Разработка уроков по теме "Комплексные числа" 10 класс
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Знакомство с комплексными числами и основными операциями над ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплексные числа | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОУ – лицей «Армавирский классический лицей» Разработка уроков на тему «Комплексные числа» 10 класс Разработано: учителем математики Даниловой А.В. Армавир 2015 год |
Часть1.
Алгебра и начала анализа (8 часов)
Содержание:
- Комплексные числа в алгебраической форме и арифметические операции над ними (2 часа).
- Тригонометрическая форма записи комплексного числа(2 часа).
- Решение квадратных уравнений с отрицательным дискриминантом и комплексными коэффициентами(1 час).
- Возведение комплексного числа в степень. Извлечение квадратного корня из комплексного числа (2 часа).
- Контрольная работа (1 час).
Часть2.
Практикум по алгебре и началам анализа
(4 часа)
Содержание:
- Арифметические операции над комплексными числами, записанными в алгебраической форме(1 час).
- Решение квадратных уравнений с отрицательным дискриминантом и комплексными коэффициентами(2 час).
- Возведение комплексного числа в степень. Извлечение квадратного корня из комплексного числа (1 час).
Часть 1.
Урок 1 – 2.
Тема: «Комплексные числа в алгебраической форме и арифметические операции над ними».
Цели:
- формирование понятия «комплексные числа»;
- формирование навыков и умений выполнения арифметических операций над комплексными числами;
- развитие мышления;
- воспитание внимания и сосредоточенности.
Структура урока:
- Организационный момент (3 мин).
- Фронтальный опрос, подводящий к изучению новой темы (15мин).
- Обьяснение нового материала (35 мин).
- Практическая часть (20 мин).
- Постановка домашнего задания (3 мин).
- Подведение итогов урока.(4 мин).
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель проверяет готовность класса к уроку. Далее сообщается, что сегодня на уроке начинается изучение новой темы «Комплексные числа». Учащимся предлагается записать в тетради дату и тему урока.
- Фронтальный опрос.
Посредством фронтального опроса осуществляется активизация знаний по ранее изученному материалу.
- Какие виды чисел вы уже знаете? (Натуральные; Целые; Рациональные; Иррациональные).
- Какие числа мы называем натуральными? (Натуральные, т.е. числа, употребляемые при счете – 1,2,3,…)
- Какие числа мы называем целыми? (Целые – натуральные и им противоположные).
- Какие числа мы называем рациональными? (Рациональные – целые и дробные числа (положительные и отрицательные).
- Какие числа мы называем иррациональными? (Иррациональные – числа, которые нельзя представить в виде дроби m/n, где m – целое, n - натуральное).
Сегодня мы познакомимся еще с одним видом чисел – комплексными числами.
- Обьяснение нового материала.
Рассмотрим квадратное уравнение
. (1)
Применив к нему правило нахождения корней квадратного уравнения, получим выражение:
(2)
которые можно записать в виде
x 1,2=1± 3 i (i= - 1).
Мы не получим действительного решения, т.к. – 3 не есть действительное число. Выражения вида вида (2) называют комплексными числами.
Опр.1: Комплексным числом называется выражение
a+bi (3)
где a и b – действительные числа, а i– специальный знак, при этом:
- i’ = -1 (4)
- a + 0i = a (5)
- 0 + bi = bi (6)
- a + bi = c + di, где a, b, c, d – действительные числа, причем a = c и b = d.
Опр.2: Число 0 + bi = bi называется мнимым или чисто мнимым.
Любое действительное число a – частный случай комплексного числа. На основании (2) его можно записать в виде a=a+0i.
Например: 0=0+0i, но если a+bi=0, то a+bi=0+0i => a=b=0.
Т.о. комплексное число a+bi=0 ⬄ a=0 и b=0.’
Арифметические действия над комплексными числами.
- Сложение - (a+bi)+(c+di)=(a+c)+(b+d)i
- Разность - (a+bi)-(c+di)=(a-c)+(b-d)i
- Произведение - (a+bi)·(c+di)=ac+bci+adi-bd=(ac-bd)+(bc+ad)i
- Частное -
Например:
Замечание: из (4) следует:
i = i, i=-i, i = i i =1,
i =I, i =i, i =i i =-1,…
Примеры: Привести к виду a+bi, где a и b – действительные числа следующие комплексные числа:
Комплексные числа нередко обозначают одной буквой. Пишут:
z=a+bi
и говорят: задано комплексное число z.
Опр.3: Число a называют действительной частью z и обозначают:
Re z=a (реальный, действительный)
Число b – мнимой частью и обозначают:
Im z=b(мнимый, воображаемый).
Опр.4: Если z=a+bi есть комплексное число (a, b – действительные числа), то a-bi называют ему сопряженным числом и пишут z=a-bi.
Если b=0, то z=z. Числа z и z взаимно сопряжены друг к другу.
- Практическая часть.
Задача №1.
Даны комплексные числа
- z1=1 - i и z2=4i - 2
- z1=1 + i и z2=-6 + 4i
Найти:
- сумму z = z1+ z2 и укажите Re z, Im z.
- разность z = z1 - z2 и укажите комплексное число, которое сопряжено с z.
- произведение z = z1 · z2.
- частное z = z1/ z2
Задача №2.
Вычислить:
- (1+3i)(1-3i)-2.
- (2-i) +i(3i+4).
- i + 2/i .
- Постановка домашнего задания.
Задача №1.
Даны комплексные числа
- z1=15 -5 i и z2=1 + 2i
- z1=5 +10 i и z2=2 - i
Найти:
- сумму z = z1+ z2 и укажите Re z, Im z.
- разность z = z1 - z2 и укажите комплексное число, которое сопряжено с z.
- произведение z = z1 · z2.
- частное z = z1/ z2
Задача №2.
Вычислить:
- (5-2i)(5+2i)+1.
- (3+i) -3i(2+3i).
- i + 3/i .
- Подведение итогов урока.
Итоги урока подводятся оценкой ответов учеников.
Урок 3 – 4.
Тема: «Тригонометрическая форма записи комплексного числа».
Цели:
- формирование понятий «модуль комплексного числа», «аргумент числа z», «запись комплексных чисел в тригонометрической форме;
- формирование навыков и умений выполнения преобразования комплексных чисел, записанных в алгебраической форме, в тригонометрическую форму;
- развитие логического мышления;
- воспитание внимания, сосредоточенности и усидчивости.
Структура урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Входной контроль (опрос) (5 мин).
- Самостоятельная работа (10 мин).
- Обьяснение нового материала (40 мин).
- Практическая часть (20 мин).
- Постановка домашнего задания (2 мин).
- Подведение итогов урока.(2 мин).
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель проверяет готовность класса к уроку. Далее сообщается, что сегодня на уроке продолжается изучение темы «Комплексные числа», в частности будут изучены комплексные числа, записанные в тригонометрической форме. Учащимся предлагается записать в тетради дату и тему урока.
- Входной контроль.
Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
- Дайте определение комплексных чисел.
(Комплексным числом называется выражение a+bi,где a и b – действительные числа, а i– специальный знак, при этом:
- i’ = -1
- a + 0i = a
- 0 + bi = bi
- a + bi = c + di, где a, b, c, d – действительные числа, причем a = c и b = d.)
- Какое число мы называем мнимой частью комплексного числа?
(Число 0 + bi = bi называется мнимым или чисто мнимым.)
- В каком случае мы можем сказать, что комплексное число a+bi равно нулю?
(Комплексное число a+bi=0 ⬄ a=0 и b=0.)
- Что такое действительная и мнимая часть числа z?
(Число a называют действительной частью z и обозначают:
Re z=a (реальный, действительный)
Число b – мнимой частью и обозначают:
Im z=b(мнимый, воображаемый).
- Какое число мы называем сопряженным комплексному числу?
(Если z=a+bi есть комплексное число (a, b – действительные числа), то a-bi называют ему сопряженным числом и пишут z=a-bi.Если b=0, то z=z. Числа z и z взаимно сопряжены друг к другу.)
- Самостоятельная работа.
Вариант 1.
Даны комплексные числа
z1=-2+5 i и z2=1-4i
Найти:
- сумму z = z1+ z2 и укажите Re z, Im z.
- разность z = z1 - z2 и укажите комплексное число, которое сопряжено с z.
- произведение z = z1 · z2.
- частное z = z1/ z2
Вариант 2
Даны комплексные числа:
z1=4-9i и z2=-6+2i.
Найти:
- сумму z = z1+ z2 и укажите Re z, Im z.
- разность z = z1 - z2 и укажите комплексное число, которое сопряжено с z.
- произведение z = z1 · z2.
- частное z = z1/ z2
Вариант 3.
Даны комплексные числа
z1=5-2i и z2=-1+4i.
Найти:
- сумму z = z1+ z2 и укажите Re z, Im z.
- разность z = z1 - z2 и укажите комплексное число, которое сопряжено с z.
- произведение z = z1 · z2.
- частное z = z1/ z2
- Обьяснение нового материала.
Рассмотрим прямоугольную систему координат xOy. Комплексное число z=x+yi изображается на плоскости точкой z(x,y).
Имеет место взаимно однозначное соответствие между точками плоскости и комплексными числами, т.е. каждому действительному числу соответствует точка плоскости; двум разным комплексным числам соответствуют разные точки, и каждая точка соответствует некоторому комплексному числу.
В силу этого соответствия координатную плоскость называют еще комплексной плоскостью.
Опр.1: Введем вектор с началом в нулевой точке О и концом в А. Его длина
ρ=√ x²+y²
называется модулем комплексного числа z. Угол ϕ, образуемый вектором ОА с положительной полуосью x (отсчитываемый против часовой стрелки), называется аргументом числа z.
Опр.2: Каждое комплексное число z=x+yi имеет свой модуль ρ=׀z׀ и аргументϕ= Arg z.
Но аргумент определяется не однозначно. Если ϕ есть аргумент z, то ϕ+2kπ, где k=0,±1,±2,…тоже аргумент z, поэтому аргумент z должен удовлетворять неравенству 0≤ϕ<2kπ.
Опр.2:Аргумент z обозначают Arg z и называют главным значением аргумента z или аргументом z в приведенном виде. Любое значение аргумента z определяется по формуле:
Arg z = arg z + 2kπ,
где k одно из чисел k=0,±1,±2,…
Очевидно,
x = ρ cos ϕ, y = = ρ sinϕ,
отсюда имеем:
z = x + iy = = ρ (cos ϕ + i sinϕ). |
- Тригонометрическая форма записи комплексного числа.
- Практическая часть.
- Найдите модуль и аргумент комплексного числа:
а) z = 4 + 4i; б) z = 3 - 3i;
в) z = -√3 /2 -½i ; г) z = ½ + √3 /2 i;
д) z = (1-2i)²; е) z = (2+i)².
- Представьте данное комплексное число
a) в алгебраической форме:
z = 2 (cos π/4 + i sin π/4); z = 4 (cos π/3 + i sin π/3);
б) в тригонометрической форме:
z = 1 + √3i; z = 2 + 2i.
- Выполните действия
а) 3 (cos π/2 + i sin π/2)· (cos π/6 + i sin π/6);
б) √3 (cos π/3 + i sin π/3)·√12 (cos π/6 + i sin π/6);
в) [18 (cos 47º + i sin 47º)]:[9 (cos 17º + i sin 17º)];
г) [20 (cos 72º + i sin 72º)]:[5 (cos 12º + isin 12º)]
- Постановка домашнего задания.
Конспект, решение следующих заданий:
- Найдите модуль и аргумент комплексного числа:
а) z = 3 + 3i; б) z = 5 - 5i;
в) z = √2 /2 -½i ; г) z = ½ - √2 /2 i;
д) z = (4-3i)²; е) z = (1+2i)².
- Представьте данное комплексное число
a) в алгебраической форме:
z = 2(cos π + i sin π); z = 2 (cos π/6 + i sin π/6);
б) в тригонометрической форме:
z =- 1 -√3i; z = 1 - i.
- Выполните действия:
а) (cos π/4 + i sin π/4)·2(cos π/6 + i sin π/6);
б) √6 (cos π/3 + i sin π/3)·√3 (cos π/6 + i sin π/6);
в) [16cos 56º + i sin 56º)]:[8 (cos 4º + i sin 4º)];
г) [12 (cos 75º + i sin 75º)]:[3(cos 15º + isin 15º)
- Подведение итогов урока.
Итоги урока подводятся оценкой ответов учащихся.
Урок 5– 6.
Тема: «Решение квадратных уравнений с отрицательным дискриминантом. Возведение комплексного числа в степень».
Цели:
- формирование навыков и умений решения квадратных уравнений с отрицательным дискриминантом и комплексными коэффициентами;
- формирование навыков и умений возведения комплексного числа в степень;
- развитие логического мышления;
- воспитание внимания, сосредоточенности и усидчивости.
Структура урока:
- Организационный момент (3 мин).
- Самостоятельная работа (20 мин).
- Обьяснение нового материала (25 мин).
- Практическая часть (25мин).
- Постановка домашнего задания (4 мин).
- Подведение итогов урока.(3 мин).
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель проверяет готовность класса к уроку. Далее сообщается, что сегодня на уроке будет рассмотрено решение квадратных уравнений с отрицательным дискриминантом, а также возведение комплексного числа в степень . Учащимся предлагается записать в тетради дату и тему урока.
- Самостоятельная работа.
Вариант 1.
1) Вычислить:
1. (6+2i)(6-2i)+5;
2. 3(cos π/4 + i sin π/4)·2(cos π/6 + i sin π/6).
2) Тригонометрическая форма записи комплексного числа (формула).
Вариант 2
1) Вычислить:
1. (3+i)(3-i)-7;
2. 12(cosπ+i sin π)· (cos π/6 + i sin π/6).
2) Главный аргумент комплексного числа z и его модуль (формулы).
Вариант 3.
1) Вычислить:
1. (4+3i)(4-3i)-8;
2. 6(cos2π + i sin2π)·2(cos π/3 + i sin π/3).
2) Определение комплексного числа .
- Обьяснение нового материала.
Решение квадратных уравнений с отрицательным дискриминантом.
Рассмотрим квадратное уравнение в общем виде:
ax'+bx+c=0, (1)
где p, q – действительные числа.
- Если (D=b’-4ac)>0 , то уравнение (1) имеет 2 действительных корня
X1,2=(-b±√D)/2a.
- Если D=0 , то уравнение (1) имеет 1 действительный корень
X1,2=-b/2a.
- Если D<0 , то уравнение (1) имеет 2 комплексных корня
X1,2= =(-b±√D)/2a.
Например: Решить в комплексных числах квадратнoе уравнения:
x’+x+1=0
Решение.
D= 1-4*1*1=-3, D<0, значит уравнение имеет 2 комплексных корня, причем D=√3i .
X1,2= (-1± √3i )/2, т.е. x1= -1/2+√3i/2, x2=-1/2-√3i/2.
Ответ: x=-1/2± √3i /2.
Возведение комплексного числа в степень.
Пусть комплексноек число z задано в тригонометрической форме, т.е. z=ρ(cosϕ+i sinϕ), а n- степень, в которую возводится данное комплексное число, тогда имеет место следующее правило.
Правило : При возведении комплексного числа в степень с натуральным показателем его модуль возводится в степень с тем же показателем, а аргумент умножается на показатель степени, т.е.
(ρ(cosϕ+i sinϕ))’= ρ’(cos nϕ+i sin nϕ).
Например: Записать в алгебраической форме комплексные числа:
(5+3i)^2 =25+30i+9i^2=16+30i;
(√3+i)^3; ρ=2; z=(2(√3/2+1/2i))^3=(2(cosπ/6+i sinπ/6))^3=2^3(cos3π/6+i sin3π/6)=8(cosπ/2+i sinπ/2)=8(0+i)=8i.
- Практическая часть.
- Решить уравнения:
|
|
- Записать в алгебраической форме комплексные числа:
|
|
- Постановка домашнего задания.
- Решить уравнения:
|
- Записать в алгебраической форме комплексные числа:
|
|
6.Подведение итогов урока.
Итоги урока подводятся оценкой ответов учащихся.
Урок 7.
Тема: «Извлечение квадратного корня из комплексного числа».
Цели:
- формирование навыков и умений извлечения квадратного корня из комплексного числа;
- развитие логического мышления;
- воспитание внимания, сосредоточенности и усидчивости.
Структура урока:
- Организационный момент (3мин).
- Входной контроль (10 мин).
- Обьяснение нового материала (7 мин).
- Практическая часть (15мин).
- Постановка домашнего задания (3 мин).
- Подведение итогов урока.(2 мин).
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель проверяет готовность класса к уроку. Далее сообщается, что сегодня на уроке будет изучено правило извлечения квадратного корня из комплексного числа. Учащимся предлагается записать в тетради дату и тему урока.
- Входной контроль.
Для проверки домашнего задания к доске вызываются 4 ученика. Пока они записывают решение домашнего задания на доске, остальные учащиеся отвечают на следующие вопросы:
- Тригонометрическая форма записи комплексного числа (формула).
- Главный аргумент комплексного числа z и его модуль (определения).
- Определение комплексного числа .
- Правило возведения комплексного числа в степень.
- Обьяснение нового материала.
Опр.1: Любое комплексное чило x, удовлетворяющее уравнению x’=c, называют корнем квадратным из числа c и обозначают символом √c, причем
0, при с=0,
√с= ±√с, при с>0,
±√сi, при с<0.
x’=c ⇔ x=ρ(cosϕ+i sinϕ) и c=r(cosα+ i sinα)
тогда
ρ’(cos2ϕ+i sin2ϕ)=r(cosα+ i sinα) |
Например: Решить в комплексных числах уравнения:
а) x’=1, б) x'=-1;
в) x’=9; г) x’=-9.
- Практическая часть.
Решить в комплексных числах уравнения:
- x’=10;
- x’=-10;
- x’+4=0;
- 4x’+8i=0;
- 2x’-4i=0;
- Постановка домашнего задания.
Решить в комплексных числах уравнения:
- x’=8;
- x’=-8;
- x’+9=0;
- 6x’+12i=0;
- 3x’-6i=0;
- Подведение итогов урока.
Итоги урока подводятся оценкой ответов учащихся.
Урок 8.
Тема: «Контрольная работа №4 по теме «Комплексные числа».
Цели:
- проверка и оценка знаний и умений по теме «Комплексные числа»;
- развитие мышления;
- воспитание самостоятельной деятельности учащихся.
Структура урока:
- Организационный момент (3мин).
- Проведение контрольной работы(10 мин).
- Постановка домашнего задания (3 мин).
- Подведение итогов урока.(2 мин).
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель проверяет готовность класса к уроку. Далее сообщается, что сегодня на уроке будут проведена контрольная работа по теме «Комплексные числа». Учащимся предлагается записать в тетради дату и тему контрольной работы.
- Проведение контрольной работы.
Вариант 1.
- Даны комплексные числа z1=-1+4i и z2=2-3i . Найти:
- сумму z = z1+ z2 и укажите Re z, Im z.
- разность z = z1 - z2 и укажите комплексное число, которое сопряжено с z.
- произведение z = z1 · z2.
- частное z = z1/ z2
2) Вычислить:
а) (7+3i)(7-3i)+2; б) √2(cos π/4 + i sin π/4)·2 (cos π/2 + i sin π/2).
- Решить уравнения: а) 4x’-4x+5=0; б)(1-i)x=16-12i.
- Записать в алгебраической форме комплексные числа:
(-1+√3i)^4; | (4(cosπ/2+i sinπ/2))^1/2 |
Вариант 2
1)Даны комплексные числа: z1=2-7i и z2=-5+4i. Найти:
- сумму z = z1+ z2 и укажите Re z, Im z.
- разность z = z1 - z2 и укажите комплексное число, которое сопряжено с z.
- произведение z = z1 · z2.
- частное z = z1/ z2
2) Вычислить:
а) (6-2i)(6+2i)-8; б) 4(cos π + i sin π)·2 (cos π/3 + i sin π/3).
- Решить уравнения: а) 2x’-2x+5=0; б)(-2+i)x=8+6i.
- Записать в алгебраической форме комплексные числа:
(1-√3i)^6; | (2(cosπ/6+i sinπ/6))^4 |
Вариант 3.
1)Даны комплексные числа z1=6-2i и z2=-4+2i. Найти:
- сумму z = z1+ z2 и укажите Re z, Im z.
- разность z = z1 - z2 и укажите комплексное число, которое сопряжено с z.
- произведение z = z1 · z2.
- частное z = z1/ z2
2) Вычислить:
а) (6-2i)(6+2i)-8; б)4(cos π + i sin π)·2 (cos π/3 + i sin π/3).
- Решить уравнения: а) 2x’-2x+5=0; б)(-2+i)x=8+6i.
- Записать в алгебраической форме комплексные числа:
(-1+i)^5. | (4(cosπ/3+i sinπ/3))^3 |
- Постановка домашнего задания.
Учащимся предлагается обменяться карточками с заданием для контрольной работы и прорешать другой вариант дома.
- Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"
Тема урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов П.Н.Зырянов История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...
Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"
В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС были выбраны и физические упраж...
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Урок по информатике "Клавиша точных построений" на тему "Точные построения графических объектов". Разработка урока для 5-х классов
Оборудование: компьютерный класс, на компьютерах операционная система Linux, мультимедийный проектор, Приложение 1 (презентация по данной теме) раздаточный материал « Мои достижения на уроке» Приложен...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...