Урок по теме "Дифференцирование функции" 2ч 1курс
учебно-методический материал по алгебре (11 класс) по теме
Урок закрепления и проверки знания учащихся по теме «Дифференцирование функций»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diff_funkts.docx | 103.87 КБ |
proizvodnaya_prezentatsiya.ppt | 663 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Дифференцирование функции | |
Цели: | Регулятивные: закрепить и проверить знания учащихся по теме «Дифференцирование функций»; Позновательные: развивать навыки построения логической цепи рассуждений, способствовать развитию самостоятельного решения проблем, монологической и диалогической математической речи; Коммуникативные: способствовать развитию логического мышления, навыков взаимоконтроля и самоконтроля, умений самостоятельно работать,общаться. |
Оборудование: | Компьютер, мультимедийный проектор, дидактические карточки для устного счёта и индивидуальной работы, разноуровневые карточки с заданиями для самостоятельной работы. |
Ход урока: 1.Сообщение темы и цели урока. 2. Актуализация знаний и умений через: индивидуальные задания, фронтального опроса, творческого задания, самостоятельную разноуровневую работу. 3. Обобщение. Подведения итогов 4.Задание для самостоятельной подготовки. I. Повторение пройденного материала. | |
Учитель: | Нужна ли производная в будущей профессии?С такими задачами в наше время приходится иметь дело представителям самых разных специальностей:
Изучение математики, естественнонаучных и технических дисциплин происходит параллельно, и часто, не только математика используется в физике, но и физика использует математический аппарат, оказывает обратное воздействие на математику. Прежде всего, при обучении физике происходит закрепление математических знаний. Так, производная используется при рассмотрении некоторых вопросов электродинамики. |
- 1 учащийся готовится у доски
Доказать, что функция f(x) = x ∙ |x|дифференцируема в точке x = 0, и найти её производную в этой точке.
- На повторение:
Представить в виде суммы чётной и нечётной функций следующую функцию y = .
- (0) = = = .
(0) = = = = = 0.
- = ,
= = = .
Ψ (x) = ,
Ψ (x) = = = .
f(x) = + .
2. Одновременно устная работа с классом (мультимедийный проектор):
- Зависимость пути от времени задана графиком. Найти среднюю скорость на промежутке времени [2;4].
Vср.= , Vср. = = .
- Какая из величин изменяется неравномерно в зависимости от переменной t?
1)A = N ∙ t,
2) Q = mc (t – t0),
3) V = V0 (1 + ∙ t),
4) V= .
V= , так как равномерное движение задаётся линейной функцией.
- Какое из утверждений неверно:
1) Сила тока – это производная заряда по времени I =
2) Э.Д.С. индукции – это производная потока по времени Ei =
3) Сила – это производная работы по перемещению F =
4)Теплоёмкость – это производная теплоты по температуре C =
5)Мощность – производная работы по времени N =
3. Ответ учащегося у доски.
4. Вопрос к классу:
Учитель:В чём заключается геометрический смысл производной?
5. 1 учащийся готовится у доски:
- Касается ли прямаяx + 4y – 4 = 0 гиперболы y =
- Вопрос на повторение:
f(x) = x2, g(x) = .
Решить уравнение g(f(x)) = f(g(x))
- Найдём общие точки линий:
.
−,
.
– 4 = 0,
+ 1,
.
=>прямая является касательной.
x≥ 0 Ответ: [0; +∞].
6. Одновременно с этим 1 учащийся готовит сообщение об истории производной. (Презентация)
7. Устная работа класса (мультимедийный проектор):
- y = x2 + 2,
x = –1.
Найти tg наклона касательной к графику в точке с x0 = –1.
tg = k =
,
tg.
- y = f(x), tg = 2, x0 = –1, f(x0) = 3.
Написать уравнение касательной к графику функции в этой точке.
y1 = 2x + 5
- В какой точке параболы y = 0,5x2 + 1 касательная к ней параллельна прямой y = –x – 1?
,
,
8. Ответ учащегося у доски.
9. Сообщение учащегося у доски (история производной).
10. 2 студента готовится у доски:
- Найти производную функций:
Первый студент
1). y = 6 – 3x3 + 7x + 2;
– 9x2 + 7.
2). y = ;
= .
Второй студент
1). y = (x4 – 3x + 6);
(x4 – 3x +6) + (4x3 – 3).
2). y = tg ()
∙
Учитель: | Предлагаю сыграть в «Поле чудес». Для того чтобы разгадать зашифрованную пословицу Вам необходимо выполнить задание по технике дифференцирования Приложение 2. |
Учитель: | Предлагаю вам выполнить разноуровневую самостоятельную работу, оценив свои знания. Приложение 3. |
II. Домашнее задание. П13 с101 №190, 194(б,г) (учебник автор Колмогоров А. Н.).
IV. Итог урока.
Карточки для работы учащихся у доски.
Представить в виде суммы чётной и нечётной функций следующую функцию: |
f(x) = x2, g(x) = . Решить уравнение: g(f(x)) = f(g(x)). |
А). y = 6 – 3x3 + 7x + 2; Б). y = (x4 – 3x + 6); В). y = ; Г). y = tg () |
Приложение 2.
Найти значение производной функции в заданной точке:
1. | f(x) = 2x3 – x2 + 3, x0 = 2. | 7. | f(x) = , x0 = 1. |
2. | f(x) = x2 (x2 – 3), x0 = -1. | 8. | f(x) = 5x4 – 3x3 + 5x, x0 = -1. |
3. | f(x) = , x0 = 1. | 9. | f(x) = 5tg 3x – 2, x0 = . |
4. | f(x) = 3cos 2x, x0 = . | 10. | f(x) = + 17x, x0 = 2. |
5. | f(x) = tgx + 2x, x0 = 0. | 11. | f(x) = (2x – 3) (x2 – 4x), x0 = -2. |
6. | f(x) = 2ctg x, x0 = . | 12. | f(x) = sin 3x ∙ cosx + cos 3x ∙ sin x, x0 = . |
а | в | д | е | л | м | о | р | ч | ш | у | х |
-24 | -14 | -4 | 15 | 2 | 3 | 0 | 80 | 20 | 1 |
20 | 2 | 1 | 3 | 0 | 3 | -4/3 | 3, | |
-24 | 3/√5 | -14 | -24 | 15 | 20 | 80 | -4/3 | -4. | ||
Ответ
20 | 2 | 1 | 3 | 0 | 3 | -4/3 | 3, | |||||||||||
у | м | х | о | р | о | ш | о | |||||||||||
-24 | 3/√5 | -14 | -24 | 15 | 20 | 80 | -4/3 | -4. | ||||||||||
а | д | в | а | л | у | ч | ш | е |
Приложение 3.
Математика
На 3 | На 4 | На 5 |
1. Дана функция f(x) = . Найти f’(x)и решите неравенство f’(x)< 0. | 1. f(x) = (x2 + x – 1). А). Найти f’(x). Б). Какой по виду угол образует при x>0 касательная к графику этой функции с осью x? | 1. f(x) = 1 – , g(x) = f(f(x)). Найти g’(x). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Был этот мир глубокой тьмой окутан. Да будет свет! И вот явился Ньютон.» Эпитафия поэта А.Поупа :
История появления производной В конце 12 века великий английский учёный Исаак Ньютон доказал что путь и скорость связаны между собой формулой: V ( t )= S ’( t ) и такая связь существует между количественными характеристиками самых различных процессов исследуемых: физикой, химией, биологией, и техническими науками. Это открытие Ньютона стало поворотным пунктом в истории естествознания.
"Флюент" и "флюксия" - интеграл и производная. В понятиях и терминологии метода флюксий с полной отчётливостью отразилась глубокая связь математических и механических исследований Ньютона. Переменные величины Ньютон назвал флюентами (текущими величинами). Общим аргументом текущих величин - флюент - является у Ньютона "абсолютное время", к которому отнесены прочие, зависимые переменные. Скорости изменения флюент Ньютон назвал флюксиями, а необходимые для вычисления флюксий бесконечно малые изменения флюент - "моментами" .Таким образом, Ньютон положил в основу понятия флюксий (производной) и флюенты (первообразной, или неопределённого интеграла).
Честь открытия основных законов математического анализа наравне с Ньютоном принадлежит немецкому математику Готфриду Вильгельму Лейбницу. История появления производной К этим законам Лейбниц пришел, решая задачу проведения касательной к произвольной кривой, т.е. сформулировал геометрический смысл производной, что значение производной в точке касания есть угловой коэффициент касательной или tg угла наклона касательной с положительным направлением оси О X .
Термин производная и современные обозначения y ’ , f ’ ввёл Ж.Лагранж в 1797г. История появления производной
Нужна ли производная в будущей профессии? С такими задачами в наше время приходится иметь дело представителям самых разных специальностей: Инженеры технологи стараются так организовать производство, чтобы выпускалось как можно больше продукции; Конструкторы пытаются разработать прибор для космического корабля так, чтобы масса прибора была наименьшей; Экономисты стараются спланировать связи завода с источниками сырья так, чтобы транспортные расходы оказались минимальными.
Работу сделали: Мельников Роман Руководящий учитель: Ганагина Александра Васильевна Использованые материалы: FileLand.RU
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельные работы по биологии 1курс
По новым образовательным стандартам с этого учебного года вводится самостоятельные работы по предметам.Предлагаю свой вариант самостоятельных работ по биологии.Материал разбит на три части (1, 2 и 3)....
Поурочно-тематическое планирование по химии. 1курс
В данное планирование включены самостоятельные работы по предмету. Указаны межпредметные связи. Предложено домашнее задание по учебнику Г.Е.Рудзитису....
Поурочно-тематическое планирование по биологии. 1курс
Поурочно-тематическое планирование предлагается с включёнными в него самостоятельными работами по предмету.Учебник под редакцией Д.К.Беляева, количество часов внеделю - 1 час. В планировании указаны м...
1курс СПО (11класс). Кратковременные самостоятельные работы по темам «Магнитное поле» и « Электромагнитная индукция».
Кратковременные самостоятельные работы по темам «Магнитное поле» и « Электромагнитная индукция» содержат по 30 вариантов заданий. Можно использовать, как обобщение по соответств...
Методическая разработка. «Заочно-зачетная система оценки знаний учащихся по химии для профессий и специальностей технического профиля. 1курс.»
Данная разработка позволяет заочно оценивать знания учащихся 1 курса НПО по химии, обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля....
Программа по литературе для студентов 1курса педколледжа
+Программа предназначена для студентов педколледжа, обучающихся по специальности "Физическая культура". Разработана в соответствии с ФГОС....
Открытый урок - конкурс "Нескучная Информатика". /1курс СПО
Цели:Образовательная: актуализация знаний, полученных на уроках информатикиВоспитательная: воспитывать самостоятельность, целеустремленность, умение работать в команде, ответственность в достиже...