Конспект урока 8 класс " Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Куликова Елена Георгиевна

Урок  построен на организации спмостоятельной работы обучающихся , направленная на развитие УУД как фактор повышения качества обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по алгебре 8 класс.

Тема: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

Цели:

Задачи: 

Развивающие:    

  • развивать логическое мышление;
  • развивать умение контролировать свои       действия;          
  • обучение действию по аналогии;
  • развивать культуру речи;
  • вырабатывать умение общения.
  • познавательную активность учащихся; навыки мыслительных операций сравнение, обобщение на протяжении урока;

Образовательные:

  • повторить теоретический материал по теме: «алгебраические дроби»;
  • описать способ сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями;
  • отработать навыки сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями;
  • расширять кругозор учащихся.
  • обеспечение усвоения образовательных стандартов.
  • развитие сотрудничества У-У.
  •  осуществлять оперативный контроль процесса обучения.

Воспитательные:

  • вырабатывать умение преодолевать трудности ;
  • прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью и практикой;
  •  формировать умения высказывать свои мысли, слушать других, вести диалоги, отстаивать свою точку зрения;
  • формировать навыки самооценки;
  • добиться сознательного усвоения материала;

Коррекционные:

  • работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся в ходе проговаривания алгоритма сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и при выполнении письменной работы в тетради;
  •  следить за осанкой учащихся при письме.

Методы: объяснительно-иллюстративный ( письменное упражнение на применение знаний с использованием таблиц и схем), репродуктивный (выполнение заданий по образцу с последующей проверкой)

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, плакат «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями..

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Организационный момент (1 мин.)

– Здравствуйте ребята! Проконтролируйте свою готовность к уроку. На парте должны быть все принадлежности, тетрадь, учебник, дневник.( староста фиксирует в бланке готовность к уроку).

- Напоминаю ребята, что каждый урок, это трудный и познавательный процесс, от того как вы будете организовывать свою деятельность, будет зависеть ваша успеваемость и оценка за урок, которая будет складываться из всей вашей учебной деятельности на каждом этапе урока (на партах лежат  каточки личной успеваемости) 

Устная работа (5 мин.)

- Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с алгебраическими дробями. Продолжим наш урок с повторения, используя ваши вопросы, которые вы подготовили к сегодняшнему уроку для ваших одноклассников на темы прошлых уроков ( один из учащихся задаёт вопрос, адресуя его на своё усмотрение другому, который на него отвечает, другие его выслушивают и оценивают, затем тот, кто отвечал, задаёт следующий вопрос другому и так далее; оцениваются как грамотно сформулированные вопросы , так и полные ответы).Слайд 5,6
– Какие действия мы уже умеем выполнять с алгебраическими дробями? (сокращение дробей, сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями)
– Верно, но уметь складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями недостаточно. Как вы считаете, какие ещё действия нам необходимо научиться делать с алгебраическими дробями? (складывать и вычитать алгебраические дроби с разными знаменателями).
– Молодцы! Итак, мы продолжаем.

Приложение. Слайд 7

– Посмотрите, перед вами записаны несколько примеров.

– На какие три  группы, вы разбили бы эти примеры ( учащиеся сравнивают и классифицируют примеры ,  дают полный ответ с пояснениями, выслушиваются ответы)

Слайд 8

Сложение и вычитание  рациональных дробей с одинаковыми знаменателями.

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

Сложение и вычитание  рациональных дробей с разными знаменателями.

- Решите эти примеры 2 мин. 

1(вариант)  группа: №1, 5, 4

2 ( вариант) группа: № 2, 3, 6.

- Все ли примеры  удалось решить?  ( решили № 1,2, 5,3).  Проверяются у доски, 4 учащихся записываются решения примеров № 1,2, 5,3.

-Какие примеры вызвали затруднения, как вы думаете, почему (№ 4, 6 – не знаем алгоритма решения).

- Я думаю, главная проблема на сегодняшний урок определена.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока («Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями») и запишите ёё в тетрадь.

– Какую же цель мы поставим перед собой на урок? (научиться складывать и вычитать алгебраические дроби с разными знаменателями).
– Что нам необходимо вывести для достижения нашей цели? (алгоритм приведения алгебраических дробей к общему знаменателю, чтобы потом по известному правилу, складывать и вычитать дроби уже с одинаковым знаменателем).

3. Объяснение нового материала (15 мин.)
– Чтобы вам было легче вывести алгоритм, давайте устно вспомним алгоритм решения примеров «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями».

- Каким алгоритмом вы пользовались, решая 2 группу примеров? Заслушиваются 2- 3 алгоритма учащихся.

- Слайд 9.

-Давайте ещё раз посмотрим  алгоритм слайд 7 сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями. Проанализируйте, сравните  эти решения, сделайте выводы.

- Как вы думаете, можно  воспользоваться этим алгоритмом при решении  примеров № 4, 6?

 - .Давайте составим алгоритм сложения и вычитания рациональных дробей с разными знаменателями. Работа в парах.(2 мин). Заслушиваться 2 – 3 алгоритма, затем объединяются в алгоритм в таблице.

Слайд 10

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

Сложение и  вычитание  рациональных дробей с разными знаменателями.

  1. Надо привести дроби к общему знаменателю. 
  2. Дроби несократимые и их знаменатели не взаимно простые числа поэтому ищем наименьшее общее кратное знаменателей дробей.  Пример:        

24 = 2 2 2 3         36 = 2 233 

НОК (22; 36)= 2 2 323 = 72

Находим дополнительные множители: 
    72 : 24 =3  ;                      72 : 36 =2.

Ответ: 

1)Надо привести дроби к общему знаменателю. 

  2)Дроби несократимые и их знаменатели  взаимно простые числа. Надо привести дроби к общему знаменателю.

Пример: 

  1. ОЗ: 3  5 =15
  2. 15: 3 = 5 ;

             15: 5 = 3 .                    

4) 

  1. Найдём общий знаменатель.

  1. Найдём дополнительные множители.

  1. Перемножить дополнительные множители  с числителями дробей.
  2. Представить числители в виде многочлена

( раскрыть скобки, привести подобные слагаемые)

  1. Представить сумму дробей в виде несократимой рациональной дроби.

- Один из учащихся демонстрирует решение примера № 6  с полным объяснением алгоритма решения, остальные внимательно выслушивают, если это необходимо  дополняют ответ. Оценивают ответ учащегося у доски.  

Работа с учебником (5 мин).

– А теперь, вам необходимо разобрать примеры №1,2.3 из учебника, работа в парах. Вам необходимо провести исследовательскую работу и выяснить: на какие  основные вопросы вы должны знать ответы, чтобы  успешно решать  примеры на сложение и вычитание  алгебраических дробей с разными знаменателями? Сделайте выводы. ( Учащиеся предлагают свои вопросы. Как найти  общий знаменатель?   Как разложить  на множители знаменатели дробей?  Как найти дополнительные множители?    Как привести дроби к общему знаменателю?   Как представить  сумму и разность дробей в виде  несократимой рациональной дроби?)

-  Продолжите работу в пара. Поставьте вопросы друг за другом таким образом, чтобы получился алгоритм для решения примеров ( учащиеся работают в парах и предлагают свои ответы, ответы анализируются  и сравниваются, объединяются в общее решение)

Слайд 11

Алгоритм.

  1. Как найти  общий знаменатель дробей?                                  

- Разложить знаменатели дробей на простейшие множители .

- Выписать  все множители одного из разложений и дополнить разложениями другого ( или выписать одинаковые множители из разложений и дополнить не выделенными множителями).

- Перемножить выписанные множители.

  1. Как привести дроби к общему знаменателю?

-  Найти дополнительные множители,  разделив общий знаменатель на      знаменатель каждой дроби.

-  Перемножить числители дробей с дополнительными множителями

-  Записать дроби под общий знаменатель.

  1. Как представить сумму дробей в виде   несократимой рациональной дроби?

- при необходимости раскрыть скобки, привести подобные слагаемые, сократить дробь.

Слайд 12, 13, 14,15,16,17

Давайте ещё раз рассмотрим решение примеров №1 , 2, 3 с помощью проектора.

Трое учащихся по желанию могут описать ход решения примеров,  проговаривая все этапы алгоритма, дать более полное объяснение. Остальные учащиеся оцениваю  полноту ответа , дополнять , задавать вопросы, если объяснение было непонятным.

Пример 1

Решение.

  1. Приведём дроби к общему знаменателю:

-   Разложим  на множители знаменатели дробей.        

 4 аb = 2 2 а а а b;                                                                                            

 6а b= 2 3  a b b b b;

-  Найдём общий знаменатель :                              

  ОЗ: 2 а b 2 3 b b b a a = 12 ab;      

  1. Найти дополнительные множители:                      
  2.        
  3. Перемножим  числители дробей с дополнительными множителями :                                                             

           

4)Представим сумму дробей в виде   несократимой рациональной дроби.                                              

Пример 2

Решение.

  1. Приведём дроби к общему знаменателю:

- Разложим знаменатели дробей на простые множители

  + аb = a (a + b ) ;

ab +   = b ( a+ b) ;

     - Найдём общий знаменатель:

           ОЗ :  ( a+ b) а b .

-  Найдём дополнительные множители:

         ;

         ;

  1. Перемножим дополнительные множители с числителями дробей:

        ;

  1. Приведём дробь  к виду несократимой дроби (приведём подобные слагаемые, в числителе вынесем общий множитель и разложим числитель на множители, сократим получившуюся дробь)

     

Пример 3.

Решение.

  1. Представим первое и второе слагаемые в виде дроби.

  1. Найдём  общий знаменатель : (a+1).

Найдём дополнительные множители.

  1. Перемножим дополнительные множители с числителями дробей:

.

  1. Представим дробь в виде несократимой дроби.

Приведём подобные слагаемые:


– Прекрасно поработали!

  1. Первичное закрепление (10 мин.)

Ребята, мы с вами отлично поработали над алгоритмом, но как вы понимаете необходимо научиться его применять при решении примеров.

№73 (а, б, в, г, д )  устно.( отвечают 4 учащихся)

Ученик  устно проговаривает план решения, учащиеся могут его корректировать, при необходимости  корректирует учитель, если допущены ошибки. Учащиеся оценивают ответы  .

 № 73 (е) Ученик работает у доски, комментируя все этапы решения. .

№ 74 (а, б, г, е) выполняют у доски три ученика, остальные в тетрадях. Решения проверяем, если возникло затруднение, учащиеся помогают и дополняют с места. Правильно выполненные примеры оцениваются.

№ 75 (а) Ученик работает у доски,  в это время  остальные  выполняют № 75 (б) – решение проверяется.  Учащийся комментирует  своё решение. Учащийся оценивает свой ответ . Учащиеся проверяют ход решения отвечающего у доски и оценивают его ответ .

Слайд 18 ( № 75)

№ 75 ( а)

№ 75 ( б)

5. Самостоятельная работа (5 мин.)

Слайд 19

Самостоятельная работа по вариантам 1 вариант -№76(а,в,д), 2 вариант -№ 76 ( б,г,е)

Слайд 20

№ 76 (а, в,д)

Слайд 21

№ 76 (б, г, д)

)

 После выполнения работы проводится проверка (слайд 10). Проверяя решение, учащиеся отмечают «+» – правильное решение и «?» – неверное решение. Ученики, допустившие ошибку, должны объяснить причину, по которой они не справились с заданием.

6. Включение новых знаний в систему (7 мин.)

–Для выполнения следующих заданий вам потребуются не только знание алгоритма, но умение  применять его в более сложных ситуациях.  Учащимся предлагаются  примеры № 86(в), № 93(б), работа в парах. После выполнения проверяем ответы

Слайд 22 *самостоятельная работа

Слайд 23    № 86 (в)

Слайд 24  № 93 (б)

7. Итог урока, рефлексия (2 мин.) Слайд 25

– Какую цель вы поставили сегодня на уроке? (Научиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями).
– Что вам позволило достигнуть эту цель?
(Алгоритм нахождения общего знаменателя для алгебраических дробей, вывели правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями).
– Какие этапы алгоритма вы сегодня использовали ? Какие правила вы сегодня вспомнили из курса 5-7 классов.
(Находили наименьший общий знаменатель дробей, дополнительные множители, формулы сокращенного умножения, правила раскрытия скобок).

Рефлексия. Слайд 26

– Перед вами лежит карточка. Поставьте «+» рядом с тем высказыванием, которое для вас является истинным.

  1. Данная тема мне понятна.
  2. Я знаю, как найти общий знаменатель для дробей.
  3. Я умею находить дополнительные множители.
  4. В самостоятельной работе у меня все получилось.
  5. Я понял (а) причину своих ошибок в самостоятельной работе.
  6. Мне было легко решать примеры в паре.
  7. Я доволен своей работой на уроке.

Карточки ребята сдают учителю.

8. Домашнее задание (1 мин.)

Выучит алгоритм нахождения наименьшего общего знаменателя алгебраических дробей и правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Составить карточки памятки алгоритмом решения примеров из п. 4  № 1, 2, 3 №77 , 78( а,в),  93(в). Составить один пример на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями и решить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

План-конспект урока математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" с использованием  электронных образовательных ресурсов....

Конспект урока математики в 6 классе "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями".

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная....

Конспект урока в 6 классе : Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Цели:ОбразовательныеВыработать навыки сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; Обеспечить усвоение образовательных стандартов.Осуществлять оперативный контроль процесса обучения. Раз...

6 класс Урок- презентация "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Данная презентация прилагается к уроку в 6 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изуч...

План-конспект урока математики в 8 классе "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

План-конспект урока математики в 8 классе "Сложение и  вычитание дробей с разными знаменателями"...