Самостоятельные работы по биологии 1курс
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
По новым образовательным стандартам с этого учебного года вводится самостоятельные работы по предметам.
Предлагаю свой вариант самостоятельных работ по биологии.Материал разбит на три части (1, 2 и 3).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самостоятельные работы по общей биологии
1 курс (20 часов)
2011-2012 учебный год, учебник Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, 41 час.
Т.1. Введение (1час)
См.р. №1:Уровни организации живого.
Проиллюстрируйте уровни организации живого:
А). Молекулярный уровень организации жизни
Б). Клеточный уровень организации жизни
В). Тканевый уровень организации жизни
Г). Органный уровень организации жизни
Д). Организменный уровень организации жизни
Е). Популяционно-видовой уровень организации жизни
Ж). Биогеоценотический уровень организации жизни
З). Биосферный уровень организации жизни.
Для этого найдите материал в интернете. Оформите материал в удобной для вас форме.
Т.2. Клетка – единица живого. Химический состав клетки.
Выполните не менее двух заданий по вашему выбору.
См.р.№1:Неорганические вещества клетки.
1. Вставьте пропущенные слова из данного списка.
Необходим в следовых количествах___________. Входит в состав гемоглобина____________.
Преобладающий положительный ион в организме_____________________. Входит в состав гормона щитовидной железы______________. Входит в состав костной ткани_______________. Входит в состав многих белков (волосы,ногти)____________. Входит в состав нуклеиновых кислот__________________.
Входит в состав витаминов_____________. Входит в состав хлорофилла__________________________.
Список – Фосфор, сера, железо, кальций, марганец, магний, кобальт, йод, калий, хлор.
2. Выберите правильные утверждения
Вода является полярным веществом потому, что она:
- Полностью диссоциирована в растворе.
- Притягивает положительные ионы.
- В её молекуле атом кислорода имеет частичный отрицательный заряд, а атом водорода – частичный положительный заряд.
- Имеет большую теплоёмкость.
См.р.№2: Биополимеры: углеводы, липиды, белки.
1.Органичесике вещества, входящие состав живых организмов- гликоген, казеин,лактоза, адреналин.
Найдите информацию об этих веществах, какую функцию они выполняют в живых организмах?
Материал оформите в удобной для вас форме.
2. Известно, что белки имеют сложное строение- молекула белка имеет несколько структур в которых белок может выполнять свою работу (функцию). Вам приведены несколько примеров белковых молекул. Ответьте на поставленные вопросы. Посетите сайт http://ru.wikipedia.org.
1 2.
Молекулярная модель фермента уреазы бактерии. Мышиное антитело против холеры.
Ответьте на вопрос: какую функцию выполняют ферменты? Какую функцию выполняют антитела?
Белок инсулин. Что это за вещество? Нити кератина внутри клетки.
- Какую роль они выполняют?
3. Решите кроссворды:
Биокатилизаторы.
См.р.№3: Биополимеры: нуклеиновые кислоты, АТФ.
1. Нуклеиновые кислоты.
- Гелеобразный осадок нуклеиновой кислоты.
Найдите информацию в интернете - каким образом и из каких материалов, выделяют нуклеиновые кислоты для изучения?
2. Что это за молекула? Какими свойствами она обладает?
Подготовьте сообщение об этом уникальном веществе.
Материал оформите в удобной для вас форме.
3. В табачном дыму находится опасный мутаген бензопирен. На рисунке хорошо видно, что бензопирен повреждает молекулу ДНК.
- А каковы последствия таких повреждений?
Подберите материал и оформите его в удобной для вас форме.
Т.3. Строение и функции клетки.(4 часа)
См.р.№1: Плазматическая мембрана. Органоиды клетки.
1. Какие функции выполняет плазматическая мембрана?
- Какова структура и состав биомембран?
- Что означает избирательная проницаемость…?
- Найдите ответы на эти вопросы.
Материал оформите в удобной для вас форме.
2. Какие части клетки показаны и как они взаимодействуют? Составьте рассказ.
См.Р.№2: Ядро. Прокариоты. Эукариоты.
1.Рассмотрите рисунок и фотографию. Что вы можете сказать об уровне организации этих клеток? Ответ аргументируйте.
См.Р.№3: Неклеточные формы жизни.
1. Дайте название этому рисунку. Кто изображен на нем? Расскажите о них поподробнее.
Материал оформите в удобной для вас форме.
См.р.№4: ВИЧ- инфекция. СПИД.
1. ВСЕМ известно СПИД это последняя стадия ВИЧ (ВИРУСА приобретённого иммунодефицита)
Напишите реферат на тему «ВИЧ.СПИД. Способы уберечься от чумы 20 -21 веков».
3D модель вируса СПИДа Заражение клетки человека этим вирусом.
- Подберите иллюстративный материал по этой теме.
2. решите ребус:
Т. 4. Физиология клетки.(3 часа)
См.р.№1: Пластический обмен.
1. какая связь между этими объектами
и
Внимательно рассмотрите структуру белка на первом рисунке. (Подсказка - ион какого-то металла является центральным, образующим всю молекулу.)
2.Как называется органоид в котором происходит процесс фотосинтеза?
Примените свои знания по иностранному языку и расскажите, что хотел показать автор своим рисунком?
3.решите кроссворд:
См.р.№2: Энергетический обмен
1. Рассмотрите фотографию и назовите центральный органоид. За какие функции он отвечает в клетке?
- Какая связь этого органоида и формулой вещества, которая приведена.
См.р.№3:Генетическая и клеточная инженерия.
1.Найдите информацию о новых направлениях развития биологии:
Флуоресцентные мыши, Аграрные биотехнологии. Стволовые клетки и клонирование.
полученные методом генной Генная инженерия.
инженерии.
Адам и Ева – плод генной инженерии? Homo Sapiens: результат эволюции или генной
инженерии?
- Пройдите по ссылке и найдите ответы на вопросы.
http://clubs.ya.ru/4611686018427433837/replies.xml?item_no=29775
Подготовьте сообщение по этой теме. Оформите материал в удобной для вас форме.
Т.5. Размножение организмов.(3часа)
См.р.1: Способы деления клеток.
1. Определите стадию клеточного деления в клетках, отмеченных стрелкой:
http://biology-of-cell.narod.ru/PracticeExam/practi4.jpg
Определите стадию клеточного деления на данной фотографии:
2. Занимательная биология.
Рассмотрите рисунки и определите, какие процессы на нем изображены.
Назовите биологическую роль этих процессов.
Посетите сайт http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000052/st016.shtml
А. Б
Решите ребусы:
См.р.2: Оплодотворение. Зародышевое развитие организма.
1.Какой процесс показан на рисунках? Какова его биологическая роль?
(дробление яйцеклетки)
См.р.3: Организм - единое целое.
1. Что бы это значило? Найдите материал по данной теме.
1. 2.
2. Сделайте сообщение по теме: «Влияние на продолжительность жизни стрессовых ситуаций».
Материал оформите в удобной для вас форме.
Т.6. Основы генетики.(5часов)
См.р.1: Моногибридное скрещивание.
1. Отгадайте ребус.
2.Решите задачу: Запишите в виде схемы скрещивания процесс, изображенный на рисунке.
- Какие манипуляции проделывают с цветками гороха и для чего это делают?
Составьте рассказ.
3.Как наследуется окрас лошадей?
Какие генетические закономерности можно проследить?
Составьте рассказ.
См.р.2: Дигибридное скрещивание. Решение задач.
Решите задачи:
А).Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. Рыжеволосая женщина, не страдаю¬щая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т. е. она рыжеволосая, не имеющая этой болезни глаз).
Б). Тригибридное скрещивание: 1. У матери ребенка II группа крови, круглое лицо, тонкие кости; у отца III группа крови, продолговатый овал лица, нормальная толщина костей. Вычислите, какова вероятность появления в данной семье ребенка с I группой крови, внешне похожего на отца (продолговатое лицо, нормальная толщина костей), если известно, что гены, контролирующие формирование костей нормальной толщины и продолговатого овала лица, — рецессивные гены, расположенные в разных парах аутосом.
См.р.3: Сцепленное наследование генов. Решение задач.
Доминантные гены, локализованные в Х-хромосоме:
1.Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали зубов, выходит замуж за мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не страдающий данной болезнью. Какова была вероятность появления в этой семье здорового мальчика, в отличие от своих родителей не страдающего гипоплазией эмали? Какова вероятность появления в этой семье здоровой девочки? Известно, что ген, ответственный за развитие гипоплазии эмали, — доминантный ген, локализованный в Х-хромосоме; ген, контролирующий отсутствие рассматриваемого заболевания, — рецессивный ген Х-хромосомы.
2. От брака мужчины, у которого нет рахита, устойчивого к лечению витамином D, и женщины, страдающей этим заболеванием, рождается здоровая девочка. Может ли данная семья быть абсолютно уверенной в том, что и все последующие дети, родившиеся в этой семье, будут такими же здоровыми, как и эта девочка-первенец?
3. Известно, что ген, ответственный за развитие этой болезни, — доминантный ген полного доминирования, локализованный в Х-хромосоме.
Гены, локализованные в Y-хромосоме:
4. Ген, ответственный за развитие такого признака, как гипертрихоз (оволосение края мочки уха), — один из немногих рецессивных генов, локализованных в Y-хромосоме. Если мужчина с гипертрихозом женится на женщине, у которой, естественно, гипертрихоза нет, то каков реальный процент появления в этой семье детей с гипертрихозом: мальчиков? девочек?
5.Женщина невероятно взволнована случайно полученной от «доброжелателей» информацией о тайне семьи своего мужа. Оказалось, что и ее муж, и его братья, и их отец — все они в раннем детстве прошли через хирургическое отделение ЦРБ родного города, где каждому из них была сделана однотипная операция по ликвидации перепончатости (перепонки между указательным и средним пальцами рук). И хотя все эти мужчины неизменно успешно избавлялись от данного врожденного дефекта и пытались воодушевленно убедить женщину, насколько это безболезненно и легко устранимо, женщина обратилась за советом к медикам. Как будут выглядеть дети, рожденные от одного из представителей этого, по меньшей мере, странного «перепончатого» семейства: мальчики? девочки?
См.р.4: Занимательные генетические задачи. Решение задач.
« Сказка про драконов»
У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:
- Огнедышащие родители – всё потомство огнедашащее.
- Неогнедышащие родители – всё потомство неогнедышащее.
- Огнедышащий самец и неогнедышащая самка – в потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дракончиков.
- Неогнедышащий самец и огнедышащая самка – всё потомство неогнедышащее.
Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.
« Контрабандист»
В маленьком государстве Лисляндии вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и перевозить через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем – рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?
«Расстроится ли свадьба принца Уно?»
Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестёр у Беатрис нет. У тёти Беатрис растут два сына – здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер ещё мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тётя и мама Беатрис – дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду её жениха?
См.р.5: Задача на взаимодействие генов. Решение задач.
- Цвет кожи человека определяется взаимодействием нескольких пар генов по типу полимерии, т.е. цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе.
Возможные генотипы и фенотипы цвета кожи:
черная кожа – A1A1A2A2
темная – A1A1A2a2
смуглая (мулат) – A1a1A2a2
светлая – A1a1a2a2
белая – a1a1a2a2
Если два мулата (A1a1A2a2) имеют детей, то можно ли ожидать среди них детей с черной, смуглой и белой кожей? Какую часть составят дети каждого типа?
Решение: ? Запишите решение для этой задачи.
Ответ. В этой семье возможны дети всех цветов кожи: 1 : 4 : 6 : 4 : 1, т.е.
черные – 1/16
темные – 4/16
смуглые – 6/16
светлые – 4/16
белые – 1/16
Т.7. Обобщение.
Решите ребус:
Предварительный просмотр:
Часть2
Самостоятельные работы по общей биологии
1 курс (20 часов)
2011-2012 учебный год, учебник Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, 41 час.
Т. 4. Физиология клетки.(3 часа)
См.р.№1: Пластический обмен.
1. какая связь между этими объектами
и
Внимательно рассмотрите структуру белка на первом рисунке. (Подсказка - ион какого-то металла является центральным, образующим всю молекулу.)
2.Как называется органоид в котором происходит процесс фотосинтеза?
Примените свои знания по иностранному языку и расскажите, что хотел показать автор своим рисунком?
3.решите кроссворд:
См.р.№2: Энергетический обмен
1. Рассмотрите фотографию и назовите центральный органоид. За какие функции он отвечает в клетке?
- Какая связь этого органоида и формулой вещества, которая приведена.
См.р.№3:Генетическая и клеточная инженерия.
1.Найдите информацию о новых направлениях развития биологии:
Флуоресцентные мыши, Аграрные биотехнологии. Стволовые клетки и клонирование.
полученные методом генной Генная инженерия.
инженерии.
Адам и Ева – плод генной инженерии? Homo Sapiens: результат эволюции или генной
инженерии?
- Пройдите по ссылке и найдите ответы на вопросы.
http://clubs.ya.ru/4611686018427433837/replies.xml?item_no=29775
Подготовьте сообщение по этой теме. Оформите материал в удобной для вас форме.
Т.5. Размножение организмов.(3часа)
См.р.1: Способы деления клеток.
1. Определите стадию клеточного деления в клетках, отмеченных стрелкой:
http://biology-of-cell.narod.ru/PracticeExam/practi4.jpg
Определите стадию клеточного деления на данной фотографии:
2. Занимательная биология.
Рассмотрите рисунки и определите, какие процессы на нем изображены.
Назовите биологическую роль этих процессов.
Посетите сайт http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000052/st016.shtml
А. Б
Решите ребусы:
См.р.2: Оплодотворение. Зародышевое развитие организма.
1.Какой процесс показан на рисунках? Какова его биологическая роль?
(дробление яйцеклетки)
См.р.3: Организм - единое целое.
1. Что бы это значило? Найдите материал по данной теме.
1. 2.
2. Сделайте сообщение по теме: «Влияние на продолжительность жизни стрессовых ситуаций».
Материал оформите в удобной для вас форме.
Т.6. Основы генетики.(5часов)
См.р.1: Моногибридное скрещивание.
1. Отгадайте ребус.
2.Решите задачу: Запишите в виде схемы скрещивания процесс, изображенный на рисунке.
- Какие манипуляции проделывают с цветками гороха и для чего это делают?
Составьте рассказ.
3.Как наследуется окрас лошадей?
Какие генетические закономерности можно проследить?
Составьте рассказ.
См.р.2: Дигибридное скрещивание. Решение задач.
Решите задачи:
А).Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. Рыжеволосая женщина, не страдаю¬щая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т. е. она рыжеволосая, не имеющая этой болезни глаз).
Б). Тригибридное скрещивание: 1. У матери ребенка II группа крови, круглое лицо, тонкие кости; у отца III группа крови, продолговатый овал лица, нормальная толщина костей. Вычислите, какова вероятность появления в данной семье ребенка с I группой крови, внешне похожего на отца (продолговатое лицо, нормальная толщина костей), если известно, что гены, контролирующие формирование костей нормальной толщины и продолговатого овала лица, — рецессивные гены, расположенные в разных парах аутосом.
См.р.3: Сцепленное наследование генов. Решение задач.
Доминантные гены, локализованные в Х-хромосоме:
1.Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали зубов, выходит замуж за мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не страдающий данной болезнью. Какова была вероятность появления в этой семье здорового мальчика, в отличие от своих родителей не страдающего гипоплазией эмали? Какова вероятность появления в этой семье здоровой девочки? Известно, что ген, ответственный за развитие гипоплазии эмали, — доминантный ген, локализованный в Х-хромосоме; ген, контролирующий отсутствие рассматриваемого заболевания, — рецессивный ген Х-хромосомы.
2. От брака мужчины, у которого нет рахита, устойчивого к лечению витамином D, и женщины, страдающей этим заболеванием, рождается здоровая девочка. Может ли данная семья быть абсолютно уверенной в том, что и все последующие дети, родившиеся в этой семье, будут такими же здоровыми, как и эта девочка-первенец?
3. Известно, что ген, ответственный за развитие этой болезни, — доминантный ген полного доминирования, локализованный в Х-хромосоме.
Гены, локализованные в Y-хромосоме:
4. Ген, ответственный за развитие такого признака, как гипертрихоз (оволосение края мочки уха), — один из немногих рецессивных генов, локализованных в Y-хромосоме. Если мужчина с гипертрихозом женится на женщине, у которой, естественно, гипертрихоза нет, то каков реальный процент появления в этой семье детей с гипертрихозом: мальчиков? девочек?
5.Женщина невероятно взволнована случайно полученной от «доброжелателей» информацией о тайне семьи своего мужа. Оказалось, что и ее муж, и его братья, и их отец — все они в раннем детстве прошли через хирургическое отделение ЦРБ родного города, где каждому из них была сделана однотипная операция по ликвидации перепончатости (перепонки между указательным и средним пальцами рук). И хотя все эти мужчины неизменно успешно избавлялись от данного врожденного дефекта и пытались воодушевленно убедить женщину, насколько это безболезненно и легко устранимо, женщина обратилась за советом к медикам. Как будут выглядеть дети, рожденные от одного из представителей этого, по меньшей мере, странного «перепончатого» семейства: мальчики? девочки?
См.р.4: Занимательные генетические задачи. Решение задач.
« Сказка про драконов»
У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:
- Огнедышащие родители – всё потомство огнедашащее.
- Неогнедышащие родители – всё потомство неогнедышащее.
- Огнедышащий самец и неогнедышащая самка – в потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дракончиков.
- Неогнедышащий самец и огнедышащая самка – всё потомство неогнедышащее.
Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.
« Контрабандист»
В маленьком государстве Лисляндии вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и перевозить через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем – рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?
«Расстроится ли свадьба принца Уно?»
Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестёр у Беатрис нет. У тёти Беатрис растут два сына – здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер ещё мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тётя и мама Беатрис – дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду её жениха?
См.р.5: Задача на взаимодействие генов. Решение задач.
- Цвет кожи человека определяется взаимодействием нескольких пар генов по типу полимерии, т.е. цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе.
Возможные генотипы и фенотипы цвета кожи:
черная кожа – A1A1A2A2
темная – A1A1A2a2
смуглая (мулат) – A1a1A2a2
светлая – A1a1a2a2
белая – a1a1a2a2
Если два мулата (A1a1A2a2) имеют детей, то можно ли ожидать среди них детей с черной, смуглой и белой кожей? Какую часть составят дети каждого типа?
Решение: ? Запишите решение для этой задачи.
Ответ. В этой семье возможны дети всех цветов кожи: 1 : 4 : 6 : 4 : 1, т.е.
черные – 1/16
темные – 4/16
смуглые – 6/16
светлые – 4/16
белые – 1/16
Т.7. Обобщение.
Решите ребус:
Предварительный просмотр:
Часть 3
Самостоятельные работы по общей биологии
1 курс (20 часов)
2011-2012 учебный год, учебник Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, 41 час.
Т.5. Размножение организмов.(3часа)
См.р.1: Способы деления клеток.
1. Определите стадию клеточного деления в клетках, отмеченных стрелкой:
http://biology-of-cell.narod.ru/PracticeExam/practi4.jpg
Определите стадию клеточного деления на данной фотографии:
2. Занимательная биология.
Рассмотрите рисунки и определите, какие процессы на нем изображены.
Назовите биологическую роль этих процессов.
Посетите сайт http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000052/st016.shtml
А. Б.
Решите ребусы:
См.р.2: Оплодотворение. Зародышевое развитие организма.
1.Какой процесс показан на рисунках? Какова его биологическая роль?
(дробление яйцеклетки)
См.р.3: Организм - единое целое.
1. Что бы это значило? Найдите материал по данной теме.
1. 2.
2. Сделайте сообщение по теме: «Влияние на продолжительность жизни стрессовых ситуаций».
Материал оформите в удобной для вас форме.
Т.6. Основы генетики.(5часов)
См.р.1: Моногибридное скрещивание.
1. Отгадайте ребус.
2.Решите задачу: Запишите в виде схемы скрещивания процесс, изображенный на рисунке.
Какие манипуляции проделывают с цветками гороха и для чего это делают? Составьте рассказ.
3.Как наследуется окрас лошадей?
Какие генетические закономерности можно проследить?
Составьте рассказ.
См.р.2: Дигибридное скрещивание. Решение задач.
Решите задачи:
А).Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. Рыжеволосая женщина, не страдаю¬щая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т. е. она рыжеволосая, не имеющая этой болезни глаз).
Б). Тригибридное скрещивание: 1. У матери ребенка II группа крови, круглое лицо, тонкие кости; у отца III группа крови, продолговатый овал лица, нормальная толщина костей. Вычислите, какова вероятность появления в данной семье ребенка с I группой крови, внешне похожего на отца (продолговатое лицо, нормальная толщина костей), если известно, что гены, контролирующие формирование костей нормальной толщины и продолговатого овала лица, — рецессивные гены, расположенные в разных парах аутосом.
См.р.3: Сцепленное наследование генов. Решение задач.
Доминантные гены, локализованные в Х-хромосоме:
1.Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали зубов, выходит замуж за мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не страдающий данной болезнью. Какова была вероятность появления в этой семье здорового мальчика, в отличие от своих родителей не страдающего гипоплазией эмали? Какова вероятность появления в этой семье здоровой девочки? Известно, что ген, ответственный за развитие гипоплазии эмали, — доминантный ген, локализованный в Х-хромосоме; ген, контролирующий отсутствие рассматриваемого заболевания, — рецессивный ген Х-хромосомы.
2. От брака мужчины, у которого нет рахита, устойчивого к лечению витамином D, и женщины, страдающей этим заболеванием, рождается здоровая девочка. Может ли данная семья быть абсолютно уверенной в том, что и все последующие дети, родившиеся в этой семье, будут такими же здоровыми, как и эта девочка-первенец?
3. Известно, что ген, ответственный за развитие этой болезни, — доминантный ген полного доминирования, локализованный в Х-хромосоме.
Гены, локализованные в Y-хромосоме:
4. Ген, ответственный за развитие такого признака, как гипертрихоз (оволосение края мочки уха), — один из немногих рецессивных генов, локализованных в Y-хромосоме. Если мужчина с гипертрихозом женится на женщине, у которой, естественно, гипертрихоза нет, то каков реальный процент появления в этой семье детей с гипертрихозом: мальчиков? девочек?
5.Женщина невероятно взволнована случайно полученной от «доброжелателей» информацией о тайне семьи своего мужа. Оказалось, что и ее муж, и его братья, и их отец — все они в раннем детстве прошли через хирургическое отделение ЦРБ родного города, где каждому из них была сделана однотипная операция по ликвидации перепончатости (перепонки между указательным и средним пальцами рук). И хотя все эти мужчины неизменно успешно избавлялись от данного врожденного дефекта и пытались воодушевленно убедить женщину, насколько это безболезненно и легко устранимо, женщина обратилась за советом к медикам. Как будут выглядеть дети, рожденные от одного из представителей этого, по меньшей мере, странного «перепончатого» семейства: мальчики? девочки?
См.р.4: Занимательные генетические задачи. Решение задач.
« Сказка про драконов»
У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:
- Огнедышащие родители – всё потомство огнедашащее.
- Неогнедышащие родители – всё потомство неогнедышащее.
- Огнедышащий самец и неогнедышащая самка – в потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дракончиков.
- Неогнедышащий самец и огнедышащая самка – всё потомство неогнедышащее.
Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.
« Контрабандист»
В маленьком государстве Лисляндии вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и перевозить через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем – рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?
«Расстроится ли свадьба принца Уно?»
Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестёр у Беатрис нет. У тёти Беатрис растут два сына – здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер ещё мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тётя и мама Беатрис – дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду её жениха?
См.р.5: Задача на взаимодействие генов. Решение задач.
- Цвет кожи человека определяется взаимодействием нескольких пар генов по типу полимерии, т.е. цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе.
Возможные генотипы и фенотипы цвета кожи:
черная кожа – A1A1A2A2
темная – A1A1A2a2
смуглая (мулат) – A1a1A2a2
светлая – A1a1a2a2
белая – a1a1a2a2
Если два мулата (A1a1A2a2) имеют детей, то можно ли ожидать среди них детей с черной, смуглой и белой кожей? Какую часть составят дети каждого типа?
Решение: ? Запишите решение для этой задачи.
Ответ. В этой семье возможны дети всех цветов кожи: 1 : 4 : 6 : 4 : 1, т.е.
черные – 1/16
темные – 4/16
смуглые – 6/16
светлые – 4/16
белые – 1/16
Т.7. Обобщение.
Решите ребус:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по биологии в 7 классе по 1 разделу «Зоология – наука о животных»
Интересная это наука- зоология...
Самостоятельная работа по биологии 6 класс (Низшие и высшие растения)
Кратковременный письменный опрос (В.В. Пасечник)...
Самостоятельная работа по биологии на тему : "Прокариоты"
Самостоятельная работа по биологии учениКА(ЦЫ) 7 кл. ПО ТЕМЕ: «Многообразие живого мира и наука систематика. Царство Прокариоты» 22.09.09Инструкция по выполнению: КРЕСТИКОМ ЗАЧЕРКИВА...
Самостоятельная работа по биологии по теме "Строение клетки" 9 класс
Данная самостоятельная работа может быть использована как в конце урока после закрепления вновь изученного материала, так и в начале следующего урока при проверке знаний. Она состоит из двух вариантов...
Самостоятельная работа по биологии для обучающихся 5 класса
Самостоятельная работа по теме "Клеточное строение".Представлена в двух вариантах.Рассчитана на 20 минут....
Самостоятельные работы по биологии 7 класс
Самостоятельные работы по биологии в 7 классе по темам : - Строение тела животных; ...
Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся.
Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся....
Комментарии
Самостоятельные работы по биологии 1курс
Самостоятельные работы по биологии 1курс
Самостоятельные работы по биологии 1курс