технологическая карта урока по теме "Что такое фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием фразеологизмы, учатся различать свободные словосочетания и устойчивые, синтаксически неделимые сочетания слов, находить фразеологизмы в предложении, определять их синтаксическую роль. Данный материал позволяет расширить словарный запас учащихся, обогатить его, а также прививает любовь к родному языку и вызывает интерес к его изучению. Обычно уроки по данной теме интересны учащимся, поскольку позволяют посмотреть на изучение русского языка с другой стороны, ведь употребление фразеологизмов в речи делает её более яркой, эмоциональной, раскрывает смысл многих выражений неожиданным образом. Создание рисунков, иллюстрирующих устойчивые выражения, развивает творческие способности учащихся, их фантазию и воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_chto_takoe_frazeologizmy.docx | 29.37 КБ |
prezentatsiya_chto_takoe_frazeologizmy.pptx | 66.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс | 6 |
Предмет | русский язык |
Тема | Что такое фразеологизмы |
Планируемые результаты урока | Предметные: знают определение фразелогизмов, синтаксическую функцию фразеологизмов в предложении; отличают фразеологизмы от свободных сочетаний слов Метапредметные:
|
Деятельностные приёмы и формы работы, методы, используемые на занятии | Формы – фронтальная, парная, групповая, индивидуальная; приёмы – коммуникативная задача, «Отсроченная отгадка», «Четвёртое лишнее», синквейн, методы активного чтения (инсерт), поиск ответа на поставленный в первой части урока вопрос. |
Образовательные ресурсы | учебник «Русский язык. 6 класс.» В 2 ч. Авторы: Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова. (1-я часть) |
Оборудование | Ноутбук, мультимедийный проектор, экран |
Этапы урока (от мотивационного до рефлексивного: рефлексия способов деятельности | Деятельность учителя и учащихся |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Все расселись по местам? |
| Приём «Отсроченная отгадка» - Англичане говорят о таком человеке, что он занят, как пчела, французы – он стреляет из четырёх ружей. А знаете ли вы, как в этом случае говорят русские? Учащиеся готовятся к работе, дают ответы, предлагают различные варианты. - Ответ на этот вопрос мы сегодня и постараемся выяснить в течение урока. |
2.Этап актуализации знаний | Вопросы: Приём «Четвёртое лишнее».
|
3.Этап выявления места и причины затруднения. Целеполагание, постановка проблемы. | - Все ли словосочетания выписали верно? Что вызвало затруднения? Почему? Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают предположения. -Такие словосочетания называются фразеологизмами. Сформулируйте цель нашего урока. Учащиеся формулируют цель (узнать, что такое фразеологизмы, научиться находить их в тексте), определяют проблему (как отличать свободные словосочетания от фразеологизмов) |
4. Этап поиска путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений. | Учитель выдвигает коммуникативную задачу.(слайд 2) Учащиеся внимательно слушают, анализируя задание, строят речевое высказывание, аргументируют свой ответ. - В каком значении употребляли выражение потерять голову мама и Лёлька? Каким членом предложения будет это словосочетание – одним или разными? Учащиеся приходят к выводу, что выражение потерять голову – фразеологизм, т.к. употреблено не в прямом, а в переносном значении, и является одним членом предложения. - Откройте стр.106-107 учебника. Прочитайте материал параграфа, пользуясь значками «v», «+», « - », «?», отметьте их на полях. Учащиеся на основании материала §17 стр.106-107 учебника подтверждают правильность выводов, приводят примеры. |
Физкультминутка | - Ну-ка, встали, потянулись |
5.Первичное закрепление | - Определите, в каких предложениях есть фразеологизмы, а в каких – свободные словосочетания. Подчеркните словосочетания и фразеологизмы как члены предложения. (слайд 3) Учащиеся выполняют задание, строят речевое высказывание, работают в парах. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств её достижения. Проверка по образцу. |
6. Самостоятель-ная работа с использованием полученных знаний. | 1) - К каждому толкованию подберите фразеологизм. Составьте с 2-3 фразеологизмами предложения. Определите синтаксическую роль фразеологизмов. (слайд 4) Учащиеся работают индивидуально, выполняют задание в соответствии с поставленной задачей. Проверяют работу, сравнивают с эталоном. |
7.Объяснение домашнего задания. | - Домашнее задание на выбор (дифференцированное): нарисовать картинку к любому фразеологизму или выписать из фразеологического словаря 5 фразеологизмов с одним словом (рука, нога, голова и др.) Учащиеся записывают задание, учитель отвечает на возникающие вопросы. |
8. Рефлексия. | - Как вы считаете, добились мы поставленной в начале урока цели? Приём «Синквейн». - Составьте синквейн по теме урока. Учащиеся анализируют свою работу на уроке, оценивают себя с помощью «Листа самооценки», формулируют высказывания. |
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием фразеологизмы, учатся различать свободные словосочетания и устойчивые, синтаксически неделимые сочетания слов, находить фразеологизмы в предложении, определять их синтаксическую роль. Данный материал позволяет расширить словарный запас учащихся, обогатить его, а также прививает любовь к родному языку и вызывает интерес к его изучению. Обычно уроки по данной теме интересны учащимся, поскольку позволяют посмотреть на изучение русского языка с другой стороны, ведь употребление фразеологизмов в речи делает её более яркой, эмоциональной, раскрывает смысл многих выражений неожиданным образом. Создание рисунков, иллюстрирующих устойчивые выражения, развивает творческие способности учащихся, их фантазию и воображение.
Пояснительная записка
Работа представлена по гуманитарному направлению, тема урока «Что такое фразеологизмы». Материал изучается в 6 общеобразовательном классе. В работе используется программа, разработанная в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, а также с учетом примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования (fgosreestr.ru), содержания учебника «Русский язык. 6 класс.» В 2 ч. Авторы: Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова. Урок проводится в рамках раздела «Фразеология», на изучение которого отводится 9 часов (6,5 ч в неделю).
Сценарий урока
Тип – ввод новых знаний с опорой на изученный ранее материал
2.Этап актуализации знаний
«Четвёртое лишнее».
– Выпишите из каждой группы словосочетаний на экране «лишнее». (Смотреть по сторонам, смотреть в оба, смотреть направо, смотреть за младшими; ломать голову, ломать ветку, ломать ногти, ломать каблук; точить карандаши, точить нож, точить лясы, точить коньки; от корки до корки, от стены до стены, от берега до берега, от конца до конца ).
Ответ: смотреть в оба, ломать голову, точить лясы, от корки до корки
4. Этап поиска путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений.
Коммуникативная задача.
- Прочитайте текст и объясните, какой смысл вкладывает в высказывание каждый из говорящих. «В последние дни мама говорит, что с этой командировкой она прямо голову потеряла. Лёлька не поняла и удивилась: «Как же ты, мама, потеряла голову, если она тут?» (Н.Дубов)
5.Первичное закрепление
- Определите, в каких предложениях есть фразеологизмы, а в каких – свободные словосочетания. Подчеркните словосочетания и фразеологизмы как члены предложения.
1)Орнитолог из засады считал пролетавших ворон. – Сейчас, когда ему нужны были знания, он ругал себя за то, что на уроках считал ворон.
2)Во время летних каникул бабушка кормила внука сытными завтраками, а потом он уходил на целый день к реке. – Поручение он никак не мог выполнить, всё откладывал, а начальство кормил завтраками.
Ответ: 1)считал (сказуемое) ворон (дополнение) –считал ворон (сказуемое)
2)кормила (сказуемое) завтраками (дополнение) –кормил завтраками (сказуемое)
6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.
1)- К каждому толкованию подберите фразеологизм. Составьте с 2-3 фразеологизмами предложения. Определите синтаксическую роль фразеологизмов.
Документ, не имеющий никакой силы; много получать, зарабатывать, наживать; низкого роста человек; опытный человек, которого трудно обмануть; падающий снег; умышленно запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху (Для справок: мутить воду, филькина грамота, от горшка два вершка, белые мухи, грести лопатой, тёртый калач)
Предложения выборочно зачитываются.
2) Творческая работа в группах.
- Составьте небольшой текст, используя приведённые фразеологизмы.
1-я группа – ни свет ни заря, засучив рукава, валиться с ног, не покладая рук;
2-я группа – денег куры не клюют, кот наплакал, как сыр в масле, хоть шаром покати;
3-я группа – бить баклуши, гонять лодыря, ни сном ни духом, сгореть со стыда.
8. Итоги урока, рефлексия.
Вывод: сегодня мы только начали изучение фразеологизмов, но вы уже смогли убедиться, что их использование в речи делает её намного ярче, выразительнее, и , кроме того, мы увидели, что не только в русском языке употребляются высказывания, которые украшают язык, привлекают к нему внимание и неподдельный интерес. Надеюсь, теперь вы чаще станете употреблять фразеологизмы в живой разговорной речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Четвёртое лишнее». – Выпишите из каждой группы словосочетаний на экране «лишнее». Смотреть по сторонам, смотреть в оба, смотреть направо , смотреть за младшими ; ломать голову, ломать ветку, ломать ногти, ломать каблук; точить карандаши, точить нож, точить лясы, точить коньки; от корки до корки, от стены до стены, от берега до берега, от конца до конца .
Коммуникативная задача . Прочитайте текст и объясните, какой смысл вкладывает в высказывание каждый из говорящих. « В последние дни мама говорит, что с этой командировкой она прямо голову потеряла. Лёлька не поняла и удивилась: «Как же ты, мама, потеряла голову, если она тут?» (Н.Дубов)
Определите, в каких предложениях есть фразеологизмы, а в каких – свободные словосочетания. Подчеркните словосочетания и фразеологизмы как члены предложения. 1)Орнитолог из засады считал пролетавших ворон. – Сейчас, когда ему нужны были знания, он ругал себя за то, что на уроках считал ворон . 2)Во время летних каникул бабушка кормила внука сытными завтраками , а потом он уходил на целый день к реке. – Поручение он никак не мог выполнить, всё откладывал, а начальство кормил завтраками.
К каждому толкованию подберите фразеологизм. Составьте с 2-3 фразеологизмами предложения . Определите синтаксическую роль фразеологизмов. Документ , не имеющий никакой силы; много получать, зарабатывать, наживать; низкого роста человек; опытный человек, которого трудно обмануть; падающий снег; умышленно запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху ( Для справок : мутить воду, филькина грамота, от горшка два вершка, белые мухи, грести лопатой, тёртый калач )
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фразеологизмы 6 класс (технологическая карта урока)
Представлен вариант технологической карты урока с учётом требований ФГОС. Урок разделён на этапы, также дано подробное описание УУД на каждом из периодов урока. Цель урока: формирование представлен...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе. Фразеологизмы.
технологическая карта урока русского языка в 6 классе: фразеологизмы...
технологическая карта урока по русскому языку "Фразеологизмы"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАПредмет _русский язык_____ Класс__5а_____________________Урок № ___1______________ ...
Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"
Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...
Технологическая карта урока информатики «Что такое алгоритм» 6 класс
Урок по теме "Что ткое алгоритм" разработан для учащихся 6 класс, обучаюихся по учебнику Информатика. Учебник для 6 класса. Босова Л.Л. Это первый урок в разде...