Конспект урока по геометрии на II курсе: "Объем цилиндра"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Данный урок является одним из уроков, отведенных на втором курсе на повторение курса геометрии и подготовке к ЕГЭ .Урок проводится в форме "проектной организации" Студенты делятся на три подгруппы: "Проектный отдел" - проектирует построение колодца в виде цилиндра и высчитывает общий расход воды на даче за сезон. "Отдел монтажно - транспортников" - расчет строительного материала и привоз его на дачу и "Экономический отдел" - все расчеты на построениие , закупку материала и на облагораживанию территории и на покупку и привоз необходимой воды за сезон . Данный урок способствует формированию умении применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую жизненную ситуацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geometrii_na_ii_kurse_po_teme_obem_tsilindra.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок геометрии на II-курсе (урок повторения – подготовка к ЕГЭ)
Объем цилиндра
Цель: совершенствовать навыки решения задач на нахождение объемов фигур
вращения, площади поверхности, показать межпредметные связи.
Задачи:
-способствовать актуализации полученных знаний по теме;
-способствовать развитию умений переносить знания в нестандартную ситуацию;
-совершенствовать информационную компетенцию через анализ данных задачи и построение алгоритма решения;
-развивать компетенцию самоменеджмента через планирование деятельности на основе комбинирования алгоритмов решения опорных задач;
-создать условия для воспитания коммуникативных навыков через организацию работы в микрогруппах.
Оборудование: проектор, экран, ПК, электронные презентации, карточки-задания для работы в микрогруппах, карточки учета знаний, значки рефлексии.
Формы и методы работы: работа в малых группах, индивидуальная, фронтальная; коллективное обсуждение, анализ, сравнение, работа с презентациями, работа с таблицами, тестами.
Ход урока.
- Организационный момент.
1) Проверка готовности к уроку обучающихся: наличие учебников,
рабочих тетрадей, выполнение домашней работы.
2) Проверка готовности ТСО (экран, проектор, ПК, презентации, карточки, таблицы)
3) Распределение по микро группам (на усмотрение учителя).
- Объявление темы урока, целеполагание, мотивация.
- Учитель: данный урок – продолжение серии уроков по решению задач, связанных с фигурами вращения. Имея навыки работы с опорными задачами, необходимо научиться решать комбинационные задачи, применяя уже полученные знания в нестандартных ситуациях.
- Вам предстоит проверить свои знания в деловой игре. Так как урок у нас не совсем обычный, то и сидите вы не так как обычно.
- У каждого из вас есть сертификат участника проекта. Вы его будете заполнять в течение всего урока, по мере выполнения заданий.
- Заполняем из расчета: 1 верно выполненное задание – 1 балл.
- Предусмотрено получение 2-х дополнительных баллов по рекомендации учеников или учителя.
2. Обучающиеся формулируют задачи, решение которых должно привести к достижению поставленной цели:
- актуализировать уже изученный теоретический материал;
- вспомнить основные типы опорных задач;
- повторить основные методы решения опорных задач;
- разработать алгоритм использования опорных задач для решения поставленной проблемы;
- использовать правила работы в микрогруппах для интенсификации учебной деятельности.
- Актуализация и коррекция опорных знаний.
Мы – проектный институт. Поступил заказ на расчет и постройку некоторого объекта на даче. Задание непростое, но интересное. Оно содержит несколько взаимосвязанных задач. Чтобы завоевать право на участие в проекте, необходимо выиграть тендер, в ходе которого вы узнаете название проекта.
Для достижения результата делимся на три отдела:
проектный,
монтажно-транспортный,
экономический (раздать таблички с названием отдела).
Выбирается координатор отдела, который будет согласовывать работу своего отдела и осуществлять связи с другими отделами.
Индивидуальные тесты находятся на столе у учащихся. Решение можно выполнять в рабочих тетрадях. Результаты вносить в сертификат, который в конце урока сдать на проверку.
1) проверка знания основных понятий по теме: презентация «Колодец» (индивидуальное тестирование с самопроверкой, заполнить строку таблицы, 1 задание – 1 балл)
2) фронтальная письменная работа: опорные задачи по теме «Цилиндр» (заполнить строку таблицы, 1 задание – 1 балл).
Тест «Цилиндр»
№ | Вопрос | ответ |
1 | Цилиндр можно получить, если вращать … вокруг одной из его сторон | |
2 | Прямая, проходящая через центры оснований цилиндра | |
3 | Площадь основания цилиндра | |
4 | Площадь боковой поверхности цилиндра | |
5 | Площадь полной поверхности цилиндра | |
6 | Площадь осевого сечения цилиндра | |
7 | Сечением цилиндра плоскостью, перпендикулярной оси, является … | |
8 | Отношение площадей боковой поверхности и осевого сечения цилиндра равно … | |
9 | У равностороннего цилиндра высота равна … | |
10 | Осевое сечение равностороннего цилиндра … | |
11 | Сколько образующих имеет цилиндр | |
12 | Объем цилиндра равен … |
Оценка деятельности на этапе: тестирование по теме «Цилиндр».
Проверка – презентация «Колодец».
Фронтальная письменная работа: опорные задачи по теме «Цилиндр». Учащиеся 2 мин выполняют тест, заносят результаты в таблицу.
- Если увеличить радиус основания цилиндра в 2 раза, то во сколько раз увеличится его объем?
А) 2 В) 3 С) 4 D) 5 Е) 6
- Высота цилиндра 2 см., радиус основания 3 см. Определить объем.
А) 18π см3 В) 1,8π см3 С) 16π см3 D) 20π см3 Е) 2π см3
- Осевое сечение цилиндра – квадрат со стороной 6 см. Найти высоту и радиус основания цилиндра.
А) 5 см и 1 см В) 4 см и 2 см С) 6 см и 6 см D) 6 cм и 3 см Е) 3 см и 6 см
Оценка деятельности на этапе: тестирование по теме «Опорные задачи для цилиндра». Результаты тестирования, представленного на экране, обсуждаются с классом.
- Применение знаний в нестандартной ситуации: деловая игра «Колодец».
Итак, продолжаем работу над проектом постройки колодца на даче. Координатор получает задание для своего отдела.
1) Самостоятельная работа в микрогруппах по решению задач.
Проектный отдел
- Необходимо вырыть новый колодец диаметром 80 см и глубиной 25 м, при этом старый колодец надо засыпать, так как воды в нем не стало. Хватит ли земли, вынутой из нового колодца для засыпки старого, если его диаметр 1м, а глубина 16 м.
- Рассчитать расход воды на участке на 3 месяца (12 недель), если каждую неделю необходимо наполнять цилиндрическую бочку для полива, которая имеет осевое сечение 2 м2 и диаметр 2 метра, а
- учесть еженедельное потребление 10 м3 воды на остальные нужды. Определить затраты семьи на воду, используемую за 1 сезон, если цена 1 м3 воды – 1000 рублей.
Экономический отдел
1. Рассчитать затраты семьи на постройку нового колодца и его декоративное оформление, если бурение 1 метра скважины, диаметром 0,8 метра стоит 500 рублей. 2. Декоративная отделка предполагает облицовку наружной части колодца цилиндрической формы высотой 1 метр плиткой, размером 0,15 х 0,15 метров, стоимостью 50 рублей каждая.
3. .Планируется также выложить от колодца до дома дорожку, шириной 1 метр плиткой размером 0,25 х 0,25 метров, стоимость которой составляет 6370 рублей.
- К декоративной отделке прибавить стоимость деревянного венца колодца в сумме 4000 рублей.
Монтажно-транспортный отдел
- Рассчитать затраты на покупку, доставку и монтаж стройматериалов, используя данные таблицы. Размер колодца: диаметр 0,8 метра, глубина 25 метров. Особенности почвы: сыпучие породы расположены до глубины 14 метров. Их необходимо укрепить железобетонными кольцами, при этом учесть декоративную отделку колодца на высоту 1 метр над уровнем земли.
Фирма | размер 1 изделия, м | стоимость 1 изделия, руб. | вместимость 1 машины, шт. | погрузка-разгрузка 1машины руб. | монтаж на месте 1 изделия, руб. | дополнительные условия |
А | 0,8х1,0 | 300 | 5 | 600 | 100 | |
Б | 0,8х1,5 | 450 | 4 | 800 | 120 | |
В | 0,8х1,2 | 400 | 5 | 500 | 110 | при заказе на сумму более 5000 руб, погрузка-разгрузка каждой 5-й машины бесплатно |
итого |
2) Представление решения задач для фронтального обсуждения
(необходимые записи и рисунки выполняются на доске):
- учитель выбирает задачу, группа выбирает ученика, который защищает ее решение;
- сравнить полученные результаты всех отделов.
Выяснить общие затраты на строительство колодца, сравнить со стоимостью привозной воды. Сделать вывод. Сертификат участника проекта оставить на столе.
V Рефлексия
1) Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
1. Сегодня на уроке я узнал(а)…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял(а) задания…
5. Я понял(а), что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал(а), что…
8. Я приобрел(а)…
9. Я научился(ась)…
10. У меня получилось…
11. Я смог(ла)…
12. Я попробую…
13. Меня удивило…
14. Урок дал мне для жизни…
15. Мне захотелось…
16. Мне очень понравилось…
2) Выставление отметок в журнал:
- оценивание учителем наиболее активных учащихся;
-учащиеся предлагают дополнительные кандидатуры для выставления отметки с обоснованием выбора, предлагают тех, кто заработал дополнительные баллы.
- Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Теория – стр.145-147, П.65 §2,
Задачи – №667 (стр.147), №745 (б,в), (стр.163)
Итоговая рефлексия: предложить учащимся прикрепить на доску значок (взять на столе у учителя), соответствующий настроению и эмоциональному состоянию на уроке.
Урок полезен, все понятно
Лишь кое-что чуть-чуть неясно
Еще придется потрудиться
Да, трудно все-таки учиться
Решения задач.
1. Тест «Цилиндр»
№ | Вопрос | ответ |
1 | Цилиндр можно получить, если вращать … вокруг одной из его сторон | прямоугольник |
2 | Прямая, проходящая через центры оснований цилиндра | ось |
3 | Площадь основания цилиндра | S = πr2 |
4 | Площадь боковой поверхности цилиндра | S=2πrh |
5 | Площадь полной поверхности цилиндра | S=2πr(h+r) |
6 | Площадь осевого сечения цилиндра | S=2rh |
7 | Сечением цилиндра плоскостью, перпендикулярной оси, является … | круг |
8 | Отношение площадей боковой поверхности и осевого сечения цилиндра равно … | π |
9 | У равностороннего цилиндра высота равна … | d |
10 | Осевое сечение равностороннего цилиндра … | квадрат |
11 | Сколько образующих имеет цилиндр | ∞ |
12 | Объем цилиндра равен … | V = πr²h |
2. Опорные задачи по теме «Цилиндр»
1. С) 4 раза
2. А) 18π см3
3. D) 6 cм и 3 см
3. Проектный отдел
1) Колодец новый. V=3,14*0,16*25=12,56 (м3)
Колодец старый. V=3,14*0,25*16=12,56 (м3)
Ответ. Хватит.
2) Расход воды. Бочка. V=3,14*1*1=3,14 (м3), т.к. S=2 м2 и d=2 м, то Н=1м.
Общий расход воды. (10+3,14)*12 нед=37,68 м3
Ответ. Стоимость за сезон. 37 680 рублей.
5. Монтажно-транспортный отдел
Необходимо не менее 15 м колец.
Фирма «А». 15*300+5*600+15*100=9000 руб
Фирма «Б». 10*450+4*800+10*120=8900 руб
Фирма «В». 13*400+4*500+13*110=8630 руб
Ответ. Фирма «В».8630 руб. 13 ж/б колец 0,8х1,2.
4. Экономический отдел
1)Декоративная отделка. Sбок=23,14*0,4*1=2,512 (м2)
1 плитка. 0,15*0,15=0,0225 (м2), в количестве 112 штук. Стоимость. 112*50=5600 руб
Стоимость плит на дорожку составляет. 6370 руб
2)Бурение скважины. 12500 руб
3)Стройматериалы 8630 руб
4)Венец из дерева. 4000 руб
Ответ. 37 100 рублей.
Стоимость покупной воды:37680 рублей
Вывод. Стоимость колодца меньше стоимости покупной воды (37 100<37 680)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по геометрии в 10 классе по теме «Расстояние от точки до плоскости»
Конспект урока по геометрии в 10 классе по теме «Расстояние от точки до плоскости»...
конспекта урока по геометрии в 11 классе по теме "цилиндр"
Урок носит развивающий характер , с использованием личностно-ориентированных форм обучения....
Открытый урок по геометрии 11 класс по теме: "Цилиндр. Конус."
Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка к ЕГЭ....
Конспект урока по теме: "Объем прямой призмы и цилиндра"
Разработка урока по решению задач с использованием ЭОР обучающей оболочки 1С: Образовательная коллекция. Стереометрия 10-11. Данный электронный образовательный ресурс используется на уроке по ре...
Конспект урока по геометрии ( Атанасян Л.С. и другие, 10-11 класс) 2 часа. Тема урока: Неправильные пирамиды
Конспект урока по геометрии ( Атанасян Л.С. и другие, 10-11 класс) 2 часа.Тема урока: Неправильные пирамидыТип урока: урок решения ключевых задач.Учебная задача: выявление фактов по теме «Неправильные...
Конспект урока по геометрии 11 класс по теме: "Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра"
Конспект урока по геометрии 11 класс по теме: "Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра"....
Конспект урока по геометрии по теме «Урок повторения и коррекции знаний по геометрии в 9 классе. Решение геометрических задач при подготовке к ОГЭ».
Цель урока: повторить теоретический материал по геометрии, продолжить работу по решению геометрических задач для подготовки к ОГЭ. Решение задач по готовым чертежам. Учащимся выдается раздат...