технологическая карта урока развития речи "Что такое материнская любовь?"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Гурьянова Резеда Фазыловна

Тип урока: развитие речи.

Цели

  •  сформировать у школьников навыки написания сочинения -  рассуждения на морально-этическую тему  
  • сформировать  умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, сопоставлять материал, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

Планируемый результат

Предметные умения

  • -расширение и углубление знаний по культуре речи;
  • предупреждение орфографических ошибок,
  • умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

Формировать УУД:

Личностные УУД

  • Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.
  • формирование таких нравственных качеств учащихся,как милосердие, отзывчивость, человечность.

Регулятивные УУД

  • Способность адекватно выражать своё отношение к изображённому на картине; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства.
  • Умение соотносить свои действия с планируемым результатом

Коммуникативные УУД

  • Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
  • Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.
  • Владение устной и письменной речью.

Познавательные УУД

  • Способность преобразовывать информацию;
  • Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

Основные понятия:  Живопись, жанр, основная мысль

Межпредметные связи:  Литература, , культура речи,

Ресурсы:  Презентация по теме, раздаточный материал

Организация пространства:  Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta.docx38.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Что такое материнская любовь?

Тип урока: развитие речи.

Цели

  •  сформировать у школьников навыки написания сочинения -  рассуждения на морально-этическую тему  
  • сформировать  умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, сопоставлять материал, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

Планируемый результат

Предметные умения

  • -расширение и углубление знаний по культуре речи;
  • предупреждение орфографических ошибок,
  • умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

Формировать УУД:

Личностные УУД

  • Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.
  • формирование таких нравственных качеств учащихся,как милосердие, отзывчивость, человечность.

Регулятивные УУД

  • Способность адекватно выражать своё отношение к изображённому на картине; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства.
  • Умение соотносить свои действия с планируемым результатом

Коммуникативные УУД

  • Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
  • Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.
  • Владение устной и письменной речью.

Познавательные УУД

  • Способность преобразовывать информацию;
  • Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

Основные понятия:  Живопись, жанр, основная мысль

Межпредметные связи:  Литература, , культура речи,

Ресурсы:  Презентация по теме, раздаточный материал

Организация пространства:  Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Добрый день, ребята! На ваших партах лежат по 3 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

(слайд 1)

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

-Сегодня у нас с вами урок развития речи.

А чему мы должны научиться на таких уроках?

Давайте определимся с темой, для этого вспомним типы текста. (Повествование, описание, рассуждение)

- Рассуждение. Что это? В этом мы и должны разобраться на сегодняшнем уроке.

-Рассмотрим, из каких элементов состоит текст -рассуждение

Формулирование темы и задач урока.

-Составлять текст.

-Как писать сочинение?

Анализируют, слушают, воспринимают информацию

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного.

III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации.

А как конкретно будет звучать тема сочинения-рассуждения вы попробуете определить по пословицам и поговоркам.

Что объединяет все эти высказывания? Сформулируйте тему сочинения –рассуждения и запишите в тетрадь.

Обратимся к словарю и узнаем лексическое значение слова «любовь».

Какая группа быстрее это сделает?

В поэтически светлых выражениях рисует народ образ матери как источник добра, радости и счастья детей. «При солнышке тепло, при матери добро». Народная мудрость сравнивает материнскую радость с весенним расцветом природы. «Птицы радуются весне, а мать — детям»,— говорит пословица. Подобно такому же весеннему расцвету в природе с рождением ребенка обновляются, растут и крепнут физические и духовные силы матери. Рождение ребенка — это весна в жизни матери. Как лес весной оглашается пением птиц, так счастье поет в груди матери, так широко и любовно на все отзывается материнское сердце. С кем как не с мамой можно посоветоваться по поводу временных неурядиц и серьезных трудностей? Только она всегда выслушает и поймет без вопросов, не станет осуждать за ошибки и промахи, которые удалось совершить.Пословицы народов России о материнской любви подчеркивают постоянство и красоту этого подлинного чувства.

-Выберите и запишите одну пословицу, которая, на ваш взгляд, отражает тему нашего урока.

-Американскому писателю и общественному деятелю по имени Теодор Драйзер принадлежит следующая фраза: “Материнская любовь всесильна и бескорыстна. Она ни от чего не зависит»

Согласны ли вы с этими словами?

Сегодня мы с вами подберем лексический материал по теме «Материнская любовь»

Читают пословицы и поговорки(по группам)

-материнская любовь

-Что такое материнская любовь?

Работают со словарем(находят и читают значение слова«любовь»)

Выбирают и записывают пословицу в тетрадь.

Анализируют план сочинения

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

IV. Открытие нового знания.

- Послушайте, пожалуйста, притчу и постарайтесь запомнить ответы на вопросы ребенка. Закончите последнюю фразу этой притчи.

-Подчеркните слова и словосочетания, в которых говорится о любви мамы к своему ребенку.

-Как заботиться мама о своем ребенке?

Ученики  читают притчу по ролям, остальные слушают, анализируют

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
- Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
Затем ребенок спросил:
- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
- Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
- Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его... (Мама)

-Мама думает и переживает за своего ребенка. Она всегда поддержит в трудную минуту и даст необходимый совет, подскажет, как лучше поступить в той или иной ситуации. Мама дарит тепло и радость, дает силы преодолеть любые трудности, потому что всегда верит в своего ребенка. Она всегда защитит, даже рискуя своей жизнью. Мама-это счастье.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4.Актуализируют ранее полученные знания

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание 2.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5.Применяют полученные ранее знания на практике.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

2.Самостоятельно выбирать информацию

V.Физминутка.

А теперь немного отдохнем

Выполняют гимнастику.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

VI. Обобщение и систематизация знаний:

индивидуальное задание, работа вгруппах.

Работа в группах    (Прием «Таблица-синтез»). Облако слов

-Используя свои записи, притчу, свой жизненный опыт, выполните задания:

1 группа:Подберите как можно больше прилагательных-определений к понятию материнская любовь.

2 группа: Подберите глаголы, которые говорят о роли матери в жизни ребенка

3 группа: Подберите синонимы к словосочетанию «материнская любовь»

-Заполните одну графу в таблице

-Проверьте себя по слайду

Работа по карточкам

-Продолжите предложения:

Материнская любовь-это…(какое?) чувство.

Оно проявляется в …

Мама никогда не…

Мама всегда…, потому что

Любовь матери к ребенку похожа на …,

Работают в группах

Делают сообщение(презентацию)

Заполняют таблицу, проверяют написанное,  дополняют

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

VII.Рефлексия

-А теперь представьте понятие «любовь матери» в виде рисунка и объясните свой выбор.(один рисунок на группу)

"Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери,тем радостнее и светлее жизнь. "  З. Воскресенская(детская писательница)

-Берегите, цените и любите своих мам.

- А теперь подведем итог нашей работы.

- Какую цель ставили на урок?

- Добились мы поставленной цели?

- Оцените свою работу на уроке.

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки.

Выполняют задание, делают сообщение

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

VIII.Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Что такое материнская любовь?»

Записывают домашнее задание.

Познавательные УУД:

Осуществляют актуализацию в соответствии с уровнем усвоения

Коммуникативные УУД:

Работают дома в соответствии с памяткой и планом

Регулятивные УУД:

1.Планируют свои действия в соответствии с самооценкой

2.Осуществляют самооценку по содержанию написанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока развития речи: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Рассказ "Наташина высота" (по О. Коротцеву). Тип урока: повторение материала, работа над содержанием....

Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"

Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться  учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева....

Технологическая карта урока "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов". 5 класс

Данный методический материал предназначен для учителей биологии, работающих по УМК «Сферы». Разработка представлена в виде технологической карты с описанием видов деятельности учителя и ученика.Урок о...

Технологическая карта урока информатики «Что такое алгоритм» 6 класс

Урок по теме "Что ткое алгоритм" разработан для учащихся 6 класс, обучаюихся по учебнику Информатика. Учебник для 6 класса. Босова Л.Л.  Это первый урок в разде...

Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса

Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...