Урок математики Тема урока: Масштаб
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему
Цели урока:
- Ввести понятие масштаба, опираясь на знания учащихся по географии.
- Научить находить расстояние на карте и на местности, зная масштаб, и наоборот, зная расстояние на местности и на карте, вычислять масштаб.
- Активизировать познавательную и поисковую деятельность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masshtab.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика – 6 класс
Тема урока: Масштаб
Цели урока:
- Ввести понятие масштаба, опираясь на знания учащихся по географии.
- Научить находить расстояние на карте и на местности, зная масштаб, и наоборот, зная расстояние на местности и на карте, вычислять масштаб.
- Активизировать познавательную и поисковую деятельность учащихся.
Оборудование:
- карта России,
- карта Республики Мордовии
- чертежные инструменты,
- интерактивное оборудование.
Класс разбивается на три группы по территориальному принципу. В нашей школе учатся дети из четырех населенных пунктов: с. Сузгарье, с. Перхляй,с.Ключарево и п. Рыбный
Накануне учащиеся получали задание:
1) Узнать у водителей школьных автобусов расстояние до с. Ключарево и с. Перхляй (по спидометру).
2) Найти в учебниках географии 6 класса понятие «Масштаб»
а) для чего нужен масштаб – задание 1 группе;
б) определение масштаба и виды масштабов,
информацию о линейном масштабе – задание 2 группе;
в) информацию о численном и именованном масштабе – задание 3 группе;
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы “Пропорции” и найдем практическое применение данной темы.
II. Повторение пройденного материала.
- Начнем урок с повторения пройденных тем, т.е. с решения устных упражнений:
1. Найдите отношение чисел:
а) 3 : 5;
б) 14 : 7;
в) 8 : 4;
г) 9 : 15.
- Можно ли из этих отношений составить пропорцию?
3 : 5= 9 : 15;
14 : 7= 8 : 4;
15: 9 = 5 : 3;
7 : 14 = 4 : 8
2. Решите задачу:
3 комбайнера закончат уборку урожая за 7 дней. За сколько дней закончат эту же работу 7 комбайнеров, работая с той же производительностью?
- Какая пропорциональная зависимость получается при решении задач?
3 ком. - 7 дней
7ком. - х дней.
Составим пропорцию и решим устно.
х = 3
Ответ: 3 дня
- Проверим, как вы знаете математические термины. Игра: “10 из 10”.
( Я назову дважды вам 10 математических терминов, а вы должны записать их в тетрадь без грамматических ошибок).
Отношение
Частное
Часть
Величина
Процент
Деление
Пропорция
Свойство
Зависимость пропорциональная.
После выполнения работы на доске появляются: критерии оценки и правильный вариант выполнения задания. Обучающиеся проверяют и оценивают работы друг друга в паре.
Оценки:
“5” - 9-10 слов
“4” - 7-8 слов
“3” - 5-6 слов.
III. Изучение нового материала.
- Ребята сегодня на уроке мы познакомимся с темой “Масштаб”. Вы все получали домашнее задание: найти в учебнике географии данную тему, которую вы изучали в I четверти и подготовить сообщение.
Учитель: 1 группа напомнит нам, зачем нужен масштаб?
-Ни один географический объект – реку, мост, поселок – невозможно изобразить на топографическом плане, карте в натуральную величину. Люди всегда рисовали уменьшенные изображения местности, причем разные участки изображения уменьшали произвольно, в разной степени. Поэтому старинные чертежи местности не дают возможности понять, например, каково расстояние между берегами реки, чему равна длина реки и т.д.
Чтобы план местности был более точным, необходимо все его детали уменьшать в одинаково число раз с сохранением всех пропорций. Вот для чего нам нужен масштаб.
- Итак, ребята, чтобы изобразить длину реки на карте, построить железные и автомобильные дороги, здания, для этого на бумаге вычерчивают план. Можно ли изображать все это в натуральную величину?
- Верно, на бумаге не уместится, поэтому и применяют масштаб.
- О том, что такое масштаб и какие виды масштаба бывают, расскажет 2 группа.
Примерный ответ 2 группы: Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности.
- Каким другим словом можно заменить слово “масштаб”.
- иначе можно сказать отношение
Значит масштаб – это отношение длины отрезка на карте (плане) к длине соответствующего отрезка на местности.
- Какие виды масштаба вы знаете:
-Численный, именованный и линейный.
- 3-я группа расскажет нам о численном и именованном масштабе.
- Масштаб пишут по - разному:
1) в виде отношения 1 : 100 (это означает, что 1 см плана заменяет 100 см на местности). Это численный масштаб.
2) можно просто записать в 1 см – 1 м. Масштаб, записанный в таком виде называют именованным.
Учитель: 2 - ая группа расскажет о линейном масштабе.
- Линейный масштаб представляет собой линию, разделенную на равные отрезки.
Отрезки справа от нуля показывают, какому расстоянию на местности соответствуют расстояния на плане в 1 см, 2 см и т.д.
- Мы сейчас вспомнили все, что знаем о масштабе, а теперь применим свои знания при решении задач.
IV. Закрепление изученного материала.
Задача №1. Расстояние на карте Республики Мордовия между городами Рузаевка и Саранск равно 6см.
Масштаб 1 : 300 000
Вычислите расстояние на местности.
Для решения задачи составляем пропорцию:
1 : 300 000 = 6: х | х = 6* 300 000 |
х = 1800000 | х = 18 км - расстояние |
между городами Саранск и Рузаевка на местности.
Ответ: 18 км.
Задача №2. Расстояние между городами Саранск и Москва равно 650 км.
Масштаб 1 : 10 000 000
Вычислите расстояние между городами Саранск и Москва на карте.
Для решения задачи составляем пропорцию
1 : 10 000 000 = х : 65 000 000
Ответ: 6,5 см.
Задача №3
Расстояние между городами Москва и Санкт-Петербург на карте 6,5 см. на местности 650 км. Найти масштаб карты.
Решение: 650 км = 65 000 000 см.
Найдем отношения
=
Масштаб 1 : 10000000
Ответ: 1: 1 0000000 - масштаб карты.
Учитель: Ребята, мы решили 3 задачи. С каким масштабом мы работали?
-с численным
Учитель: Верно, а сейчас вспомните свое второе домашнее задание. Вы узнали у водителей, чему равно расстояние до сел Ключарево и Перхляй и поселка Рыбный. Каждая группа получает задание. Найти расстояние от села Сузгарье до данных населенных пунктов по карте, используя именованный масштаб.
Итак:
1 группа: от села Сузгарье до села Ключарево. (Расстояние на карте равно 1 см. Масштаб в 1 см – 3 км.
1 *3 = 3 (км).
Ответ: расстояние от села Сузгарье до села Ключарево равно3 км.
2 группа: от села Сузгарье до села Перхляй. ( На карте расстояние = 2,1 см. Масштаб в 1 см – 3 км
Ответ: расстояние от села Сузгарье до села Перхляй6,3 км.
3 группа: от села Сузгарье до поселка Рыбный(На карте 1,9 см. Масштаб в 1 см – 3 км
1,9 * 3 = 5,7(км).
Ответ: расстояние села Сузгарье до поселка Рыбный 5,7 км.
Учитель: Задание выполнено, теперь сравним ваши результаты с информацией полученной от водителей автобуса.
У какой группы расстояние совпало?
- Не совпало. Расстояние, которое просчитывали сами, получилось меньше.
- А почему?
-Автобусы ездят по автомобильным дорогам, которые построены по топографическому плану, объезжая поля, реки, леса, болота. А мы находили расстояния по прямой линии от одного населенного пункта до другого, и поэтому наше расстояние меньше, чем то, что мы узнали у водителей.
V. Подведение итогов урока:.
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Узнали определение масштаб;.
- Вспомнили, какие виды масштаба бывают и закрепили свои знания по географии на математике;
- Научились находить расстояние на карте и на местности, используя масштаб.
- Молодцы. Я вами довольна.
VI. Домашнее задние:
По карте Республики Мордовия, используя масштаб найти:
а) расстояние между городами Саранск и Инсар;
б) каждой группе придумать по одной задаче по данной теме (для обмена заданий с другими группами);
в) используя нитку и масштаб, найти длину реки Мокша, протекающей по Республике Мордовия.
Литература:
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. : Математика .6 класс –М. Мнемозина,2011г
В.П. Дронов, Л.Е.Савельева : География.Землеведение.6 класс-М.Дрофа,2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)
Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания....
Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».
Методическая разработка итогового урока по истории. Тема урока: Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок проводился в специальной (коррекц...
Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор
Предмет: Физическая культураТема урока: «Баскетбол»Тип урока: КомбинированныйФорма урока: коллективная, парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...
РАЗРАБОТКА УРОКА на тему "Урок-путешествие" (билингвальный урок)
Целью урока является развивать умения говорить и читать в рамках темы на двух языках (английском, немецком)...
Урок математики 6 класс "Масштаб"
Урок в 6-м классе по теме "Масштаб". Урок изучения нового материала.Цели урока:1. Ввести понятие масштаба, опираясь на знания учащихся из географии.2....
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...
Урок математики 6 класс "Масштаб".
Конспект урока математики 6 класс "Масштаб"....