«Способы решения логарифмических уравнений».
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

План конспект и презентация к двум урокам алгебры в 10 классе. на этих уроках ребята знакомятся с 9 способами решения логарифмических уравнений и закрепляют их в решении различных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc208 КБ
Файл prezentatsiya.pptx447.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:    «Способы решения логарифмических уравнений».

ФИО

Плотникова Татьяна Владимировна

Место работы

МБОУ «СОШ №1 г.Суздаля»

Должность

Учитель математики

Предмет

Алгебра и начала математического анализа

Класс

10

Тема урока

«Способы решения логарифмических уравнений», 2 часа

Базовый учебник

Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др. / М. Просвещение 2014

Цель  урока: повторить знания учащихся о логарифме числа, его свойствах; изучить способы решения логарифмических уравнений и закрепить их при выполнении упражнений.

Задачи:

- обучающие: повторить определение и основные свойства логарифмов, уметь применять их в вычислении логарифмов, в решении логарифмических уравнений;

-развивающие: формировать умение решать логарифмические уравнения;

-воспитательные: воспитывать настойчивость, самостоятельность; прививать интерес к предмету

Тип урока:  урок изучения нового материала.  

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Структура и ход  урока:

  1. Организационный момент.

Учитель.

- Здравствуйте, садитесь!        Сегодня тема нашего урока «Решение логарифмических уравнений», на котором мы познакомимся со способами их решения, используя определение и свойства логарифмов. (слайд № 1)

  1. Устная работа.

Закрепление понятия логарифма, повторение его основных свойств и свойств логарифмической функции:

1. Разминка по теории:

 1. Дайте определение логарифма. (слайд № 2)

 2. От любого ли числа можно найти логарифм?

 3. Какое число может стоять в основании логарифма?

 4.  Функция y=log0,8 x является возрастающей или убывающей?Почему?

 5.  Какие значения может принимать логарифмическая функция?

 6. Какие логарифмы называют десятичными, натуральными?

7. Назовите основные свойства логарифмов. (слайд № 3)

8. Можно ли перейти от одного основания логарифма к другому? Как это сделать? (слайд № 4)

2. Работа по карточка(3-4 ученика):

Карточка №1:  Вычислить: а) log64 + log69 =

                                               б) log1/336 – log1/312 =

                            Решить уравнение: log5х = 4 log53 – 1/3 log527

Карточка №2:  

                           Вычислить: а) log211 – log244 =

                                                б) log1/64 + log1/69 =

                          Решить уравнение: log7х = 2 log75 + 1/2 log736 – 1/3 log7125.

Фронтальный опрос класса (устные упражнения)

 Вычислить: (слайд № 5)

  1. log216
  2. lоg3 √3
  3. log71  
  4. log5 (1/625)
  5. log211  - log 244
  1. log814 + log 832/7
  2. log35  ∙ log53
  3. 5 log5 49 
  4. 8 lоg 85 - 1
  5. 25 –log 510 

Сравнить числа: (слайд № 6)

  1. log½ е и log½π;
  2. log2 √5/2 и log2√3/2.

Выяснить  знак выражения log0,83 · log62/3. (слайд № 7)

  1. Проверка домашнего задания:

На дом были задания следующие упражнения: №327(неч.), 331(неч.), 333(2) и 390(6). Проверить ответы к данным заданиям и ответить на вопросы учащихся.

  1. Изучение нового материала:

Определение: Уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма, называется логарифмическим.

Простейшим примером логарифмического уравнения служит уравнение
 log
a х =с (а > 0, а≠ 1)
Способы решения логарифмических уравнений: (слайд № 8)

  1. Решение уравнений на основании определения логарифма. (слайд № 9)

loga х = с (а > 0, а≠ 1) имеет решение  х = ас.

На основе определения логарифма решаются уравнения, в которых:

  • по данным основаниям и числу определяется логарифм,
  • по данному логарифму и основанию определяется  число,
  • по данному числу и логарифму определяется основание.

Примеры:

log2 128= х,         log16х = ¾,                 logх 27= 3,

2х= 128,               х =16 ¾   ,                   х3 =27,

2х = 27,                 х =2 3  ,                       х3 = 33   ,

х =7  .                   х = 8.                          х =3.

С классом решить следующие уравнения:

а) log7(3х-1)=2 (ответ: х=3 1/3)

б) log2(7-8х)=2 (ответ: х=3/8).

  1. Метод потенцирования. (слайд № 10)

Под потенцированием понимается переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству, не содержащему их т.е.

 loga f(х) = loga g(х), то f(х) = g(х), при условии, что f(х)>0, g(х)>0 , а > 0, а≠ 1.

Пример:

Решите уравнение   =

ОДЗ:

3х-1>0;                     х>1/3

6х+8>0.

3х-1=6х+8

-3х=9

х=-3

-3 >1/3 - неверно

Ответ: решений нет.

С классом решить следующее уравнение:

lg(х2-2) = lg х (ответ: х=2)

  1. Уравнения, решаемые с помощью применения основного логарифмического тождества. (слайд №11)

Пример:

Решите уравнение  =log2(6-х)

ОДЗ:

6-х>0;

х>0;

х≠1;

log2х2>0;

х2>0.

Решение системы: (0;1)Ụ (1;6).

 = log2(6-х)

х2 = 6-х

х2+х-6=0

х=-3 не принадлежит ОДЗ.

х=2 принадлежит ОДЗ.

Ответ: х=2

 С классом решить следующее уравнение:

 =  (ответ: х=1)

  1. Метод приведения логарифмов к одному и тому же основанию. (слайд № 12)

Пример:

Решите уравнение  log16х+ log4х+ log2х=7

ОДЗ: х>0

¼ log2х+½ log2х+ log2х=7

7/4 log2х=7

log2х=4

х=16 – принадлежит ОДЗ.

Ответ: х=16.

С классом решить следующее уравнение:

 +  =3 (ответ: х=5/3)

  1. Уравнения, решаемые с помощью применения свойств логарифма. (слайд № 13)

Пример:

Решите уравнение  log2 (х +1)  -  log2 (х -2 ) = 2.

ОДЗ:

х+1>0;

х-2>0.         х>1.

Воспользуемся формулой преобразования разности логарифмов логарифм частного, получаем   log2 = 2, откуда следует  = 4.

Решив последнее уравнение, находим х = 3, 3>1 - верно

Ответ: х = 3.

С классом решить следующие уравнения:

а)log5  (х +1) + log5 (х +5) = 1 (ответ: х=0).

б)log9( 37-12х ) log7-2х 3   =  1,

37-12х >0,                 х< 37/12,

7-2х >0,                     х< 7/2,                     х< 7/2,  

7-2х≠ 1;                     х≠ 3;                         х≠ 3;

       log9( 37-12х ) / log3 (7-2х )  =  1,

       ½ log3( 37-12х ) = log3 (7-2х ) ,

        log3( 37-12х ) = log3 (7-2х )2 ,

        37-12х= 49 -28х +4х2  ,

        4х2-16х +12 =0,

         х2-4х +3 =0,   Д=19,   х1=1,   х2=3,  3 –посторонний корень .

Ответ: х=1 корень уравнения.

    в) lg(х2-6х+9) - 2lg(х - 7) = lg9.

 (х2-6х+9) >0,     х≠ 3,

 х-7 >0;               х  >7;             х  >7.

        lg ((х-3)/(х-7))2 = lg9

((х-3)/(х-7))2    = 9,

(х-3)/(х-7) = 3,                                 (х-3)/(х-7)= - 3 ,

х- 3 = 3х -21 ,                                    х -3 =- 3х +21,

х =9.                                                       х=6 -   посторонний корень.

Проверка показывает 9 корень уравнения.              

  Ответ : 9

  1. Уравнения, решаемые введением новой переменной. (слайд № 14) 

 Пример:

Решите уравнение    lg2х - 6lgх+5 = 0.

ОДЗ: х>0.

Пусть lgх = р, тогда р2-6р+5=0.

р1=1, р2=5.

Возвращаемся к замене:

lgх = 1,                                                 lgх =5

х=10, 10>0 – верно                              х=100000, 100000>0 – верно

Ответ: 10, 100000

С классом решить следующее уравнение:

   log62 х  + log6 х  +14 = (√16 – х2)2 +х2,

      16 – х2  ≥0  ;      - 4≤ х ≤ 4;

       х >0 ,                    х >0,                О.Д.З. [ 0,4).    

    log62 х  + log6 х  +14 = 16 – х2 +х2,        

      log62 х  + log6 х  -2 = 0

      заменим log6 х  = t

   t 2 + t -2 =0 ;        D = 9 ;      t1 =1 ,  t2 = -2.

 log6 х = 1 , х = 6  посторонний корень .

 log6 х = -2, х = 1/36 , проверка показывает  1/36 является корнем .

                                                Ответ : 1/36.

  1. Уравнения, решаемые с помощью разложения на множители. (слайд № 15)

Пример:

Решите уравнение log4(2х-1)∙ log4х=2 log4(2х-1)

ОДЗ:

 2х-1>0;

  х >0.      х>½.

log4(2х-1)∙ log4х - 2 log4(2х-1)=0

log4(2х-1)∙(log4х-2)=0

log4(2х-1)=0    или    log4х-2=0

2х-1=1                        log4х = 2

х=1                             х=16

1;16 – принадлежат ОДЗ

Ответ: 1;16

С классом решить следующее уравнение:

log3х ∙log3(3х-2)= log3(3х-2) (ответ: х=1)

  1. Метод логарифмирования обеих частей уравнения. (слайд № 16)

Пример:

Решите уравнения                    

                     

Прологарифмируем обе части  уравнения  по основанию 3.

Получим      log3                     =  log3 (3х)

                                               .

получаем :    log3 х2 log3 х   =  log3 (3х),

                      2log3 х log3 х   =  log3 3+ log3 х,

                      2 log32 х    =  log3 х +1,

                      2 log32 х   -  log3 х -1=0,

заменим log3 х  = р ,     х >0

  2 р 2 + р -2 =0 ;     D = 9 ;   р1 =1 ,  р2 = -1/2

 log3 х  = 1 ,  х=3,

log3 х  = -1/ 2 , х= 1/√3.                      

Ответ: 3 ;  1/√3

С классом решить следующее уравнение:

    log2 х  - 1                      

х             =   64 (ответ:  х=8 ; х=1/4)

  1. Функционально – графический метод. (слайд № 17)

Пример:

Решите уравнения:   log3 х = 12-х.

Так как функция у= log3 х возрастающая , а функция у =12-х убывающая на (0; + ∞ ) то заданное уравнение на этом интервале имеет один корень.

Построим в одной системе координат графики двух функций: у= log3 х и  у =12-х.

При  х=10  заданное уравнение обращается в верное числовое равенство 1=1. Ответ х=10.

С классом решить следующее уравнение:

1-√х =ln х (ответ : х=1).

  1. Подведение итогов, рефлексия (раздать кружочки, на которых ребята отмечают свое настроение рисунком). (слайд № 18,19)

Определить метод решения уравнения:

  1. Домашнее задание: 340(1), 393(1), 395(1,3), 1357(1,2), 337(1), 338(1), 339(1)

Литература

  1. Рязановский, А.Р. Математика. 5 – 11 кл.: Дополнительные материалы  к уроку математики/ А.Р.Рязановский, Е.А.Зайцев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2002
  2. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». 1997. № 1, 10, 46, 48; 1998. № 8, 16, 17, 20, 21, 47.
  3. Скоркина, Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. Для средних и старших классов/ Н.М. Скоркина.  – Волгоград: Учитель, 2004
  4. Зив, Б.Г., Гольдич,В.А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса./Б.Г.Зив, В.А.Гольдич. – 3-е изд., исправленное. – СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2004
  5. Алгебра и начала анализа: математика для техникумов/под ред. Г.Н.Яковлева.-М.: Наука, 1987


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы решения логарифмических уравнений Учитель математики: Плотникова Т.В. МБОУ «СОШ №1 г.Суздаля»

Слайд 2

Определение Логарифмом положительного числа b по основанию a , где a >0, а≠1 , называется такой показатель степени с , в которую надо возвести a , чтобы получить b .

Слайд 3

Свойства логарифмов log a 1 = 0 log a a = 1 log a (x y)= log a x + log a y 3

Слайд 4

Формулы перехода к другому основанию 4

Слайд 5

Вычислите: 5

Слайд 6

Сравните 6

Слайд 7

7 Определите знак числа:

Слайд 8

Основные методы решения логарифмических уравнений

Слайд 9

1. Использование определения логарифма l og 2 128= х log х 27= 3 Решим следующие уравнения: а) log 7 (3х-1)=2 б) log 2 (7-8х)=2 9

Слайд 10

2. Метод потенцирования Решим следующее уравнение: lg (х 2 -2) = lg х 10 2

Слайд 11

11 3. Уравнения, решаемые с помощью применения основного логарифмического тождества Решим следующее уравнение: 1

Слайд 12

12 4 . Метод приведения логарифмов к одному и тому же основанию log 16 х + log 4 х + log 2 х=7 Решим следующее уравнение:

Слайд 13

13 5. Уравнения, решаемые с помощью применения свойств логарифма log 2 (х +1) - log 2 (х -2 ) = 2 Решим следующие уравнения: а) l og 5 (х +1) + log 5 (х +5) = 1 б)log 9 ( 37-12х ) log 7-2х 3 = 1 в) lg(х 2 -6х+9) - 2lg(х - 7) = lg9 0 1 9

Слайд 14

6. Уравнения, решаемые введением новой переменной l g 2 х - 6lgх +5 = 0 Решим следующие уравнения: log 6 2 х + log 6 х +14 = (√16 – х 2 ) 2 +х 2 14

Слайд 15

15 7. Уравнения, решаемые с помощью разложения на множители log 4 (2х-1)∙ log 4 х =2 log 4 (2х-1 ) Решим следующие уравнения: log 3 х ∙ log 3 (3х-2 )= log 3 (3х-2) 1

Слайд 16

8. Метод логарифмирования Решим следующее уравнение: 16

Слайд 17

9. Функционально – графический метод log 3 х = 12-х Решим следующее уравнение: 17 1

Слайд 18

Определить метод решения уравнения: Уравнение: Метод решения по определению логарифма переход к другому основанию разложение на множители потенцирование введение новой переменной переход к другому основанию использование свойств логарифма логарифмирование графический 18

Слайд 19

Да! И кто придумал эти логарифмические уравнения! У меня всё получается!!! Надо решить ещё пару примеров?! Рефлексия 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные способы решения логарифмических уравнений

Карточка-инструктор по теме: "Различные способы решения логарифмических уравнений"...

Опорный конспект по теме "Способы решения логарифмических уравнений"

Опорный конспект "Способы решения логарифмических уравнений"...

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений

Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...

Конспект обобщающего урока "Логарифмическая функция. Методы решения логарифмических уравнений", алгебра 11 класс.

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием индивидуальной, фронтальной, коллективной форм работы. Используются разноуровневые задания.Урок позволяет создать условия для развития творчески...

«Логарифмические уравнения. Способы решения логарифмических уравнений»

В  презентации рассматриваются свойства логарифмов.  Методы решения логарифмических уравнений.  Тест на решение уравнений....

Элективный курс "Различные способы решения логарифмических уравнений и неравенств"

Представлена разработка элективного курса "Различные способы решения логарифмических уравнений и неравенств"....