членов прогрессии.
Тема 8. Сложные проценты.
Практические расчетные задачи, связанные с процентами. Интерпретация результатов решения задач с учетом ограничений , связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов.
Тема 9. Числовые функции.
Область определения и область значения функции. Графики функций, их свойства. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы.
Тема 10.Графическая интерпретация уравнений и неравенств с двумя переменными.
Использование графиков функций для решения уравнений и систем. Уравнение окружности.
Тема 11. Геометрические фигуры и их свойства. Треугольник, многоугольники, окружность и круг.
Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный, равносторонний, прямоугольный треугольники. Теорема Пифагора. Признаки равенства и признаки подобия. Решение прямоугольных треугольников. Многоугольники, их свойства и признаки. Центральный , вписанный угол. Касательная и секущая к окружности. Вписанные и описанные окружности.
Тема 12. Вероятность.
Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.
Тема 13. Комбинаторика.
Решение комбинаторных задач: перебор вариантов, комбинаторное правило умножения.
Тема 14. Внутришкольный пробный ГИА.
Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА.

Календарно-тематическое планирование


№ п\п


Тема занятия


Количество часов


Формы проведения


Планируемые результаты освоения материала


всего


лекции


практикум




1


Алгебраические выражения


1


0,5


0,5


Мини-лекция, практикум


Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.


2


Свойства степени с целым показателем


1



1


Практикум, зачет


Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями


3


Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях


1


0,5


0,5


Мини-лекция, практикум


Применять свойства арифметических квадратных корней для преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни


4


Уравнения


2


0,5


1,5


Мини-лекция, практикум, зачет


Научиться решать квадратные и рациональные уравнения, сводящиеся к ним системы двух линейных уравнений и несложные линейные системы Применять графическое представление при решении уравнений


5


Неравенства


2


0,5


1,5


Мини-лекция, практикум


Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы


6


Текстовые задачи


2


0,5


1,5


Мини-лекция, практикум


Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами. Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи.


7


Числовые последовательности


1


0,5


0,5


Мини-лекция, практикум


Решать элементарные задачи, связанные с числовыми последовательностями. Распознавать арифметические и геометрические прогрессии, решать задачи с применение формулы общего члена и суммы нескольких первых членов.


8


Сложные проценты


1


0,5


0,5


Мини-лекция, практикум, зачет


Решать несложные практические расчетные задачи, связанные с процентами, интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов


9


Числовые функции


1


0,5


0,5


Мини-лекция, практикум


Определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции, решать обратную задачу. Определять свойства функции по ее графику, строить графики изученных функций.


10


Графическая интерпретация уравнений и неравенств с двумя переменными


1


0,5


0,5


Мини-лекция, практикум


Применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств


11


Геометрические фигуры и их свойства. Треугольник, многоугольники, окружность и круг.


1


0,5


0,5


Мини-лекция, практикум


Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи


12


Вероятность


1


0,5


0,5


Мини-лекция, практикум


Находить вероятности случайных событий в простейших случаях


13


Комбинаторика


1


0,5


0,5


Мини-лекция, практикум


Решать комбинаторные задачи путем организованного перебора возможных вариантов , а также с использованием правила умножения


14


Внутришкольный пробный ГИА


1



1


Зачет


Решать задачи из контрольно-измерительных материалов для ГИА

Требования к уровню подготовки  обучающихся
Должны знать:
числа и вычисления;
алгебраические выражения;
уравнения и неравенства;
числовые последовательности;
функции;
координаты на прямой и плоскости;
геометрические фигуры и их свойства. Измерения геометрических величин;
статистика и теория вероятностей.
Должны уметь:
выполнять вычисления и преобразования;
выполнять решать уравнения, неравенства, их системы;
строить и читать графики функций;
выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами;
работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность случайного события;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели.
Владеть компетенциями:
познавательной; информационной; коммуникативной; рефлексивной.

Список литературы

1. ГИА 2014. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания (в новой форме) Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.В., Захаров П.И.
2. ГИА 2014. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.А., Захаров П.И.
3. ГИА. Математика. 9 класс. Тематические тренировочные задания. Рабочая тетрадь Минаева С.С., Рослова Л.О;
4.Максютин А.А., Неценко Ю.Н., Шаповалова Т.П.: ГИА-2014. Математика. Тренировочные задания.
5. ГИА. 3000 задач с ответами по математике Семенов А.Я. , Ященко И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Данный курс позволяет повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы, выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами....

программа элективного курса по математике для 9 класса "Технология работы с контрольно - измерительными материалами

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. В школах подготовка к экзаменам о...

Факультативный курс по математике "Технология работы с контрольно-измерительными материалами" - 9 класс

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Технологии работы с конотрольно-измерительными материалами"...

Программа элективного курса по математике "Технология работы с контрольно-измерительными материалами ГИА"

Подготовка учащихся к сдаче экзамена в новой форме в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Рабочая программаэлективного курса по математикедля учащихся 9 –го класса  «Технология работыс контрольно-измерительными материалами»  учителя математики1 квалификационной категори...

Элективный курс по математике "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Элективный курс разработан для подготовки учащихся 9 классов к сдаче экзамета по математике в форме ГИА....

Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса «Технология работы с контрольно-измерительными материалами при подготовке к ОГЭ »

Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса«Технология работы с контрольно-измерительными материаламипри подготовке к ОГЭ »...