Разложение могочленов на множители 7 класс
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Презентация к уроку "Разложение могочленов на множители" 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razlozhenie_mogochlenov_na_mnozhiteli_7_klass_.pptx | 263.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При решении многих алгебраических задач бывает необходимо данный многочлен представить в виде: произведения двух или более многочленов: (х+1) · (х-2), ( m +4) · ( m+2)·(m-8) произведения многочлена на одночлен, содержащий не менее одной переменной: 2y · (y-1) можно представить в виде произведения числа на многочлен, например , ( 2х 2 +6у 2 ) · 0,5 или ( х 2 +3у 2 ) · 1 Но это искусственное преобразование, поэтому без большей необходимости не используется . Однако не каждый многочлен допускает разложение на множители. Например, многочлены х+3, х 2 +3у 2 разложить на множители нельзя. Такие многочлены называются простыми (неприводимыми). Разложение на множители считается законченным, если все полученные множители простые . (неприводимы).
Разложение многочлена на множители применяется: для доказательства тождеств. для решения уравнений; для преобразования числовых выражений; для решения задач на делимость; для преобразования алгебраических выражений; для решения задач с использованием метода математической индукции; для сокращения алгебраических дробей;
Решение уравнений методом разложения на множители заключается в следующем: если p( х)= p 1 ( х) · p 2 ( х) ·… · p n ( х) , то всякое решение уравнения p( х)=0 является решением совокупности уравнений p 1 ( х)=0; p 2 ( х)=0; … ; p n ( х)=0. 2 · х 2 + х – 6 = 0 (2 · х – 3) · (х+2)=0 2х 2 + 4х – 3х – 6=0 2 · х 2 + х – 6 = 0 либо 2 · х – 3=0 , либо х+2=0 . Значит, 2 · х = 3 х =1,5 х = – 2 Ответ: 1,5 и -2
Вычислите наиболее рациональным способом: Найти значение числового выражения
Докажите, что значение выражения кратно заданному числу 9 7 +3 12 кратно 90 ( 3 2 ) 7 + 3 12 =3 14 + 3 12 = 3 12 · (3 2 + 1)= 3 12 · 10 90=9 · 10=3 2 · 10 Задачи на делимость
6с 2 + 4с = 2c · 3c + 2c · 2 = 2c · (3c+2) или 6с 2 + 4с = -2c · (-3c) + (- 2c ) · (-2) = -2c · (-3c - 2) Представить многочлен в виде произведения многочлена и одночлена, если: p (x, y)= 2x 2 y+4x Для этого в составе каждого члена многочлена p (x, y)= 2x 2 y+4x необходимо выделить одинаковую часть (одинаковый множитель) 2х 2x 2 y+4x = xy · 2x +2 · 2x =(xy+2) · 2x Пример:
Разложение многочленов на множители Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. Конфуций 2. Способы разложения многочлена на множители
Основные понятия Что такое разложение многочленов на множители? Каждый ли многочлен допускает разложение на множители? Выберите многочлены , которые разложить на множители нельзя х+3, y 2 +3 y, m 2 +3 n 2 . Как называются многочлены , которые нельзя разложить на множители? Когда разложение на множители считается законченным? При решении каких алгебраических задач бывает необходимо данный многочлен разложить на множители? Уравнения какого вида решаются методом разложения на множители? В чем заключается решение уравнений методом разложения на множители? 1-5 6 7-8
Распределите данные алгебраические выражения на группы и объясните, по какому признаку проведено распределение 1. 195 с 6 p 5 - 91 c 5 p 6 k + 221 с 3 p 10 k 2 5. xy 2 – by 2 – a x + ab +y 2 – a 2. 3 а 2 b·(1 - 2а); 3. 2 mx – 3 m – 4 x +6 4. (9с - а b ) · (9с + а b ); 6. 4p 2 + 12pn + 9n 2 9. (5а + 1) 2 ; 10. 49b 2 – 25a 2 12. (х - 2)(х 2 + 2х + 4); 11. 25x 2 – 40x + 16 8. 8c 3 – 125 7. 1 + 64a 3 I IV III II
Способы разложения многочленов на множители выделение полного квадрата. вынесение общего множителя за скобки; группировка; использование формул сокращённого умножения; комбинированный (комбинация различных способов); меню № 1 тест зачет
Группы алгебраических выражений 1. 195 с 6 p 5 - 91 c 5 p 6 k + 221 с 3 p 10 k 2 5. xy 2 – by 2 – a x + ab +y 2 – a 2. 3 а 2 b·(1 - 2а); 3. 2mx – 3m – 4x +6 4. (9с - а b ) · (9с + а b ); 6. (2p) 2 + 2 · 6pn + (3n) 2 9. (5а + 1) 2 ; 10. (7b) 2 – (5a) 2 12. (х - 2)(х 2 + 2х + 4); 11. (5x) 2 – 2 ·20 x + 4 2 8. (2c) 3 – 5 3 7. 1 + (4a) 3 I IV III II
Соотнеси многочлены с их разложением на множители 3 x+3y 3х+6у 8х-12у 12/49х – 3/28у 2,4х+7,2у х 3 -х 2 -х 2 у 2 -ху 15х 3 у 2 +20х 2 у 3 - 8х 3 у 3 - 2 х 3 у 4 +4x 3 y 3 z 5х 2 у 2 ·( 3х + 4у) х 2 · (х - 1 ) -2 х 3 у 3 · ( 4+y -2 z ) 3 · (х+2у) -ху · (ху+1) 2,4 · (х+3у) 3 ·(x+y) 4 · (2х-3у) 3/7 · (4/7х-1/4у)
Соотношение многочленов с их разложением на множители: g (жэ) d (дэ) h ( аш ) i ( и ) f ( эф ) b ( бэ ) e ( е ) a ( а ) c ( цэ )
Что выносится за скобку в качестве общего множителя? 3 x+3y 3х+6у 8х-12у 12/49х – 3/28у 2,4х+7,2у х 3 -х 2 -х 2 у 2 -ху 15х 3 у 2 +20х 2 у 3 - 8х 3 у 3 - 2 х 3 у 4 +4x 3 y 3 z = 5х 2 у 2 ·( 3х + 4у) = х 2 · (х - 1 ) = -2 х 3 у 3 · ( 4+y -2 z ) = 3 · (х+2у) = -ху · (ху+1) = 2,4 · (х+3у) = 3 ·(x+y) = 4 · (2х-3у) = 3/7 · (4/7х-1/4у)
15х 3 у 2 +20х 2 у 3 ху ·( 15х 2 у + 20ху 2 ) х 2 ·( 15ху 2 + 20у 3 ) 5х 2 у 2 ·( 3х + 4у) у 2 ·( 15х 3 + 20х 2 у) Чтобы представить многочлен в виде произведения многочлена и одночлена, необходимо в составе каждого члена многочлена выделить одинаковую часть (одинаковый множитель) Из предложенных вариантов разложения многочлена на множители выбери то, которое считается законченным .
Алгоритм отыскания общего множителя нескольких одночленов Найти НОД коэффициентов всех одночленов, входящих в многочлен, который и будет общим числовым множителем. Найти переменные, которые входят в каждый член многочлена, и выбрать для каждой из них наименьший (из имеющихся) показатель степени. Произведение коэффициента , найденного на первом шаге , и степеней , найденных на втором шаге , является общим множителем , который целесообразно вынести за скобки
195 с 6 p 5 - 91 c 5 p 6 k + 221 с 3 p 10 k 2 = 195 5 91 7 221 1 3 39 3 13 13 17 17 13 13 1 1 1 195=5·3·13 91=7·13 221=13·17 15 c 3 · c 3 p 5 - 7 c 2 pk · c 3 p 5 + 17 p 5 k 2 · c 3 p 5 = 13 13 13 c 6 , c 5 , c 3 p 5 , p 6 , p 10 --- , k , k 2 c 3 p 5
= 15 c 3 · 13 c 3 p 5 - 7 c 2 p k · 13 c 3 p 5 + 17 p 5 k 2 · 13 c 3 p 5 = =13 c 3 p 5 · (15 c 3 - 7 c 2 p k + 17 p 5 k 2 ) 195 с 6 p 5 - 91 c 5 p 6 k + 221 с 3 p 10 k 2 =
4c · (4c – 1) – 3 · (4c – 1) 2 = *) Иногда алгебраическое выражение задается в таком виде , что в качестве общего множителя может выступать не одночлен , а сумма нескольких одночленов: = 4c · (4c – 1) – 3 · (4c – 1) · (4c – 1) = = (4c – 1) · (4c – 3 · (4c – 1)) = = (4c – 1) · (4c – 12c + 3) = = (4c – 1) · ( – 8c + 3) = (4c – 1) · ( 3 – 8c)
Иногда удаётся такая группировка, что в каждой группе после вынесения общих множителей, в скобках остается один и тот же многочлен , который , в свою очередь , может быть вынесен за скобки как общий множитель . Тогда говорят , что разложение многочлена на множители осуществлено способом группировки . Способ группировки применяется, когда члены многочлена не имеют общего множителя .
= m ·(2x-3) - 2 · (2x-3) = (2x-3) ·(m-2) Члены многочлена не имеют общего множителя: Составим две группы: в первую включим 1 и 2 член, во вторую – 3 и 4: 2mx - 3m - 4x + 6 = ? 2mx - 3m - 4x + 6 = (2mx - 3m) +(- 4x + 6) = = (2x · m - 3 · m ) +(- 2x · 2 + 3 · 2 ) =
x 2 – 8x +15 = = x 2 – 3x – 5x +15 = *) Разложите на множители, представив один из членов многочлена в виде суммы подобных слагаемых: = (x 2 – 3x ) + ( – 5x +15) = = x · (x – 3) – 5 · (x – 3) = = (x – 3) ·( x– 5).
Формулы разложения на множители a 2 – b 2 = ( a + b ) · ( a – b ) a 2 + 2 ab + b 2 = ( a + b ) 2 a 3 + b 3 = ( a + b ) · ( a 2 – ab + b 2 ) a 3 – b 3 = ( a – b ) · ( a 2 + ab + b 2 ) a 2 – 2 ab + b 2 = ( a – b ) 2
Использование формул сокращённого умножения 1 . (2p) 2 + 2 · 6pn + (3n) 2 3 . (7b) 2 – (5a) 2 2 . (5x) 2 – 2 · 20x + 4 2 5 . (2c) 3 – 5 3 4 . 1 + (4a) 3 II
Зачет№5 Разложение на множители 1. Вынесите общий множитель сначала с положительным, а потом с отрицательным коэффициентом: а) 6с 2 + 4с; б) 6с 2 - 4с; в) -6с 2 + 4с; г) -6с 2 - 4с. 2. Примените формулу разности квадратов: а) 9с 2 - 4; б) 4 - 9с 2 ; в) а 3 – а b 2 . 3. Примените формулы квадрата разности и квадрата суммы: а) 9с 2 - 12с + 4; б) -9с 2 + 12с - 4; в)-18с 2 - 24с - 8. 4 * . Разложите на множители: а) Зх + ху 2 - х 2 у – Зу; б) а 3 - а b - а 2 b + а 2 ; в) а b 2 - b 2 у - ах + ху + b 2 - х. 5 * . Примените при группировке формулу разности квадратов: а) 2 a 2 – 2 b 2 - а + b ; б) ас 4 - с 4 - ас 2 + с 2 ; в) х 3 у 2 - ху - х 3 + x . 6 * .Примените при группировке формулы квадрата суммы (разности): а) 1 - х 2 + 2ху - у 2 ; б) 2х 2 - 20ху + 50у 2 - 2; в) ах 2 - 2ах - b х 2 + 2 b х - b + а.
Произведение разности двух выражений на их сумму Произведение суммы двух выражений на себя Произведение разности двух выражений на себя Полный квадрат суммы Полный квадрат разности Произведение разности двух выражений на неполный квадрат суммы Произведение суммы двух выражений на неполный квадрат разности Сумма кубов Разность кубов
Домашнее задание 2 544-548(г) и 594,606
Решите уравнение 544(г) (4 t - 1) · (8t -3) · (12t - 17) = 0 4t – 1 = 0 или 8t -3 = 0 или 12t - 17 = 0 4t = 1 8t = 3 12t = 17 t = 1/4 t = 3/8 t = 17/12 Ответ: 1/4 ; 3/8 ; 17/12 . 545(г) 546 (г) 54 8 (г) х 2 = 4 х t 2 – 100 = 0 0,25y 2 – 25 = 0 х 2 - 4 х = 0 (t – 10) · (t+10) = 0 (0,5y – 5) · (0,5y + 5) = 0 х · (х - 4 )=0 t – 10=0 или t+10 = 0 0,5y – 5=0 или 0,5y + 5 =0 х=0 или х = 4 t = 10 или t = -10 0,5y = 5 или 0,5y = - 5 y=10 или y = -10 Ответ: 0 ; 4. Ответ: -10 ; 10. Ответ: -10 ; 10.
Домашнее задание 544-545(в) и 548-549(в)
Решите уравнение 544(в) (23 z - 46) · (45z + 90) · (3z + 24) = 0 23 z – 46 = 0 или 45z + 90 = 0 или 3z + 24 = 0 23 z = 46 45z = - 90 3z = - 24 z = 2 z = -2 z = - 8 Ответ : -8; -2; 2. 545(в) 3х 2 - 7х = 0 х · (3х-7)=0 х=0 или 3х - 7=0 3х = 7 х=7/3 Ответ : 0; 7/3.
546 (в) z 2 -36=0 (z-6) · (z+6)=0 z-6 =0 или z+6=0 z = 6 z = - 6 Ответ : -6 ; 6. 54 8 (в) 4x 2 - 144 = 0 (2x - 12) · (2x + 12) = 0 2x – 12 = 0 или 2x + 12 = 0 2x = 12 2x = - 12 x = 6 x = - 6 Ответ : -6 ; 6.
Домашнее задание: № 563(a, г ) , № 567 ( а , в ), № 580 ( б , г ), № 615 ( а , в ) , № 600 ( в , г ).
Разложение на множители 1. Определите общий множитель 8х 4 у 2 — 12х 2 у 2 . а) х 2 у 2 ; б) 2х 2 у 2 ; в) 4ху; г) 4х 2 у 2 ; д) 2х 2 - 3. 2. Вынесите общий множитель за скобки в выражении За 3 с 2 + 6 a 2 c 3 - 9 a 3 c 3 . а) Зас· (а 2 с + 2ас 2 – За 2 c 2 ); б) За 2 с · (ас + 2с 2 - Зас 2 ); в) З a 2 c 2 · ( a + 2с - З c ); г) Зас 2 · (а 2 + 2ас - За 2 с); д) З a 2 c 2 · ( a - 2с + З ac ). 3. Разложите на множители Зс + Зс 2 – a – ac . а) (Зс + а) · (1 - с); б) (а - Зс) · (1 + с); в) (Зс - a ) · (1 + с); г) (Зс + a ) · (с - 1); д) (Зс - a ) · (1- с). 4 . Выберите верное равенство: а) 4 + 2у + y 3 = (2 + у) 2 ; б) х 2 - 24х + 24 = (х - 12) 2 ; в) a 2 + 4а + 4 = (а - 2) 2 г) 16 x 2 + 8ху + у 2 = (4х + y ) 2 . 5. Выберите неверное равенство: а) 4 b 2 - а 2 = (2 b + а)·(2 b - а) б) ( y + 2)·(2 - у) = y 2 - 4; в) 25 x 2 - 1 = (5 x + 1)·(5 x - 1).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме «Разложение многочленов на множители различными способами» в 7 классе по учебнику А.Г. Мордковича
Урок направлен на закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении темы «Разложение многочленов на множители»; на то, чтобы учить детей на основании логических рассуждений ...
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Разложение многочленов на множители способом вынесения общего множителя за скобки и способом группировки"
Урок закрепления и обобщения знаний и способов учебных действий. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, по цепочке, фронтальная. В конце урока использован эффект незавершенного действия....
математическое лото на тему "Вынесение общего множителя за скобки и разложение многочлена на множители"
Данное математическое лото использовать на этапе закрепления учебного материала. Использовать при групповой деятельности. класс делим на 3 группы...
Конспект урока по алгебре в 7 классе по теме: «Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки»
Тип урока: урок закрепления знаний. Урок соответствует требованиям ФГОС. Рассмотрены задания типа: задания с проверкой по эталону, групповая работа, физкульминутка, рефлексия...
(Урок с применением технологии критического мышления) Класс: 7б - класс Тема: Разложение многочленов на множители с помощью различных способов
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 2Мосенкова Л.А.Предмет: алгебра (Урок с применением технологии критического мышления)Класс: 7б - клас...
Конспект урока с технологической картой по теме "Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки"
Научить учеников раскладывать многочлены на множители гораздо сложнее, чем научить умножать многочлены. Овладеть приёмами разложения многочлена на множители очень важно. Такого рода преобразования буд...
"Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки" 7 класс
Урок открытия новых знаний...